На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Эмоциональные детерминанты реакций на ситуацию провокации агрессии
Эмоциональные детерминанты реакций на ситуацию провокации агрессии
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В.В. Воловикова
БГУ, аспирант
Научный руководитель: И.А. Фурманов, д.психол.н., профессор

Ситуации фрустрации, провокации агрессии являются каждодневным явлением, но непосредственное изучение особенностей поведения в подобных ситуациях оказывается весьма проблематичным.

Зачастую в фокусе внимания исследователей оказываются поведенческие реакции, а особенностям эмоционального реагирования уделяется недостаточное внимание. Мы полагаем, что эмоции, которые человек переживает в ситуации провокации агрессии, его когнитивная активность являются важными детерминантами реакций на провокацию и могут в значительной степени определять непосредственно наблюдаемое поведение.


В проведенном исследовании для выявления эмоциональных и поведенческих реакций на ситуацию провокации агрессии использовался опросник провокации агрессии, разработанный D.B. O’Conner ,J. Archer, F. Wu [3], модифицированный и стандартизированный В. Воловиковой [1]. Мы также предположили, что в регуляции поведения в ситуации фрустрации важную роль могут играть моральные эмоции стыда и вины, формирующиеся в процессе онтогенеза посредством интернализации социальных норм. Моральные эмоции возникают как результат самооценки собственного поведения с позиции моральных норм, социальных ценностей, с позиции значимого окружения. Для определения склонности к переживанию вины и стыда в ситуациях фрустрации использовался адаптированный опросник вины и стыда, разработанный J. Benetti-McQuoid и K. Bursik [2].


Анализ полученных результатов продемонстрировал, что поведенческие реакции на ситуацию провокации агрессии тесно связаны с переживаемыми в ситуации провокации эмоциями. Так, эмоции гнева, раздражения и страха положительно коррелируют с ассертивностью (r=0,67, r=0,51, r=0,39, p<0,01), что влечет за собой активное поведение, направленное на преодоление препятствия и выражение своего недовольства в социально-приемлемой форме, без открытой вербальной или физической агрессии.


Переживание гнева и раздражения выражается в использовании активной агрессии как реакции в ситуации провокации (r=0,71, r=0,62, p<0,01). Эмоции страха и бессилия положительно коррелируют с подавленной агрессией (r= 0,58, r=0,46, p<0,01) и бегством, уходом из ситуации (r=0,60, r=0,44, p<0,01), т.е. страх и бессилие выступают ингибитором агрессивного поведения. Склонность к переживанию вины отрицательно коррелирует с активной агрессией (r=0,0, p<0,01). Стыд положительно коррелирует с раздражением и подавленной агрессией (r=0,58, r=0,63, p<0,01).


Литература
1. Воловикова, В.В. Стандартизация опросника провокации агрессии / В.В. Воловикова// Философия и социальные науки. - 2010. - №3. - С. 73-78.
2. Benetti-McQuoid, J. Individual differencies in experiences of and responses to guilt and shame: exemening the lences of gender and gender role / J. Benetti-McQuoid, K. Bursik // J. of sex roles. - 2005. - Vol. 53. - P. 133-142.
3. O’Conor, D. Measuring aggression: self-reports, patner reports, and responses to provoking scenarios/
D. O’Conor, J. Archer, W. Wu// Aggr. behaviour. - 2001. - Vol. 27. - P. 79-101.
Источник: Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы ХV Международной научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов, г. Минск, 16 мая 2012 г. / Минский ин-т управления; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. - Минск: Изд-во МИУ, 2012. - 240 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.