Н. А. Томина Н. Г. Церковникова
Проблематика насилия и жестокого обращения с детьми в современном российском обществе стала открыто обсуждаться сравнительно недавно. Современные социологические и психологические исследования убеждают, что данная проблема гораздо более масштабна, чем показывает официальная статистика. Физическое и психологическое насилие над детьми в России имеет исторические корни, и в современных российских семьях различные виды насилия по-прежнему распространены. Приведем некоторые статистические данные. Опрос 1500 респондентов из Архангельской, Брянской и Курганской областей, Республики Адыгея и Ямало-Ненецкого автономного округа в возрасте от 18 лет показал, что респонденты в детстве подвергались: физическому насилию (64,4 %), психологическому насилию (48,5 %), сексуальному насилию (1,3 %), 10 % респондентов столкнулись с пренебрежением родителями своими обязанностями [1].
Профилактика и при необходимости коррекция такого нежелательного явления, как насилие и жестокое обращение с детьми, становятся едва ли не приоритетной задачей профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и других учреждений. При этом есть ряд специалистов (педагоги, психологи, воспитатели и др.), не умеющих распознавать признаки насилия и жестокого обращения, есть те, кто не знает, как правильно реагировать на выявленные признаки. Просветительская и профилактическая формы работы являются важными составляющими профессиональной деятельности специалистов на всех уровнях общего образования. Неоднозначность точек зрения на то, что является насилием и жестоким обращением с несовершеннолетними, устойчивая и передающаяся из поколения в поколение культура физического наказания в российских семьях, трудности межведомственного взаимодействия при выявлении случаев жестокого обращения, да и вообще получения профессиональной поддержки делают проблему насилия и жестокого обращения в отношении детей актуальной. Считаем важным дать определения насилия и жестокого обращения в отношении детей, поскольку именно от правильного, однозначного понимания содержания понятий зависит адекватная реакция специалистов, ближайшего окружения ребенка. Насилие, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), — это «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб» [2, с. 5]. Понятие, используемое Всемирной организацией здравоохранения, подчеркивает преднамеренность и фактическое совершение акта насилия, независимо от его результата. Как указывают И. А. Алексеева и И. Г. Новосельский, жестоким обращением с ребенком называется «причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, угроза его развитию или жизни» [3, с. 19]. Авторы отмечают многообразие проявлений этого феномена: жестокое обращение, запущенность и пренебрежение потребностями и нуждами ребенка со стороны людей, которые должны опекать его и заботиться о нем. Жестокое обращение с ребенком — это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Содержание понятий насилия и жестокого обращения лежит в одном смысловом поле и порой их используют как синонимы даже на законодательном уровне. В настоящее время существуют как международные, так и российские нормативно-правовые акты, регламентирующие права несовершеннолетних, права и обязанности родителей, законных представителей несовершеннолетних, а также определяющие ответственность родителей за последствия жестокого обращения с детьми, неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Традиционно различают четыре категории жестокого обращения с детьми: «1) физическое насилие, 2) сексуальное насилие, 3) пренебрежение потребностями ребенка/отсутствие заботы, 4) эмоциональное насилие» [2, с. 64]. При этом в научной и методической литературе категорию эмоционального насилия часто называют психологическим. Жестокое обращение всегда имеет последствия для личности. Они могут проявиться сразу после жестокого обращения и быть всем заметными. В этом случае у ребенка появляется шанс получить помощь. Последствия жестокого обращения могут быть невидимыми или хорошо скрываемыми «бомбами замедленного действия», которые взорвутся через какое-то время. Тогда окружающие не смогут связать их с причиной и оказать адекватную помощь, да и ребенок не всегда сможет увязать одно с другим. В некоторых случаях последствия жестокого обращения похожи на медленно действующий яд, который активно никак себя не проявляет, но медленно убивает. В