Семейные конфликты: деструктивный аспект
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Сухов Анатолий Николаевич,
заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, почетный работник высшего образования, доктор психологических наук, профессор (ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»)

Актуальность исследования проблемы, связанной с последствиями деструктивными семейными конфликтами, в современном мире, к сожаленью, возрастает. Пришло время, когда с решением данной проблемы, больше медлить нельзя.


В настоящее время, на проблему насилия в семье, следовательно, деструктивных конфликтов обратили серьезное практическое внимание различные международные организации: Конгресс ООН по вопросам женщин, Всемирная ассамблея по проблемам старения, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Конвенция о правах ребенка.
Семейные деструктивные конфликты возникают и проявляются практически во всех без исключения типах семьи. Конечно, уровень, частота, продолжительность, факторы их возникновения и формы проявления различны.
Сущность семейного конфликта заключается в столкновении противоположных позиций членов семьи. Источником конфликта является противоречие (или разногласия) между членами семьи. Разрешение конфликтов зависит от структуры семьи и от того, насколько сильны потребности отдельных членов в ее сохранении.
Семейные деструктивные конфликты проявляются на основе использования следующих моделей взаимодействия сторон: борьбы,
привыкания, сотрудничества, криминогенного общения и эмоциональных, стрессогенных реакций. Их последствия крайне негативны. Об этом свидетельствует статистика. Она носит настолько тяжёлый, травмирующий в психологическом плане характер, что её презентация просто нецелесообразна, чтобы не вызвать травму.
В данном случае в качестве цели выступает необходимость теоретического обоснования взаимосвязи различных видов насилия с конкретными деструктивными семейными конфликтами.
В настоящее время имеется обширная литература о различных видах семейных конфликтов. Однако о криминальных межличностных семейных конфликтах публикации явно не хватает.
В то же время достаточно интенсивно исследуется тема, связанная с насилием в семье. Кстати, она освещена автором совместно с О. В. Стариковой и А. В. Молоствовым в монографии «Криминальное насилие в семье: личностный аспект». М., 2019 [9].
Кроме того, проблемой семейного насилия занимаются Т. Я. Сафронова, Е. Т. Соколова, Е. И. Цимбал и др. Однако до настоящего времени не существует единого видения данной проблемы в психологии, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (В. Е. Каган и др.).
Проблема психологии насилия представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающаяся в мировой психологии в последнее время.
Что касается конкретно западной психологии, то там давно уже данная проблема находится в центре внимания таких учёных, как К. Брон; Р. Джиллес; Д. Иваниек; Дж. Кобрин; Д. Левинсон; Р. Лэнг; Э. Миллер; М. Страус и др.[9].
На самом деле связь между деструктивными семейными конфликтами и насилием прямая. Однако этот момент до последнего времени явно выпадал из поля зрения как отечественных, так и зарубежных психологов. Преодолению сложившегося разрыва и посвящена данная статья.
На основе анализа результатов конкретных исследований сделаны следующие теоретические выводы.
Существует следующая классификация семейных деструктивных конфликтов.
По источнику происхождения они подразделяются на реальные и ложные, и, кроме того, - иррациональные, импульсивные, словом, неосознаваемые [5, 6]. В последнее время обозначился явный трэнд, связанный с гибридными конфликтами в различных сферах, в том числе и в условиях семьи.
Реальные конфликты аффилированы со столкновением объективных интересов (отсюда “конфликт интересов”), позиций, ролей и т.д. Они, в свою очередь, протекают на рациональной основе и проявляются в виде бойкота, сопротивлений и т.д.


Если говорить более детально об объективных причинах семейных конфликтов, то они представляют собой большой диапазон обстоятельств:
-фоновые причины (социально-политические и социальноэкономические, влияющие прежде всего на качество жизни семьи, её социально-экономическое положение, ценностные различия членов семьи,);
-социально-психологические (межролевые конфликты, связанные с распределением обязанностей, регулированием семейного бюджета и т.д.);
-нравственно-психологические (случаи измены, лжи, двойной стандарт);
-индивидуально-психологические (различия в области здоровья, сексуальные и психологические расстройства, различные виды зависимости и пр.).


