На главную Работа с родителями Неблагополучная семья Психологическое сопровождение неблагополучных семей
Психологическое сопровождение неблагополучных семей
Работа с родителями - Неблагополучная семья

Понятие психологического сопровождения

Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации членов неблагополучных семей. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо помочь членам неблагополучных семей разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения неблагополучных семей, следующие:
- выявление неблагополучных семей, способных принять социальнопсихологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
- содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка из неблагополучной семьи;
- помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений внутри семейной группы, а также с остальными участниками общества;
- предоставление ребенку из неблагополучной семьи реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы, консультативной помощи);
- профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения детей из неблагополучных семей;
- работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса, что в психоанализе называется «положительный перенос».
В процессе психологического сопровождения семьи происходит ее адаптация к жизни. Ключевым в этом процессе является момент экзистенциального жизненного изменения. Важен возникающий у членов семьи уровень творческих способностей, направленных на созидание нового бытия. Социально-психологическое сопровождение семьи из группы особого риска - это поддержка семьи и каждого из ее членов на всех этапах формирования новых отношений человека с собой и миром.
Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни - быть ее автором и творцом. Принципы социальнопсихологического сопровождения - это гуманное отношение к семье, каждому ее члену и вера в их силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.

 

Направления работы по психологическому сопровождению неблагополучных семей


Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение (табл. 1).


Таблица 1

Направле
ние

Цель

Содержание работы психолога

Психодиа
гностика

Получение          информации                            об
уровне психического равития
членов смейной группы,         выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно- образовательного процесса

Психологическая диагностика дает необходимую информацию для разработки коррекционных мероприятий, позволяет дать обоснованные прогнозы развития субъекта психологического сопровождения
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач

Направле
ние

Цель

Содержание работы психолога

Психопрофилактика

Предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников       се
мейной группы

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум Психолог проводит работу по адаптации субъектов психологического сопровождения (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды.
Проводит групповые и индивидуальные консультации для родителей Информирует педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса

Коррекционная                    и
развивающая работа

Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей членов семейной группы, коррекция отклонений психического развития

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом специфики отдельной неблагополучной семьи, отдельного ребенка

Направление Цель

Содержание работы психолога

Психологическое консультирование

Оптимизация взаимодействия участников семейной группы и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития

Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Консультирование школьников, педагогов, родителей представляет собой специально организованную беседу психолога с клиентом для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендаций по их решению или регулированию

Психологическое просвещение и обучение

Создание условий для        повышения
психологической компетентности членов семейной группы и педагогов, а именно: -актуализация        и
систематизация имеющихся знаний;
-повышение уровня психологических знаний; -включение имеющихся знаний в структуру      дея
тельности

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей каждой семьи, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива Психологическое просвещение - важное направление в работе психолога. Лектории, разработанные специалистами и проводимые в образовательных учреждениях на классных часах, родительских собраниях, педсоветах, способствуют повышению уровня родительской компетентности, профессиональному мастерству педагогов, помогают разобраться в себе подросткам

 

