На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Семья как фактор риска аутоагрессивного поведения
Семья как фактор риска аутоагрессивного поведения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Уласень Т.В., Окружнова Т.В., Пахомова Т.Ю.
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России, Смоленск, Россия
ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница», Смоленск, Россия.


Введение.

 

Родительская семья - наиболее важный фактор, предопределяющий оптимальное психосоциальное, физическое и психическое развитие ребенка. К сожалению, в последнее время участились случаи, имеющие тяжкие и далеко идущие последствия для здоровья подрастающего поколения - семейного насилия, аномальных отношений в семье (недостаточность эмоционального тепла в отношениях, конфликтные отношения между взрослыми), аномальных качеств воспитания (родительская гиперопека, неадекватный родительский контроль, социальная депривация, неадекватное родительское давление).
По результатам международных исследований установлена высокая зависимость между насилием, перенесенным до 18 лет, и поведением, наносящим вред здоровью в последующие годы (Fellitti et al., 1998; Ramiro et al., 2010; Raleva et al., 2013; Quirjako et al., 2013; Baban et al., 2013; Bellis et al., 2013). Как свидетельствуют полученные из многоцентровых исследований данные, эмоциональное насилие в 3 раза повышает вероятность злоупотребления алкоголем/наркотиками и в почти 12 раз - вероятность попыток самоубийства. Физическое насилие в 4 раза увеличивает вероятность употребления наркотиков и в 3 раза попыток самоубийства. Сексуальное насилие в 3 раза повышает вероятность рискованного сексуального поведения (большое число партнеров), попыток самоубийства и злоупотребления алкоголем (ВОЗ, 2014).
В связи с этим изучение особенностей семейного окружения, стилей родительского воспитания и характера перенесенного детьми и подростками травматического опыта являются необходимым условием для понимания причин, обусловливающих и поддерживающих формирование девиантного поведения и «девиантного родительства».


Цель
- изучить структуру психических нарушений и особенности детско-родительских отношений у детей и подростков, находившихся на стационарном лечении в детском психиатрическом отделении в связи с аутоагрессивным поведением.


Материал исследования.

Выборочно (с указанием на аутоагрессивное поведение) в 2017-2018 гг. обследовано 20 подростков 11-15 лет, госпитализированных в детское отделение ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница».
Средний возраст подростков - 13,05±2,03 года. Семейный статус обследованных: подростки, находившиеся под официальной опекой и попечительством - 7 человек (35%); подростки, проживающие в кровных семьях - 13 (65%). Причем 4 подростков вследствие нарушенных внутрисемейных и детско-родительских отношений проживали не с кровными родителями, а с другими ближайшими родственниками. У родителей 9 подростков отмечалась алкогольная зависимость, у 2 - психические заболевания, в 1 случае - суицидальный анамнез.
Выявлена следующая структура и частота психических нарушений, сопровождающихся аутодеструктивным поведением у курируемых подростков: смешанное расстройство эмоций и поведения - 14 случаев (из них в 5 случаях выявлена пограничная интеллектуальная недостаточность); расстройства адаптации - 4 случая; депрессивный эпизод - 1 случай; острая реакция на стресс - 1 случай.


Методы.

Клинико-психопатологический метод включал обследования психиатром, неврологом, окулистом. Использовано полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей (ПИВППСД), разработанное на основании симптомов посттравматического стрессового расстройства по DSM-IV.
Классическое психодиагностическое обследование детей и подростков дополнено следующими тестами: опросником «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR - сокращенно, подростки о родителях); опросником для определения склонности к девиантному поведению (СДП), разработанный Э.В. Леусом, А.Г. Соловьевым, П.И. Сидоровым (2012) и прошедшим процедуру адаптации и стандартизации; семейной социограммой. В случае наличия суицидоопасных реакций у госпитализированных детей для уточнения актуального состояния применялась «Карта риска суицида», проводился в обязательном порядке анализ факторов антисуицидального барьера.
Родителям/опекунам детей с суицидальным поведением предлагалось также пройти психодиагностическое обследование по следующим методикам: тест-опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В., 1981-1982); анкета «Психологический тип родителя» (Ткачев В.В., 1996), семейная социограмма (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 1999).


Результаты.

Полученные данные свидетельствуют о высокой частоте встречаемости у подростков, госпитализированных в стационар в связи с аутоагрессивным поведением, смешанных расстройств эмоций и поведения и расстройств адаптации. По характеру аутодеструктивное поведение характеризовалось следующими особенностями:
2 истинных суицидальных попытки (случаи пренебрежения в семье и переживаемого одиночества); 3 случая импульсивного характера (из них 2 эпизода буллинга и 1 - враждебного отношения к ребенку в семье); в 7 случаях отмечался шантажно-демонстративный тип поведения; с преимущественным вовлечением в деструктивные группы - 4; в 4 случаях - аутодеструктивное поведение с целью «переключения психической боли на физическую».
Несмотря на внешне заявленный «благополучный стиль» родительского воспитания, в большинстве случаев подростками отмечены «пренебрежение», гиперопека со стороны родителей, конфликтные отношения между взрослыми в семье. Методикой ADOR превалирующими типами родительского воспитания подростками отмечены «непоследовательность» - 9 случаев, «враждебность» - 6, «автономность» - 3, «директивность» - 2. «Аутодеструктивное поведение» у обследуемых подростков по опроснику Леуса имело значение 16,46±3,43, что соответствует группе риска по суицидоопасному состоянию. Использование у подростков методики «Семейная социограмма» выявило значительную психологическую дистанцию между членами семьи. Методикой диагностики родительского отношения превалирующими стилями являются «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация». Однако большинство родителей отказалось от предложенного психологического тестирования, мотивируя несогласие «отсутствием проблем в семейном воспитании».


Выводы.

Полученные данные по изучению аутоагрессивного поведения у подростков свидетельствуют о наличии выраженных нарушений в системе «ребенок - родитель/ли» (в большинстве случаев пренебрежение, частые конфликты между родителями, аномальные стили родительского воспитания). Работа только с одним ребенком является недостаточно верной тактикой, поскольку требуется диагностика и коррекция системы детско-родительских отношений в целом, направленная на формирование приемлемого поведения у всех членов семьи и научение навыкам взаимопонимания. Оказание психологопсихотерапевтической помощи в стационарном отделении носит краткосрочный характер (10 занятий с подростками и 3-4 - с родителями). После выписки эти семьи должны направляться на дальнейшее длительное психолого-социальное сопровождение в учреждения образования и социальной защиты, так как коррекционная работа напрямую с семьей не относится к компетенции здравоохранения. Таким образом, необходимо отметить важность совместной межведомственной профилактической работы «девиантного родительства», являющегося в некоторых случаях первичной профилактикой девиантного поведения детей и подростков.
Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.