Соколов С.Р. ГБУЗ «Пензенская областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова», Пенза, Россия
Детско-родительские отношения определяют личную и семейную жизнь. Важность отношений ребенка с родителями в том, что как бы они ни были тяжелы для него, ребенок не может разорвать их. Не только потому что до определенного возраста зависим от родителей материально, но и потому что в любом возрасте его жизнь, успехи, счастье и даже здоровье непосредственно зависят от отношений с родителями и от их отношения к ним. Отсутствие взаимопонимания, теплых и доверительных отношений с родителями - большая трагедия в жизни многих людей. Если конфликт с родителями серьезный и затяжной, дети становятся несчастными людьми, депрессогенными, некоторые даже пытаются убить себя. Если доходит до явных или скрытых проклятий родителями («лучше бы я тебе не рожала», «ты мне не сын» - это тоже проклятия), жизнь превращается в ад. На проклятого ребенка обрушиваются тяжелые беды, и часто он погибает не от старости.
Ссора с родителями похожа на то, как дерево обрубает свои корни. Маленький конфликт - обрубание части корней и, как следствие, частичное засыхание ветвей. Большой конфликт - обрубание всех корней и полная гибель дерева (Егорова У.Г., 2015). Родители не понимают детей, не хотят их слушать, не верят им. Родители слишком безразличны к детям или назойливо-требовательны, часто требуют не того, что хочется детям, а что нужно им. И при этом посягают даже на то, чтобы выбирать друзей, любимых людей и профессию (Прохорова О.Г., 2007) . Отношения с родителями оказывают на детей сильное влияние.. Когда ребенок становится подростком, родители не хотят слушать его, а он не хочет выслушивать замечания родителей. Он вынужден сидеть и делать вид, что слушает, потому что если он скажет «да пошли вы», то ничего хорошего из этого не будет. Ребенок придает значение словам родителей, а родители словам ребенка нет (Абрамова Г.С., 2000). В душе накипело, а ребенок никак не может объяснить свое состояние родителям. Никак, потому что у них «уши закладывает», когда он пытается что-либо им сказать. Причем они стараются не замечать высказываний ребенка независимо от того, ты им «пургу гонишь» или ты говоришь что-нибудь умное. У них стереотипно «уши заложены» на всё, что ты пытаешься до них донести (Копылова Ю.С., 2008) . Достучаться до родителей трудно. Дети всегда любят своих родителей, а родители не всегда любят своих детей. Более того, дети охотно жертвуют собой ради родителей. И делают это не сознательно, а эгоцентрически, потому что ребенку нет смысла жертвовать матерью, ведь если не будет её, не будет и его. Поэтому ему лучше попытаться сохранить мать, пусть даже ценой своей жизни. В этом смысле дети берут на себя проблемы родителей, т.е. берут на себя, как это называется в семейной терапии, роль «спонтанной жертвы», стремясь сделать что-то, чтобы родители задумались о положении вещей (Осницкий А.В., 2011). Дети умирают за родителей, потому что они всегда их любят, родители же не всегда умирают за детей, это скорее декларируется. Родители не умирают за детей, потому что нет смысла оставлять ребенка, если ты умрешь. Родители тоже всегда любят детей, но часто родительская любовь - это когда «я хочу, чтобы ты был счастлив, но чтобы был счастлив по-моему, потому что только если ты соответствуешь моим представлениям о счастье, я сама могу быть счастлива». Потому что если ты счастлив не по-моему, то нужно очень большое мужество, чтобы сказать: «А вот это уже лично мои трудности». Как правило, идет ломка, когда либо ты счастлив по- моему, либо «ты мне не сын, уходи». Родители иногда доходят до того, что вызывают у себя равнодушие или даже ненависть к своему ребенку (Шабельникова В.К., Лидерс А.Г., 2005). Невнимание со стороны родителей или же конфликты с ними чаще всего являются причиной именно детских суицидов, и реже - подростковых, так как ценность родительского внимания с возрастом утрачивается, и 16-17-летние подростки легче переносят отрыв от родителей, чем дети младшего возраста. Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает ВТОРОЕ место. Со стороны же близких людей выявляется преступная черствость, проявляющаяся в непонимании причин и механизмов детского суицида (Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., 1980). Основным фактором суицидального поведения у детей является обстановка в семье. 92% суицидов в детском возрасте связано с неблагополучной семейной ситуацией, семейными конфликтами, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Причинами суицидов становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем нередко взрослые удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг - причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна (Моховиков А.Н., 2001). Подобные попытки самоубийства - не тщательно обдуманный шаг, а скорее, крик о помощи, страстное желание обратить на себя внимание близких людей. При этом в расчёт не берется ничто и никто: близкие и друзья больше ничего не значат. Жизнь кажется девушке или юноше настолько невыносимой, что они ищут любые средства уйти из этого мира. Для таких детей перерезанные вены или таблетки являются лишь своеобразным способом заявить миру о степени своего отчаяния. Однако очень часто подобные попытки обратить на себя внимание приводят к инвалидности, а то и к смерти ребенка (Ненастьев А.Н., 2002). Не существует какой-либо одной причины самоубийства. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Среди тех, кто намеревается совершить суицид, многие ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их. Подросток вряд ли добровольно пойдет решать свои проблемы к психиатру, так же как и до последнего будет избегать самостоятельного обращения в кожно-венерологический диспансер. Если нет контакта с близкой, родственной душой, то к чужим людям за помощью он не пойдет.
Литература 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2000. - 624 с. 2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980. - 55 с. 3. Зимановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. 4. Копылова Ю.С. Особенности переживания негативных эмоций в подростковом возрасте. - Пермь: ПГУ, философско-социологический факультет: Психологическая лаборатория, 2008. 5. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. - СПб: КАРО, 2007. - 160 с. 6. evolution allbest ru Психосоциальный анализ проблематики суицида 7. revolution allbest ru Проблема детскородительских отношений в неполных семьях 8. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с.
|