На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности детско-родительских отношений в семьях девушек с интернет-зависимостью
Особенности детско-родительских отношений в семьях девушек с интернет-зависимостью
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Трунова Е.Н.
Научный руководитель: Самбикина О.С., к.психол.н., доцент

Введение

В апреле 2021 года Аналитический центр НАФИ провели опрос среди 1600 человек из 53 регионов России. Эксперты выяснили, что россияне проводят за компьютерами и другими гаджетами в среднем по 6 часов в день. Молодежь, в возрасте от 18 до 24 лет проводит за экранами цифровых устройств по 8 часов. При этом новая информационная среда изменяет не только условия жизни, но и самого человека. Эти изменения носят противоречивый характер: с одной стороны, использование интернета для решения широкого круга задач позволяет получать информацию для учебных и иных целей развития. С другой стороны - у этого процесса есть свои недостатки и нежелательные последствия. Например, незрелая личность младшего юноши, с не до конца сформированной идентичностью, общей неустойчивостью личностных черт, безусловно, может подвергаться сильным изменениям при интенсивном использовании интернета, возрастает риск формирования интернет-зависимого поведения.
При этом остается открытым вопрос о факторах формирования интернет - зависимого поведения и в этой связи - стратегиях его коррекции. Одним из таких факторов является семья интернет-зависимого и особенности детско-родительских отношений в ней.
Именно в семье закладываются жизненные стереотипы и тот жизненный сценарий, на основе которого ребенок усваивает нормы социума, и проблемы, возникшие у него при этом, скрываются, прежде всего, во взаимоотношения родителей и детей. Так же семья влияет на формирование и изменение социальных установок, и на выбор стратегии адаптивного поведения. В контексте исследования интернет-зависимого поведения, М.А. Богомолова, отмечает, что высокие показатели интернетзависимости в юношеском возрасте положительно коррелируют с нарушениями процесса семейного воспитания. Наиболее сильная связь наблюдается в области эмоционального принятия - отвержения ребенка родителем и в сфере автономии и контроля за поведением ребенка (Богомолова, 2018). Тем не менее, исследования особенности семейных отношений у интернет-зависимых лиц до сих пор остаются немногочисленными. Например, остается открытыми вопросы о различиях отцовского и материнского отношения у интернет-зависимых детей и каков вклад особенностей супружеских отношений в формирование аддиктивного поведения ребенка


Цель исследования: изучение взаимосвязи склонности к интернет-зависимости с особенностями детско-родительских отношений в юношеском возрасте.


Метод


Участники исследования


Эмпирическая часть исследования осуществлялась на базе ГБПОУ Пермский краевой колледж «Оникс» г. Перми. Выборку составили 133 девушки в возрасте от 16 до 20 лет.


Психодиагностический инструментарий


Для изучения склонности к интернет-зависимости использовалась «Шкала Интернет-зависимости» (CIAS), С.-Х. Чена (в адаптации B. Л. Малыгина, К.А. Феклисова). Для диагностики детско-родительских отношений: методика «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской (ДРОП) и «Шкала семейного окружения» (ШСО) (адаптация C. Ю. Куприянова).


Методы анализа данных


Кластерный анализ методом К-средних, U-критерий Манна-Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена.


Результаты


В сравнительном анализе детско-родительских отношений девушек, имеющих интернет-зависимость и девушек, не склонных к ней, получены следующие результаты. При оценке особенностей общения и взаимодействия с родителями аддиктивные девушки обращают внимание на интенсивность конфликтов, из которых оба родителя выходят победителями, открытое выражение гнева и агрессии.
Отношение матери они воспринимают как неуверенное, отмечают ее сомнения в верности своих воспитательных усилий. Особой характеристикой здесь же выступает непоследовательность и противоречивость стиля воспитания обоих родителей. То есть, несмотря на то, что мать может быть не до конца уверена в собственных воспитательных мерах по отношению к ребенку, она тем, не менее стремится сохранить безоговорочный авторитет и доминирующую позицию. Авторитарная и конфликтная родительская позиция матери и отца сопровождается использованием частых наказаний по отношению к детям. Кроме того, авторитарные родители интернет- зависимых редко передают им ответственность, тем самым способствуя пассивной, зависимой позиции ребенка. При этом родителям зависимых девушек свойственно совместное принятие решений. Однако, учитывая, что ранний юношеский возраст - период нестабильный, важно, чтобы взрослый принимал взвешенные решения, логично и последовательно их объясняя.
Оба родителя при этом чаще имеют неверный, искаженный образ своего ребенка, то есть склонны приписывать ему несуществующие черты, а также чувства и мысли.
В семьях группы интернет-зависимых девушек гораздо более выраженная враждебность матери к супругу и менее - удовлетворённость супружескими отношениями отцом.
При этом, в семьях юношей и девушек с интернет-зависимостью менее реализована эмоциональная сторона общения с родителями: чувства дочерей часто остаются либо незамеченными, либо непринятыми, а психологические и материальные потребности не удовлетворены.
В результате корреляционного анализа выявлено, что в группе девушек, имеющих устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения в структуре взаимосвязей специфичными являются связи с требовательностью и контролем матери, удовлетворением потребностей дочери отцом, характеристиками удовлетворенности супружескими отношениями обоими родителями, а также ориентацией на достижения семьи.


Обсуждение


Подвергаясь чрезмерным требованиям и контролю, наряду с непредсказуемостью родителя и регулярном вовлечении в конфликты, дочери могут испытывать повышенную тревожность, депрессивность и проблемы с коммуникацией. А авторитарность родителей способствует формированию либо пассивной и зависимой позиции, либо, наоборот, чрезмерно агрессивной и враждебной. Такие личностные черты характерны для аддиктов. О.В. Дубровиной (2009) выявлено, что лицам с виртуальной аддикцией свойственны: высокий уровень тревожности, проявления агрессивности и фрустрации, чем у респондентов группы нормы. У них отмечается эмоциональная незрелость, неумение проявлять и принимать свои негативные эмоции. Лица с интернет-зависимостью склонны к непродуктивным эмоциональным (эмоциональная разрядка, подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность) и когнитивным (растерянность, смирение) копинг-стратегиям. Мы предполагаем, что особенности детско-родительских отношений, свойственные аддиктивным девушкам, могут играть в этом роль, способствуя развитию интернетзависимости и усугубляя ее.


Библиографический список
1. Богомолова М.А. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции // Медицинская психология в России. 2018. T. 10. № 2. C. 8.
2. Дубровина О.В. Психологические особенности личности с виртуальной аддикцией // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 9. С. 333-336.

Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК, процессор Intel® Celeron® и выше, частота 2.80 ГГц; монитор SuperVGA с разреш. 1280x1024, отображ 256 и более цветов; 1024 Mb RAM; Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше; CD-дисковод, клавиатура, мышь. - Загл.: с титул. экрана. - Текст (визуальный) : электронный.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.