На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Экзистенциальный подход к преодолению психологических кризисов у детей и подростков
Экзистенциальный подход к преодолению психологических кризисов у детей и подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

И. Н. Михайловская

Медицинский отдел «Самарянинъ» Белорусской Православной Церкви (Минск).


Психологический кризис - это реакция здорового человека на тяжелую эмоциональную и значимую для него жизненную ситуацию, которая требует новых способов преодоления и адаптации. Ситуации: безнадежности, бессилия, страха, тревоги, подавленного настроения.


Основные черты кризисного переживания.
1. Обязательно должно быть событие, ситуация, и эта ситуация должна быть эмоционально важна.
2. Состояние психического дискомфорта: страх, тревога, депрессия. Это состояние длится, и любые усилия справиться с ним не приносят успех.
3. У кризиса есть длительность (2 месяца). Если больше, то это уже не психологический кризис, а: а) посттравматический стресс; б) реакция на долгое стрессовое состояние; в) психогенная депрессия.
4. Каждый кризис может быть или преодолен или не преодолен. Если кризис преодолен, человек приобретает иммунитет, духовный рост. Если кризис не преодолевается, то он хронизируется. При хронизации кризиса все будет указывать на неадекватность поведения. Хронизация кризиса идет по принципу «слабого звена» (может обостриться заболевание, наркотизация, алкоголизация, курение и т. д.). Очень важно своевременное получение помощи в кризисной ситуации. (В свете нашего подхода - это кризисная интервенция). Кризисное состояние всегда возникает очень быстро и требует срочной помощи. Если в период до 24 часов с момента вступления в тяжелую ситуацию ребенок сам не справляется с ней, то он вступает в кризис. Помощь можно начать оказывать раньше.


Фазы кризиса.
1. Фаза воздействия (фаза конфронтации). Это самая первая реакция. Уменьшается ориентация, растут напряжение, тревога, растерянность. Ребенок видит, что все усилия справиться с этим состоянием безрезультатны (по времени - до 1 недели).
2. Сдача в плен. Напряжение дальше растет, увеличивается чувство бессилия. Это никогда не закончится, выхода нет. Может появиться суицид. (по времени - 2 недели).
3. Мобилизация. Это фаза второго дыхания. Мобилизация усилий для поиска помощи. Здесь появляется возможность преодоления кризиса. Если ребенку оказана помощь, то напряжение спадает. Если помощь не оказывается, то происходит хронизация кризиса (по времени - 2 недели).
4. Кризис преодолен. Есть истощение, но есть зрелость. Оставшийся период до 2 месяцев. Если кризис не преодолен, то появляется хронизация.


Уровни помощи.
1. Превенция. Быстрое нахождение детей, переживающих кризис. Кризисные центры, службы телефонного доверия, кризисные отделения в больницах.
2. Интервенция. Задачи интервенции - помочь принять ситуацию, чувства в ситуации. В интервенцию включается все, связанное с этим днем и этой ситуацией, ориентация: «здесь и теперь».
3. Поственция. Это комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы кризис не хронизировался. Это прием медикаментов, психотерапия. При организации помощи детям в кризисной ситуации важна межведомственная связь: милиция, пожарники, психологические кризисные центры.


Самоубийство как кризисное переживание. Есть миф, что дети не кончают жизнь самоубийством. Но у детей есть мысли о самоубийстве. Дети выпадают из статистики. Их смерть относится к детскому травматизму, несчастному случаю. Статистика суицидов ведется с 15 лет. Дети выбирают жестокие способы самоубийства: прыжок с высоты, самоотравление, броситься под машину, сжигание себя. Дети всегда дают знаки о своем нежелании жить в силу своей экстравертности. В любой семье, школе после случая самоубийства нужно предлагать психологическую помощь. (Дать критическую оценку случая. Уничтожить ореол мучения. Если в семье, в роду нет критической оценки случая самоубийства, то самоубийство может повториться. При оказании психологической помощи необходимо войти в контакт и отреагировать суицидальные намерения. Активно предлагать, навязывать помощь). Если ребенок активно сопротивляется разговору, то это свидетельствует о том, что ему нужна помощь.


Общие принципы интервенции (при работе с кризисным пациентом, суицидентом). Интервенция в кризисной ситуации - это метод кратковременной психотерапии. Он имеет свои особенности:
* Помощь при кризисных состояниях должна быть неотложной (24 часа). Доступность кризисных служб.
* При обычной терапии мы собираем анамнез, а при работе с кризисной ситуацией - информацию о кризисе и предкризисных событиях.
* Конкретность. Важно выяснить, что пациент пробовал делать, как собирается делать. И очень важно это в «здесь и теперь». Как будто это делаешь сейчас. Не решаются все проблемы ребенка, решается проблема состояния, из-за которого возник кризис.
* Так как кризисная ситуация длится 2 месяца, то встречи с ребенком должны быть частые (10-12 встреч). При работе с суицидентом за эти 12 встреч ты не совершишь самоубийства. Встречи чаще, чем при обычной психотерапии (через день или каждый день).
* Когда интервенция заканчивается, мы должны решить нужна ли дальнейшая психологическая помощь или интервенция успешная. Через 1 месяц провести контрольную встречу.
* Если кризис затрагивает систему (семью, класс), то кризисная помощь предлагается всем (индивидуально).
* При кризисной интервенции активность терапевта большая, чем при обычной психотерапии. В последнем случае пациент сам ищет терапевта, а в первом случае терапевт ищет пациента.
* Иногда нужна директивность. Пациента в процессе терапии нужно искать, ему нужно звонить, если он пропускает встречу.
* Контакт в кризисной интервенции - это не нейтралитет, а более теплое, дружеское отношение.
* Работа с пациентом в кризисной интервенции заключается в том, чтобы помочь выразить ему свои чувства. Активное слушание «здесь и теперь». Эти все чувства обрушиваются на нас. Трудно спрашивать клиента о способах подготовки самоубийства. Нужно, чтобы ребенок несколько раз рассказал событие. На следующей встрече уточнять детали и т. д. Надоело несколько раз, все равно рассказывать должен. Смысл: Вентиляция чувств. Когда человек рассказывает, эти события уходят из человека, и важно, что уходят чувства. Наша задача - разговорить пациента на ту тему, которая его волнует.
* Лица, работающие с кризисами, должны получать супервизию (т. к. терапевт уничтожает свой нейтралитет, идентифицируется с клиентом)
* При работе с суицидентами. Чем больше заставляем говорить о самоубийстве, тем меньше шанс совершения самоубийства. Очень важно, по возможности, включить в работу близкое окружение (родственники). Если риск высокий самоубийства, то такого пациента нельзя оставлять одного.
Относительно медикаментозного лечения при кризисных состояниях. Обычно медикаменты не рекомендуются, так как они снижают активность пациента, снижается отреагирование. Уровень тревожности должен оставаться. (мы работаем на этой тревожности).

Источник: II Международный когресс «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» Минск, 3-6 ноября 2003 г. Ритм Социальный проект 2003г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.