На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние семьи со скрытой формой неблагополучия на формирование девиантного поведения ребенка
Влияние семьи со скрытой формой неблагополучия на формирование девиантного поведения ребенка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Зуйкова Анна Александровна,
старший преподаватель кафедры педагогики УНК ПСД, кандидат психологических наук (ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»)
Хрушкова Елизавета Алексеевна,
курсант (ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»)




Современная среда общественной жизни, характеризующаяся открытостью, динамичностью и уязвимостью к расширяющемуся перечню экзогенных угроз различного типа, повышает значимость безопасности в современном обществе. Такая социальная категория семей, как дети и семьи с детьми, в том числе находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в особой защите и поддержке со стороны государства и общества. Семейно-родственные связи прямо пропорциональны результатам поведения ребенка, то есть более глубокие и прочные семейные отношения снижают вероятность негативных поведенческих наклонностей.
Родитель - это образец по отношению к своим детям. Если родитель ведет себя отрицательно, то ребенок с большей вероятностью будет следовать негативному отношению своего родителя. С самого рождения родитель будет формировать поведение, соответствующее нормам общества, посредством воспитания детей. Однако существуют определенные методы воспитания, которые оказывают большее влияние на поведение ребенка. Самым значимым методом, на мой взгляд, является родительская поддержка. Родительская поддержка - это поведение по отношению к ребенку, такое как похвала, поощрение и проявление привязанности. Они показывают ребенку, что его ценят и любят. Поддержка со стороны родителей связывает подростка с институтами семьи и укрепляет его самоконтроль. Такое построение самоконтроля будет препятствовать формированию девиантного поведения.
Проблемы девиантных и делинквентных детей и подростков, пути предупреждения асоциальных и антиобщественных проявлений личности, содержание и механизмы комплексной реабилитации несовершеннолетних, совершивших преступление, занимают видное место в психологопедагогических, социологических и правовых исследованиях. Актуальность темы обусловлена значительной ролью влияния семьи на развитие и воспитание личности ребенка. Именно семья является важнейшим институтом социализации личности, и может оказывать как позитивное, так и отрицательное влияние на данный процесс. В связи с этим, многочисленными авторами отмечается, что неблагополучная семья один из главных факторов формирования девиантного поведения ребенка (Галагузова М. А., 2016).
Рост подростковой преступности, соответствующий нестабильности семьи, дает стимул для проведения исследований, выявляющих связи между неблагополучными семьями и преступностью. Бедность, криминальный анамнез семьи, разрушенная структура семьи, жестокое обращение в детстве, неэффективное родительское поведение и злоупотребление родителями психоактивными веществами - лишь немногие из этих семейных факторов, влияющих на формирование девиантного поведения у ребенка. Еще одним доказательством, подкрепляющим эту аргументацию, является то, что причинами девиантного поведения у подростков являются конфликтная среда, внутри и вне дома, а также испорченные отношения членов семьи и других лиц, находящихся в непосредственном контакте. Управление семьей и взаимоотношения с ней являются очень важными переменными в исследованиях правонарушений несовершеннолетних, и иногда именно порочные отношения с семьей оказываются основной причиной в формировании девиантного поведения несовершеннолетних.
Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а также принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями "группы риска".

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

• Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия;
• Семьи со скрытой формой неблагополучия.


Более подробно остановимся на семьях со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные), так как данную категорию семей выявить очень трудно, по причине того, что на первый взгляд такие семьи внешне респектабельные, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. К данным семьям относят:
- «Пограничные семьи» (эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно);
- семьи с недееспособными членами: (испытывают материальную
недостаточность, часто дети остаются без присмотра);
- семьи с детьми-инвалидами: (типичная первоначальная реакция - отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза; вторичная реакция - чувство гнева, беспомощности, безысходности; часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком);
- семьи с нарушением структуры семейных ролей (семьи, где межличностные роли, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи (патологизирующие семейные роли). Они могут возникать в результате взаимодействия семьи с социальной средой или непосредственно в самой семье);
- семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи - соратники в борьбе);
- семья-театр (театрализованный образ жизни сохраняет видимость благополучия, при посторонних родители любят демонстрировать свою любовь к ребенку, однако у родителей нет подлинного контакта с детьми);
- семья-санаторий (семья только внешне кажется солидарной, один из членов семьи ограничивает свои обязанности, заставляя близких все больше и больше окружать его вниманием).