Методы и методики психологического сопровождения неблагополучных семей


Помощь неблагополучной семье предполагает как изучение ее особенностей в ситуации «здесь и теперь», так и обращение к истории семьи. Существуют некоторые приемы, разработанные в различных направлениях психологической помощи семье.
Составление социальной карты семьи При составлении социальной карты семьи нельзя ограничиваться только «статистическим анализом». Мало выявить, полной или неполной является семья, сколько в ней детей и т.д., важна полнота социальнопсихологической информации.
В одном случае это может быть семья с установкой на многодетность, где дети желанны, а жизненные затруднения вызваны типичным для современной социально-экономической ситуации кризисом адаптации к жизни или особенностями возрастного развития одного из детей, в другом - алкогольно- или наркозависимая семья, где многодетность - результат отсутствия планирования рождаемости. Многодетность может быть и результатом соединения в повторном браке женщины и мужчины с детьми от предыдущих браков. В каждом из этих случаев семье требуется помощь и поддержка.
Основные показатели, которые должны войти в социальную карту семьи, представлены ниже.
1. Тип семейного неблагополучия. При анализе данных по этому вопросу целесообразно рассмотреть систему отношений семьи с окружающим миром. Можно воспользоваться такой градацией нарушения адаптации семьи:
а) отчуждение от одного или нескольких пространств жизни;
б) сужение сферы деятельности и (или) общения;
в) отчуждение от внешнего мира и «инкапсулизация» семьи, ее жесткая закрытость (речь идет о семьях, которые в трудных жизненных ситуациях неизменно замыкаются в себе, отгораживаются от внешнего мира; это непродуктивный способ преодоления кризисов, который оставляет очень мало возможностей для выбора, исключает выход младших членов семьи во внешний мир как способ преодоления семейного неблагополучия).
Особенно стоит выделить так называемые кризисные семьи, в которых конфликты, насилие, жесткое отношение к детям, наркотическая или алкогольная зависимость являются привычной формой существования.
2. Этапы развития семьи.
3. Анализ структуры семьи. Необходимо понять иерархию отношений, союзов и коалиций в семейной системе. Напомним, что наиболее функциональным семейным союзом является тот, в котором иерархия осознается всеми: родители могут представлять часть одного союза, чей голос более весом, чем голос детей-подростков, которые, в свою очередь, имеют больше веса (но не ценности), чем младшие дети. Важно понять, в какие союзы объединяются члены семьи. Каждый союз занимает в структуре семьи свое место, обеспечивая ощущение порядка.
4. Повторяющиеся ситуации и типичные стереотипы. Это устойчивые способы поведения, паттерны, которые в неблагополучных семьях, как правило, немногочисленны и отличаются жестокостью.
5. Взаимоотношения в семье. Предполагается получение в этом вопросе хотя бы минимальных сведений, которые позволяют определить возможную стратегию социально-психологического сопровождения семьи, выбрать тактику установления продуктивного контакта с ее членами, отобрать приемы работы на начальном этапе социально-психологической помощи.
6. Особенности образа мира и семейные мифы. На определенном этапе психологического сопровождения семейные мифы могут стать фокусом психологической работы. В целом же динамику изменения представлений и отношений к себе и миру необходимо отслеживать в процессе всего психологического сопровождения.
Е. Поливанов считал, что сущностный признак языка - это то, что «язык существует в уме», то есть он - система, элементы которой связаны не просто между собой, они связаны с отраженным в сознании миром. При этом глубинные, далеко не всегда осознаваемые человеком, но оказывающие действенное влияние на его жизнь составляющие образа мира выражаются в образах и символах, а осознаваемые «правила жизни» получают четкое речевое выражение.
На основании этого семейные мифы выявляются через анализ вербальных и невербальных текстов клиентов, которые помогают в единстве диагностировать особенности семейного мифа и вести работу по реконструкции того или иного его фрагмента в ситуации «здесь и теперь» при взаимодействии психолога и клиента, что позволяет создавать психотехники изменений, адекватные для конкретной семьи или клиента.


