На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Эффективные техники и приемы развития интеллектуальной сферы обучающихся
Эффективные техники и приемы развития интеллектуальной сферы обучающихся
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Эффективные техники и приемы развития интеллектуальной сферы обучающихся
Техники и приемы развития восприятия и воображения учащихся
Техники и приемы развития мышления и речи
Все страницы

В вышеизложенном содержании данного учебного пособия раскрыта роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности обучающихся. Отсюда вытекает необходимость системной, целенаправленной работы по развитию когнитивной сферы дошкольников и школьников. В связи с этим вполне обоснованно возникает вопрос: «Как это делать педагогу?». Авторы учебного пособия предлагают эффективные техники и приемы интеллектуального развития воспитанников детских садов и учащихся.
Прежде всего, посмотрим различные значения слова «техника». В узком смысле техникой называются средства, с помощью которых человек оказывает воздействие на природу, то есть это изготовление предметов, искусственное воспроизводство процессов и явлений. В переводе с греческого языка technike означает «искусная». А в широком смысле рассматриваемого понятия это и мастерство, умение, сноровка. Для дальнейшего знакомства с материалом предлагаемой книги стоит определить техники развития интеллектуальной сферы обучающихся как совокупность приемов, применяемых педагогом, для получения наибольших результатов при наименьшей затрате труда.

Для виртуозного овладения мастерством применения такой совокупности приемов предлагаем читателям совершить путешествие по трем странам техник, направленных на развитие внимание и памяти; восприятия и воображения, мышления и речи. Вы видите, что в третьей части сохраняется логика изучения интеллектуальных процессов личности, представленных в предыдущих частях нашего учебного пособия. Надеемся на то, что описанные приемы будут творчески применены в практике современного образования.

