На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Взаимодействие "школа – ученик – семья" в работе с одарёнными детьми
Взаимодействие "школа – ученик – семья" в работе с одарёнными детьми
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Л.Г.Кулько, педагог-психолог УО "ГОСШ №25 г.Витебска"

У каждого ребенка свой дар. При первом знакомстве с будущим учеником (а оно происходит еще задолго до 1 сентября) можно выяснить уровень общего развития внимания, памяти, сформулированности речевых умений. Конечно, за 20-30 минут собеседования трудно узнать многое. Мы говорим, что задача школы – формирование личности, развитие  способностей. Это так, но разве малыш не был личностью? Не имел никаких способностей? Все это лучше всего выяснить у родителей, они-то хорошо знают своего ребенка и могут поделиться с педагогами, своими наблюдениями. Мы просим их остановиться в повседневной суете, непредвзято взглянуть, на что способны их сын или дочь. Что у них получается хорошо, а что – никак не получается. Для этого мы предлагаем родителям анкету.

"О талантах ребенка: как их узнать? Ваш ребенок обязательно имеет одаренность в одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить  правильность вашего предположения о  способностях ребенка поможет анкета-тест, разработанная учеными – психологами, специалистами в области детской психологии А. де Ханном и Г.Каффом.
Познакомившись с "признаками опознания" таланта, оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, и т.д. (но не ставьте оценку ниже двух баллов). Затем суммируйте баллы каждого из восьми разделов. Полученную сумму поделите на число признаков таких талантов. Например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.
1. Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он (6 характерных признаков):

  • интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы;
  • сам "докапывается" до причин неисправности и капризов механизмов и любит  загадочные поломки или  сбои в работе механизмов;
  • пробует чинить испорченные механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, находит оригинальные решения;
  • любит и умеет рисовать  чертежи и эскизы;
  • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

2. Ваш ребенок имеет 5 характерных признаков музыкального таланта, если он:

  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
  • если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

3. У вашего ребенка способности к исследовательской деятельности (5 характерных признаков):

  • обладает явно выраженной способностью  к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
  • проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и не остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержан или осмеян.

4. 7 характерных признаков артистического таланта проявляются у вашего ребенка в том, что он:

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
  • с удивляющей нас легкостью копирует чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

5. У вашего ребенка 9 характерных признаков незаурядного интеллекта, если он:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
  • задает много продуманных и оправданных ситуацией вопросов ;
  • интересуется книгами, причем по своей собственной программе;
  • обгоняет своих сверстников по знаниям;
  • гораздо шире и лучше своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
  • обладает чувством собственного достоинства и здорового смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и  неожиданное в жизни.

6. Не сердитесь на вашего шалуна – просто у него 8 характерных признаков спортивного таланта:

  • он энергичен, и все время хочет трудиться, двигаться;
  • он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • неизвестно, когда успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами;
  • физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  • кажется, что он никогда всерьез не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-либо одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

7.У вашего ребенка 5 характерных признаков литературного дарования, если он:

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придать событию что-то новое необычное;
  • выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
  • любит уединившись, сочинять рассказы, возможно, о собственной жизни.

8. И наконец, 6 характерных признаков художественных способностей вашего ребенка могут проявляться в том, что он:

  • не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  • в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становиться вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  • охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
  • не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя  вполне разумные выводы.

Вот такая анкета. Чем она полезна?

Прежде всего тем, что учитель, классный руководитель и воспитатель группы продленного дня, преподаватели ИЗО, музыки, физкультуры, руководители кружков получают первичную информацию, которая и помогает заранее спланировать основные направления индивидуальной работы с ребенком, сразу создать для него ситуацию успеха в одной из сфер деятельности. Учитель уже на первых порах обучения может начать формировать "папку достижений" школьника.
В течение следующих лет преподавателям придется постоянно работать  и с семьями своих учеников, и анкета уже сейчас, на этапе знакомства, может кое-что рассказать о взаимоотношениях в семье. Был случай, когда  мама напротив всех характеристик ставила 5 баллов, и непросто было убедить ее, чтобы она постаралась адекватно оценить сына. Или, наоборот, выше 2-3 баллов оценки не выставлялись. Завышена или объективна такая оценка? Позже мы с учителем долго искали пути возвращения у ребенка веры в себя.
Видим также, что полезна анкета и детям. Родители делились с нами своими открытиями. "Я стала по-другому относиться к своему ребенку. Думала, что он совершенно посредственный. А он талант!"

И конечно же, что тоже немаловажно, эта работа усиливает доверие к школе, разрабатывает барьер непонимания и неприязни, которые к сожалению, часто встречаются а последнее время со стороны общественного мнения по отношению к учебным заведениям. Как благодарность звучали из уст родителей такие слова: "Это удивительно, я думала, что спросят, умеет ли мой ребенок читать и считать. А меня спрашивают, в какой области он талантлив. Значит, мой мальчик, кроме меня, еще кого-нибудь интересует. Значит, это хорошая школа".

Источник: Научно-теоретическая конференция "Проблемы одарённости учащихся": материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2008.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.