На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия личности ребенка
Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия личности ребенка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Шнитникова А.В. научный руководитель Матюшкова С.Д.
Витебск, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития [2].


Для сохранения психического, эмоционального здоровья ребенка имеют значения особенности личности родителей, социальные условия, в которых живет семья. Большего внимания заслуживает качество родительских отношений, наличие или дефицит любви и сенсорной стимуляции. Влияние детско-родительских взаимоотношений на формирование нормального хода развития невозможно переоценить.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психологопедагогической практики [1].
Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для младшего дошкольника в особенности.
Ребенок, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в семье с явно выраженной антипатией к ребенку, вырастает социально дезадаптированная личность. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать препятствия, возникающие на их жизненном пути, и даже становятся агрессивными. Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого «здорового» общества - не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления.
С целью выявления основных проблем в воспитании детей и специфики детско-родительских отношений в семьях младших школьников была проведена исследовательская работа. В исследовании приняли участие 50 родителей (15 отцов и 35 матерей младших школьников) и 50 детей, учащиеся 4 классов в возрасте от 10 -11 лет. Исследования проводилось на базе ГУО «СШ № 6 г. Витебска».
Данные анкетного опроса родителей показали, что основные проблемы, с которыми они сталкиваются в воспитании ребенка это: с поведением (86%), взаимоотношения с одноклассниками (42%) взаимоотношения с преподавателями (26%), взаимоотношения с родителями (56%).
50% испытуемых родителей не всегда принимают ребенка таким, какой он есть, пронимают его индивидуальность, одобряют его интересы. Только у 38 % опрошенных детей есть общие с родителями интересы, занятия и увлечения.
В большинстве случаев 60% родители интересуются успехами в школе, проблемами которые возникают с учителями и сверстниками, проявляя интерес к образованию ребенка. Несмотря на то, что родители часто интересуются образовательным процессом ребенка, только 42% знают о трудностях, с которыми сталкивается их ребенок в процессе обучения. И только 28% родителей систематически обсуждают их в семье.
Можно заметить, что проблемы есть в каждой семье и проблемы эти очень разнообразны, решать этих проблем 86% пытаются самостоятельно, 8% обращаются за помощью к знакомым, родителям, и 6% обращаются за помощью к педагогам, к специалистам в школе (социальному педагогу, психологу и т.д).
Таким образом, очевидно, что в испытуемых семьях присутствуют определенные нарушения в системе отношений «родитель-ребенок», которые требуют психолого-педагогической коррекции, для налаживания детско-родительских отношений.


Литература:
1. Артамонова, Е.И. Психология сeмейных отношeний с остовами семейного консультирования: Учеб. для студ. вузов / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
2. Мамайчук, И.И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции / И.И, Мамайчук. - 2013. - № 5. - С. 80-85.
Источник: Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом: материалы III Международной научно-практической конференции, Витебск: В 3-х т. / Витебский филиал Международного университета «МИТСО»; редкол.: А.Л. Дединкин (гл. ред.) [и др.]. - Витебск, 2016. - Т.1. - 494 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.