На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Гендерные особенности проявления вербальной агрессии в ситуации интернет-общения в юношеском возрасте
Гендерные особенности проявления вербальной агрессии в ситуации интернет-общения в юношеском возрасте
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Каяшева О.И. (Москва)

В настоящее время одной из важных особенностей современности является быстрое проникновение информационных и коммуникационных технологий в разнообразные сферы человеческой деятельности. Ю.М. Кузнецова и Н.В. Чудова предполагают, что уникальные свойства Интернет-среды накладывают свой отпечаток на агрессивность людей, вовлечённых в сетевую активность, авторами было выяснено, что нормы агрессивности в среде носителей Интернет-культуры в среднем ниже, чем в современном российском обществе в целом. Вербальная агрессия определяется нами как речевое действие, содержащее вербально выраженную агрессию говорящего, направленную на адресата либо третье лицо. Вербальная агрессия в сети может нанести ощутимый вред психологическому здоровью личности.

Согласно Дж. Сулеру (J.Suler) выделяются следующие особенности Интернет- общения [4, 11, 12]:
1. Диссоциативная анонимность (dissociative anonymity) – в большинстве случаев один пользователь знает о другом только то, что тот о себе расскажет. Находясь в сети, человек может не брать на себя ответственность за свои слова и действия и не признавать их своими, они выпадают из контекста его цельного самовосприятия.
2. Невидимость (invisibility). Тот факт, что пользователи не могут видеть друг друга во время коммуникации через сеть также является фактором онлайн- расторможенности, даже если при этом отсутствует анонимность. Дж. Сулер сравнивает это с тем эффектом, который производит психотерапевт во время психотерапевтического анализа, садясь таким образом, чтобы клиент не мог его видеть. Таким образом, не имея обратной связи в виде невербальных реакций собеседника, человек чувствует себя менее скованным.
3. Асинхронность (asynchronicity). Онлайн-расторможенности способствует также отсутствие необходимости иметь дело с немедленным ответом собеседника, а также возможность вернуться к общению в любое удобное время. Асинхронность коммуникации характерна, например, для электронной почты.
4. Солипсическая интроекция (solipsistic introjection). Невозможность взаимодействовать с собеседником в сети физически даёт возможность достраивать его образ по собственному желанию в гораздо большей степени, чем вне Интернет. Дж. Сулер отмечает, что это способствует восприятию собеседника как выдуманного и, таким образом, делает разговор с ним похожим на разговор с самим собой.
5. Диссоциативное воображение (dissociative imagination). Лёгкость ухода из неприятной ситуации в сети, невозможность непосредственного контакта между пользователями и анонимность делают возможным для пользователя создать виртуальную личность - намеренно созданную, отличающуюся от реальной личности самопрезентацию в сети. Ситуация общения в сети при этом, по мнению Дж. Сулера, воспринимается как игра, не имеющая отношения к действительности. Это даёт не брать на себя ответственность за свои слова и поступки в сети.
6. Минимизация влияния статуса и авторитета. Дж. Сулер отмечает, что многие показатели социального статуса, будучи невербальными, недоступны непосредственному восприятию при общении в сети. Если пользователей обладает высоким статусом и его собеседники знают об этом, его влияние всё равно может быть невелико, поскольку отношения между участниками общения в сети определяются другими факторами, чем вне её. Среди них Сулер выделяет коммуникативные способности, упорство, качество идей и технические знания.


