М.К.Отвалко, Е.Р.Кухаревская, УО "ГОСШ № 2 г Глубокое"
Утверждение в сознании большинства ученых мысли о том, что для достижения выдающихся результатов в самых различных сферах деятельности требуется не то, что измеряется с помощью системы оценки коэффициента IQ, а какое-то более сложное качественное своеобразие психики, привело к становлению нового этапа в исследовании одаренности. Способность генерировать нетрадиционные стратегии и способы решения проблемных задач, определяемая в наиболее общем виде как креативность, стала вытеснять интеллект, лишив его монопольного права представлять универсальную личностную характеристику – одаренность.
Теоретических оснований у этого подхода было много, но самым значительным шагом стала модель структуры интеллекта, созданная американским психологом Дж.Гилфордом. Предложенное им деление мышления на конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (альтернативное, творческое) стало существенным шагом в деле дробления умственных способностей, а следовательно, и способствовало большему их пониманию. Это положило начало разведению понятий "интеллектуальная одаренность" и "творческая одаренность". Одаренный ребенок нуждается в воспитательных программах, которые предлагают стимулы и возможности для самораскрытия и независимого мышления, другими словами, в окружении, которое позволяет ему реализовать интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал. Каждое удобное (обучающее) событие открывает доступ в мир, больший, чем тот, который был сначала в исходном пункте. Такой опыт возможен только в атмосфере уверенности и свободы. Всякое учение имеет два аспекта: специфический и общий. Специфический связан только с ограниченной областью и с содержанием, общий можно переносить на всякую область. Специфический – это что, а общий – это как учить и мыслить. Общий в процессе роста развивается в установку. При воспитании одаренных мы должны заботиться о том, чтобы развивать креативную установку, которая относится к этому общему аспекту учения. Креативная установка – общий базис для всякого творческого процесса в науке, искусстве или других областях, исходный пункт нашего понимания воспитания. Многие исследователи рассматривают сегодня креативность как решение проблем, поскольку каждая ситуация, связанная с принятием решения, требует от человека креативного мышления. Он работает с имеющейся информацией, привлекает свой прежний опыт, комбинирует его в новые структуры, которые в их новых конфигурациях помогают решить проблему. Сегодня в креативном процессе различают четыре фазы:
- подготовительная фаза с установлением проблемы и собиранием материала;
- инкубационная фаза, в которой имеющиеся знания сталкиваются с проблемой и собранным материалом, образуя новые отношения;
- фаза понимания, в которой приходит решение;
- фаза проверки, в которой испытывается и проверяется, действительно ли понимание является новым, соответствует ли оно проблеме.
Каждая из этих фраз приводит индивида в определенное психическое состояние. Подготовительная фаза. Всякий стимул, к которому человек не готов и на который не может сразу отреагировать, создает проблему. Особенно явным это становится на занятии, где присутствуют ученики с разной степенью одаренности и отвечают соответственно быстро или медленно на стимулы учителя. Учитель может уравнять эти различия, облекая свои стимулы в вопросах, пробуждающие их любопытство и фантазию. В этой фразе ребенок обращается как с внешним миром, так и с внутренним, в котором он ищет опыт и информацию. Поведение ребенка агрессивно – активное. Если учитель требует в этой фазе сидеть тихо, он прерывает креативной процесс. Инкубационная фаза. Эта фаза, в которой новые условия сталкиваются со знакомой сферой опыта, часто трудна для ребенка. Он ведет себя беспокойно, раздраженно. Общение становится внутриличностным, т.е. ребенок вынужден полагаться лишь на самого себя. Учитель в такой ситуации должен проявить понимание. Фаза понимания. Понимание часто приходит неожиданно, и тогда общение остается внутриличностнным, т.к. ребенок еще не получил никакого подтверждения и не имеет шаблонов для своего решения. Обычно это происходит в классе, когда одаренные дети начинают оживленно поднимать руки и часто просто выкрикивать ответ. Даже если учитель это принимает, он должен оставаться дистанцированным, поскольку достигнутое понимание еще не продумано и не проверено. Фаза проверки. Чтобы определить релевантность ответа, решение и проблема должны быть сопоставлены. Дети часто делают это нетерпеливо. Важно, чтобы учитель вел себя доброжелательно, но в сути оставался критичным. На этом этапе общение становится межличностным. Существуют как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Первая точка зрения заключается в том, что как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблеме. Вторая точка зрения состоит в том, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эта точка зрения наименее достоверна. Сторонники сведения творческих способностей к интеллекту опираются на результаты эмпирических исследований, к числу которых относится классическая работа Л.Термена и К.Кокс.
