На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Специфика стрессоустойчивости младших подростков
Специфика стрессоустойчивости младших подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Воронина Я. Д.
Научный руководитель: Константинов В.В., д.психол., профессор

Введение

Причина пристального внимания к проблеме стрессоустойчивости связана с особенностями перехода к информационному обществу, ростом научно-технического прогресса.

 

В связи с этим стрессоустойчивость является необходимым качеством, позволяющим сохранить физическое и психическое здоровье людей. Особенно актуальным становится изучение индивидуально - психологических факторов стрессоустойчивости, от которых зависит успешность социально-психологической адаптации человека в современном обществе. Исследователи выделяют различные компоненты стрессоустойчивости, однако вопрос об индивидуальных различиях в реакциях на стрессогенные воздействия остается открытым.
Важность исследования стрессоустойчивости младших подростков, обусловлена тем, что в условиях социально-экономических преобразований в России, изменения стиля жизни и ее темпа остро встает вопрос адаптации личности к новым требованиям действительности. По оценкам многочисленных экспертов (Аболин, 1997; Браташова, 2020; Бодров, 2000) в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой серьезную проблему современного общества. Особенную значимость изучение проблемы приобретает в связи со статистикой распространенности фактов психологической дезадаптации у детей и подростков. В последние годы на всей территории России отмечается четкая тенденция к ухудшению психического здоровья подрастающего поколения (Анохина, 2007; Аверин, 1998; Жданова, Манахова, Сухова, 2019; Круглова, 1994).
Стрессоустойчивость - это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций, которая характеризуется оптимальным взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека. Проблема психологического стресса и стрессоустойчивости человека особенно активно стала изучаться в последние полвека и психологической наукой накоплен богатый опыт исследования данной проблемы. Несмотря на большой практический интерес, который представляет собой проблема стрессоустойчивости, она все же остается недостаточно разработанной.
Нами были сформулированы следующие гипотезы исследования:
1) специфика стрессоустойчивости младших подростков детерминирована индивидуально-психологическими факторами, влияющими на их стрессоустойчивость; 2) целенаправленное формирующие воздействие с помощью психокоррекционной программы может способствовать развитию стрессоустойчивости младших подростков.


Метод
В экспериментальном исследовании приняло участие 30 учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ № 74 г. Пенза. В качестве диагностического инструментария нами были использованы: беседа на тему «Умение справляться со стрессом»; методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера (модификация Ю.Л. Ханина); методика притязаний Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан); тест фрустрационных реакций Розенцвейга; теппинг-тест (модификация Е.П. Ильина).


Результаты и их обсуждение
Возрастные закономерности психического развития подростков, а также индивидуально-психологические особенности, связанные с проявлением личностных качеств и свойств, обуславливают их специфику стрессоустойчивости, являясь интегративными индикаторами различных форм социального неблагополучия и дезадаптации. Так, значительно более низкую стрессоустойчивость демонстрируют дети с высоким уровнем личностной тревожности, неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой, завышенным уровнем притязаний, слабым типом нервной системы. Любая напряженная ситуация или неприятность, а также сложные задачи (учебные, жизненные и др.) вызывают у этих детей психоэмоциональную напряженность и стресс, повышающие траты психической и физической энергии. Эти дети чаще предъявляют жалобы на состояние соматического здоровья; они указывают на трудности межличностных контактов в классе по сравнению с подростками с более высоким уровнем стрессоустойчивости.
Нами была выявлена взаимосвязь (г = 0,61) стрессоустойчивости и личностной тревожности с уровнем притязаний и самооценкой подростков. Так, низкострессоустойчивые и высокотревожные дети, испытывающие выраженные дезадаптационные расстройства, имеют более низкий уровень притязаний и заниженную самооценку. В связи с этим у детей возникают внутриличностные конфликты, связанные с психологическими трудностями в построении Я-образа. Эмоциональное напряжение, вызванное неудовлетворенностью своими результатами и социальным статусом, проявляется в обострении межличностных конфликтов, затрудняющих формирование Я-концепции, которая служит основой развития личности, возникновении риска возникновения личностных девиаций (наркотизации, алкоголизации, включения в группы делинквентных сверстников).
С другой стороны, есть дети, имеющие низкий уровень самооценки и притязаний, которые имеют более высокие показатели стрессоустойчивости. У таких детей происходит построение неадекватной, искаженной картины Я, что свидетельствовало о деформациях учебного развития - низком уровне личностных притязаний и ценностной дезориентации. Высокий уровень стрессоустойчивости характеризует не только адаптацию к условиям обучения, но и негативные явления учебного и личностного развития подростка - неадекватный стиль саморегуляции (результатом которого является эмоциональное выгорание и дистресс), личностный кризис.
С целью развития стрессоустойчивости подростков необходимо использовать тренинги, направленные на развитие навыков саморегуляции (нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация), коммуникативные тренинги (групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга), тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост (развитие отдельных сторон личности участников тренинга), копинг, или обучающие тренинги.
На основании проведенного исследования, нами была разработана и апробирована психокоррекционная программа, направленная на развитие стрессоустойчивости младших подростков. После проведения коррекционной программы нами была выявлена тенденция к развитию стрессоустойчивости у испытуемых участников экспериментальной группы. Выявлены положительные сдвиги эмоциональной устойчивости (p < 0,01), положительном фоне переживаний (p < 0,001), способах поведения в стрессовых ситуациях, позитивные изменения в поведении (p < 0,001). Мы можем утверждать о том, что выдвинутая нами гипотеза о том, что целенаправленное формирующие воздействие с помощью психокоррекционной программы может способствовать развитию стрессоустойчивости младших подростков.
Заключение
Сравнение диагностических данных, полученных с учащимися экспериментальной группы «до» и «после» проведения психокоррекционной программы позволяет констатировать эффективность разработанной и апробированной нами программы.
Библиографический список
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997. 264 с.
2. Аверин В. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во «Михайлова», 1998. 415 с.
3. Анохина С.А. Динамика развития стрессоустойчивости подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 2(34). С.130-136.
4. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕРСЭ, 2000. 352 с.
5. Браташова М.В. Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 1. С. 94-99
6. Жданова Л.Г., Манахова Н.М., Сухова М.А. Стрессоустойчивость старшеклассников с разным уровнем креативности // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3. С. 70-72.
7. Круглова Н.Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности // Психологический журнал. 1994. № 2. С. 66-74.

Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.