§ 3.1 Техники и приемы развития внимания и памяти учащихся

Развитие внимания
Факторы, способствующие возникновению внимания
При описании видов, свойств и теоретических представлений о внимании неоднократно затрагивался вопрос о его развитии. В его развитии можно выделить два направления. Первое направление - это развитие непроизвольного внимания, обусловленного воздействием внешними стимулами. Развитие непроизвольного внимания связано с созреванием коры больших полушарий головного мозга ребенка. Второе направление - развитие произвольного внимания, то есть способности к самостоятельному управлению своим вниманием. Говоря о произвольном внимании, отметим, что его формирования в большей степени обусловлено педагогическими воздействиями, хотя и требует участия определенных мозговых структур.
В онтогенезе механизмы непроизвольного внимания начинают формироваться вскоре после рождения ребенка. Интересно, что по уровню развития внимания в младенческом возрасте с определенной долей вероятности можно судить об уровне общего психического развития ребенка. По мнению российского психолога Г. А. Урунтаевой (р. 1952), именно по уровню развития внимания можно определить «точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности» . Аналогичной мысли и ранее придерживался французский психолог Т. А. Рибо (1839-1916), считая, что умственное развитие находится в прямо пропорциональной зависимости от внима- ния . Кроме того, произвольное внимание связано с развитием способности ребенка к планированию и контролю собственной деятельности.
В современной психологии достаточно часто опираются на систему развития внимания, которая была предложена американским психологом М. Познером (р. 1936). Основываясь на многолетних наблюдениях и нейропсихологии, им были выделены три системы внимания. Развитие каждой системы обусловлено развитием соответствующей зоны в коре больших полушарий головного мозга.
Первая система внимания - система бдительности (настороженности) - отвечает за поддержание состояния готовности. Данная система начинает работать в том случае, когда перед человеком стоит задача, требующая ожидания чего-либо. Как правило, бдительность предполагает, что после появления ожидаемого сигнала должно последовать действие-ответ. Причем чем бдительнее человек, тем быстрее будет наблюдаться данный ответ.
Вторая система внимания - система ориентировки (направленности внимания) - позволяет совершать выбор объекта внимания. Данная система включается в процесс привлечения внимания к одним объектам и отвлечение от других.
Третья система внимания - система управления (исполнительного контроля) - обеспечивает управление реакциями на события окружающего мира. Эта система ответственна за избирательность реакций на попадающие и (или) непопадающие в сознание. Одна из ее функций состоит в следовании инструкциям, которые человек формулирует самостоятельно или получает извне.
Система бдительности, система ориентировки и система управления являются тесно взаимосвязанными между собой. Становление этих систем происходит в младенческом возрасте и проходит 3 этапа:
- 1-й этап (от рождения до 2 месяцев) - происходит развитие подсистемы внимания, которая отвечает за поддержание бодрствования на определенном уровне и в частности бдительности.
- 2-й этап (от 2 до 6 месяцев) - изменения происходят в подсистеме пространственной ориентировки внимания. Ребенку становятся доступным перенаправление внимания с одного объекта на другой и фиксация отдельных зрительных объектов.
- 3-й этап (от 5-6 месяцев) - происходит развитие подсистемы управления вниманием, которой принадлежит одна из ведущих ролей в контроле и управлении поведением.
Данные этапы являются первыми в становлении мозговых структур ребенка, ответственных за механизмы внимания. Процесс созревания данных структур головного мозга продолжается в течение всего дошкольного и младшего школьного возраста и завершается примерно к 9-10 годам.
В развитии внимания у дошкольников следует ориентироваться на основные принципы:
1. Принцип усложнения поставленных задач. Сложное задание, которое получает дошкольник и с которым он не может справиться с первого раза, следует разбить на более простые. Каждое упрощенное задание должно сопровождаться подробной словестной инструкцией, которая облегчит выполнение задания. Со временем происходит усложнение и укрупнение поставленных задач, а словесные инструкции постепенно переходят в самоприказ. Приказывая себе, ребенок проговаривает инструкцию вслух или про себя.
2. Принцип удержания инструкции в памяти. Запоминание ребенком алгоритма действия сопровождается проговаривани- ем самим ребенком или взрослым полученной инструкции. При возникновении трудностей у ребенка следует осуществить дополнительный инструктаж. Это позволит закрепить действия ребенка, производимые в ходе выполнения познавательной задачи.
3. Принцип самоконтроля. Выполнение задания сопровождается самоконтролем со стороны дошкольника. При этом объясняет, что нужно сделать, либо сам себе, либо взрослым. Одним из стимулов к выполнению действия в данном случае может стать желание посоревноваться с кем-либо.
Работа над совершенствованием внимания дошкольника заключается прежде всего в развитии его переключаемости и устойчивости. С этой целью используются пазлы, различные конструкторы, в том числе и лего, специальные упражнения и игры, которые, как правило, имеют комплексное воздействие на развитие высших психических функций ребенка.
