Интерактивное общение как одно из условий здоровьесбережения в школе
Е.И.Кулаженко
Поскольку педагогический процесс предусматривает взаимодействие преподавателя и учащегося, умение общаться – одно из непременных условий достижения педагогического мастерства. Интерактивное общение – это выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Неотъемлемая часть интерактивного общения – это кооперация и конкуренция. Основное отличие кооперации – взаимопонимание участников общения.
А для взаимопонимания необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения вступающих в контакт людей имели точки соприкосновения. Без взаимопонимания не может быть ни настоящего товарищества, ни дружбы, ни успешной совместной работы, ни нормального общения. Многочисленные, вызывающие конфликты, ошибки в стиле руководства можно свести в семь групп. 1. Неумение правильно сформулировать цель воспитания и, естественно, постановка неверной цели. Нередко педагог видит свою главную задачу в контроле за действиями школьников, в высокой требовательности к ним и в пресечении малейших нарушений дисциплины. А ведь первая задача воспитания – создать все необходимые условия для успешной учебы, работы, отдыха учеников. Никакие угрозы и проработки не помогут, если нет повседневной, интересной для школьников жизни в классе. 2. Неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности. Нередко преподаватели не учитывают, что один школьник быстро овладевает новой операцией, знаниями, а другой – медленно. То, что первый схватил на лету, второму необходимо несколько раз объяснить и показать. Зато первый быстро забывает увиденное и услышанное, а второй то, в чем разобрался, не забывает годами. Один предпочитает незнакомую работу, связанную с преодолением трудностей, препятствий; другой, наоборот, любит выполнять однообразные, хорошо знакомые обязанности. Один реагирует на воздействие извне сразу же, второй “оттягивает” реакцию на долгий срок, а третий может среагировать опережающе, еще до того, когда обстановка или другой человек потребуют от него определенных действий. Люди отличаются один от другого и своей коммуникабельностью. Один общителен, другой замкнут, любит одиночество. На одного, например, флегматика, можно иногда повысить голос, на другого (холерика, меланхолика) не рекомендуется повышать голос никогда. Одному перед началом работы, связанной с выполнением сложных, трудных заданий, следует сказать об ответственности, которая ложится на его плечи, а другого – успокоить. Проступок одного можно разбирать в коллективе, с другим лучше беседовать с глазу на глаз. Люди не безлики, каждый – личность и требует своего подхода. 3. Недостаточный кругозор преподавателей, неспособных ярко провести классное собрание, объяснить новое задание, помочь школьникам в работе над трудным, непонятным материалом, разрешить спорные вопросы, провести занятие с элементами проблемного, программированного обучения, рассказать о новой книге, интересном спектакле, музыкальном конкурсе, спортивном соревновании. 4. Бестактность, а иногда и грубость со стороны педагога. К школьникам еще нередко обращаются на "ты", даже к тем, кто старше преподавателя. Социальные психологи утверждают, что более чем в 70% случаев в сложных нынешних условиях не изменились стиль и методы воспитания и обучения учащихся. Случается, что учеников называют бездельниками, лентяями, дармоедами. 5. Неправильная стимуляция школьников поощрением и наказанием. Недопустимо, например, поощрять и наказывать только за результат действия, игнорируя его мотивы. Если школьник не проявил трудолюбия, прилежания, его не следует благодарить за успехи в учебе, общественную работу, высокие результаты во внеклассной работе. Напротив, выполнение трудного задания новичком или "тройка" отстающего, долго болевшего школьника должны сопровождаться похвалой. И, как правило, ревности, зависти в таких случаях не бывает. Школьники понимают педагога. Первое замечание провинившемуся всегда следует делать с глазу на глаз. 6. Неспособность опираться в работе на неформальные объединения школьников. Неформальная структура коллектива – неизменно следствие ряда объективных причин. Опытный преподаватель стремится сделать членов неформальной группы своими помощниками в работе по сплочению коллектива. Если это ему удается, он получает мощный рычаг воздействия на каждого отдельно взятого члена группы и на группу в целом. 7. Неверное отношение к критике. Критика и самокритика с целью исправить упущения, помочь делу необходимы. Но низкий уровень культуры части критикующих приводит к тому, что, критикуя воспитанника или товарища, они без нужды повышают голос, допускают бестактность, грубость, провоцируют конфликт. Конфликт – дефект общения Культура спора требует умения всегда внимательно прислушиваться к доводам собеседника и быть готовым, подавляя самолюбие, признать свою ошибку, если она имела место. И, наконец, никогда не забывать, что конфликт нередко раскрывает отдельные черты характера учителя. Это и эмоциональная несдержанность, и черствость, и мелочная обидчивость, и злопамятность, и неумение ждать, торопливость в принятии решений, в ожидании изменений в поведении, в отношении к ученью у воспитанника.