Что касается ложных конфликтов, то они возникают на когнитивной основе, то есть в результате отражения факторов внешней и внутренней среды.
Образы этих факторов могут быть неадекватными и приводить к различным ошибкам, эффектам восприятия. Суть их: не так понял. Поэтому они могут возникать практически на пустом месте, из-за нечего. В соответствии с этим проблемы возникают там, где их на самом деле нет, а где они есть, там они не осознаются, и конфликтов не бывает.
Кроме того, конфликты в семьях бывают как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Неосознаваемые конфликты, как правило, проявляются в иррациональных действиях, тревожности, компенсаторных реакциях (агрессии, страхах, панике, хулиганских действиях и т.д.). Поэтому существует взаимосвязь между семейными конфликтами и стрессовыми ситуациями.
Как уже отмечалось, сейчас довольно часто в семьях возникают гибридные конфликты, с помощью которых хотят скрыть истинные цели сторон.
К сожаленью, конструктивных семейных конфликтов явно не хватает. На семейном совете можно решить практически любые проблемы в ходе их
обсуждения. Но, увы, такая практика-дефицит.
Деструктивные семейные конфликты подразделяются на два основных вида: безнравственные (измена, агрессия и т. д.) и криминальные, связанные с насилием, преступлениями[8;9].
Так, существует также довольно распространенная ситуация, именуемая «любовным треугольником»: он — она — она; она — он — он. Далеко не всегда данная ситуация воспринимается конфликтно. Однако чаще всего она сопряжена с психологическими травмами, самоубийствами и убийствами. Достаточно вспомнить судьбу Анны Карениной или Леди Макбет Мценского уезда. В основе конфликтов, возникающих в системе «любовного треугольника», лежит межролевой конфликт, а именно между ролью «любовницы» и ролью жены. Это пример безнравственного конфликта.
Как отмечается в научных исследованиях, семейные конфликты, чаще всего, связаны с «фактором насилия». В большинстве случаев это посягательства на личность.
При этом криминогенная семейная ситуация понимается как ситуация семейного конфликта, которая характеризуется наивысшим обострением противоречий, существующих между членами семьи.
Определённые виды насилия связаны с конкретными деструктивными семейными конфликтами.
В России с конце 90-х годов 20-го века широко обсуждается проблема внутрисемейного насилия, результатом чего стало создание закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье», который, к сожалению, долгое время так и оставался проектом.
В настоящее время выделяют следующие основные виды насилия: физическое; сексуальное; психическое.
В англоязычной психологической литературе основными терминами в данной области являются собирательные термины «abuse» (обида, ругань, оскорбление, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление, эксплуатация, совращение) и «neglect» (пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы) [9].
Криминогенная зона стрессогенных, импульсивных, зачастую неосознаваемых деструктивных семейных конфликтов достаточно широка. Как правило, такого рода конфликты проявляются в иррациональных действиях, тревожности, компенсаторных реакциях (агрессии, страхах, панике, хулиганских действиях и т.д.). Поэтому существует взаимосвязь между семейными конфликтами и стрессовыми ситуациями.
В связи с этим семейный конфликт может выступать в качестве снятия психического напряжения. Действие подобного механизма психической разрядки можно наблюдать в преступлениях, совершенных заведомо без какой- либо выгоды для преступника и без всякого повода со стороны потерпевшего, в преступлениях, совершенных по незначительному поводу, либо, когда в поведении потерпевшего специально отыскивается повод для того, чтобы можно было выплеснуть накопившееся раздражение [5, 6].
Нередко деструктивные семейные конфликты выступают в качестве «громоотвода», «молния разрядника» для снятия стресса, который возникает в результате влияния социальной напряжённости на различных уровнях: макро-, региональном, организационном. В подобных ситуациях члены семьи принимают на себя удары «стрессошокера». Недовольство, как правило, исходит со стороны мужской «половины», хотя в этой роли довольно часто выступает и женская «половина».
Ребенок, как самый слабый в семье, — первый кандидат на роль «козла отпущения». Проведённый отечественными криминологами опрос показал, что более половины преуспевающих бизнесменов с высшим образованием бьют своих детей. Кроме того, было выяснено, что бизнес-леди так же выступают в качестве объекта насилия. Более сильный бьет более слабого. В результате наступает разрядка.
