Страница 1 из 3 Интерактивное общение как одно из условий здоровьесбережения в школе
Е.И.Кулаженко
Поскольку педагогический процесс предусматривает взаимодействие преподавателя и учащегося, умение общаться – одно из непременных условий достижения педагогического мастерства. Интерактивное общение – это выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Неотъемлемая часть интерактивного общения – это кооперация и конкуренция. Основное отличие кооперации – взаимопонимание участников общения.
А для взаимопонимания необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения вступающих в контакт людей имели точки соприкосновения. Без взаимопонимания не может быть ни настоящего товарищества, ни дружбы, ни успешной совместной работы, ни нормального общения. Многочисленные, вызывающие конфликты, ошибки в стиле руководства можно свести в семь групп. 1. Неумение правильно сформулировать цель воспитания и, естественно, постановка неверной цели. Нередко педагог видит свою главную задачу в контроле за действиями школьников, в высокой требовательности к ним и в пресечении малейших нарушений дисциплины. А ведь первая задача воспитания – создать все необходимые условия для успешной учебы, работы, отдыха учеников. Никакие угрозы и проработки не помогут, если нет повседневной, интересной для школьников жизни в классе. 2. Неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности. Нередко преподаватели не учитывают, что один школьник быстро овладевает новой операцией, знаниями, а другой – медленно. То, что первый схватил на лету, второму необходимо несколько раз объяснить и показать. Зато первый быстро забывает увиденное и услышанное, а второй то, в чем разобрался, не забывает годами. Один предпочитает незнакомую работу, связанную с преодолением трудностей, препятствий; другой, наоборот, любит выполнять однообразные, хорошо знакомые обязанности. Один реагирует на воздействие извне сразу же, второй “оттягивает” реакцию на долгий срок, а третий может среагировать опережающе, еще до того, когда обстановка или другой человек потребуют от него определенных действий. Люди отличаются один от другого и своей коммуникабельностью. Один общителен, другой замкнут, любит одиночество. На одного, например, флегматика, можно иногда повысить голос, на другого (холерика, меланхолика) не рекомендуется повышать голос никогда. Одному перед началом работы, связанной с выполнением сложных, трудных заданий, следует сказать об ответственности, которая ложится на его плечи, а другого – успокоить. Проступок одного можно разбирать в коллективе, с другим лучше беседовать с глазу на глаз. Люди не безлики, каждый – личность и требует своего подхода. 3. Недостаточный кругозор преподавателей, неспособных ярко провести классное собрание, объяснить новое задание, помочь школьникам в работе над трудным, непонятным материалом, разрешить спорные вопросы, провести занятие с элементами проблемного, программированного обучения, рассказать о новой книге, интересном спектакле, музыкальном конкурсе, спортивном соревновании. 4. Бестактность, а иногда и грубость со стороны педагога. К школьникам еще нередко обращаются на "ты", даже к тем, кто старше преподавателя. Социальные психологи утверждают, что более чем в 70% случаев в сложных нынешних условиях не изменились стиль и методы воспитания и обучения учащихся. Случается, что учеников называют бездельниками, лентяями, дармоедами. 5. Неправильная стимуляция школьников поощрением и наказанием. Недопустимо, например, поощрять и наказывать только за результат действия, игнорируя его мотивы. Если школьник не проявил трудолюбия, прилежания, его не следует благодарить за успехи в учебе, общественную работу, высокие результаты во внеклассной работе. Напротив, выполнение трудного задания новичком или "тройка" отстающего, долго болевшего школьника должны сопровождаться похвалой. И, как правило, ревности, зависти в таких случаях не бывает. Школьники понимают педагога. Первое замечание провинившемуся всегда следует делать с глазу на глаз. 6. Неспособность опираться в работе на неформальные объединения школьников. Неформальная структура коллектива – неизменно следствие ряда объективных причин. Опытный преподаватель стремится сделать членов неформальной группы своими помощниками в работе по сплочению коллектива. Если это ему удается, он получает мощный рычаг воздействия на каждого отдельно взятого члена группы и на группу в целом. 7. Неверное отношение к критике. Критика и самокритика с целью исправить упущения, помочь делу необходимы. Но низкий уровень культуры части критикующих приводит к тому, что, критикуя воспитанника или товарища, они без нужды повышают голос, допускают бестактность, грубость, провоцируют конфликт. Конфликт – дефект общения Культура спора требует умения всегда внимательно прислушиваться к доводам собеседника и быть готовым, подавляя самолюбие, признать свою ошибку, если она имела место. И, наконец, никогда не забывать, что конфликт нередко раскрывает отдельные черты характера учителя. Это и эмоциональная несдержанность, и черствость, и мелочная обидчивость, и злопамятность, и неумение ждать, торопливость в принятии решений, в ожидании изменений в поведении, в отношении к ученью у воспитанника.
|