На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Ценностные ориентации старших подростков с девиантным поведением
Ценностные ориентации старших подростков с девиантным поведением
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

БрГУим. А.С. Пушкина, социально-педагогический ф-т, студентка 5-го курса
Научный руководитель: Г.Н. Казаручик,
к.п.н., доцент
Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах: старые ценности разрушены, новые - не созданы. Поэтому в своем исследовании мы поставили цель: изучить специфику ценностных ориентаций старших подростков с девиантным поведением.


С целью определения характерного содержания системы ценностей старших подростков с девиантным поведением мы использовали методику «Ценностные ориентации» М. Рокича. В исследовании приняли участие 25 учащихся средних школ г. Бреста в возрасте от 15 до 17 лет. В целях предотвращения влияния социальной желательности, возможности присутствия неискренности в ответах особая роль отводилась нами мотивации диагностики, добровольному характеру тестирования и наличию контакта между исследователем и испытуемыми. Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников. Сгруппировав результаты, мы вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средний балл определялся путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы. В результате нами была установлена доминирующая направленность ценностных ориентаций исследуемой нами группы подростков.


Для подростков с девиантным поведением, как представителей специфической социальной группы, наиболее значимыми являются такие блоки ценностей, как «здоровье», «качества личности», «общение», «свобода и независимость». Ценность «здоровье» выступает в виде средства для достижения успеха среди представителей своей группы. Такие ценности как «здоровье» и «общение», у подростков с девиантным поведением являются дефицитарными и выступают как идеальные цели.


В группе девиантных подростков ценности «отношение к людям» и «качества личности» имеют одинаковый балл, что можно рассматривать как смешение себя и других. Здесь можно определить одну из проблем подростков с отклоняющимся поведением: трудности в становлении собственного «Я», которые ведут либо к непродуктивному подражанию, либо к бесплодному негативизму. Не является значимой у подростков данной группы такая ценность, как «любовь». Наблюдается девальвация любви и семейных ценностей в сознании подростков. Ценность «отношения к людям» у подростков с девиантным поведением является дефицитарной, что выражается в чувстве незащищенности и тревоги.


Иерархия инструментальных ценностей у исследуемой группы подростков характеризуется большей ориентацией на ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля). В то же время наблюдается низкая значимость ценностей принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).


Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что подростки, находящиеся в группе риска дезадаптации, и девиантные подростки превыше всего ценят (в порядке предпочтения): здоровье, друзей, общественное признание, любовь и свободу (термальные ценности); смелость, жизнерадостность, рационализм, честность, терпимость (инструментальные ценности). Опрос показал также, что в сознании девиантов значительно искажены понятия о таких ценностях, как друзья, свобода, честность. Наблюдается смещение акцента в структуре ценностных ориентаций с созидательной сферы на развлекательно-потребительскую. Ценностные ориентации на образование большинства девиантов характеризуются неразвитостью, аморфностью и противоречивостью. Все несовершеннолетние девианты обнаруживают отсутствие ориентации на высшие общественные интересы, на альтруистическую деятельность, творческую работу, познание и жизненную мудрость.

Источник: Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы ХV Международной научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов, г. Минск, 16 мая 2012 г. / Минский ин-т управления; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. - Минск: Изд-во МИУ, 2012. - 240 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.