Психологический комфорт на уроке - основа здоровья и хорошей успеваемости учащихся
Е.А.Макарова
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. Артур Шопенгауэр
Наше общество подвергается сегодня информационному шквалу. Каждое десятилетие объем информации удваивается, а каждые 7 лет обновляется на 50%, поэтому категория "объем знаний" перестает играть ведущую роль. Вопрос "что учить?" закономерно заменяется вопросом "как учить?". В современном мире все выучить невозможно. У ребенка есть ограничения, связанные и со здоровьем, и с возрастом, а мы, к сожалению, это не учитываем. В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Весь процесс обучения физике должен строиться на валеологических принципах. Здоровье – это естественное состояние организма, которое является выражением его совершенной саморегуляции гармонического взаимодействия всех его органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой и проявляется в состоянии комфортного самочувствия. Одним из главных аспектов здоровьесбережения считаю регуляцию психологической и физической нагрузки на уроке. Понимаю, что одна из причин ухудшающегося здоровья школьников - недостаточные действия в отношении охраны здоровья именно на уроке. От урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать. Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например: "Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить...", "Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу", "Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного", "Ребята! Согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите побольше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!" Кроме психологического словесного настроя, учитываю, какой это урок в расписании – после обеда или физкультуры, первый в понедельник или последний в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, "разбудить" или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе. Элементы цветотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые также можно успешно использовать. Например, наличие большого количества комнатных цветов благотворно влияет не только на органы дыхания, но и на цветовосприятие. Цвет необходимо учитывать и в дизайне кабинета. Цвет стен, парт, подставок, штор на окнах целесообразно подбирать с учетом комфортного созерцания, они имеют оттенки зеленого, что создает ощущение покоя, надежды, новизны, свежести. Таблицы и схемы лучше оформлять в разных цветах, так как красный и оранжевый цвета действуют на организм возбуждающе, жёлтый цвет – цвет хорошего настроения, зелёный – помогает сконцентрироваться, сохраняет зрение, синий восстанавливает нервную систему. "Сиди и не вертись!" – кому не знакома эта фраза? Между тем сорок лет наблюдений американского физиолога Лоуренса Морхауса подвигли его сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Движения обеспечивают лучшее кровоснабжение, питание мозга кислородом. Этот пример подтверждает исключительную значимость физминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости. Здоровый ребенок – хороший ученик. Еще В.А.Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя". На уроках физики практически вся учебная деятельность связана с мысленными или (если позволяет оснащение кабинета) реальными экспериментами, умением и желанием объяснить привычные явления на основе законов физики. Очень важно, чтобы на уроках физики ученики постоянно решали всевозможные "проблемные ситуации", чтобы могли посмотреть на такой, казалось бы, очевидный и привычный факт как физик, и удивиться. В арсенале учителя физики достаточно таких примеров, когда привычное мнение, веками сложившееся в быту, является неправильным! Учащиеся, как правило, прежде чем отказаться от привычного, но неправильного стереотипа, начинают объяснять учителю, в чем он заблуждается, и только потом переходят на его точку зрения. Это всегда очень оживляет уроки, приобщает еще равнодушных учеников к физике. Комфортное состояние человека достигается, прежде всего, путем нейтрализации неблагоприятных воздействий природно-климатических условий на его организм, т.е. учета особенностей проявления физических законов, а именно:
- механизма терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела;
- изменения атмосферного давления;
- сокращения продолжительности светового дня;
- состояния зрения и слуха;
- дефицита светового и ультрафиолетового излучения;
- дизайна и т.д.
Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязание ученика и его возможности. Не нужно забывать о том, что отдых – смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока следует позаботиться о смене видов деятельности. Нормой считается смена 4-5 видов деятельности. Хорошие результаты дает проговаривание законов, прописывание в воздухе формул, работа в группах. Несколько минут на уроках следует уделить коротким физическим упражнениям, упражнениям для глаз. Положительно воздействуют на психоэмоциональную сферу, а также снимают зрительное утомление такие релаксационные паузы, как фиксирование, любование явлениями природы. Не оставляю без внимания такие "чудеса" как кружение осеннего листопада и одновременно обращаю внимание учащихся на траекторию движения листа, обрушившийся, как стена, сильный ливень, медленный танец узорчатых снежинок, в котором ни одна снежинка не повторяется.
Развитие и укрепление психологического здоровья учащихся через деятельность школьного психологического клуба
О.Н.Никитенко
Путь в тысячу километров начинается с первого шага. То же самое можно сказать о процессе формирования здоровой полноценной личности, которой необходимо успешно и гармонично функционировать в социуме. А полноценная личность в современном мире – это прежде всего психологически здоровый человек, который должен уметь владеть рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать своё сознание на себе, своём внутреннем мире и взаимоотношениями с другими. При этом самопринятие, рефлексия и саморазвитие должны взаимообуславливать друг друга, находясь в постоянном взаимодействии.
САМОРАЗВИТИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
САМОПРИНЯТИЕ
Состояние психологического здоровья характеризуется общим душевным комфортом и эффективным самоконтролем. Таким образом, базовыми характеристиками психологического здоровья человека являются:
- адекватная самооценка и самоуважение;
- способность мужественно преодолевать трудности и разочарования, не прибегая к алкоголю, наркотикам и т.п.;
- способность адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни;
- уверенность человека в том, что он сам управляет своей жизнью;
- способность доброжелательно и доверительно относится к другим людям.
