На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Аутоагрессивное поведение как область научного исследования
Аутоагрессивное поведение как область научного исследования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Шайхидинова Оксана Александровна
магистрант Научный руководитель Крутько Инна Сергеевна д-р психол. наук, преподаватель, профессор, бизнес-тренер
ФГ АОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» г. Екатеринбург, Свердловская область


Ключевые слова: аутоагрессия, самоповреждающее поведение, агрессия, молодёжь.


Проблема самоповреждающего (аутоагрессивного) поведения молодежи приобретает ярко выраженную актуальность во всем мире.
Аутоагрессивное поведение - это намеренная, осознаваемая или неосознаваемая, активность, направленная на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью, рассматривающаяся как механизм психофизиологической защиты. Данное поведение является вариантом агрессивного поведения с совпадением субъекта и объекта агрессии [4, с. 3].
Агрессия (от латинского «аgressiо» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.).
Изучение данного феномена началось относительно недавно. Исследованиями по данной проблеме занимался ряд ученых. Так, коллектив авторов (В.А. Руженков, Г.А. Лобов, А.В. Боева) Белгородского государственного университета (2008) исследуют понятие аутоагрессивного поведения; В. А. Закондырина (2009), пишет о взаимосвязи аутоагрессивного поведения и социально-психологической адаптации подростков; И.Н. Хмарук, 2004 (психотерапевт) к аутоагрессивному поведению причисляет как суицидальное, так и злоупотребление алкоголем (с целью «утопить горе в вине»), а так же скоростную езду на автомобиле с пренебрежением правил дорожного движения и провокацию окружающих на драки; Н. А. Польская (2017) рассматривает феноменологию и функции самоповре- ждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии и др.
По данным Всемирной организации здравоохранения, аутоагрессивные формы поведения проявляют 4% всего населения земного шара. Большая часть из них - подростки. Примерно одна пятая от общего количества опрошенных совершают акты аутоагрессии хотя бы раз в жизни. Для остальных людей самоповреждения становятся привычной частью жизни.
В своих исследованиях аутоагрессивного поведения Е.В. Зимановская выделяет аутоагрессивное поведение в отдельную группу видов девиации [1. с.32-33].
H. Майсак относит аутодеструктивное поведение к одной из классификаций девиаций, подразделяя его на суицидальную и аддиктивную зависимости [3, с. 111].
В настоящее время можно выделить разные формы аутоагрессивного поведения.


Аутоагрессивное поведение Н.В. Агазаде (1989) предлагает классифицировать следующим образом:
I. Суицидальное поведение.
2. Пищевая зависимость.
3. Химическая зависимость - наркомания, токсикомания, алкоголизм.
4. Фанатическое поведение - участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков, др.
5. Аутическое поведение.
6. Виктимное поведение (от англ. victim - жертва).
7. Занятия экстремальными видами спорта.
8. Самоповреждение (суициды, сдирание корочек с заживающих ран, прижигание тела горящей сигаретой, обгрызание ногтей и губ до крови, порезы тела и др.).


Необходимо сказать о том, что стремительный рост новых информационных технологий способствует ускоренному развитию тенденций самоповреждающих форм поведения молодёжи.
Из них наибольшее внимание со стороны государства уделяется проблеме суицидов (в том числе суицидальных попыток).
В то же время среди молодёжи становятся модными рисковые формы поведения, сохраняющие, как кажется молодым людям, жизнь, но олицетворяющие рисковые поступки как героические, возвышающие объекты аутоагрессии в глазах других и повышающие собственную самооценку. Особое место среди аутоагрессоров занимают те люди, чьи аутоагрессивные акты лежат в поле психических расстройств и заболеваний, невротических заболеваний, пограничные расстройства психики, связанные с травмирующим воздействием на ребёнка со стороны.
Какими бы ни были причины, статистика практикующих психологов говорит, что одной из форм аутоагрессии, уверенно лидирующей в современной молодёжной среде, являются самопорезы.
Не имеющие очевидных клинических проявлений, поэтому не выраженные достаточно ярко, самопорезы, как и иные формы аутодеструктивного поведения, не являются предметом глубокого изучения науки и практики, но имеют схожие механизмы формирования [2, с. 67].
Лежащий в основе компульсивный синдром (компульсия - это навязчивое действие) представляет собой ритуальное действие, иллюзорно позволяющее предотвратить нарастающую вплоть до ощущения опасности внутреннюю тревогу. Оно не является социально опасным действием, но выполняет ту же функцию, что и любое социальное отклонение - призвано избавить человека от опасного нарастания спонтанно возникающего внутреннего дискомфорта и тревоги [2, с. 67].
На основании имеющихся ведущих механизмов развития делаются попытки систематизировать формы социальных отклонений.
В своей работе «Введение в превентологию», И. Крутько отмечает следующие формы социальных отклонений: эйфоризирующие, гиперсексуальность; психостимулирующие; викарные; электронные версии предыдущих форм; психоделические; изменение внешности и соматического состояния. В данном случае вышеуказанные варианты рассматриваются как варианты аддиктивных форм поведения [2, с. 68]. Также она отмечает, что зарубежные психиатры склонны интерпретировать их как болезни.
Всемирная организация здравоохранения и Международная классификация болезней (МКБ-10) включают «акты самоповреждения» в критерии пограничного типа эмоционально неустойчивого расстройства личности.
Можно считать, что самопорезы как форма аутодеструктивного поведения в нашей стране находит свою «нишу» в классификации болезней, что способствует выработке решений по снижению рисков у лиц, совершающих акты самопорезов.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то что в Российской Федерации в последние годы отмечается рост количества актов самоповреждений, исследований в этой области относительно немного. На данный момент практически невозможно представить полную картину, которая смогла бы ответить на вопрос: каковы реальные цифры количества актов самопорезов в молодёжной среде и каковы их причины?
В связи с этим становится актуальным разработка и проведение социального исследования в области ряда проблем аутоагрессивного поведения.


Список литературы
1. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М., 2004. - С. 32-33.
2. Крутько И.С. Введение в превентологию: учеб. пособие / И.С. Крутько, А.В. Пономарев; Мин-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 138 с. ISBN 978-5-7996-2615-0
3. Майсак Н. Девиации в профессиях социономического типа. Теоретико-эмпирическое исследование. - М., 2017. - 111 с.
4. Польская Н.А. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2017.
5. Польская Н.А. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков / Н.А. Польская, Д.К. Якубовская // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Т. 27. №3. - С. 156-174. - doi:10.17759/cpp.2019270310
6. Пономаренко О.В. Физиологические критерии прогнозирования аутоагрессивного поведения у военнослужащих срочной службы: автореф. дис.
7. Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост. С.А. Кузикова, Е.В. Куренная. - Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. - 83 с.

Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы II Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 332 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.