других случаях — это, скорее, вирус, который проявляется или не проявляется и даже передается по наследству. Опыт жестокого обращения — это всегда травматический опыт, который меняет человека физически и/или психически в большей или меньшей степени. Последствия жестокого обращения можно условно разделить на группы по разным основаниям: по видам и по времени их наступления. По видам последствия жестокого обращения с детьми могут быть физические и психологические. Под физическими последствиями понимается вред телу и его развитию, жизни и физическому здоровью, а под психологическими — неадекватная самооценка, искаженное представление о мире, иррациональные установки, нарушенная привязанность и т. д., вплоть до психических расстройств и болезней. В реальности физические и психологические последствия тесно связаны друг с другом, так как тело и психика неразрывно связаны друг с другом. К. Х. Бриш приводит результаты исследования, согласно которым опыт переживания жестокого обращения в детстве влияет на созревание отделов коры головного мозга, отвечающих за управление, интеграцию и модуляцию аффектов: «... жестокое обращение и/или травма в раннем детстве сильно изменяют развитие правого “невербального” полушария мозга, которое отвечает за различные аспекты привязанности и регуляцию аффектов» [4, с. 43-44]. С другой стороны, чрезмерная психическая боль способна вызывать психосоматические заболевания, стремление к самоповреждению, парасуицидальному и суицидальному поведению. По данным Г. У Виттхен, у многих детей, подвергавшихся жестокому обращению, отмечается снижение школьной успеваемости, способности к обучению [5]. Для детей типичны расстройства социального поведения. Так, ребенок, подражая взрослым, может быть агрессивным, драчливым и склонным к насилию в чрезвычайных обстоятельствах. Вторым основанием для выделения последствий жестокого обращения можно считать время их наступления. В таблице представлены последствия жестокого обращения, которые разделяют на ближние и отдаленные [6]. Ближние последствия возникают здесь и сейчас либо в непосредственной близости к факту жестокого обращения, они непосредственно отражают нанесенный ущерб. Именно их описывают в качестве признаков, помогающих заметить жестокое обращение, которое имело место в недавнем прошлом. Ближние психологические последствия — это всегда попытка психики призвать на помощь, справиться с произошедшим, отреагировать и восстановиться. Отсроченные последствия не всегда заметны, могут быть результатом накопленной травмы (травмы детского возраста могут проявить себя в более позднем возрасте). Последствия могут проявиться через много лет, даже если ближние последствия нашли свое воплощение, либо сопровождать человека всю жизнь (например, инвалидность, хроническое заболевание или психическое расстройство).
Последствия жестокого обращения с ребенком
Ближние последствия (возникают сразу после акта жестокого обращения)
|
отдаленные (могут возникнуть через некоторое время после жестокого обращения, проявиться в более позднем возрасте или будут иметь накопительный эффект)
|
Физические травмы, повреждения
Рвота
Головные боли
Потеря сознания
Кровоизлияния в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у младенцев, которых сильно трясут Острые психические реакции (ответная агрессия, возбуждение, стремление сбежать, спрятаться, глубокая заторможенность, апатия, слезы, паника)
Захваченность сильными переживаниями страха, тревоги и гнева
Развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности
Суицидальные мысли и действия сразу после акта жестокого обращения
|
Нарушения физического и психического развития
Соматические заболевания
Личностные и эмоциональные нарушения
Социальные последствия
Симптомы посттравматического стрессового расстройства и травмированной личности
Расстройства личности как результат жестокого обращения
|
Опыт переживания насилия в детстве и юношестве может иметь фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития личности. Часто дети и подростки, испытавшие насилие, ощущают себя соучастниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмоциональной сферы: необоснованная смена настроения, тревожность, депрессия, которые могут сопровождаться суицидальными попытками. Невротические симптомы сочетаются с нарушениями взаимоотношений с окружающими. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, попытки суицида [7].