Составление генограммы семьи


Семейная генограмма помогает выявить факторы, оказавшие влияние на становление системы семейных ценностей, правил жизни и стереотипов поведения. Такое выявление осуществляется в ходе беседы, которую целесообразно проводить с каждым из членов семьи индивидуально. Результатом беседы становится семейная генограмма, широко используемая в различных направлениях индивидуальной и семейной психотерапии (К.Ч. Тойч, В. Митрофанова, А. Хорошева, Э. Эйдемиллер и др.).
Для составления генограммы на первой консультации психолог может задать следующие вопросы:
О клиенте: «Как вас зовут?», «Сколько вам лет?», «Вы замужем (женаты) или одиноки?», «Как зовут вашего супруга (супругу)?», «Когда вы вступили в брак?», «Какие у вас отношения с супругом (супругой)?», «Есть ли у вас дети?»
О детях клиента: «Как их зовут?», «Сколько им лет?», «Какие у вас отношения с детьми?», «Как дети относятся друг к другу?»
О родителях клиента: «Как зовут ваших родителей?», «Сколько им лет?» (возможный вариант - год рождения каждого из них), «Чем они занимаются?» (если умерли, то когда и по какой причине), «Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас?», «Какими они были, когда вы росли?»
О братьях и сестрах клиента: «Какие отношения существуют между вами и вашими братьями и сестрами?», «Как ваши родители относятся к вам и вашим братьям и сестрам?», «Как сложилась судьба ваших братьев и сестер? Где они сейчас?», «Чем они занимаются?», «Какова их семейная ситуация?»
Задавая эти и подобные вопросы (в реальной беседе они звучат не так жестко и однозначно), специалист выслушивает человека, наблюдает за его поведением, мысленно отмечает особенности и мотивы поведения и речи (как он говорит, есть ли напряжение в теле, каковы тон и скорость ответов на различные вопросы, какие ключевые слова он употребляет).
В речи, особенно при воспоминаниях о значимых для человека жизненных ситуациях, чаще всего ярко проявляются непродуктивные жизненные установки, семейные правила, характерные модели семейных отношений и поведения в сложных жизненных ситуациях, которые не позволяют семье продуктивно адаптироваться к жизни и добиться успеха.
Кроме беседы можно использовать и графические приемы: составление генеалогического дерева или семейной генограммы (Р. Ричардсон, К- Ч. Тойч). Форма генеалогического дерева всем хорошо известна. В генограмме же, как правило, клиенты с помощью символов изображают историю семьи.


Методика «Я и мой жизненный путь»
(автобиографический прием)


Применяется в ходе индивидуальной работы с одним из членов семьи. Эта методика предполагает письменное изложение своей истории в контексте истории семьи. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое повлияло на настоящее и как это влияние продолжает сказываться до сих пор.
Выполнение задания помогает увидеть повторяемость семейных стереотипов поведения и принять решение о «прощании с прошлым», освобождении от стереотипов, которые не соответствуют новым жизненным условиям. Предлагаемые клиенту вопросы для размышления направляют его внимание не столько на панораму времени, сколько на его собственную историю жизни, помогают исследовать, каким образом условия быта, события и люди повлияли на его жизнь.
Инструкция
1. Сначала кратко опишите внешние события вашей жизни (время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили). Как эти внешние обстоятельства повлияли на ваше развитие?
2. Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того момента, который по каким-то причинам является для них значимым. Можно сначала набросать общий план основных событий в хронологическом порядке, а затем подробно остановиться на том, что больше всего вас привлекает, и вновь вернуться к плану, чтобы не упустить важные моменты жизни. Пишите так, как вам удобно. Самое важное — это начать писать. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания. Это лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.
3. Описывая свою жизнь, будьте откровенными и беспристрастными, не бойтесь предстать в невыгодном свете. Обратите внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь: их осмысление поможет многое понять, лучше осознать свою жизнь и найти конструктивные способы отношений с собой и другими, стать более успешным. Если текст покажется вам слишком длинным и бессвязным, можно сделать на его основе более короткий и четко организованный вариант для своего психолога. Такая работа поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы.


Вопросы для размышления
1. Каким вы были в разные периоды своей жизни?
2. В какую сторону вы изменились с тех пор?
3. Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя?
4. Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими? Чтобы защищаться от них?


Задания
1. Опишите поворотные моменты, во время которых происходили изменения в вашем осознании жизни или отношении к ней. Такие события часто воспринимаются как испытание или инициация и могут происходить как кризис или проверка на прочность.
2. Опишите замеченные вами стереотипы или конфликты, которые повторялись в различных жизненных ситуациях, а также уроки, которые вы вынесли из своего жизненного опыта.
3. Опишите свои самые ранние воспоминания.
4. Отметьте любые события, которые травмировали вас (например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д.). Как они повлияли на вас?
5. Расскажите о своей жизни, подумайте, как бы вы назвали книгу о своей жизни, если бы написали ее. Придумайте миф или сказку о своей жизни и проиллюстрируйте ее рисунками.


Итоговые вопросы
1. Вы принимаете свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно?
2. В чем, на ваш взгляд, состоит более глубокое значение и предназначение вашей жизни?