Выяснилось, что интеллектуально одаренные дети опережают своих сверстников в среднем на два класса. Однако, что касается творческих достижений, результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы и т.д. Интеллект является не препятствием, а необходимым условием достижения успеха в демократическом обществе. Однако высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуальным и не стать творцом. Согласно третьему подходу, творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Подход Воллака и Когана позволило по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект и креативность учащихся 11-12 лет, выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности. Дети с высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях. Они обладали высоким самоконтролем. При этом они могли вести себя по-разному. Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, тяжело воспринимают неудачу. Они избегают риска, не стремятся высказать публично свои мысли, сдержаны, скрытны. У них мало близких друзей. Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто попадают в позицию "изгоев". Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, имеют увлечения на стороне (занятия в кружках, хобби и т.д.), где они могут свободно проявить своё творчество. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся "середняком". Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей. Прежде всего, мы стараемся открывать и развивать в каждом ребенке его способности. Мы даем ему возможность вести себя так, как он может, а не так, как должен. От известного к неизвестному. Исходный пункт учения должен находиться в сегодняшнем дне ребенка. Это прибавляет ему уверенности в движении от известного к неизвестному. Организуя таким образом учебный процесс, мы помогаем ребенку участвовать в процессе обучения. Когда мы исходим из настоящего, мы уменьшаем расхождение между прошлым знанием и будущим, в котором ребенок будет действительно использовать это знание. Радость от процесса, а не от результата. Хотя задания ставит учитель, решения вырабатываются, проверяются, а затем формируются через креативное взаимодействие всех участников. Учить вопросом, а не только ответом или фактором. Через вопросы мы сначала предупреждаем в ребенке любопытство и его, возможно, латентную тягу к знаниям. Затем расширение их знания происходит благодаря вопросам, которые задают они. Вопросы детей не всегда коренятся в их знании, но часто в мире их фантазии. Устранение фантазии из учебного процесса мешает креативному обучению и ведет к простому накоплению информации Междисциплинарное, а не только узко категорированное мышление. Нашим приоритетом является сбалансированное обучение. Чем больше компонентов мы привлекаем к соединениям, тем креативнее становится наш образ мышления. Задача воспитателей – создать связи между отдельными дисциплинами, чтобы ученик становился творческой личностью. Ориентация на будущее, а не только на прошлое, позволяет с помощью современных данных из области науки и знаний об обществе дать направленность знанию ребенка. Обучать через игру – это значит выработать способность играть с понятиями, идеями и материалами и отваживаться комбинировать их в новых различных формах. Социальное, а не только индивидуальное мышление требуется, чтобы у детей появилось чувство сопричастности и они открывали для себя более высокие ценности, чем индивидуальный успех. Развивая социальное, политическое мышление мы укрепляем у одаренных детей чувство социальной ответственности. Это в интересах как индивидуального, так и социального блага. Подрастающий ребенок должен иметь возможность испытать свои созревающие способности и реализовать свой потенциал. Если норма окружающего мира требует быть конформистами, т.е. таким, как все, то одаренный ребенок очень скоро начнет подавлять свои креативные способности, чтобы быть принятым обществом. Многие из них поэтому хотели бы вообще не быть одаренными, чтобы не отличаться от других. Помочь им осознать свои возможности и развивать их – задача воспитания креативности. В стремлении к конформизму и приспособлению заключается, вероятно, причина того, почему одаренных девочек меньше, чем мальчиков: девочки раньше приспосабливаются к специфическому половому распределению ролей, которое является важной частью конформизма. Очень важно помочь девочкам в самоутверждении. Многие одаренные дети не стараются реализовать свой потенциал, поскольку они с легкостью достигают требуемых результатов и не видят стимулов двигаться дальше. С другой стороны, дети для которых поставлена слишком высокая цель, могут испытать чувство беспомощности и даже не пытаются достигнуть результатов. В обоих случаях потенциал не реализуется, и уже для взрослого это может иметь тяжелые последствия. Креативность часто подавляется только из страха перед проблемами дисциплины. Если поощряются креативное мышление и учение по собственной инициативе, если приветствуются различные подходы к проблеме и манипуляции с объектами и идеями, если учат самостоятельному, а не групповому мышлению, то не возникает особых проблем дисциплины. Дети порой только из-за недостатка других стимулов стараются проявить свою одаренность также в непослушании. Часто это происходит потому, что учебный материал не всегда является действительно релевантным для современной жизни и абстрактное мышление не находит никакой связи с конкретными действиями.
Участие в решении социально острых проблем особенно важно для тех детей, которые сами живут в таких кварталах (бедных). Надо как можно раньше не только помогать им видеть проблемы своего окружения, но учить их понимать, как их можно разрешить. Машины играют важную роль в жизни одаренных детей. Дети могут очень креативно общаться с подобными машинами, когда им представляют свободу экспериментировать и использовать свои возможности. Одаренные дети должны программировать сами, а не получать готовые программы. Креативная установка в воспитании позволяет каждому ребенку реагировать в соответствии с его способностями. Креативное обучение – это диалог между факторами и фантазией, между действительным и возможным, между тем, что есть и что может быть.
Источник: Научно-теоретическая конференция "Проблемы одарённости учащихся": материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2008. |