Под профилактикой обычно понимают предупреждение, недопущение возникновения чего-либо неприятного или нежелательного. В нашем случае профилактика направлена на предупреждение жестокого обращения с детьми и пренебрежения их потребностями. Поскольку мы рассматриваем жестокое обращение и пренебрежение потребностями детей и подростков как результат взаимодействия между ребенком и взрослым в определенных, усугубляющих, нейтральных или облегчающих условиях, то можем выделить несколько основных направлений профилактических мер: — меры, направленные на развитие облегчающих условий и минимизацию усугубляющих; — меры, направленные на взрослых; — меры, направленные на детей и подростков; — меры, направленные на улучшение взаимодействия между ребенком и взрослым.
Отметим, что под усугубляющими условиями понимаются ситуативные, внешние и объективные условия жизни, которые способствуют жестокому обращению с детьми и насилию (например, отсутствие работы у родителей, экономический кризис, отсутствие возможности получить помощь, культурные установки типа «бьет — значит любит» и т. д.). Облегчающие условия — это условия, позволяющие снизить риск жестокого обращения и/или минимизировать его последствия (например, доступность медицинской и психологической помощи, высокий уровень психологической грамотности, стабильная экономическая обстановка, культура ненасилия и т. д.). При комплексном подходе профилактика должна проводиться по всем направлениям. Однако единичные меры также способны предотвратить жестокое обращение к конкретному ребенку в конкретном случае, а значит, дать шанс ребенку избежать травматизации. Рассмотрим меры профилактики, направленные на взрослых. Данная группа мер предполагает работу с взрослыми: родителями, родственниками, специалистами и т. д. Взрослые уже сформировались как личности и активно участвуют в формировании личности ребенка, его представлений о том, как надо взаимодействовать с другими людьми и миром в целом. Чем младше ребенок, тем важнее работа со взрослыми. Имея ограниченный ресурс, выбирая между работой с ребенком или взрослым, необходимо выбирать взрослого.
Цели профилактической работы со взрослыми: 1) повышение осознанности поведения взрослого; 2) повышение эмоциональной компетентности взрослого; 3) повышение критического отношения взрослого к своему поведению; 4) информирование о деструктивных паттернах поведения и осознание взрослым собственных деструктивных паттернов поведения по отношению к ребенку и их возможных последствий; 5) расширение или формирование конструктивных паттернов взаимодействия с ребенком; 6) профилактика эмоционального выгорания взрослого; 7) пропаганда здорового образа жизни; 8) повышение жизнестойкости и стрессоустойчивости взрослого; 9) отделение собственных психологических сложностей и травм от ребенка и мотивирование на работу с ними; 10) повышение качества жизни взрослого.
Формы работы со взрослыми могут быть стихийными и специально организованными. К стихийным формам работы можно отнести разговор с родителем на детской площадке, оказание экстренной помощи, оказание первой психологической помощи, стихийно возникшую психологическую консультацию. К специально организованным формам работы с взрослыми относятся следующие: • Открытые лекции и семинары по заранее заданной теме. Цель лекций и семинаров: повышение грамотности взрослых в вопросах психологии, педагогики, медицины, безопасности детей. Такие мероприятия проводятся на самые актуальные темы на разных площадках и разными организаторами. Например, родительский клуб в детском саду или в школе, на котором специалист излагает материал по теме и отвечает на вопросы участников. Информация, полученная на лекциях и семинарах воспитателями и учителями, может использоваться ими на родительских собраниях. При этом она должна быть понятной, интересно представленной и актуальной. Эффективность занятий с любой аудиторией возрастает при использовании демонстрационных материалов, заимствованных (примеры из фильмов, книг, сюжеты из реальной жизни) либо полученных в процессе выполнения участниками семинара-тренинга упражнения. При выборе упражнения важно учитывать резерв времени и возможные эмоциональные последствия для участников, способность