Петров Даниил Павлович студент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» г. Краснодар, Краснодарский край В настоящее время в России происходят радикальные изменения в образовательной и социокультурной сферах, необходимость которых определяется изменением моделей мышления, целеполагания, поведения и вызовами, с которыми сталкивается экономический сектор. Как справедливо замечено, «настоящее время характеризуется глобализационными процессами, которые заставляют человека ориентироваться в сложном, нестабильном, постоянно изменяющемся мире» [1].
Рассмотрим российское образование, которое, на наш взгляд, базируется на наставничестве. Специалистами в этом плане были самые лучшие, наиболее опытные учителя. Именно они становились профессиональными педагогами, несли молодым поколениям разумное, доброе, вечное. Педагогические навыки этих специалистов оттачивались на курсах повышения квалификации без отрыва от работы, и преподавали им в основном университетские эксперты и ученые. Кроме того, был организован ряд мероприятий для передачи передового опыта, а наиболее эффективные руководители получали финансовые стимулы. Педагоги, которые только начинают работать в сфере преподавания часто сталкиваются с проблемой адаптации к новым условиям работы после прихода в профессию, ведь для этого «необходимо проявлять гибкость, оценивая других, и принимать во внимание при этом мотивы их поведения» [2]. Будь то привыкание к коллективу, группе или освоение новой педагогической профессии, они сталкиваются со многими проблемами одновременно. Существует мнение, что «поведение индивида и свойства его характера проявляются во взаимодействии с окружающими как часть сферы межличностных отношений» [3].
Роль педагогического наставничества сложно переоценить. Молодым педагогам оно дает неоценимую поддержку в период освоения профессии. Опытные же учителя получают возможность проявить свой педагогический талант не только в работе с учащимися. Педагогика изучает закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В этой связи актуально следующее утверждение о том, что «в настоящее время очень важна правильность построения ценностных ориентиров человека через систему воспитания и образования» [4]. Учителям необходимо адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам в сфере образования, которые происходят в короткие промежутки времени, чтобы полностью реализовать потенциал своей квалификации. Таким образом, способность адаптироваться к новым ситуациям является необходимым условием существования когнитивной и самообразовательной компетентности учителя. Показателями уровня адаптивности обычно являются осведомленность о тенденциях развития и инновациях в системе образования и готовность быстро перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми требованиями. Это делается для того, чтобы повысить эффективность и качество образования в России, а также для повышения жизнеспособности и инновационности общества в целом. Экологическое мышление и деятельностная компетентность - это способность относиться к событиям и выражать свое мнение без ущерба для себя и других. Как утверждают Т.Е. Тапехина и Э.М. Селейдарян, «экологизация научного знания представляет собой закономерный процесс в формировании картины мира человека, его экологического мышления, сутью которого является сознательное соответствие действий человека законам биосферы» [5]. Экологическое мышление сочетает в себе эмоциональную устойчивость и позитивный настрой. Оно приводит к осторожному отношению к людям и собственной работе. Тривиальным примером необходимости экологического мышления и поведенческих навыков является конфликт. Например, в учительской среде это может быть разногласие с коллегой, руководством школы или родителями ученика. Учителя могут показать пример своим ученикам, как вести себя в конфликтных ситуациях, правильно выражать свое недовольство и надеяться на достижение согласия. Наставничество - это эффективный ресурс, используемый для повышения качества работы учителей. Наставничество - это целенаправленная совместная деятельность наставника и стажера, направленная на повышение качества профессионального функционирования. Наставничество является одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации и способствует улучшению. Однако люди, приходящие на работу, имеют разный уровень опыта, и наставничество в меньшей степени необходимо для новичков, поступающих на руководящие должности, и в большей степени - для менее опытных сотрудников и тех, кто выходит на новые должности в разных областях общественной жизни. Форма наставничества - это способ реализации целевой модели через организацию наставнических пар или групп, где участники находятся в конкретных ролевых ситуациях, определяемых их основной деятельностью или должностью. Важно для наставников умение управлять конфликтными ситуациями и работать в команде, быстро реагируя и используя тактику поиска оптимального решения, удовлетворяющего все стороны конфликта. Список литературы 1. Желтухина М.Р., Зайцева А.Э. Особенности межкультурной коммуникации молодежи в электронной среде / М.Р. Желтухина, А.Э. Зайцева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. - №2 (60). - С. 162-165. 2. Донскова Л.А. Коммуникативная толерантность языковой личности в межкультурном пространстве / Л.А. Донскова // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. - 2021. - №2 (20). - С. 28-31. 3. Донскова Л.А. Развитие коммуникативной толерантности в процессе обучения студентов-менеджеров иностранному языку / Л.А. Донскова // Культурная жизнь Юга России. - 2012. - №3 (46). - С. 99-100. 4. Пощенко А.А. История изучения ценностных ориентаций личности / А.А. Пощенко, Н.С. Аракелян // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Чебоксары, 2022. - С. 29-30. 5. Тапехина Т.Е. Язык и концептуализация мира в аспекте эколингвистики / Т.Е. Тапехина, Э.М. Селейдарян // Императивы экологической культуры в современном цивилизационном развитии: материалы Международной конференции / отв. ред. С.Е. Шиянов, А П. Федоровский. - 2021. - С. 356-359.
Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 3 мая 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 228 с. |