Так, например, для развития внимания и профилактики его нарушений, а также тренировки памяти и пространственного восприятия дошкольников проводится игра «Пуговички». Для этой игры необходимо 2 листа в клеточку и два одинаковых комплекта с пуговицами (можно также использовать одинаковые фишки или монеты). На листе бумаги ребенок (или взрослый), который начинает игру, выставляет три пуговки так, как ему это захочется. Второму ребенку необходимо запомнить расположение пуговиц на листе за несколько секунд и после того, как оно будет закрыто, расставить пуговицы точно так же на своем игровом поле. Игру можно усложнить за счет увеличения количества пуговиц.
Игра «Найди букву» направлена на развитие устойчивости и сосредоточенности внимания дошкольников. Ребенку, который уже знаком с алфавитом, предлагается текст. В ходе игры ребенок должен зачеркнуть какую-либо заранее названную букву (например, букву «К»). Ребенку, не знающему буквы, можно предложить наборы из картинок с различными фигурами или животными. При этом взрослый фиксирует время выполнения задания и количество ошибок. Усложнить игру можно вводя элемент соревнования или новые правила. Например, букву «Б» в слове зачеркивать, а «С» - подчеркивать и т. д. Последнее будет способствовать развитию навыков переключения и распределения внимания. Данная игра основана на диагностике объема, концентрации и устойчивости внимания, которая известна как «Корректурная проба» или «Тест Бурдона».
Игра «Найди дом» направлена на развитие устойчивости и концентрации внимания. В игре используется рисунок, на котором изображены несколько животных, которые спутанными линиями-тропинками соединены со своими домиками. Ребенку необходимо разобраться, где чей дом. Для этого ему необходимо проследить взглядом по выбранной линии. Если поначалу ребенок испытывает затруднения, то можно следить по линии с помощью карандаша или пальца. С аналогичной целью используются игры «Лабиринт».
Игра «Клавиатура», направленная на развитие переключаемо- сти и распределения внимания, позволит также отработать навыки чтения. Каждому участнику дается лист с распечатанной на нем буквой. Ведущий называет какое-либо слово и пишет его на бумаге или доске. Участникам нужно «напечатать» это слово. В печати слова участвуют те дети, у которых имеются табличка с буквами, входящими в это слово. Эти участники хлопают в ладоши в той последовательности, в которой идут буквы в слове. При организации данной игры следует предусмотреть такие слова, чтобы в конечном итоге были задействованы все участники.
Следующая игра «Охотник» направлена на развитие концентрации внимания. Эта игра может быть проведена как с дошкольниками, так и с подростками. Суть ее заключается в том, что ребенку нужно представить, что он охотник на диких зверей в джунглях. При этом ему нужно тихо сидеть в «засаде» и слушать, что происходит вне помещения, в котором он находится. В итоге ребенок должен сообщить, какие звуки ему удалось услышать. Подросткам можно предложить усложненный вариант, когда им нужно переключать свое внимание и концентрировать его на себе, на комнате и на том, что происходит за ее пределами.
Как нами уже отмечалось ранее, именно сформированное произвольное внимание является необходимым условием успешной организации учебной деятельности.
Организация учебной деятельности с первоклассниками требует особой продуманности, так как у них во многом внимание еще сохраняет особенности внимания детей дошкольного возраста. Объем внимания первоклассников достаточно узок, поэтому они не могут одновременно рассматривать картинку на доске или в учебнике и при этом слушать рассказ учителя о биографии художника. На уроках математики, выполняя действия с числами, дети достаточно быстро выполняют знакомые действия, но забывают, с какими числами они работали и в результате выполнения каких операций получили правильный ответ. Это происходит из-за того, что в определенный момент времени школьники сосредотачиваются только на выполнении одной конкретной деятельности.
В отношении внимания младшего подростка можно сказать, что его двойственное положение, связанное с тем, что он уже перестал быть ребенком, но еще не стал взрослым, накладывает свой отпечаток и на внимание. С одной стороны, у младшего подростка все еще развито непроизвольное внимание, но с другой стороны, благодаря развитию произвольного внимания он уже может отвлечься от того, что ему интересно для выполнения поставленных перед ним в учебной деятельности задач.
В подростковом возрасте происходит развитие всех свойств внимания. Подростки в случае необходимости не хуже взрослых могут справляться с работой, которая требует длительной концентрации внимания. Но, несмотря на более высокий уровень регуляции по сравнению с младшими подростками, развитие внимания сдерживается из-за повышенной впечатлительности, возбудимости и быстрой смены увлечений.
Способствовать развитию концентрации внимания можно предлагая подросткам упражнение «Линия». Суть упражнения заключается в том, что на листе бумаги с помощью карандаше необходимо вести линию, причем делать это нужно очень медленно и плавно. Концентрируясь на этом процессе в течение нескольких минут. Как только подросток поймал себя на том, что отвлекся, ему нужно сделать пик вверх (как на кардиограмме) и продолжить вести линию дальше. По количеству пиков считается количество отвлечений. Хорошим показателем концентрации внимания будет отсутствие пиков в течение трех минут.
Игра «Муха» способствует развитию концентрации, переключении и распределении внимания. Для игры потребуется поле 3^3 клетки и муха на магните или присоске. Перемещение мухи осуществляется с помощью команд «Вверх!», «Вниз!», «Влево!», «Вправо!» на одну клетку. Изначально муха находится в центральной клетке, как показано на рисунке 12.