специалиста оказать помощь. • Конференции, «круглые столы» — это форма профилактики, предполагающая междисциплинарное взаимодействие специалистов и родителей, обсуждение вопросов с разных точек зрения. Цели могут быть разнообразны: от конкретной помощи здесь и сейчас до налаживания взаимодействия между участниками. Чем больше налаженных надежных связей между родителями и специалистами различных направлений, тем надежнее система профилактики и оказания помощи. • Обучающие курсы, тренинги: школа приемных родителей, школа для будущих родителей, тренинг по развитию эмоционального интеллекта, тренинг по развитию саморегуляции, курсы повышения квалификации для специалистов, специализированные тренинги по работе с конкретной проблемой, курс по профилактике жестокого обращения с детьми и т. д. Цель курсов и тренингов — развитие и отработка конкретных навыков, подготовка к сложным ситуациям профессионального взаимодействия. Очень важно, чтобы курсы, тренинги были безопасными и действительно включали профилактику насилия и жестокого обращения. Для подобных курсов должен быть предусмотрен отбор участников. В некоторых случаях подобные курсы/тренинги могут иметь противоположный эффект. Например, возможно провоцирование раскрытия травматического контейнера участника при прохождении курсов или тренингов. Без должного внимания к этому или информирования человека о месте получения квалифицированной помощи может произойти декомпенсация. Например, будущая мама, усвоившая правила кормления и пеленания новорожденного, как хорошая ученица может в будущем делать это насильно, без учета живого ребенка, как будто с куклой. К. Х. Бриш описывает профилактическую программу «SAFE — Программа надежности для родителей», которая включает видеотренинг. Исследования показали, что включение видеотренинга в эту программу повышает уровень критичности к собственному поведению и способствует развитию более чуткого отношения к младенцу в будущем. Подобный опыт возможно использовать и в других профилактических программах. В любом курсе или тренинге важно заложить время на работу с мотивацией и глубинными установками участников, отработку упражнений и их обсуждение, учитывать готовность участников к сложному материалу. От эмоциональной включенности каждого участника в работу будет зависеть эффект профилактики. Примером такой формы профилактики является проект АНО «Семья детям» по профилактике жестокого обращения с детьми в масштабах малого города. Чем более тревожная тема, чем более она конфликтная и неоднозначная, тем больше необходимо включить ресурсных моментов в тренинг или курс и заложить больше времени на обсуждение чувств и размышлений участников. • Киноклубы, читательские клубы (просмотр и обсуждение фильмов, книг, связанных с темой жестокого обращения). Цель киноклубов и читательских клубов — расширение представлений о возможных деструктивных формах поведения, их последствий и формирование культуры обсуждения тем насилия и жестокого обращения. Поскольку такие клубы имеют, как правило, добровольный формат участия и книги, фильмы анонсируются заранее, то вероятность ретравматизации или травматизации участников снижается, хотя не исключается полностью. Многое зависит от ведущего клуба, его способности оказать помощь. Плюсы данной формы профилактической работы с взрослыми заключаются в том, что присутствует элемент абстрагирования, формирование отношения человека к увиденному или прочтенному как к вымыслу, так как произведения (фильмы и книги) являются художественными. С одной стороны, это защищает личность от идентификации и позволяет обсуждать увиденное или прочитанное, с другой стороны, позволяет признать возможность существования подобного, т. е. снизить отрицание. Само обсуждение — это активное действие, которое препятствует травматизации. • Интервизорские и супервизорские группы (как правило, регулярные закрытые небольшие группы с четкими правилами). Цель таких групп — разбор специалистами сложных случаев, повышение компетентности, нахождение путей решений в сложной ситуации. Обычно подобные формы применяются в профессиональных сообществах специалистов помогающих профессий. Самая известная форма — это Балинтовские группы. Иногда подобные группы могут создаваться специалистами для родителей. Наличие подобной группы является ресурсом и позволяет отложить немедленную реакцию на сложную ситуацию до момента встречи группы. В группе ситуация рассматривается всеми участниками с разных точек зрения, что позволяет расширить видение ситуации и найти разные пути выхода, а также получить эмоциональную поддержку и конструктивную критику в безопасных условиях. • Консультации специалистов (супервизии). Цель консультаций — решение конкретного запроса. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными. Чаще всего консультации назначаются заранее, хотя могут быть и стихийными (по ситуации и возможностям специалиста). Каждый специалист имеет свою специализацию, свою зону ответственности и компетенции. Четкое понимание, признание и этичное предъявление специалистом вовне этих ограничений также является профилактикой жестокого обращения с детьми. Этичное информирование взрослого о своих границах и границах возможной помощи наглядно демонстрирует взрослому, что, во-первых, границы могут быть; во-вторых, невозможно быть компетентным во всем; в-третьих, у взрослого есть возможность признать собственную некомпетентность и незнание, что не значит стать плохим, а значит получить шанс на помощь у компетентного специалиста; в-четвертых, реагировать на недовольство можно без последствий для всех (можно злиться и говорить про свою злость и недовольство и не быть брошенным). В консультациях профилактика осуществляется не столько за счет информирования взрослого, сколько за счет поведения специалиста, даже если задается вопрос: «Что делать?». • В любой коммуникации большая часть информации передается и воспринимается по невербальному каналу. В профилактике важно не столько, что говорится, сколько как говорится. В идеале «что» и «как» должны нести один смысл. • Игры (социальные игры, коммуникативные игры, трансформационные игры, симуляции и т. д.). Цель проведения игр — дать возможность взрослому исследовать собственные паттерны поведения, увидеть последствия, расширить репертуар и попробовать новые способы коммуникации. Такая форма профилактики осуществляется в безопасных для личности условиях, возможен выбор ролей и формы игры. Можно взять готовые игры, подходящие под задачи профилактики, например, социальные игры Г. Хорна, игры «Лепешка» и «Договоримся», либо придумать игру самому. Например, взять ситуацию выполнения ребенком домашнего задания и проиграть ее с разными вариантами. Для профилактики недостаточно просто проиграть ситуации, важен последующий их разбор и обсуждение. Должен быть ведущий, который находится вне игры и несет ответственность за процесс, тем самым обеспечивая его эффективность и безопасность. • Спортивные и развлекательные мероприятия. Цель мероприятий — создание условий для снятия напряжения, получения радости и удовольствия; профилактика эмоционального выгорания. Напряжение имеет свойство накапливаться. Если его не отслеживать и не контролировать, то есть вероятность, что это напряжение начнет разряжаться в самый неожиданный момент или оно будет сниматься регулярно на окружении, в том числе на беззащитных детях. Физическая активность позволяет сбрасывать напряжение или расслабляться (каждому подходит свое) и таким образом восстанавливать душевное равновесие. Положительные эмоции позволяют восстановить баланс между негативом и позитивом.
Меры профилактики, направленные на детей и подростков. Основной целью профилактической работы с детьми и подростками является снижение риска их травматизации от жестокого обращения. Профилактическая работа ведется по следующим направлениям: 1) формирование у детей и подростков представления о ценности каждого человека; 2) формирование представлений о собственных границах и границах других людей; 3) формирование и развитие представлений о правилах межличностного взаимодействия; 4) развитие эмоционального интеллекта, в том числе представлений об экологичных способах выражения негативных эмоций; 5) формирование представлений о правилах безопасности и способах самозащиты; 6) формирование стрессоустойчивости; 7) формирование и расширение репертуара копинг-стратегий; 8) формирование психологической устойчивости.