Семья - самая фундаментальная единица социальной организации, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье ребенок усваивают нравственные ценности, которые, вероятно, будут определять его будущее [8, с. 72]. Другими словами, семья - это основная ячейка общества. Это важнейший компонент с определяющей ролью социализации ребенка, который направлен, во-первых, на воспитание детей членов сбалансированного общества, а во-вторых, на стабилизацию личности взрослого человека. Когда ребенок делает свои первые шаги в жизни, семья находится рядом с ним. Родители должны понимать, что они должны правильно воспитывать своих детей. Если дети получат правильное образование в семье и в школе, то будут гармонично развиваться и обязательно будут иметь светлое будущее. Эмоциональные недостатки, начиная с самых ранних моментов жизни, могут привести к серьезным дисбалансам, которые могут иметь трагические последствия. У нас вошло в привычку относиться к семье как к средоточию мира и любви. Однако при ближайшем рассмотрении это утверждение оказывается неверным. Есть так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых искажает развитие ребенка. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность приводят к эмоциональным травмам, агрессии, дисбалансу в общении, увеличению числа правонарушителей. Дети с дисфункциональным фоном отстают в умственном и физическом развитии, страдают психоэмоциональными расстройствами.
Такие термины, как дисфункциональная семья, семейное неблагополучие, стали частью нашей повседневной жизни. Мы используем их довольно долго, однако даже не знаем, что именно они означают. Что можно назвать неблагополучной семьей? Семья, где родители крепко злоупотребляют спиртными напитками? Или семья, где родители все время работают, а ребенок целый день проводит на улице? В. Б. Альтшулер утверждает, что семья, в которой мать или отец (а то и оба) употребляют алкоголь, лишь немногим хуже семьи, где взрослые не страдают от вредных привычек, к тому же одна - они не заботятся о собственных детях. Неблагополучная семья для ребенка не является синонимом асоциальной семьи. Есть много семей, о которых никто не может сказать ничего плохого с формальной точки зрения, но, тем не менее, эта семья дисфункциональна для ребенка [7, с. 54].
Большая часть современной литературы уделяет особое внимание феномену дисфункциональной семьи, однако четкого определения ему нет. Каждый автор вкладывает в нее свой собственный смысл. Недавние исследования выявили типы семейных отношений, которые по-разному влияют на развитие личности ребенка. В. Сатир, синтезировав опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей - воспитательные и неблагополучные. В воспитательной семье родители считают, что изменения неизбежны - как в развитии детей, так и во взрослой жизни. Они принимают изменения как неотъемлемую часть жизни [3, с. 17].
Семейная дисфункция характеризуется любым состоянием, которое мешает здоровому функционированию семьи. В большинстве семей существуют определенные периоды времени, когда функционирование нарушается стрессовыми обстоятельствами (смерть в семье, тяжелая болезнь родителя и т. д.). Стресс - это неизбежная часть жизни. В то время как низкий уровень стресса может оказать положительное влияние на людей и подтолкнуть их к достижению своих целей, чрезмерный стресс может поставить под угрозу безопасность и благополучие семьи. Высокий уровень стресса может привести к враждебности, непониманию внутри семьи. Научиться справляться с жизненными стрессорами здоровым образом имеет важное значение для счастья и благополучия человека, а также семьи.
Здоровые семьи, как правило, возвращаются к нормальному функционированию после того, как стрессовые обстоятельства проходят. Однако в неблагополучных семьях проблемы, как правило, носят хронический характер.
По мнению Т. В. Андреевой, дисфункциональная иерархия существует, когда родители не выполняют свои обязанности лидера в семье. В свою очередь, Е. Г. Силяева видит признаки дисфункции семьи в конфликтах, плохом поведении и постоянном злоупотреблении отдельными членами семьи, заставляющих других членов семьи приспосабливаться к таким действиям [8, с. 54, 9, с. 35].
В данной работе под дисфункциональной семьей можно понимать семью с множественными «внутренними» конфликтами, например, соперничеством между братьями и сестрами, конфликтами между родителями и детьми, бытовым насилием, психическими заболеваниями, одиноким родительством или «внешними» конфликтами, например, алкоголизм или наркомания, внебрачные связи, азартные игры, безработица - все это влияет на основные потребности семейной ячейки. Таким образом, можно сделать вывод, что в дисфункиональной семье существует множество негативных влияний, и они влияют на основные потребности. Именно это отличает семьи с незначительной дисфункцией от тех, где семейная дисфункция является серьезной проблемой. Соответственно, риск делинквентности у детей, воспитывающихся в дисфункциональной семье в два раза выше, чем у детей из более благополучных семей.
Нечастая коммуникация между двумя родителями и ребенком приводит к ослабеванию детско-родительских связей. Практически любая проблема может быть решена с помощью открытого, честного, здорового общения. Одной из распространенных тем в неблагополучных семьях является неспособность или нежелание слушать друг друга. Во многих случаях индивид избегает прямого общения с человеком, который вызвал проблему, вместо того чтобы довериться другим членам семьи в попытке избежать конфронтации. Косвенное общение может вызвать горечь и пассивно-агрессивное поведение. Это также может привести к отсутствию доверия внутри семейной ячейки. Можно также утверждать, что сама структура семьи может оказывать значительное влияние на степень власти отдельных членов семьи и степень контроля над детьми. Наряду с тем, что в формировании девиантного поведения у ребенка ключевую роль играет как структура семьи, так и методы воспитания. Люди, как правило, учатся своему стилю воспитания у своих родителей или опекунов. Если их родители плохо обращались с ними, они могут плохо обращаться и со своими детьми. Или же они могут пойти в другом направлении, проявляя излишнюю снисходительность. Они могут манипулировать друг другом и своими детьми, как это делали их родители. Они могут по-настоящему не понимать, как учить своих детей здоровому образу жизни.
Таким образом, девиантное поведение ребенка можно рассматривать как тревожную реакцию ребенка на стресс, уже присутствующий в родительских отношениях, ослабевание детско-родительских связей, разрушение ценностных ориентаций и установок к семейной жизни.