игровое поле

Рис. 12. Игровое поле

Команды участникам подаются по очереди. Задача игроков непрерывно следить за перемещениями мухи и не допускать ее выхода за пределы игрового поля. Каждый игрок работает со своим игровым полем. Если кто-то из игроков теряет нить игры или понимает, что его муха покинула поле, то подает команду «Стоп!». После этого он возвращаем муху на центральную клетку и начинает игру сначала.
Очевидно, что такое слежение за мухой требует постоянной сосредоточенности. Как правило, в игре присутствует интерес, игра стимулирует к дальнейшей работе. Однако в классах со сниженным вниманием длительное наблюдение за мухой способствует появлению напряжения и усталости. Игроки чаще начинают сбиваться и прерывать игру. Игру следует остановить в том случае, если начинает нарастать раздражение и наблюдается явное снижение интереса.
Продолжение работы целесообразно в том случае, когда участниками ставится задача проверки или тренировки устойчивости внимания.
Игра «Две мухи» аналогична описанной выше игре. Отличие заключается в том, что теперь на игровом поле находятся две мухи: муха один и муха два. Ходят мухи поочередно. Например, «Муха один - вниз», «Муха два - влево». Все остальные правила сохраняются.
Упражнение «Кинолента» способствует концентрации внимания. Для выполнения упражнения требуется представить, что вы сидите в кинозале и смотрите свой вчерашний или сегодняшний день. Следует вспомнить все события до мельчайших подробностей, стараясь не упустить ни одной детали.
В старшем подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие внимания на основе общего развития интеллектуальных способностей и формирования эмоционально - волевой сферы. У старших подростков часто сосредоточенность могут вызывать предметы и виды деятельности, которые не отличаются внешней привлекательностью и не сознают эмоционального впечатления, но привлекают их своим содержанием. Причем это содержание ставит перед обучающимися проблему, которая требует работы мышления. При этом часто можно наблюдать ситуацию, когда старшеклассники более внимательны при изучении сложного материала и менее внимательны, когда изложение им кажется простым и понятным.
Развитие внимания в возрастном аспекте происходит неравномерно и имеет свои характеристики. В младшем школьном возрасте внимание характеризуется избирательностью, у подростков - повышенной впечатлительностью и быстрой пере- ключаемостью. У старшеклассников - общим развитием интеллектуальной сферы. Подбор специальных упражнений и игр в каждом возрасте позволит осуществить развитие внимания и, в случае необходимости, его коррекцию.
Эффективное повторение и воспроизведение учащимися учебного материала
Психологами, исследовавшими особенности памяти, было выявлено, что она характеризуется не только объемом, но и прочностью, то есть качестве заученного материала и скорости его забывания. Установлено, что прочность запомненного зависит от числа повторений. Под заучиванием обычно понимается такое произвольное запоминание, которое осуществляется систематически для приобретения новых знаний. Повторение как таковое играет несколько ролей в процессе основании нового учебного материала:
- создание условий для закрепления в памяти учебного материала;
- создание условий для развития проприоцептивных и вестибулярных ощущений при повторении двигательных действий;
- создание предпосылок для обобщения информации.
Выделяют пассивное и активное повторение. При пассивном повторении воспринимается уже знакомая информация. При активном повторении учебный материал воспроизводится сразу же после того, как он был изложен учителем, или после выполнения задания самим учащимся. Так, например, при пассивном повторении текст заучивается только при прочтении, а при активном повторении после прочтения некоторого фрагмента текста он воспроизводится, не глядя в книгу. Очевидно, что активное повторение более эффективно по сравнению с пассивным. Активное повторение требует более интенсивной мыслительной деятельности. При пассивном повторении, которое многие часто используют для подготовки к уроку, зачету или экзамену, однако продемонстрировать высокие результаты при этом не всегда удается. Знания при этом часто остаются только на уровне узнавания и переходят на уровень понимания и применения.
Понимание и применение полученной информации возможно при ее осмыслении. Среди педагогов достаточно распространено то, что они часто требуют от учащихся как можно большего объема запоминаемого материала при демонстрации и объяснении нового. То есть учитель часто ограничивается только тем, что ребенок повторил увиденное или услышанное. При этом не обращает внимания на осмысливание получаемых знаний. Также и сами учащиеся стремятся к тому, чтобы как можно быстрее запомнить учебный материал, при этом чаще всего он не понимается. Знания становятся формальными. На уроке физики в старшей школе одна ученица достаточно бойко отвечает про лазеры по тексту параграфа в учебнике. Но на вопрос учителя, понимает ли она, о чем говорит, ученица честно отвечает - «Нет!». Это говорит о формальном подходе к усвоению учебного материала. Часто учащиеся стремятся запомнить все, при этом много времени и сил тратится на запоминание мелких незначительных фактов и деталей, за которыми не видно сути. Так, при изучении доказательств теорем на уроках геометрии учащиеся пытаются запомнить все объемное доказательство, вместо того чтобы запомнить логику доказательства, исходные положения доказательства, применяемые приемы и конечный результат доказательства.
В психологической литературе часто говорят о двух видах заучивания - логическом заучивании и механическом (зубрежке). При механическом заучивании учебный материал запоминается без какого-либо преобразования, то есть в том виде, в котором он представлен. Конечно, такой вид заучивания тоже необходим, и в реальности они часто используются вместе. Так мы запоминаем номера телефонов, исторические даты, формулы, стихотворения и т. д., однако часто полученные таким способом знания обладают определенной косностью и неповоротливостью. То есть формально знания есть, но применить их в измененных условиях практической деятельности не всегда представляется возможным.