Меры профилактики реализуются в процессе естественной жизнедеятельности ребенка, его воспитания и обучения, причем выбор направлений и форм профилактики будет зависеть от актуального состояния ребенка, его возрастных и личностных особенностей, а также от возможностей взрослых и условий среды. Рассмотрим основные направления и формы профилактической работы с детьми и подростками: • Формирование надежной системы привязанности как форма профилактики жестокого обращения. Система привязанности начинает формироваться еще до рождения ребенка. Система привязанности — это биологически заложенная система, включающая чувства, ожидания и стратегии поведения ребенка, которые он вырабатывает в раннем детстве на основании опыта взаимодействия со значимыми другими, активизируется в ситуации опасности [4]. У ребенка формируется целая иерархия объектов привязанности. Надежная привязанность обеспечивает чувство безопасности, ощущение, что есть надежное убежище, где можно пережить любую ситуацию и залечить любые раны. Надежно привязанный ребенок в ситуации опасности, жестокого обращения с ним обращается к объекту привязанности за помощью, разъяснениями, утешениями и получает их, тем самым подтверждая надежность своего убежища. Дети с надежной привязанностью справляются быстрее даже с шоковой травмой. Дети с ненадежной привязанностью и с нарушенной привязанностью недостаточно уверены в безопасности и надежности взрослых, поэтому не всегда ищут помощи, поддержки или делают это неочевидным образом (например, используя агрессию). • Четкие правила и отсутствие двойных посланий как направление профилактики жестокого обращения с детьми. Для ребенка границы и правила обеспечивают также ощущение безопасности и понимание того, что можно делать, а что нельзя (как по отношению к нему, так и по отношению к другим). Например, «Если меня можно шлепать, то и мне можно шлепать других», «Если меня кусают, то и я кусаю». Многие правила взаимодействия не озвучиваются, а усваиваются на основании опыта. Проговаривание правил легализует их, делает более четкими, понятными и однозначными. Нарушение правил обязательно должно «маркироваться» взрослым и разбираться. Последствия нарушений могут быть разными: от разговора об этом нарушении с целью учета ребенком полученного опыта в дальнейшем до санкций. Последствия обязательно должны быть адекватны нарушению и способности ребенка их понять. Правила также должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям ребенка. Все правила можно поделить на категории: позитивные («У нас так принято») и негативные («Нельзя!»). Должен быть соблюден баланс позитивных и негативных правил. Кроме этого можно разделить правила на группы: — нельзя/можно всем, — нельзя/можно ребенку, — нельзя/можно взрослому, — можно при определенных условиях, — можно с определенного возраста. Правила могут обезопасить ребенка от жестокого обращения не только дома, но и в других местах. Например, правила группы в детском саду, правила класса, секции, которые регулируют межличностное взаимодействие. Даже если ребенок подвергается насилию в домашних условиях, правила группы, направленные на профилактику жестокого обращения, дают ребенку представление, что может быть и по-другому. • Развитие эмоциональной сферы ребенка. Необходимо специально уделять внимание развитию эмоциональной сферы ребенка, помочь ему понять ценность эмоций и переживаний в жизни человека, научить правильно выражать эмоции и понимать эмоции других людей, осознавать, что нет плохих эмоций, а есть неправильные способы их выражения. Разработаны специализированные программы по развитию эмоциональной сферы для детей разного возраста, книги и мультфильмы о разных эмоциях. Кроме этого можно акцентировать внимание ребенка на переживаниях разных героев сказок, фильмов, игр, других людей, и в первую очередь на переживаниях самого ребенка и его близких. Возможно также создание специальных условий для проживания особо тяжелых эмоций детьми. Например, «кресло обиды», в которое садится тот, кто обиделся и легально проживает свою обиду. Важно не манипулировать собственным эмоциональным состоянием во взаимодействии с ребенком, не спекулировать им. Подобного рода манипулирование относится к психологическому насилию. • Прямое обучение поведению в различных ситуациях. Так же, как мы учим детей переходить дорогу, важно научить их правилам безопасного поведения, навыкам распознавания опасностей в обычной жизни, способам предотвращения и реагирования на опасности. Обучение должно проходить в игровой форме: тренинги, игры, в том числе специализированные компьютерные игры, целенаправленно подобранные книги и комиксы. Недостаточно прочитать эти правила, важно проиграть или обсудить — активно ассимилировать их. Такое обучение не должно сопровождаться повышенной тревогой взрослого, должно соответствовать возрастным и личностным особенностям ребенка и содержать варианты выхода из ситуации. Обучение не должно вызывать травму. Меры профилактики, направленные на улучшение взаимодействия между ребенком и взрослым. В некоторых случаях жестокое обращение спровоцировано нарушенной коммуникацией между участниками взаимодействия. Процесс коммуникации — это процесс передачи информации, которая предварительно кодируется, затем передается от одного субъекта к другому по определенным каналам. Далее происходит последующая декодировка информации и обратная связь с тем человеком, который эту информацию изначально отправлял. Информация для обратной связи также кодируется, передается по каналу и декодируется. Искажение коммуникативного процесса может происходить на любом этапе. Профилактика жестокого обращения с детьми в данном случае будет ориентирована на «маркировку» ошибок передачи информации, выявление коммуникативных барьеров и их последующее исправление. Цель данной группы мер профилактики — повышение качества коммуникации между родителями и детьми.