Но чтобы стать здоровым, в полном смысле этого слова, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Ведь психологическое здоровье не дано человеку изначально. Задача воспитания в данном направлении заключается не в подавлении эмоций учащихся, их неадекватного реагирования на те или иные жизненные ситуации, а в том, чтобы научить учащихся воспринимать мир таким, какой он есть, эффективно взаимодействовать с социумом, оптимально использовать свой внутренний потенциал, тем самым развивая компетентность в вопросах психологии здоровья. Таким образом, устойчивое сформированное психологическое здоровье даёт ощущение полноты и смысла жизни, что делает человека счастливым. В рамках реализации вышеуказанной задачи на базе СШ №4 г.Полоцка функционирует школьный клуб "КРУиЗ" (Клуб Развития Успешности и Здоровья), который работает по принципу "Равный обучает равного", где участники – это учащиеся 8, 9, 11 классов. Основными идеями клуба являются: формирование здоровой полноценной личности, профилактика аморального образа жизни. Цели:
- формирование ответственного поведения по отношению к собственному здоровью и здоровью близких;
- формирование позитивного отношения к себе и к окружающим;
- формирование уверенности в себе, ответственности за свои поступки;
- профилактика вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания);
- распространение и популяризация ЗОЖ, ценности дружбы и любви, здоровья и семьи.
Для достижения поставленных целей используются такие формы работы, как деловые, ролевые, интерактивные игры; семинары; практикумы по приобретению навыков решения проблем, проигрыванию жизненных ситуаций. Тематические направления, используемые в рамках клуба:
- "Саморазвитие личности";
- "Профилактика аморального образа жизни ";
- "Брак и семья".
В первом блоке занятий изучаются следующие темы: а) "Кто Я? Моя индивидуальность. Самопринятие, самоуважение, самоодобрение."; б) "Уверенное и неуверенное поведение. Умение сказать "нет"; в) "Эффективные приёмы общения. Чувства и эмоции людей"; г) "Будь собой, но в лучшем виде. Жизнь по собственному выбору". Во втором блоке рассматриваются темы, относящиеся к здоровому образу жизни, где акцент ставится на следующие проблемные вопросы в жизни подростка: а) "Наркотики: мифы и реальность"; б) "О привычках полезных и вредных"; в) "Профилактика ВИЧ/ СПИД, табакокурения и алкоголя". К третьему блоку относятся темы, формирующие основы взросления, перехода во взрослую жизнь, где рассматриваются следующие вопросы: а) "Основные условия успешного брака"; б) "Состояние личности мужчины и женщины. Роль мужа и жены в семье". Функционирование клуба осуществляется за счёт трёх основных этапов:
- набор участников;
- обучение вновь прибывших изучаемым темам;
- презентация своих знаний и умений среди учащихся школы.
Набор участников происходит в начале учебного года. Для этого используются специально подготовленные объявления, в которых даётся информация о деятельности клуба, где ждут всех желающих, которые хотят получить ответы на сокровенные вопросы; заполнить свободное время приятным общением и интересной работой; приобрести новых друзей и просто научиться жить счастливо. Причём участниками становятся не только ученики активные, общительные, с хорошими характеристиками, но и те, кто, к примеру, состоит на внутришкольном контроле, имеет "сложный" характер, не уверен в собственных силах. Затем идёт обучение новых участников клуба. На данном этапе происходит знакомство с деятельностью клуба, с его уже устоявшимися правилами и обычаями, с направлениями работы. Параллельно идёт налаживание межличностных отношений между участниками. И только когда заканчивается 2-й этап, мы переходим к реализации третьего пункта – презентации своих знаний и умений. Самые старшие участники клуба ведут свою деятельность по наиболее сложным и ответственным темам среди учащихся 8-11 классов, остальные работают в младшем и среднем звене. Всю выше перечисленную деятельность клуба курирует педагог-психолог школы. За время работы в клубе, мне вместе с ребятами довелось побывать в 2006/2007, 2007/2008 учебных годах на выездных семинарах-тренингах по вопросам здорового образа жизни, которые проходили в Детском центре "Надежда-Exspress" (Вилейский район) и в Силичах. Там мы смогли углубить свои теоретические знания и развить практические умения и навыки, а также поделиться своим опытом и расширить круг общения. Эти встречи оставили самые лучшие впечатления для нас, поскольку там мы приобрели новых друзей из самых разных областей нашей республики, с которыми до сих пор поддерживаем дружеские отношения. Самым значительным достижением для клуба стало оформление брошюры, в которой обобщается тот небольшой практический опыт, которого мы достигли. Эта брошюра приняла участие в республиканской выставке научно-методической литературы, посвящённой теме "Нравственно-правовое и семейное воспитание, профилактика противоправного поведения детей и учащейся молодёжи" и была отмечена Дипломом II степени. В целом, ожидаемый результат нашей работы – это устойчивая мотивация учащихся к ЗОЖ, готовность к реализации личностного потенциала, укрепление социально-психологического климата в школе, и наконец, степень удовлетворённости разными сферами жизни и положительная согласованность с психической адекватностью личности.
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.5. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко
[1] [2] [3] [4] [5] |