Логическое или иначе смысловое запоминание считается более предпочтительным. Выделение в тексте смысловых моментов и краткие формулировки сути прочитанного или услышанного на учебном занятии будут способствовать лучшему запоминанию. Процесс запоминания непрерывно должен сопровождаться систематизацией и соотнесением запоминаемой информации с уже известной.
Несомненным плюсом деятельностной парадигмы образования является то, что обучающийся учится самостоятельно добывать необходимую ему информацию.
Эффективность повторения учебного материала достигается при реализации следующих условий:
1. Начинать повторение целесообразно сразу же после того, как он был дан, так как именно в первые минуты происходит наибольшее забывание.
2. Использовать различные методы запоминания информации в зависимости от сложности материала:
- Метод заучивания по частям предполагает первоначальное запоминание отдельных частей материала с последующим их объединением в единое целое. Полноценное применение данного метода зависит от понимания возможности и необходимости деления информации на составные части в соответствии с поставленной дидактической задачей.
- Метод заучивания в целом предусматривает запоминание информации в том виде, в каком она представлена в конечной дидактической задаче. Такой метод в принципе может применяться для запоминания на любом этапе обучения.
- Распределенный метод предполагает заучивание материала отдельными порциями через определенные временные промежутки. При использовании данного метода следует учитывать временные интервалы между повторениями. Эти временные интервалы должны обладать свойством оптимальности для того, чтобы предшествующая заученная порция материала не забылась.
- Концентрированный метод заключается в том, что повторения при заучивании следуют одно за другим до полного заучивания. При использовании данного метода достаточно быстро может происходить утомление вследствие выполнения однообразных действий или скуки, что приводит к снижению концентрации внимания и в результате к ухудшению запоминания.
3. При однократном заучивании имеет значение деятельность, которая осуществляется сразу же после этого. Поэтому нецелесообразно начинать изучать новый материал сразу же после того, как прошло запоминание предыдущего. В этом случае происходит «вытеснение» предыдущей информации вновь поступающей, вследствие чего в памяти остается практически вдвое меньше информации. Для наилучшего запоминания после изучения первой порции информации должен последовать сон. При этом материал, освоенный днем, следует повторить вечером перед сном или утром сразу же после пробуждения. Это связано с тем, что во время сна у человека отсутствуют сильные эмоциональные впечатления, которые могли бы вытеснить новую информацию. При соблюдении этих условий информация из кратковременной памяти переходит в долговременную.
4. Следует выбрать оптимальное количество повторений. Оно должно быть несколько больше того количества, которое было необходимо для первого полного воспроизведения заученной информации. Оптимальное количество повторений создает некоторый «запас прочности» в памяти. Но при этом чрезмерно большое количество повторении может снижать внимание обучающихся и эффективность запоминания.
5. В процессе запоминания следует задействовать все основные виды памяти, то есть зрительную, словесно - логическую и двигательную. Это позволяет образовывать
межанализаторные связи и связи между первой и второй сигнальными системами, которые способствуют лучшему запоминанию за счет возможности переключения при припоминании учебной информации.
Перечисленные условия целесообразно реализовывать в ходе учебной деятельности. Некоторые педагоги наивно полагают, сколько учителем будет дано информации, столько же усвоено и запомнено. Однако на практике это не так. Успешность в процессе обучения в значительной степени определяется актуализацией хранящейся в памяти информации. Так как это является своего рода тренировкой воспроизведения хранящейся в памяти информации.
Кроме того, успешность воспроизведения обучающимися учебного материала зависит и от того, насколько полно и точно педагогом сформулирован вопрос. Отсутствие ситуации успеха снижает уверенность учащихся в себе, особенно если опрос домашнего задания или актуализация имеющихся знаний сопровождается явной или скрытой угрозой. Все это сковывает мысли учащихся при ответе и тормозит процессы воспроизведения имеющихся знаний.
В психологической литературе чаще всего выделяют три уровня воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание.
Узнавание - уровень воспроизведения, при котором воспроизведение осуществляется при опоре на восприятие объекта.
Собственно воспроизведение - уровень воспроизведения, при котором воспроизведение не вызывает затруднений при воссоздании запомненного учебного материала и осуществляется без опоры на восприятие объекта.
Припоминание - уровень воспроизведения, при котором воспроизведение затруднено и требует заметных волевых усилий.
Процесс припоминания может идти двумя путями с опорой на узнавание и с вызовом ассоциаций. В первом случае при опоре на узнавание обучающиеся могут учебный материал с опорой на наводящие вопросы или подсказки. Во втором случае при вызове ассоциаций у обучающихся воспроизведение одного члена ассоциации вызывает припоминание другого.
При вызове ассоциации работает механизм оживления связи между припоминаемым и неким словом, действием или объектом. Описывают три типа ассоциаций:
- ассоциация по смежности возникает в случае, когда два объекта или явления совпадают во времени и в пространстве («узелки на память»);