Рассмотрим основные причины снижения эффективности коммуникации между родителями и детьми и меры их профилактики: 1. Барьеры, возникающие в силу объективных причин (помехи, шумы, невозможность получить обратную связь по объективным причинам, отсутствие условий для обсуждения какой-либо темы). Повысить качество коммуникации в этом случае возможно различными способами: предложить отойти в сторону, назначить встречу в удобное для общающихся время и подходящем месте; создать для общения условия, оптимально пригодные для решения задач. Например, ребенок увлеченно смотрит мультфильм и не слышит то, что говорит мама. Вариант повышения качества коммуникации: мама дает ребенку досмотреть мультфильм (либо прерывает просмотр — по ситуации), подходит к ребенку, опускается на уровень его глаз, доносит информацию и получает обратную связь от ребенка. Также можно маме попросить ребенка повторить то, что она попросила. 2. Трудности, обусловленные особенностями самих участников процесса (нарушение слуха, зрения, нечеткая дикция говорящего или другое нарушение речи). Повышение качества коммуникации связано с определением и применением адекватного способа компенсации возникшей сложности. Например, ребенок четырех лет с моторной алалией не может говорить словами, но выражает себя с помощью жестов и мимики. Вариантом повышения качества коммуникации в данном случае будет перевод эмоционально-жестового рассказа ребенка для остальных участников общения и обучение их тому, как ребенка можно понимать. При этом ребенок может поправлять неточности перевода взрослого. 3. Неправильное кодирование информации. Для повышения качества коммуникации требуется выявление ошибок кодирования, их проверка с помощью обратной связи, замена неправильного кода на правильный, «маркирование» таких ошибок в дальнейшем и их устранение при обратной связи. Например, ребенок отрывается от родителя и перебегает дорогу перед автомобилем. Родитель перебегает дорогу следом и набрасывается на ребенка. При этом информация «Я за тебя испугался! Ты мне дорог!» ошибочно кодируется и воспринимается ребенком как «Ты плохой!». Вариант исправления такой ошибки: родитель приходит в состояние равновесия, справляется со своими чувствами, возвращается к произошедшему тогда, когда и ребенок готов воспринимать информацию от родителя. При этом родитель объясняет ребенку свои истинные чувства и договаривается с ним о приемлемом способе взаимодействия при переходе через дорогу. В следующий раз в аналогичной ситуации родитель сначала возвращается в состояние равновесия, а затем правильно кодирует свое состояние, требование к ребенку и может обсудить санкции за нарушение принятых правил на будущее. Учитывая опыт, взрослый учится предвосхищать подобные ситуации и принимать превентивные меры, параллельно обучая ребенка. 4. Неправильно выбранный канал передачи информации и неконгруэнтность передаваемой одновременно информации по разным каналам. Мы передаем информацию, используя сразу несколько каналов: вербально и невербально, лично и, используя средства связи (телефон, планшет, соседа, записки и т. д.). Одни каналы являются наиболее значимыми, удобными и достоверными, другие, наоборот, недостоверны, игнорируемы, неудобны. Повышение качества коммуникации видится нам в том, что человек должен понимать, какие каналы собеседник относит к первой категории, какие — ко второй. В зависимости от цели коммуникации человек должен отправлять информацию по нужному каналу, минимизировать расхождения информации, передаваемой одновременно по разным каналам. При этом если по разным каналам передается разная информация, то необходимо пояснить эту разницу. Например, возвратившись домой с работы, уставший и раздраженный родитель (информация передается невербально) говорит ребенку, что он его любит (информация передается вербально). Родитель при этом не отдает себе отчет в том, что дети дошкольного возраста воспринимают информацию преимущественно через невербальный канал. Повышение качества коммуникации становится возможным, если родитель объясняет, что его раздражение связано с усталостью, а не с ребенком, затем, придя в состояние эмоционального равновесия, повторяет ребенку свое послание о любви и на вербальном, и на невербальном уровне (обнимает ребенка и говорит ему: «Я тебя люблю!»), достигая таким образом конгруэнтности. 