На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии
Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Лейман Алина Александровна магистрант
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
г. Томск, Томская область
Проблеме тревожности детей старшего дошкольного возраста посвящено множество исследований. Многие авторы рассматривали в своих работах данную проблему.


Также для коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста используют различные методы. Одним из эффективных методов является метод арт-терапии.
З. Фрейд в своих трудах трактует тревожность, как реакцию на опасность, не известную и не определяемую. Автор считает, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни ребёнка [6, с. 132-133].
Адриан Хилл является родоначальником термина «арт-терапия».
Концептуальной базой арт-терапии служили теоретические идеи З. Фрейда, К. Роджерса, А. Маслоу.
Арт-терапия является эффективным способом психологической помощи. Метод основан на творчестве и игре. Про данный метод часто говорят - лечение творчеством.
Также можно выделить, как не мало важный фактор, арт-терапия хороший способ выразить свои эмоции и чувства безболезненно для других [1, с. 11].
Одна восточная мудрость наиболее точно отражает основную идею арт-терапии - «Один рисунок стоит тысячи слов» [3, с. 88-89].
Метод, рассматриваемый нами, основан на функции мышления и воображения и на развитие направленности личности на поиск новых, креативных решений возникающих проблем.
Арт-терапия определяется особенностью психологического воздействия через искусство, т. о. этот метод относится к психотерапии, основывается на использовании искусства как символической деятельности при одновременной активации креативных процессов.
Метод, который мы рассматриваем, как средство коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста является источником активизирования положительных эмоций, снижению уровню стрессового состояния, повышает самооценку личности.
Основной целью арт-терапии является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Цели арт-терапии: решение неосознаваемых внутренних конфликтов; выплеск отрицательных эмоций; выход из агрессивного состояния; проявление в невербальных средствах мыслей и чувств; развитие чувства внутреннего контроля.
При коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии ребенку предоставляется максимальная степень свободы. У ребенка в таком случае появляется возможность выражать себя в любых формах, которые отвечают его психологическому состоянию, личностным особенностям и потребностям, и получается, что не процесс ведет ребенка, а сам ребенок управляет арт-терапевтическим процессом.
Такой метод применим с каждым ребенком, он не требует способности к изобразительной деятельности.
Ребенок не всегда может выразить свои мысли, свое внутреннее беспокойство, из-за этого могут появляться трудности в его жизни. Психотерапевтический метод, который был рассмотрен нами выше является действенным способом рассказать о своих переживаниях, а также преодолеть собственное негативное эмоциональное состояние [2, с. 121-126].
Арт-терапия, как средство коррекции тревожности, дает ребенку возможность научиться преодолевать свое состояние, взаимодействовать с ним.
В процессе исследования на тему «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии» использовался метод арт-терапии. Для оценки эффективности коррекционной работы по снижению тревожности было проведено экспериментальное исследование. В данном исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста.
На первом этапе был выявлен уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста по следующим методикам: тест тревожности (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен); методика «паровозик» (С.В. Валиева); мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста (А. Афанасьева); тест на оценку уровня тревожности ребёнка (А.И. Захаров).
Подводя результаты по каждой из методик был сделан вывод.
Методика Р. Тэммпла, М. Дорки, В. Амена позволила выявить детей с эмоциональным неблагополучием, которые испытывают тревогу, страх.
Из 32 исследуемых у 12 детей был выявлен высокий уровень тревожности, что составляет 57%; у 15 детей имеется средний уровень тревожности (79%); всего у 5 детей наблюдается низкий уровень тревожности (14%).
Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики «Паровозик» С.В. Велиевой.
У 10 детей психическое состояние оценивается как позитивное (31%); у 4 детей негативное психическое состояние низкой степени (13%); у 15 детей негативное психическое состояние средней степени (47%) и 3 ребенка продемонстрировали негативное психическое состояние высокой степени (9%).
Также с помощью данной методики можно определить общее психическое состояние группы, выявлена высокая степень неблагоприятного общего психического состояния группы.
Методика А. Афанасьевой «Мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста» проводится в 2 этапа.
Результаты данной методики:
1 этап: 3 ребенка (9%) продемонстрировали высокий уровень тревожности; 17 (53%) детей показали средней уровень тревожности и 12 (38%) детей - низкий уровень тревожности.
2 этап: у 2 (6%) детей выявлен высокий уровень тревожности; у 15 детей (47%) - средний уровень тревожности; 15 детей (47%) - низкий уровень тревожности.
Анализируя результаты «Теста на оценку уровня тревожности ребенка» А.И. Захарова получили следующие результаты:
Высокая степень тревожности (невроз, психоэмоциональное состояние в напряжение) - 4 ребенка, что составляет 12%.
Средняя степень тревожности (психоэмоциональное состояние в напряжение; нервное расстройство) - 7 детей, что составляет 22%.
Пониженная степень тревожности (у ребенка повышено психоэмоциональное напряжение) - 12 детей (38%).
Низкая степень тревожности (отклонения несущественны, являются выражением возрастных особенностей) - 9 детей (28%).
Из своих наблюдений в ходе диагностики были сделаны выводы.
Дети, которые испытывают чувство тревожности выглядят со стороны скромными или застенчивыми. Но это лишь их защита, дети делает всё, чтобы избежать неудачи. Такие дети с неустойчивой самооценкой, они неуверенные в себе.
Боязнь быть не таким, каким его хотят видеть, не соответствовать ожиданиям со стороны родителей, воспитателей - это является причинами возникновения повышенной тревожности.
В ходе исследования причинами возникновения тревожности могу отметить, что дети бояться сделать что-то не так, неверно, боятся совершить ошибку; чувствуют несоответствие групповым стандартам; испытывают страх наказания, осуждения и потери доверия; желание детей быть такими, как все; разлука с родителями; неприятие со стороны сверстников; ситуации проверки и оценивания знаний; внезапная перемена привычной обстановки.
Тревожность часто влияет на результативность деятельности, а также может быть причиной многочисленных внутренний запретов.
Исходя из вышеприведенного диагностирования делается вывод об общем состоянии тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная группа, с участием дошкольников, нуждается в коррекционной работе.
На втором этапе была подобрана и апробирована программа коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт- терапии.