- ассоциация по сходству основана на схожести (подобии) явлений или объектов (при этом их совпадение во времени и пространстве не требуется («Лошадиная фамилия»));
- ассоциация по контрасту возникает при припоминании чего-то отличающегося или противоположного по своим характеристикам и свойствам тому объекту, который воспринимается в настоящее время.
Эффективная организация повторения и воспроизведения учебного материала является необходимым условием успешного обучения. Прочность запоминания может обеспечиваться использованием мнемотехнических приемов.
Мнемотехнические приемы
Запоминание сложных схем, теорем и их доказательств, научных понятий, законов или правил - задача не всегда простая. Многие считают, что, например, периодическую таблицу химических элементов Д. И. Менделеева запомнить невозможно. Однако люди, владеющие приемами мнемотехники, с легкостью справляются с этими и другими задачами.
Мнемотехника как искусство запоминания возникла еще в античные времена. Само слово «мнемотехника» уходит своими конями в греческую мифологию. Мнемозина - богиня, олицетворяющая память, мать девяти муз, рожденных ею от Зевса.
Несмотря на то, что наша память безгранична и по подсчетам ученых может вместить объем информации, равный двум Британским библиотекам, а это 300 миллионов книг, мы используем ее только на 1-3%. Развитие памяти, как и развитие мускулатуры, требует специальных упражнений и тренировок. Использование мнемотехнических приемов позволяет увеличить эффективность таких тренировок.
Мнемотехники представляют собой специально разработанные приемы и способы, которые направлены на облегчение запоминания информации определенного типа. Иногда в специализированной литературе встречается термин «мнемоника». Термины «мнемотехника» и «мнемоника» часто используют в качестве синонимичных, однако есть и другая позиция. Мнемоникой принято считать всю совокупность методов и приемов, предназначенных для запоминания определенной информации, а мнемотехникой - применение методов конкретной мнемоники.
Вспоминая школьную программу, многие, наверняка, будут испытывать некоторое затруднение при написании, например, приставок пре- и при-, но точно скажут, что «жи» и «ши» нужно писать с буквой «и». Так вот «жи, ши пиши с буквой и» является одним из простейших примеров использования мнемотехника, так же как и шутливое понятие биссектрисы на уроках геометрии, определяемой как «крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». На уроках русского языка достаточно вспомнить фразу «Степка Фец, хочешь щец?», чтобы безошибочно определить все глухие согласные. Определить, какие слова являются исключениями при написании корней -раст- и -рос-, поможет предложение «Ростовщик Ростислав вез росток из Ростова» и т. д. Все это есть ни что иное, как известные со школьной скамьи приемы мнемотехники.
Осваивая приемы мнемотехники, человек получает принципиально новые для него приемы запоминания и воспроизведения информации. Именно они и позволяют эффективно использовать ресурсы головного мозга. По сравнению с другими техниками (например, нейролингвистическим программированием, суггестопедией и гипнопедией), мнемотехника имеет ряд преимуществ:
- при использовании мнемотехник не требуется специального психологического образования и практического опыта деятельности, что делает ее доступной для каждого;
- безопасность для психики и сознания человека, так как мнемотехники не связано с вторжением в бессознательное;
- эффективность при профилактике и коррекции нарушений психических процессов;
- отсутствие необходимости в использовании специализированного оборудования и технических средств, финансовых затрат;
- при использовании мнемотехнических приемов человек остается активным субъектом своей собственной деятельности, не попадая под влияние другого, как это происходит, например, при использовании нейролингвистического программирования или гипноза.
При использовании мнемотехнических приемов значение имеет ориентация на модальности человека. Под модальностью в психологии обычно понимается способ обработки собственного внутреннего опыта. Выделяют три вида модальностей:
- визуальную, которая включает в себя опыт, связанный со зрением (эту модальность обеспечивает зрительная память, связанная с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов);
- аудиальную, которая включает в себя опыт, связанный со слухом (эту модальность обеспечивает слуховая память, связанная с запоминанием, сохранением и воспроизведением звуков);
- кинестетическую, которая включает в себя опыт, связанный движением и осязанием (эту модальность обеспечивают двигательная, осязательная, обонятельная и вкусовая виды памяти, связанные с запоминанием, сохранением и актуализацией различных движений, прикосновений, запахов, вкусовых ощущений и т. д).
Далее опишем несколько конкретных мнемотехнических методов и приемов, которые позволят более эффективно использовать ресурсы памяти и повысить успешность в учебной деятельности.
Метод ассоциативных связей69. Этот метод является наиболее простым, но в то же время достаточно успешным для
кодирования информации с целью ее эффективного запоминания и воспроизведения. Метод основан на ассоциациях, то есть мысленных связях между двумя (или более) образами, при которых появление одного образа ведет за собой непроизвольное появление другого (других).
Тренировка с использованием данного метода может быть представлена следующим образом. Перед вами 20 пар слов. Эти слова поставлены в пары совершенно случайным образом и между ними нет никакой логической связи. В течение 20 секунд требуется запомнить соответствие слов в этих парах. После этого нужно закрыть правый столбик листком бумаги и к каждому слову из левого столбика воспроизвести пару из правого.
Поскольку между этими парами слов связи нет, вероятно, читателю вряд ли удалось запомнить достаточно много пар.