Профилактика девиантного поведения ребенка возникающего на фоне влияния семьи со скрытой формой неблагополучия, должна осуществляться комплексно, реализуя ряд следующих направлений:


• Патронаж;
Одной из важнейших задач в современном обществе является осуществление социального патронажа над людьми и семьями, которые по разным причинам оказываются в сложной ситуации. Решение этой проблемы лежит на определенных государственных учреждениях и различных общественных организациях. В результате ситуации в стране и усугубляющейся проблемы безнадзорности число семей, нуждающихся в патронаже, постоянно растет. Чаще всего осуществляются медицинские и социально-педагогические патронаты.
Это услуга, которая предоставляется группам риска и отдельным клиентам. Сотрудники осуществляют постоянный надзор, посещают дома людей, находящихся в трудной ситуации, оказывают им определенные виды помощи. Социальный патронаж представляет собой тип технологии, которая позволяет находить решение различных кризисных ситуаций в жизни и включает сопровождение детей, людей с ограниченными возможностями, семей, сталкивающихся с аналогичными проблемами [6, с. 57]. Технология сочетает в себе функции контроля, диагностики, адаптации и
реабилитации. Патронаж нацелен на установление, а также поддержку долгосрочного общения с семьей, своевременного поиска проблемных ситуаций и оказания немедленной помощи.


