На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические аспекты использования цифровых образовательных технологий в начальной школе
Психологические аспекты использования цифровых образовательных технологий в начальной школе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ковальчук Михаил Васильевич магистрант Научный руководитель Дормидонтов Роман Александрович канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область
Развитие сферы информационных технологий приводит к тому, что под ее влиянием происходит дальнейшее развитие других сфер. В частности, к числу таковых относится сфера школьного образования, которая считается, пожалуй, наиболее значимым периодом в жизни каждого человека.

 

Это объясняется тем фактом, что в рамках девятилетнего или одиннадцатилетнего обучения в школе человек попутно с получением первых знаний и навыков в области учебных дисциплин, осуществляет свое становление и развитие, как будущая личность. Следовательно, от того, насколько полно человек адаптируется в рамках школы, в каждом из его периодов, а также от того, насколько полно он сможет усваивать знания, во многом будет зависеть его будущие приоритеты в жизни. Не последнюю роль в этом играет и система обучения в начальной школе [7].
Характеристика современной начальной школы всем нам прекрасно известна: в первые четыре года обучения ребенок в возрасте от семи до десяти лет получает свои первые знания в области основных учебных дисциплин: русского языка, литературы, математики, окружающего мира и т. п. Разумеется, нельзя забывать и о том обстоятельстве, что каждый ученик является индивидуальностью. В рамках ее характеристик ученик обладает собственным уровнем восприятия и усвоения информации, а также склонностью к тем или иным учебным дисциплинам. Однако, А. С. Чуприкова выделяет закономерные черты психологического портрета обучающегося начальных классов, к которым следует относить:
- наличие чувства авторитета по отношению к учителю (т.е. к фигуре «взрослого»), по отношению к которому ученик хотя и может проявить определенные признаки непослушания, но они при этом будут вызваны не столько открытым желанием противопоставления себя авторитету, как у подростков, а исходят из чувства детского баловства, ребячества, при этом сами тезисы, выдвигаемые учителем пока что не подлежат оспариванию;
- исполнение требования учителей по обязательному выполнению заданий также обусловлено преимущественно авторитетом взрослого и конечным результатом в виде хорошей оценки, а не иными видами мотивации, в том числе личной внутренней мотивацией на получение знаний, которые понадобятся ребенку в будущем;
- рационализм в мышлении находится только на самой ранее стадии зарождения, в связи с чем сама школа и учебный процесс для младших школьников больше всего является большой игрой, нежели ответственной и необходимой деятельностью и уж точно не является обязанностью;
- основа восприятия информации для подавляющего числа младших школьников представляет собой эмоциональный посыл, а не скупые «факты и числа», в связи с чем младшие школьники отлично воспринимают новую информацию в рамках игрового процесса обучения [8, с. 263-265].


Процесс подачи материала в школе в настоящее время подвергся значительным переменам. Совсем недавно, еще десять-двадцать лет назад подача материала осуществлялась посредством традиционных способов: изложения материала учителем, а также его самостоятельного изучения с помощью учебников или иных книг. В настоящее время ситуация иная: возросла значимость интерактивных технологий. Изложение материала с помощью презентаций, учебных фильмов, а также обучающих программ давно перестала быть диковинкой. Наконец, ученик может даже не присутствовать непосредственно в школе, а общаться с учителем с помощью компьютера, подключенного к сети Интернет, в том числе выполнять различные задания. Налицо очевидная смена традиционного понимания подхода к образованию, однако такие перемены в образовательном процессе необходимы. Более того, в ряде случаев, подобные способ подачи материала являются безальтернативными, если мы вспомним опыт дистанционного обучения, имевшего место в 2020 году по причине пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 [2]. Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что цифровые образовательные технологии не только прочно вошли в процесс школьного образования, но и без преувеличения подтвердили свою жизнеспособность и необходимость.
Стоит отметить, что до настоящего времени не до конца стал ясным вопрос о психологическом аспекте использования цифровых образовательных технологий в средней школе, в том числе в начальной школе. При этом речь пойдет не только об обучающихся, но и о педагогах и их родителях, которые также являются субъектами цифрового образования и, соответственно, являются полноправными и заинтересованными участниками такого процесса.