КНИГА
РУКА
ЧАШКА
ЗЕРКАЛО
БРИТВА
САПОГ
ТАНЕЦ
ЯКОРЬ
БАЛКОН
ОБЛАКО
ШТОПОР
ГЛАЗ
БЕРЕГ
ПЕСОК
СТУЛ
ОДЕЯЛО
ГОРА
ПАРКЕТ
ВЕРАНДА
ОГОНЬ

 

ОКНО
ТУЧА
ТРАВА
ЛУНА
СОЛНЦЕ
СТОЛ
РЕКА
КИНО
ДОРОГА
САРАЙ
КОЛЕСО
КУВШИН
РУБАШКА
ТЕТРАДЬ
ГЛОБУС
ГИТАРА
КРАСКА
ЛАМПА
ОЧКИ
СИМВОЛ

 

Повторим данное упражнение, но только теперь между парами слов есть вполне определенная очевидная связь.


НЕБО - ЗВЕЗДА
ТЕАТР - ДРАМА
СТАКАН - КОФЕ
ПУЛЯ - РУЖЬЕ
ЛОДКА - ВЕСЛО
КАССА - ДЕНЬГИ
САНИ - ЗИМА
БАНЯ - ВЕНИК
МОРЕ - КОРАБЛЬ
МАШИНА - ГАРАЖ
ЛОШАДЬ - ТЕЛЕГА
РЕКА - РЫБА
ШАХТА - УГОЛЬ
КОВЕР - ПЫЛЕСОС
ЛОЖКА - ТАРЕЛКА
ПАСТУХ - СВИРЕЛЬ
СТОЛ - СКАТЕРТЬ
ХУДОЖНИК - ПЕЙЗАЖ
БОКАЛ - ШАМПАНСКОЕ
СВЕЧА - ВЕЧЕР

