На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности межличностных взаимоотношений в коллективе детей младшего школьного возраста
Особенности межличностных взаимоотношений в коллективе детей младшего школьного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Эффективность совместных действий людей во многом зависит от их навыков межличностных взаимоотношений. Искусство общения и знание его психических механизмов сегодня являются основой жизненного и профессионального успеха каждого человека.

Цель статьи заключается в изучении того, как социометрические связи между детьми влияют на формирование и качество взаимоотношений в детском коллективе. Основная цель исследования заключается в выявлении причин формирования социометрических статусов у детей младшего школьного возраста, определении влияния социометрических связей на эмоциональное и социальное благополучие детей, а также выработке рекомендаций по улучшению социометрического статуса и межличностных взаимоотношений в детском коллективе.
Межличностные взаимоотношения - это возникающие в процессе совместной деятельности и общения отношения между людьми [3]. Чаще всего они основываются на эмоциональном уровне и выражают внутреннее состояние человека. У младших школьников межличностные взаимоотношения представляются в виде отношений с учителями, сверстниками и родителями. Но в нашей статье мы рассмотрим взаимоотношения детей друг с другом.
Развитие межличностных взаимоотношений возможно только в том случае, если индивид способен устанавливать связь с людьми и находить с ними общий язык. Достижению этого способствуют контакт и непринужденность, понимание и доверие, эмоциональное принятие и притяжение, а также отсутствие жесткой программы манипулирования и использования в корыстных целях. Для достижения идеальных межличностных взаимоотношений, необходимо стремиться к доверию, что означает уверенность, ожидание поддержки, вера в то, что партнер не использует ситуацию во вред и не предаст. В условиях доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции [4].
В нынешнее время учащимся младших классов довольно трудно налаживать взаимоотношения. Во-первых, современное общество характеризуется высоким уровнем технологического развития. С появлением интернета, социальных сетей и мобильных устройств дети получили новые возможности для общения и развития социальных навыков. Однако, с другой стороны, это может приводить к тому, что дети проводят меньше времени на общении в реальном мире, что может препятствовать налаживанию взаимоотношений с окружающими людьми.
Во-вторых, в настоящее время наблюдается изменение социальных ценностей и стереотипов. Например, стереотипы о традиционных ролях мужчин и женщин сильно изменились, что может влиять на социальное развитие детей и их способность к установлению взаимоотношений.
В-третьих, в современном обществе существует большое количество различных вызовов, которые могут влиять на социальное развитие детей. Например, глобальные проблемы, такие как изменение климата или угроза терроризма, могут вызывать тревогу у детей и влиять на их социальные навыки.
Таким образом, можно сказать, что «нынешнее время» характеризуется рядом новых условий, которые могут оказывать влияние на социальное развитие детей младшего возраста. Однако, это не означает, что раньше дети имели более легкую жизнь и не сталкивались с проблемами в социальном взаимодействии. Каждая эпоха имеет свои особенности, и задача взрослых - помочь детям справиться с вызовами и развить их социальные навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе. Также некоторые дети могут иметь проблемы с социальной компетентностью, которая проявляется в беспомощности в отношениях со сверстниками и неумении решать конфликты. Но не все дети имеют такие проблемы. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может иметь свои сильные и слабые стороны в разных областях развития.
Нельзя однозначно сказать, что дети с проблемами в социальной компетентности отличаются от детей предыдущих поколений каким-то особым образом. Как я уже упоминала, каждый ребенок уникален и может иметь свои индивидуальные особенности и проблемы в разных областях развития, в том числе и в социальной компетентности. Также проблемы в социальной компетентности могут возникать у детей из-за разных факторов, таких как воспитание, социальная среда, общение с одноклассниками и т. д. Поэтому важно анализировать каждую ситуацию индивидуально и подходить к решению проблемы в социальной компетентности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и обстоятельств.
Одна из специфик формирования межличностных взаимоотношений младших школьников связана с формированием ценностей, с которыми связана познавательная и волевая сторона деятельности ребёнка. Для детей в столь юном возрасте большую роль имеют те ценности, которые направленны на самого себя, на благополучие и успех. Это помогает расширить круг обязанностей, формировать волю, характер и, непосредственно, межличностные взаимоотношения [5].
Задача исследования - определить уровень межличностных взаимоотношений в классе. На основе психолого-педагогической литературе, мы выделили подходящий критерий исследования межличностных взаимоотношений - распределение социальных ролей (социометрический статус). Исследование проводилось в МКОУ «Бутиковская СОШ» п. Бутиково, в котором приняли участие ученики 3 класса в количестве 15 человек, из них 6 девочек и 9 мальчиков. Однако, учитывая сложность исследуемой проблемы, использование только одного критерия может быть недостаточным для полного понимания ситуации.
Для более полного понимания и оценки качества межличностных взаимоотношений необходимо использовать различные методы и инструменты, такие как анкеты, наблюдение, интервью и т. д. Эти методы позволяют получить более детальную информацию о различных аспектах взаимодействия между людьми, включая уровень эмпатии, коммуникативных навыков, способность к сотрудничеству, конфликтологические навыки и т. д.
Следует отметить, что использование социометрического статуса имеет свои преимущества, так как это позволяет выявить социальную популярность, статус и изоляцию участников группы. Однако, он может быть недостаточным для получения полной картины взаимоотношений в группе.
В литературе существует множество исследований, которые использовали социометрический метод для изучения качества межличностных взаимоотношений в различных контекстах, например, в школах, коллективах и т. д. Однако, в этих исследованиях также применялись и другие методы, которые позволяли получить более глубокое понимание проблемы.
Таким образом, использование только одного критерия, такого как социометрический статус, может быть недостаточным для полного понимания исследуемой проблемы. Необходимо использовать различные методы и инструменты, которые позволяют получить более детальную информацию о качестве межличностных взаимоотношений в группе.
Однако мы будем основываться на таком критерии, как социометрия. Она предоставляет информацию: о психологических и социальных отношениях между учениками; о положении ученика в классе; о психологической взаимосовместимости и сплоченности в коллективе.
В ходе опроса все участники получили карточки с вопросами, на которые нужно было ответить, написав фамилии трёх своих одноклассников [2].