Накопленный опыт реализации программ цифрового образования, хотя и является относительно небольшим, тем не менее уже позволяет дать нам некоторые выводы относительно проведенной работы. Весьма интересным является вывод о том, что ученики младших классов обычно не испытывают трудностей в процессе познания материала с использованием цифровых технологий, а скорее наоборот данный процесс приносит им если не явное удовольствие, то во всяком случае чувство понимания происходящего. На взгляд О.В. Ельцовой и И.Н. Орловой, на это воздействуют следующие причины:
- во-первых, современное поколение детей практически с самого раннего детства является активным пользователем различного рода гаджетов (смартфонов, планшетов, компьютеров и т. п.), чему отчасти способствуют сами родители, поскольку плотный режим деятельности по схеме «дом-работа-дом» нередко заставляет их передать ребенка «на воспитание» гаджетам, что, с одной стороны, является негативным явлением, влияющим на взаимодействие ребенка как со своими родителями, так и с окружающим миром, но с другой стороны происходит развитие ребенка в его взаимодействие с цифровыми технологиями, что заложит фундамент для этой деятельности в будущем, которая вряд ли потеряет свою актуальность [6, с. 231-233];
- во-вторых, на это влияет общий психологический настрой детей младшего школьного возраста: для них преимущественно характерна непреодолимая тяга к познанию нового, чего-то интересного, в том числе того, что так или иначе связано с цифровыми технологиями, т. е. с компьютерами, гаджетами и т.п. [3];
Конечно, нельзя сказать о том, что каждый ученик младшей школы будет с удовольствием разбираться с какой-нибудь обучающей программой, поскольку обычно ребенок буде ждать вознаграждения в виде какого-либо удовлетворения. А так как речь идет о применении технологий, связанных с компьютерами или иными гаджетами, то ребенок, как правило, для привыкает получать скоротечное удовлетворение от компьютерных игр или просмотра кино и мультсериалов [4]. Правда, в случае цифрового обучения нельзя забывать о том, что в этой части имеет место быть психологические особенности данной возрастной группы, о которых мы говорили ранее: для детей 7-10 лет слово учителя или иного взрослого - непререкаемый авторитет и осуществлять ту или иную деятельность в рамках обучения все-таки придется, так как в таком случае возникает угроза получения плохой оценки, за которой, как правило, последуют взыскания в рамках семьи, чего ребенок, конечно же, для себя не желает.
Гораздо сложнее ситуация с представителями старшего поколения, которые в данном случае представлены учителями и родителями. Правда, в этом случае взрослые разделены на две группы:
- представители «молодого» поколения (условный возраст до 30-35 лет, к которым относятся молодые родители и молодые педагоги);
- представители «старшего» поколения (условный возраст от 35 лет и старше, к которым относятся учителя и родители, чье детство и юность, т.е. основной этап становления личности пришлись на годы позднего СССР, т.е. 80-е, а также 90-е годы);