5. Нарушение декодирования. Повышение качества коммуникации связано с проверкой правильности декодирования с помощью обратной связи, «маркированием» и исправлением ошибок в системе декодирования. Например, родитель накричал на ребенка, после чего ребенок ушел в свою комнату. Родитель может декодировать этот поступок ребенка как обиду, безразличие, игнорирование, думать о том, что он травмировал ребенка, и это испортит их отношения навсегда. Однако нужно не приписывать ребенку свое видение его эмоционального состояния, а найти способ достоверно определить его. Только обратная связь в виде ответа ребенка на прямой вопрос родителя и распознавание его настроения в процессе диалога способны подтвердить или опровергнуть гипотезу декодирования.
Стоит отметить, что зачастую взрослые считают, что дети воспринимают происходящее так же, как они, и не понимают, что ребенок поступает, думает и чувствует иначе не из-за своей испорченности или зловредности, причина в другом: уровень развития психики ребенка, характерный для детского возраста эгоцентризм не позволяют ему понять, что у окружающих могут быть свои собственные потребности, представления и чувства. Поэтому профилактика жестокого обращения с детьми связана с освоением и использованием родителями адекватных детскому возрасту средств и приемов коммуникации. Таким образом, профилактика — это важная часть работы специалистов по предотвращению травматизации детей. Существует достаточно широкий спектр мер профилактики жестокого обращения с детьми. Из них необходимо выбирать те, что соответствуют возможностям, компетенциям и ресурсам конкретной организации и специалиста. Система профилактики должна быть направлена на предотвращение случаев жестокого обращения, поиск альтернативных, более эффективных и экологичных способов взаимодействия, поддержку детей и взрослых, при этом ребенок всегда должен оставаться в приоритете [8]. Эффективная система профилактики способна предотвратить травматизацию и/или минимизировать ущерб от шоковых травм у ребенка. 1. Беседина О. А. Распространенность жестокого обращения с детьми в российских семьях // Вестн. Тюм. гос. ун-та. Соц.-экон. и правов. исслед. 2016. Т. 2, № 3. С. 55-63. 2. Насилие и его влияние на здоровье : докл. о ситуации в мире : пер. с англ. / под ред. Этьенна Г. Круга и др. М. : Весь мир, 2003. 376 с. 3. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М. : Генезис, 2006. 256 с. 4. Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике : пер. с нем. С. И. Дубинской. М. : Когито-Центр, 2012. 316 с. 5. Виттхен Г. У. Энциклопедия психического здоровья. М. : Алетейа, 2006. 552 с. 6. Организация помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения в рамках работы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения : метод. рекомендации. Ханты-Мансийск, 2010. 140 с. 7. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М. : Психология и педагогика, 1993. 27 с. 8. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240
Источник: Психология образования: современный вектор развития : [монография] / науч. ред. С. Б. Малых, Т. И. Тихомирова ; отв. ред. И. А. Ершова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. — 790 с. : ил. — ISBN 978-5-7996-3101-7. — DOI 10.15826/B 978-5-7996-3101-7. — Текст : электронный. |