КАРАЛАШВИЛИ Е.А., руководитель медико-психолого-педагогической службы; МАЛАХОВА Н.Е., педагог-психолог Хочется крикнуть людям: Будьте щедрей на ласку. Путь человека труден — Мало похож на сказку. В жизни без ласки — знайте, Слезы, дожди, озноба. Детям и взрослым — знайте, Ласка нужна — не злоба.
В комнату, где играли дети, вошла новенькая девочка. Воспитатель представила ее: «Это Оля. Она будет ходить к нам в группу». Дети со свойственным им любопытством смотрели на девочку. Девочка была как девочка, единственное, что отличало ее от других детей, — на ее голове не было волос и смотрела она тревожно, настороженно. «Катя, — обратилась воспитательница к самой бойкой девочке, — покажи, пожалуйста, Оле игрушки». Но Оля убрала руки за спину и тихонько села в стороне от играющих детей, с опаской оглядываясь по сторонам. На следующий день она подошла к игрушкам и стала играть, но... одна. Лишь спустя несколько недель Оля начала играть вместе со всеми.
Это одна из зарисовок того, как дети из Социального приюта приходят к нам в детский сад. Конечно, каждый ребенок ведет себя в группе по-своему. У каждого из них своя судьба, чаще всего непростая, наполненная слезами, горечью, обидой. О прежней жизни у них не самые лучшие воспоминания. Они приходят на полдня туда, где играют, радуются, порой решают свои «детские проблемы» дети из обычных семей, дети у которых есть родители.
В нашем Центре развития ребенка — детском саду № 2333, с января 2003 г. организована группа кратковременного пребывания полной интеграции для дошкольников Социального приюта «Марьино». Цель работы группы — содействие в полноценном социальном развитии детей из приюта и подготовка их к школьному обучению. Ведь приют в значительной степени закрытое учреждение, и проживание в нем так или иначе ведет к определенной степени социальной изоляции, что затрудняет последующую адаптацию детей в школе и осознание себя как личности. Группа кратковременного пребывания в дошкольном учреждении является не только развивающей, но и терапевтической средой, для воспитанников делаются доступными основные компоненты нормальной повседневной жизни.
Дети, посещающие группы кратковременного пребывания, имеют возможность удовлетворить свои базовые потребности, играющие важную роль в их последующем развитии: — эмоциональное развитие — данная потребность удовлетворяется в коллективе детей, не имеющих негативного семейного опыта и травмирующих переживаний, связанных с близкими людьми; — развитие собственной воли и инициативы — данная потребность удовлетворяется при взаимодействии с персоналом и детьми, не знакомыми с негативным социальным опытом ребенка, его «историей» и таким образом проявляющими нормальный уровень заботы (в учреждениях социальной помощи часто доминирует повышенный уровень заботы); — развитие умственных способностей — данная потребность удовлетворяется в ходе включения воспитанников в занятия по программам дошкольных учреждений, а также в ходе взаимодействия со сверстниками вне занятий и в игровой деятельности (информационный обмен, стимуляция познавательного интереса); — развитие способности принимать ритм повседневной жизни — данная потребность удовлетворяется при включении воспитанников старшего дошкольного возраста в школьный режим (необходимость идти в детский сад, затем прийти «домой» аналогична ежедневной необходимости идти в школу на занятия); для воспитанников, ограниченных только рамками приюта, адаптация к суточному ритму происходит медленнее. Совместно с педагогами Социального приюта нами составлена программа работы группы кратковременного пребывания, которая предусматривает: — посещение детьми приюта всех занятий соответствующей возрастной группы в режиме детского сада; — приобретение этими детьми опыта общения и обогащение взаимоотношений со взрослыми и детьми; — участие дошкольников приюта в игровом процессе и совместной деятельности детей; — профилактические и оздоровительные мероприятия (фиточай, кислородные коктейли); — экскурсии в экологический центр детского сада, работа детей приюта в экспериментальной лаборатории экологического центра; — кружковые занятия в эстетико-художественной студии детского сада с использованием природного материала; — занятия в спортивном зале и бассейне детского сада; — посещение детьми приюта праздников, утренников, кукольных спектаклей в детском саду. Дети поступают в группу в соответствии с их возрастом (в младшую, среднюю, старшую и подготовительную) по одному или два человека. Время нахождения их в группе — с 9.00 ч. до 11.30 ч. Дети с учетом их возможностей и интересов включаются в совместную игровую и учебную деятельность с воспитанниками детского сада, а также в режим группы.
Процесс адаптации и пребывания ребенка в условиях здорового микроклимата группы отслеживается специалистами и воспитателями. Для контроля за ребенком, изменением его поведения, настроения, активности, коммуникабельности заполняется «Индивидуальная карта наблюдений в группе кратковременного пребывания».
Для выяснения того, что больше привлекает воспитанников приюта в детском саду, был проведен опрос, результатом которого стал явный круг предпочтений: — плавание в бассейне и занятия в спортзале; — занятия в экологическом центре и общение с животными; — игрушки и та игровая среда, которая их окружает в группах. Таким образом, можно сказать, что для детей приюта более характерен объективный интерес, а не субъективный. И эти потребности детей полноценно реализуются в условиях нашего детского сада.
Следует отметить, что работа группы кратковременного пребывания детей Социального приюта имеет некоторые особенности: — время нахождения ребенка в группе незначительно, ввиду небольшого периода его нахождения в Социальном приюте (максимальное время — 6 месяцев); — более пристальное внимание к психологическим особенностям и поведению детей — воспитанники приюта более замкнуты, плаксивы, некоммуникабельны, конформны, менее активны, отказываются от занятий. Иногда вместо гипоактивности встречаются дети с выраженной гиперактивностью в виде непослушания и агрессивности, но это случается нечасто и на начальном этапе. Дети, приходящие в детский сад из приюта, чаще всего социально неуверенные: не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом и внешним миром. Мотивом такого поведения являются социальные страхи, возникающие при неадекватной социализации (алкоголизм родителей или их потеря, проблемные многодетные семьи). Такие дети имеют неадекватную самооценку и, как следствие, неадекватное поведение, высокий уровень тревожности. Все это затрудняет их адаптацию в детской группе, а затем в школьной жизни.
Наша задача состоит в том, чтобы вернуть ребенку ту социальную среду, которой он был лишен, коллектив сверстников, игровую и образовательную деятельность, полноценное общение со взрослыми — воспитателями и педагогами.
Результатом этой кропотливой работы являются те изменения, которые мы наблюдаем по истечении некоторого времени: у детей повышается общительность, налаживается контакт со взрослыми, а затем и с детьми, они охотнее занимаются, участвуют в жизни группы и детского сада.
Работу с обделенными судьбой детьми сотрудники нашего Центра развития ребенка считают своей человеческой обязанностью и делают все возможное для того, чтобы дети имели равные возможности для развития и удовлетворения своих запросов. Этот опыт общения, безусловно, поможет им понять, что жизнь многообразна. И в ней все же больше радости, тепла и доброты.
Источник: журнал "Воспитатель ДОУ", 2007г №1 |