Р. Джиллес и М. Страус (1979) предложили комплексную модель насилия в семье. Она учитывает разнообразие семей, индивидуальные характеристики и социальные отклонения их членов, сочетание которых вызывает насилие, а также придает особое значение взаимному влиянию членов семьи, их поступкам, предшествующим насилию и следующим за ним, принимает во внимание четыре социально-психологических фактора: стресс в семье
(разногласия в воспитании детей, секс, беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи), общественную изоляцию, алкоголизм и изначальную приверженность насилию
[9].
Факторы насилия в семье проанализированы в работах Д. Иваниека, К. Брона, Р.Лэнга, Э.Миллера и др.
Традиционно они подразделяются на личностные, социальные и социально-психологические.
Суть криминальных семейных конфликтов состоит в том, что в настоящее время членами семьи насилие, т.е. преступные действия, умышленно используется в рамках модели «борьба» для достижения «успеха» противоправным путём. Прежде всего имеются в виду заказные убийства и пр.
Причём в качества заказчика убийства стали выступать жёны.
В условиях современной России происходит увеличение количества преступлений, совершенных близкими людьми, против своих кровных родственников. Это вызывает особое беспокойство, так как подобная криминализация в сфере семейных отношений используется в качестве способа разрешения как жизненно важных, так и незначительных проблем [6].
Семья, перестает играть роль центра психологического «бомбоубежища» для её членов. Насилие оказывает не только физическое, но и серьезное психическое воздействие на ребенка: может подавлять, ломать слабую личность, а в сильной личности пробуждать протест, который нередко выражается в противоправном, в том числе преступном, поведении.
Внутрисемейные преступления, то есть связанные с применением насилия одним из членов семьи по отношению к другому члену семьи, в том числе детоубийства и прочие преступления против детей, обычно имеют в своей основе конфликт либо внутри семьи между ее членами, либо между членами семьи и ее окружением. При этом не имеет значения, оформлены ли отношения между супругами юридически. В семье совершаются и корыстные, и насильственные, и многие другие преступления, хотя основную массу составляют все же насильственные.
Совершаемые в семье насильственные преступления - это глобальная общественная проблема, которая в западных странах получила название «семейного насилия». Ее глобальность заключается в том, что в самых различных странах значительная часть насильственных преступлений совершается именно в семье. В России насильственные преступления против членов семьи совершаются чаще, чем против просто знакомых, не являющихся родственниками, а преступления против знакомых - чаще, чем против незнакомых. Внутри семьи наиболее часто совершаются преступления одним супругом в отношении другого.
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл криминогенного общения путём физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха, когда один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого.
Следует отметить, что при изучении ситуаций насилия в семье возникает ряд трудностей - высокая степень ее латентности, отсутствует официальная статистика случаев семейного насилия.
Пострадавшие не желают обращаться в правоохранительные органы [9].
Причины того, что жертва не прекращает своих отношений с лицом, допускающим акты домашнего насилия, многочисленны и различны в каждом отдельном случае.
В качестве таковых чаще всего выступают: страх жертвы перед насильником; финансовая и жилищная зависимость от него; тревога за судьбу детей; травма-паралич и т. д.
Именно с этим обстоятельством связана этимология слова «хулиган». Вытащенный на свет божий скелет из шкафа показал, что семью, где он находился, следует именовать не «хулигэн», а «хулиган». Таковы особенности семейных деструктивных конфликтов.


Список литературы
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов. М.: Питер, 2015. 528 с.
2. Большаков А.Г. Конфликтология организаций: учеб. пособие / А.Г.Большаков, М.Ю.Несмелова. М., 2001. - 182с.
3. Карел Витек Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
4. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник для студентов вузов / Т.Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 287 с.
5. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1989
6. Социальная психология./Под ред. А.Н. Сухова.8-е изд. М.,2017. 367с.
7. Социально-психологические технологии работы с различными
группами населения. /Под ред. А.Н. Сухова. М., 2019.-271с.
8. Сухов А.Н. Конфликты в первичных коллективах осужденных. Рязань.1978.-72 с.
9. Сухов А.Н., Старикова О.В., Молоствов А.В. Криминальное насилие в семье: личностный аспект.- М.: Флинта, 2019. 74 с.
10. Сухов А.Н. Психологии социальной работы. М., 2019. 278 с.

Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.