Детям были заданы следующие вопросы:
1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты предпочёл продолжить совместное обучение в новом коллективе?
2. Кого из класса ты хотел бы пригласить на свой день рождения?
3. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем из своих одноклассников ты хотел бы оказаться на этом острове?


Результаты опроса обрабатывались в несколько этапов. На первом этапе был определен социометрический статус учеников:
1. подсчитаны выборы каждого ученика;
2. выявлен социометрический статус школьника: звёзды - дети, которые получили в два раза больше выборов, чем среднее число полученных одним испытуемым; «предпочитаемые» - набравшие среднее и выше среднего числа полученных выборов одним испытуемым; «пренебрегаемые» - получившие в два раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым; «отвергнутые» - те ученики, которые не имеют ни одного выбора или в три раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым.
На втором этапе был определен уровень благополучия межличностных взаимоотношений. Для этой цели мы сравниваем количество учеников, которые имеют высокий и средний статус («звёзды» и «предпочитаемые»), с количеством учеников, которые имеют низкий статус («пренебрегаемые», «отвергнутые»).
Высокий уровень благополучия - если большинство учащихся получили статус «звёзд» и «предпочитаемых», либо равно количеству обучающихся с более низким статусом. А низкий уровень - если большинство обучающихся получили статус «пренебрегаемых» и «отвергнутых».
Проанализировав ответы учеников, получились следующие результаты: «звёзды» - 2 ученика (13%); «предпочитаемые» - 8 учеников (53%); «пренебрегаемые» - 4 ученика (27%); «отвергнутые» - 1 ученик (7%).
В первую группу «звёзды» вошли лидеры в классе. У них высокий уровень сформированности коммуникативных навыков. Эти дети без проблем общаются с детьми, заводят разговоры. Их часто выбирают одноклассники для групповых работ, с удовольствием берут их в игры, делятся секретами.
Ко второй группе «предпочитаемые» относятся ученики, занимающие значимое место в классе. С ними охотно дружат, общаются, хотят играть и дружить.
Г руппа «пренебрегаемые» включает малообщительных и неактивных школьников. Эти дети особенно не выделяются. Чаще всего они поддерживают хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом.
Группу «отвергнутые» составили дети, занимающие наименее важное место в коллективе. У таких детей низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. Они могут чувствовать равнодушие или неприязнь сверстников. Обычно тихони, их не видно, не слышно, не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в школу, его отсутствия могут не заметить.

