На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 3 - Психологический комфорт на уроке - основа здоровья и хорошей успеваемости учащихся
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 3 - Психологический комфорт на уроке - основа здоровья и хорошей успеваемости учащихся
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 3
Психологический комфорт на уроке - основа здоровья и хорошей успеваемости учащихся
Развитие и укрепление психологического здоровья учащихся через деятельность школьного психологического клуба
Все страницы

Психологический комфорт на уроке - основа здоровья и хорошей успеваемости учащихся

Е.А.Макарова

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Артур Шопенгауэр

Наше общество подвергается сегодня информационному шквалу. Каждое десятилетие объем информации удваивается, а каждые 7 лет обновляется на 50%, поэтому категория "объем знаний" перестает играть ведущую роль. Вопрос "что учить?" закономерно заменяется вопросом "как учить?".
В современном мире все выучить невозможно. У ребенка есть ограничения, связанные и со здоровьем, и с возрастом, а мы, к сожалению, это не учитываем.
В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Весь процесс обучения физике должен строиться на валеологических принципах.
Здоровье – это естественное состояние организма, которое является выражением его совершенной саморегуляции гармонического взаимодействия всех его органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой и проявляется в состоянии комфортного самочувствия.
Одним из главных аспектов здоровьесбережения считаю регуляцию психологической и физической нагрузки на уроке. Понимаю, что одна из причин ухудшающегося здоровья школьников - недостаточные действия в отношении охраны здоровья именно на уроке. От урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.
Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например: "Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить...", "Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу", "Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного", "Ребята! Согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите побольше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!"
Кроме психологического словесного настроя, учитываю, какой это урок в расписании – после обеда или физкультуры, первый в понедельник или последний в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, "разбудить" или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.
Элементы цветотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые также можно успешно использовать. Например, наличие большого количества комнатных цветов благотворно влияет не только на органы дыхания, но и на цветовосприятие. Цвет необходимо учитывать и в дизайне кабинета. Цвет стен, парт, подставок, штор на окнах целесообразно подбирать с учетом комфортного созерцания, они имеют оттенки зеленого, что создает ощущение покоя, надежды, новизны, свежести.
Таблицы и схемы лучше оформлять в разных цветах, так как красный и оранжевый цвета действуют на организм возбуждающе, жёлтый цвет – цвет хорошего настроения, зелёный – помогает сконцентрироваться, сохраняет зрение, синий восстанавливает нервную систему.
"Сиди и не вертись!" – кому не знакома эта фраза? Между тем сорок лет наблюдений американского физиолога Лоуренса Морхауса подвигли его сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Движения обеспечивают лучшее кровоснабжение, питание мозга кислородом. Этот пример подтверждает исключительную значимость физминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости.
Здоровый ребенок – хороший ученик. Еще В.А.Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя".
На уроках физики практически вся учебная деятельность связана с мысленными или (если позволяет оснащение кабинета) реальными экспериментами, умением и желанием объяснить привычные явления на основе законов физики.
Очень важно, чтобы на уроках физики ученики постоянно решали всевозможные "проблемные ситуации", чтобы могли посмотреть на такой, казалось бы, очевидный и привычный факт как физик, и удивиться. В арсенале учителя физики достаточно таких примеров, когда привычное мнение, веками сложившееся в быту, является неправильным! Учащиеся, как правило, прежде чем отказаться от привычного, но неправильного стереотипа, начинают объяснять учителю, в чем он заблуждается, и только потом переходят на его точку зрения. Это всегда очень оживляет уроки, приобщает еще равнодушных учеников к физике.
Комфортное состояние человека достигается, прежде всего, путем нейтрализации неблагоприятных воздействий природно-климатических условий на его организм, т.е. учета особенностей проявления физических законов, а именно:

  1. механизма терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела;
  2. изменения атмосферного давления;
  3. сокращения продолжительности светового дня;
  4. состояния зрения и слуха;
  5. дефицита светового и ультрафиолетового излучения;
  6. дизайна и т.д.

Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязание ученика и его возможности.
Не нужно забывать о том, что отдых – смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока следует позаботиться о смене видов деятельности. Нормой считается смена 4-5 видов деятельности. Хорошие результаты дает проговаривание законов, прописывание в воздухе формул, работа в группах.
Несколько минут на уроках следует уделить коротким физическим упражнениям, упражнениям для глаз. Положительно воздействуют на психоэмоциональную сферу, а также снимают зрительное утомление такие релаксационные паузы, как фиксирование, любование явлениями природы. Не оставляю без внимания такие "чудеса" как кружение осеннего листопада и одновременно обращаю внимание учащихся на траекторию движения листа, обрушившийся, как стена, сильный ливень, медленный танец узорчатых снежинок, в котором ни одна снежинка не повторяется.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.