Патронаж социально-педагогического типа устанавливается по семьям, которые оказались:
1. В кризисных ситуациях провоцируется смерть одного из членов семьи, развод и т.п.
2. В сложной жизненной ситуации, когда возникают проблемы психологического характера, выявление хронических заболеваний, в результате потери работы, при получении инвалидности.
3. В опасных ситуациях, связанных с бродяжничеством, бытовым насилием, наркоманией, алкоголизмом.


Другими словами, патронаж осуществляется в отношении неблагополучных семе как открытого, так и скрытого типа. Нынешняя практика показывает, что специалисты осуществляют патронаж неблагополучных семей в тех случаях, когда их члены не выполняют свои обязанности, не могут самостоятельно справиться с проблемами и жизненными трудностями.


• Семейное психоконсультирование;
Семейная терапия - это тип психологического консультирования (психотерапии), которое может помочь членам семьи улучшить общение и разрешить конфликты.
Семейная терапия обычно проводится психологом, социальным работником или лицензированным терапевтом. Семейная терапия часто краткосрочная. Это может включать всех членов семьи или только тех, кто может или хочет участвовать. Конкретный план лечения будет зависеть от ситуации в данной семье. Сеансы семейной терапии могут научить углублять семейные связи и справляться со стрессом даже после того, как семья закончит посещать сеансы терапии.
Семейная терапия может помочь улучшить отношения с партнером, детьми или другими членами семьи. Появляется возможность решать конкретные вопросы, такие как семейные или финансовые проблемы, конфликты между родителями и детьми или влияние токсикомании или психических заболеваний на всю семью [9, с. 27].
Семья может проводить семейную терапию наряду с другими видами лечения психического здоровья, особенно если у одного из членов есть психическое заболевание или зависимость, которые также требуют дополнительной терапии или реабилитационного лечения.
Семейная терапия может помочь членам семьи справиться с ситуацией, если у родственника есть серьезное психическое заболевание, такое как шизофрения, но человеку, страдающему шизофренией, следует продолжить свой индивидуальный план лечения, который может включать медикаменты, терапию один на один или другое лечение. В случае зависимости семья может посещать семейную терапию, в то время как человек, имеющий зависимость, участвует в стационарном лечении. Иногда семья может участвовать в семейной терапии, даже если человек с зависимостью не искал своего лечения. Это может помочь членам семьи лучше понять друг друга и научиться справляться с трудностями.


• Организация досуга;
В целом семейный досуг является весьма актуальным социальным феноменом. Исследование семейного досуга представляет собой сложное переплетение человеческого поведения, семейных процессов, социальных и системных влияний и имеет большое значение для благополучия каждого человека.
Анализ существующих форм и направлений работы с семьями со скрытой формой неблагополучия, а так же анализ различных источников литературы по данной проблеме указывает на необходимость разработки новых подходов к своевременной диагностике и выявлению данного типа семей, что в свою очередь будет способствовать снижению девиантного поведения не только в подростковом возрасте, но и на протяжении всего жизненного пути, что в конечном итоге может уменьшить правонарушения и серьезные психологические проблемы в обществе.
Список литературы
1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.
2. Павленок, П.Д. Социальная работа с девиантными личностями и группами: учебное пособие [для вузов спец. «Социальная работа»] / П.Д.
Павленок, М.Я. Руднева. - Москва: ИНФРА-М, 2010. 184 с. (Высшее
образование).
3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 1999. 656 с.
4. Рудакова, И.А. Девиантное поведение: [Учебное пособие для среднего профессионального образования. учреждения] / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Fal'chevskaya. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 156 с.
5. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. ред. Ю. А. Клейберга. М. Тверь, 1998.
6. Жальцев С.Г. и др. Социальный патронаж неблагополучных семей // Работник социальных служб. 1998. №1(3). с. 46 - 50.
7. Зритнева Е.И. Социология семьи: Учеб, пособие для вузов. М.: Владос, 2006. 241 с.
8. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
9. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 492 с.

Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.