Таблица 1

социометрия2


После был определён уровень благополучия межличностных взаимоотношений в классе, с помощью подсчёта и сравнения количества школьников, которые смогли получить статус «звёзд» и «предпочитаемых» - 66%, и количества учеников, которые получили статус «пренебрегаемых», «отвергнутых» - 34%.

социометрия3

Рис. 1. Результаты изучения социометрического статуса младших школьников в межличностных взаимоотношениях

В классе был определён высокий уровень благополучия межличностных взаимоотношений, т.к. число детей с высоким и средним показателем преобладают над количеством обучающихся с более низким статусом.
Анализируя результаты нашего исследования, мы сделали вывод, что выявленное количество школьников с высоким социометрическим статусом показывают высокий уровень межличностных взаимоотношений в классе.
В качестве рекомендаций, можно предложить поддерживать уровень благополучия межличностных взаимоотношений, с помощью организации работы класса таким образом, чтобы взаимные контакты приводили к увеличению взаимной доброжелательности. Так же можно отметить эффективность коллективной творческой деятельности, например на уроке изобразительного искусства. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. К тому же оценка педагога очень важна при сплочении коллектива, взрослый показывает детям лучшие качества их сверстников, что, в свою очередь, укрепляет их уверенность в себе и влияет на их дружбу.
В современном мире, несмотря на все технологические достижения, вопросы формирования межличностных взаимоотношений по-прежнему являются важными. Психологи утверждают, что период школьного возраста является пиком детства, в котором дети постепенно теряют детскую простоту поведения и развивают другую логику мышления. В это время обучение становится более значимой деятельностью, а младшие школьники также приобретают определенный статус. Однако, несмотря на все положительные изменения, взаимоотношения в коллективе могут быть жестокими, особенно среди младших школьников, которые обычно более честны и прямолинейны, в отличие от старшеклассников, которые могут скрывать свои намерения по отношению к своим сверстникам. Опыт, полученный в таком коллективе, может оставить след на душе человека и повлиять на его жизнь в будущем. Дети, которые переживают психологическую травму или жестокое обращение со стороны своих сверстников, страдают от определенного уровня психологических последствий, которые могут сказаться на их психологическом и эмоциональном благополучии взрослой жизни. Поэтому школам необходимо направлять свою учебную деятельность на построение благоприятных взаимоотношений между учениками. Это может быть достигнуто путем поощрения групповой работы и проведения мероприятий, направленных на развитие качественных отношений внутри детского коллектива. Рекомендуется, чтобы школы проводили регулярные тренинги для учителей и учеников, чтобы они могли научиться эффективно решать конфликты и развивать навыки коммуникации. Также важно установить правила поведения и справедливые меры дисциплины, чтобы обеспечить безопасность и уважение внутри школьной среды. Кроме того, школам необходимо создавать условия для развития эмоционального интеллекта учеников, так как это поможет им понимать свои эмоции и эмоции других людей, а также укрепит их способность к эмпатии и пониманию.
Еще одним важным аспектом является поддержка родителей. Родители могут играть важную роль в помощи своим детям в случае конфликтов в школе, общаться с учителями и директором школы, чтобы найти лучшие решения для своих детей. Они также могут помочь своим детям развивать навыки коммуникации и учить их уважительно относиться к другим людям.
В целом, создание благоприятных взаимоотношений в школе является важной задачей, которая должна быть решена в совокупности усилий учителей, родителей и учеников. Хорошие взаимоотношения помогают детям развиваться и достигать успехов в жизни, а также создают основу для здорового и счастливого общества в будущем.
Список литературы
1. Бодалёв А.А. Личность и общение / А.А. Бодалёв. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
2. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено. - М.: Академический проект, 2001. - 384 с.
3. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - Л.: ЛГУ, 1979. - 236 с.
4. Ржанова С.А. Понятие межличностных взаимоотношений младших школьников / С.А. Ржанова // Начальное образование в новой реальности: направления развития актуальные проблемы лучшие практики - Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2022. - С. 374-376.
5. Шкуричева Н.А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников / Н.А. Шкуричева. - М.: ИПЦ Маска, 2008. - 225 с.
Источник: Современные проблемы и технологии инновационного развития образования : материалы III Международной студенческой научно-практической конференции (Тула, 5 апреля 2023 г.) / науч. ред. С. В. Митрохина. - Чебоксары: Среда, 2023. - 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.