А.Е.Жичкина указывает, что Интернет - не безличная информационная, а социальная среда, процессы, типичные для опосредованной компьютером коммуникации, имеют больше общего с межличностным общением, чем с процедурами, которые не воспроизводят отношения «человек-человек». Отмечаются некоторые особенности интернет- общения: внешность человека чаще всего неизвестна; анонимность; отсутствие чётких поведенческих норм, которым нужно следовать; уйти из нежелательной ситуации в сети легче, чем в реальной жизни, что способствует возникновению чувства субъективной безопасности; переживание ответственности за результаты своих действий имеет меньшую интенсивность при взаимодействии в сети; отмечается разнообразие сред общения и способов самопрезентации в сети [4].
Можно заключить, что ситуация Интернет-общения, с одной стороны, благоприятствует агрессивным проявлениям, так и препятствует им. С одной стороны, анонимность, невозможность непосредственного взаимодействия, ограниченность санкций и отсутствие чётких социальных норм делают применение агрессивных форм поведения менее опасными для агрессора. С другой стороны, анонимность и физическая непредставленность пользователей, а также преимущественно текстовый формат коммуникации ограничивают способы и формы проявления агрессии. В ситуации Интернет-общения, где обмен информацией между людьми осуществляется главным образом посредством текста, вербальная форма агрессии является основной. Невербальные элементы проявлений вербальной агрессии (интонация, высота и громкость голоса) в ситуации общения в сети либо не передаются, либо могут передаваться посредством сочетаний букв и типографских знаков, означающих то или иное эмоциональное состояние, а также определённым форматированием текста (сюда относится, например, написание тех или иных фраз прописными буквами) и описаний эмоционального компонента словами. Учитывая особенности ситуации общения, опосредованного сетью Интернет, вербальную агрессию применительно к Интернет-общению можно определить как речевое действие, содержащее вербально выраженную агрессию говорящего, направленную на адресата либо третье лицо [4, 6, 7].
Юноши агрессивнее девушек и более склонны к прямой, физической и инструментальной формам агрессии, чем последние. Применительно к ситуации Интернет- общения, где применение физической агрессии невозможно, можно предположить, что юноши больше склонны к прямой вербальной агрессии, в то время как девушки - к косвенной вербальной агрессии. Большая роль в принятии юношей или девушкой решения о том, производить ли агрессивные действия, и в какой форме, принадлежит полоролевым стереотипам.
Мы предполагаем, что особенности содержания агрессивных сообщений могут быть связаны с гендерной принадлежностью агрессора. С целью выявления гендерных особенностей в проявлениях вербальной агрессии в юношеском возрасте в ситуации Интернет-общения нами применялись следующие методы исследования: метод теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, метод анкетирования, метод контент-анализа, метод тестирования (методика «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки»). Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики: критерий Манна-Уитни U, коэффициент ранговой корреляции
Спирмена, критерий φ* – угловое преобразование Фишера. Исследование проводилось с сентября 2012 по апрель 2013 г. в Москве, на базе Университета Российской Академии
Образования среди юношей и девушек в возрасте от 17 до 23 лет.
В результате анализа полученных данных нами было установлено, что среди Интернет-пользователей - юношей уровень вербальной агрессии выше, чем у девушек. Было выявлено, что порицание, т. е. указание на несоответствие ожиданиям или принятым социальным нормам, чаще обнаруживается в агрессивных сообщениях, авторами которых являются юноши.
Установлено, что в ситуации Интернет-общения в агрессивных сообщениях девушек чаще встречается косвенная агрессия и выражение негативных эмоций. Вербальная агрессия юношей чаще имеет функцию удовлетворения в потребности в самоутверждении и самореализации, в то же время агрессия девушек чаще имеет защитную функцию. Это подтверждается тем, что показатель по критерию «ответ на агрессию» преобладает у девушек над показателем «оценка собеседника» и преобладающей, в отличие от юношей, частотой встречаемости в ответах на вопрос о реагировании на оскорбление указаний на изменение эмоционального состояния.
Отметим, что в данной работе нами были выявлены только некоторые аспекты вербальной агрессии юношей и девушек в ситуации Интернет-общения, что, безусловно, требует продолжения исследования по выбранному направлению.

Литература

1. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Гендерные аспекты деятельности в Интернете. // Гуманитарные исследования в Интернете. – Под ред. А.Е.Войскунского. – М.: Терра-Можайск, 2000. – с. 290-313.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. – 336 c.
4. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста.: дис…канд. пс. наук. – Москва, 2001. – 199 с.
5. Сидорова Е. Ю. Вербальная агрессия как коммуникативно-прагматическое явление // Вестник Томского государственного университета. – №319 – 2009. – с. 28-31.
6. Черемошкина Л.В. Влияние Интернет-деятельности на коммуникативные и когнитивные процессы субъекта / Под ред. Барабанщикова С.А., Самойленко С.Е. // Познание в структуре общения – М.: Институт психологии РАН, 2002. – 363 с.
7. Шабшин И. О. О психологических особенности общения в интернете / И. О. Шабшин // Московский психотерапевтический журнал. – № 1. – 2000. – с.158-182.
8. Щербинина. В. Вербальная агрессия. Изд. 2-е., – М.: ЛКИ, 2008. – 360 с.
9. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде: дис... кандидата педагогических наук. – Москва, 2001. – 300 с.
10. Якимова Н. С. Вербальная Агрессия как актуальный феномен современного общества // Вестник Кемеровского государственного университета. – № 1 (45). – 2011. – с. 184-188.
11. Suler J. Psychology of Cyberspace
12. Suler, J.R. The online disinhibition effect // CyberPsychology and Behavior. – vol. 7, № 3. – 2004. – pp. 321-326.
Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.