Методика «Рамки, через которые мы смотрим на мир»
(рефлексия чувств, отношений, взглядов клиента на себя и окружающий мир)


Данная методика предназначена для того, чтобы человек смог исследовать свой образ мира и осмыслить влияние, которое он оказывает на восприятие себя, других, жизни в целом. Она создает условия для мягкой недирективной реконструкции представлений человека о мире и своих возможностях. Применяется в небольшой группе.
Цель: помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.


Необходимое оборудование
Для психолога - две большие рамки из картона (шириной примерно десять сантиметров) и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая).
На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания («Я ничего не могу с этим поделать», «Все ополчились против меня», «Мы живем в никудышном мире», «Все так безнадежно» и т.д.), на другой - оптимистические («Я справлюсь!», «Как прекрасен этот мир!», «У меня так много друзей», «Жизнь прекрасна!» и т.п.);
Для каждого участника - по две рамки из белой плотной бумаги и картона, восковые мелки, две фотографии или картинки (одна грустная, другая веселая), несколько разноцветных листов плотной бумаги (размером больше, чем фотографии или картинки).


Ход упражнения
Психолог (обращается к участникам): вот две большие фотографии. Потом вы посмотрите на них. Я буду показывать вам эти фотографии на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше восприятие фотографии и настроение (показывает фотографии, прикладывая к разным по цвету листам).
У каждого из вас по две фотографии. Приложите веселую фотографию по очереди к листам черного, серого, синего, красного и желтого картона. Как разный цвет рамок влияет на ваше настроение при разглядывании фотографий?
Затем повторите то же самое с грустной фотографией. Что вы чувствуете, когда смотрите на фотографию? О чем вы думаете? Какой представляется вам жизненная ситуация на фотографии?
Участники занятия выполняют предложенные психологом действия и высказывают свое мнение.
Психолог. Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки. Только такими рамками становятся наши мысли.
Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда - сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, например, таких (показывает рамку с оптимистическими высказываниями и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки).
Сейчас вы получите по две пустые рамки. На одной из них, назовем ее пессимистической, запишите все пессимистические мысли, которые придут вам в голову, на другой, оптимистической, - свои оптимистические мысли.
Затем участникам занятий предлагается примерить рамки - сначала негативную, затем позитивную, посмотреть на окружающее через каждую из них, произнося при этом слова, которые соответствуют их мыслям и чувствам при взгляде через каждую из рамок (по отношению к миру, к другим людям, к себе самому).


Вопросы для размышления
1. Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую?
2. Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть на мир через оптимистическую рамку?
Комментарий для специалистов
Методика основана на трех принципах: проекции, контрастов и само- футурирования.
В ходе выполнения упражнения психолог, во-первых, создает условия для действия проекции - всеобщего механизма функционирования сознания, обусловленного его символико-смысловой природой; во-вторых, помогает человеку организовать свои действия с помощью рефлексии.
Сравнение взглядов на жизнь проводится по принципу контраста и помогает человеку пережить действие разных «рамок», оценить влияние своего мировосприятия на жизнь, по-новому увидеть свои возможности.
Использование самофутурирования, то есть перенесения воображаемых картин будущего в психологическое настоящее человека, становится основой для реконструкции образа мира.
Данная методика побуждает человека осмыслить собственное отношение к жизни, ненавязчиво подводит к мысли о возможности сознательного жизнетворчества на основе веры в себя и позитивных ожиданий.


Вопросы для самоконтроля
1. В чем суть психологического сопровождения как технологии работы с неблагополучными семьями?
2. Выделите направления психологического сопровождения неблагополучных семей. Приведите для каждого направления примеры.
3. Составьте классификацию методик психологического сопровождения неблагополучной семьи.
4. Как строится генограмма семьи? Как информация генограммы помогает организовать работу с неблагополучной семьей?
5. Приведите примеры психотерапевтических эффектов методик, применяемых в работе с семьей.
Источник: Голубева Е.В., Истратова ОН., Кошель А.И. Психологическое сопровождение неблагополучной семьи: учебно-методическое пособие по курсу «Психологическое сопровождение профессионального становления личности». - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. - 64 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.