В рамках данного этапа решался ряд следующих задач:
1) снижение уровня тревожности у детей;
2) способствование развитию умений решать проблемные ситуации;
3) обучение анализу своего внутреннего состояния;
4) повышение уверенности в себе.


На третьем этапе была проведена повторная диагностика уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста, которая показала эффективность использования арт-терапии при коррекции тревожности.
Методика Р. Тэммпла, М. Дорки, В. Амена позволила выявить детей с эмоциональным неблагополучием, которые испытывают тревогу, страх.
Число детей с высоким уровнем тревожности снизилось, после коррекционной работы было выявлено 2 ребёнка с данным уровнем (6%); средний уровень тревожности имеется у 5 детей (16%); теперь у 25 детей наблюдается низкий уровень тревожности (78%).
Рассмотрим результаты, полученные с помощью методикаи «Паровозик» С.В. Велиевой.
У 28 детей психическое состояние оценивается как позитивное (88%); у 3 детей негативное психическое состояние низкой степени (9%); лишь у 1 ребёнка негативное психическое состояние средней степени (3%) и не было ни одного ребенка, который продемонстрировали негативное психическое состояние высокой степение.
Методика А. Афанасьевой «Мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста» проводится в 2 этапа.


Результаты данной методики.
1 этап: 1 ребенок (3%) продемонстрировали высокий уровень тревожности; 3 (9%) ребенка показали средней уровень тревожности и 28 (88%) детей - низкий уровень тревожности.
2 этап: ни у одного ребёнка не выявлен высокий уровень тревожности; у 5 детей (16%) - средний уровень тревожности; 27 детей (84%) - низкий уровень тревожности.
Анализируя результаты «Теста на оценку уровня тревожности ребенка» А.И. Захарова получили следующие результаты:
Высокая степень тревожности (невроз, психоэмоциональное состояние в напряжение) - 0 детей.
Средняя степень тревожности (психоэмоциональное состояние в напряжение; нервное расстройство) - 1 ребёнок, что составляет 1%.
Пониженная степень тревожности (у ребенка повышено психоэмоциональное напряжение) - 12 детей (38%).
Низкая степень тревожности (отклонения несущественны, являются выражением возрастных особенностей) - 19 детей (59%).
Анализируя представленные результаты, мы видим, что использование метода арт-терапии эффективно влияет на работу по коррекции тревожности у детей. Таким образом разработанная программа может быть рекомендована педагогам, а также родителям.
Список литературы
1. Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе работе с дошкольниками / Е. Дубинская // Дошкольное воспитание. - 2015 - №°5 - 27 с.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.
3. Крамер Э. Арт-терапия с детьми / Э. Крамер. - М.: Владос, 2013. - 320 с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2012. - 456 с.
5. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст /
A. М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
6. Фрейд А. Детский психоанализ / Фрейд А. // Детский психоанализ - СПб.: Питер, 2003 - 477 с.
7. Хорни К. Тревожность / К. Хорни // Тревога и тревожность: хрестоматия; сост.
B. М. Астапов. - СПб.: Пер Сэ, 2008 - 453 с.
8. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Воронеж: МОДЭК, 2001. - 416 с.

Источник : Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 28 марта 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 292 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.