В этом случае начинается условный конфликт «отцов и детей»: условный потому, что он представлен столкновением мировоззрений «молодого» и «старшего» поколений, в том числе относительно вопроса значимости и необходимости цифрового образования в современной школе.
Представители «молодого» поколения относятся к цифровым технологиям как к жизненной необходимости. Они понимают, что во взрослой жизни человек будет в той или иной степени сталкиваться с цифровыми технологиями. Это неизбежно. Так, например, даже обращение к врачу или подача документов в государственный орган уже давно стали интерактивными, а электронный документооборот - вполне обыденным явлением. Полностью игнорировать это невозможно, поскольку в таком случае человек, отказывающийся или же не разбирающийся в цифровых технологиях, будет просто претерпевать неудобства: томиться в очередях вместо того, чтобы подать документы в электронном виде и получить в таком же виде нужную справку или иной документ, который будет равнозначен бумажному, не сможет сделать приобрести нужную ему покупку через Интернет, так как не умеет работать в этом направлении, а прийти за таким товаром в магазин лично нельзя, поскольку его нет и т. д. Конечно, все это утрированно. Но, с другой стороны, это вполне рядовые жизненные ситуации. И роль цифрового образования в этом случае также заключается в дальнейшем знакомстве человека с технологиями, ведь речь идет не только об изучении урока с помощью презентации или учебного фильма. Например, ученик может участвовать в процессе познания через учебные программы, а также подтверждать свои знания путем прохождения заданий на компьютере. Соответственно, на учителя и родителя в этом случае возлагается обязанность также знать принцип функционирования таких программ, чтобы в случае чего оказать нужную помощь своему подопечному [5].
А вот со старшим поколением все не так однозначно. Конкретной статистики в отношении этого нет, но по отношению к процессу внедрения цифровых технологий данные представители разделились сразу на несколько групп. Здесь есть и те, которые поддерживают данный процесс, хотя их в силу понятных причин меньшинство. Есть и такие, которые в той или иной степени либо не одобряют такие методы преподавательской деятельности, либо же их просто не понимают, но вынужденно соглашаются с ними, в том числе через освоение отдельных базовых навыков в области работы в цифровой среде, так как понимают, что это необходимо либо для их учительской профессии, либо же для помощи своему ребенку. Наконец, закономерно имеются и такие, которые не воспринимают цифровые образовательные технологии ни в каком виде, считая их либо бесполезными, либо вредными, апеллируя к тому, что ранее существовавшая образовательная система прекрасно справлялась со своими обязанностями, а значит ее актуальность сохранилась до настоящего времени [1].
В целом, такой конфликт сам по себе вполне естественен. С возрастом психология человека становиться более инертной: становиться трудно учиться, что-то принципиально новое также воспринимается с трудом. Накопленный жизненный опыт, отягощенный в том числе стереотипами или домыслами, а также личными особенностями психики не позволяет впустить в свою среду обитания что-то, чего в ранние годы жизни такого человека не было. И цифровые образовательные технологии как раз и относятся к такому рода «новому». Родитель или учитель, чье обучение в школе, училище, техникуме, вузе пришлось на тот период, когда основным источником знаний была книга, будет трудно воспринять тот факт, что сейчас данный источник знаний постепенно отходит на второй план, уступая место цифровому обучающему пространству [9].
Кроме того, нельзя забывать и том, что сфера школьного образования в настоящее время пока еще представлена большим количеством педагогов «старшего» поколения, которые в силу разных причин не особо разбираются в новых цифровых образовательных технологиях. Конечно, процесс обучения педагогов никогда не прекращается, но нельзя сбрасывать со счетов и личное восприятие аспекта знакомства с новыми технологиями. Сможет ли такой учитель обучиться новым способам преподавания и качественно реализовать их на практике? Вопрос открытый, так как в этом случае играет роль индивидуальный фактор.
В заключение необходимо подытожить, что процесс цифровизации образования продолжается. По сути, происходит перемена основ школьного образовательного процесса, затрагивающего также и младшие классы. В этих условиях каждый причастный к этому процессу (ученик, родитель, учитель) должен принять тот факт, что цифровые технологии без преувеличения стали почти что жизненной необходимостью, без которых будет невозможно жить и работать в современном мире, и их освоение хотя бы на базовом уровне является действительной обязанностью каждого, что положительно повлияет в первую очередь на того, кто осваивает такие технологии.
Список литературы
1. Бекарев А.М. Цифровая компетентность и возраст преподавателя в условиях префи
гуративной культуры / А.М. Бекарев, Г.С. Пак // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2022. - №1 (65)
2. Данилова Л.Н. COVID-19 как фактор развития образования: перспективы цифровиза- ции и дистанционного обучения / Л.Н. Данилова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2020. - №5 (68)
3. Елисеев В.К. Педагогические стратегии как проявление профессионального стиля будущего учителя / В.К. Елисеев, В.Н. Долматова, Д.Ю. Лунева // Образование XXI века в ситуации неопределенности: традиционализм, инноватика, многовекторность развития: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Липецк, 20 октября 2020 года). - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. - С. 203-207.
4. Ельцова О.В. К вопросу о понятии цифровой грамотности / О.В. Ельцова, М.В. Емельянова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2020. - №1 (106)
5. Миронова О.А. Проблемы и задачи цифрового образования в России в контексте теории поколений / О.А. Миронова // Вестник РГЭУ РИНХ. - 2019. - №1 (65)
6. Орлова И.Н. Использование цифровых технологий в начальной школе / И.Н. Орлова // Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в образовательной организации. - 2019. - С. 231-234.
7. Пичугин С.С. Роль и место цифровизации в формировании образовательной среды в начальной школе / С.С. Пичугин, Л.А. Громова, В.Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2021. - №6 (78)
8. Чуприкова А.С. Психологическая характеристика мотивов учебной деятельности у младших школьников / А.С. Чуприкова, К.А. Игина, А.В. Мекшинева // Молодежь и наука: шаг к успеху: сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых (Курск, 21-22 марта 2019 года) / Юго-Западный государственный университет, Московский политехнический университет. В 5 т. Т. 2. - Курск: Университетская книга, 2019. - С. 263-265. -
9. Яковлева Э.Н. Проблема развития цифровой компетентности педагогов начального общего образования, принадлежащих к старшему поколению / Э.Н. Яковлева, Н.Н. Дружинина, Г.В. Воителева [и др.] // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2021. - №1 (73)

Источник: Современные проблемы и технологии инновационного развития образования : материалы III Международной студенческой научно-практической конференции (Тула, 5 апреля 2023 г.) / науч. ред. С. В. Митрохина. - Чебоксары: Среда, 2023. - 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.