Наверняка, результаты, полученные во втором случае, превосходят результаты первого. Поэтому дело не в плохой памяти, как могло показаться изначально, так как объем запоминаемого и время не изменились. Продуктивность проделанной работы обусловлена наличием ассоциативных связей между словами, которая и позволила их связать в единое целое.
Однако и в первом случае пары слов можно запомнить с помощью самостоятельно создаваемых ассоциаций, при этом желательно подключать все модальности. Приведем пример с парой КНИГА - ОКНО.
Представьте в своем воображении книгу; но не обычную книгу с дешевой мягкой обложкой. Пусть это будет огромная старинная книга в кожаном переплете, с медными заклепками. Ощутите тяжесть этого фолианта; почувствуйте запах столетней пыли, исходящий от древних страниц; постарайтесь увидеть золотое тиснение и потемневшей от времени коже. Чем более яркий образ будет создан, тем надежнее он будет храниться в памяти.
Представьте окно. Оно раскрыто, вы видите широкий подоконник, выкрашенный белой краской. Летний ветер играет занавесками. Вы чувствуете его свежее дуновение.
Теперь объединим оба образа в единую картину: на ОКНЕ лежит раскрытая антикварная КНИГА. Вы ее видите. Вы слышите, как тихо шелестят ее страницы, переворачиваемые ветром. Вы чувствуете легкий запах легкий запах кожи и меди, - так пахнет старый переплет КНИГИ, лежащей на ОКНЕ.
Если вам удается ярко представить в своем воображении все описанные образы, то данная пара слов запомнится навсегда и первичная возникающая со словом книга ассоциация будет слово «окно». Это будет происходить до тех пор, пока не будет создано более сильных ассоциативных связей со словом «книга».
Также можно пользоваться при использовании данного метода такими приемами как гиперболизация (преувеличение образа), оживление (представление образа в движении), видоизменение (преобразование образов при сохранении «несущего» их слова) и акцентирование (усиление образа в воображении путем выделения какого-либо его доминирующего фрагмента, детали или свойства).
Метод «мест» (Метод Цицерона). Данный метод относится к методам, для использования которых необходимо заранее подготовить определенные, созданные в воображении структуры. Такие структуры создаются чаще всего путем мысленного представления каких-либо пространственно-образных маршрутов, например своей квартиры или знакомого маршрута, дороги из дома на работу или в школу. Причем способ перемещения по этому маршруту значения не имеет. Можно идти пешком или ехать на каком либо транспорте.
После того как выбрана конкретная дорога, ее необходимо разбить на отдельные участники, которые выделяются на общем фоне. Их количество определяется количеством информативных элементов, которые необходимо запомнить. К примеру, если необходимо запомнить 20 новых слов, то на маршруте нужно выделить 20 мест. Фрагменты маршрута следует выбирать так, чтобы они не перепутались по пути своего следования. Опять же, следует подключать все модальности для более эффективного запоминания.
По пути следования на маршруте следует создавать свои образы на основе выделяющихся частей (остановка, магазин, дерево и т. д.). Пройдитесь по выбранному маршруту, указав место № 1 - дверь квартиры, место № 20 - конечный пункт. При освоении первичного опыта создания такой мнемонической матрицы можно записывать порядок мест и порядок следования на бумаге. В дальнейшем от таких записей следует отказаться.
С использованием данного приема запомните 20 не связанных друг с другом слов в прямом и обратном порядке:
1. ГВОЗДЬ 11. АККУМУЛЯТОР
2. ПАРУСНИК 12. ШАХМАТЫ
3. КОЛОКОЛ 13. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
4. ПИАНИНО 14. СТЕКЛО
5. ЯБЛОКО 15. КОМПЬЮТЕР
6. КАРАНДАШ 16. ДЖАЗ
7. КРОКОДИЛ 17. АПЕЛЬСИН
8. ЗВЕЗДА 18. МОНЕТА
9. БУФЕТ 19. КУКЛА
10. СКАФАНДР 20. УСПЕХ

Первое слово «гвоздь». Представьте себе входную дверь - это место № 1. Вы закрываете ее и вбиваете огромный гвоздь, чтобы никто не смог открыть ее, пока вас нет дома.
Второе слово «парусник». Это слово можно связать с почтовым ящиком, представив, как в него почтальон вместо газеты опускает бумажный парусник или толстый глянцевый журнал с белым парусником на фоне синего моря на блестящей обложке. И так далее по каждому слову.
После того как вы разместили все образы, проверьте качество их запоминания, пройдя по маршруту следования еще раз.
Данный метод также используется для запоминания текстов, однако он не даст результата, если смысл текста непонятен или труднодоступен или текст нужно напомнить слово в слово, например для роли. При выработке достаточных навыков метод Цицерона помогает быстро и надежно запоминать тексты без многократного повторения.
Особенности метода при работе не со словами, а с текстами состоят в следующем:
- следует организовать подготовительную работу и разбить текст на логически завершенные фрагменты (объем фрагментов может быть различным в зависимости от уровня их сложности);
- в каждом фрагменте выделяются ключевые слова, с помощью которых можно восстановить содержание всего фрагмента текста (эти слова могут быть подчеркнуты карандашом или выделены маркером; в зависимости от сложности фрагмента таких слов целесообразнее выделять в количестве от двух-трех до десяти);
- запоминаются ключевые слова, выделенные внутри каждого фрагмента текста, аналогично тому, как это было описано ранее.
Метод алфавита. Матрица алфавита составляется на основе обычного алфавита и ее оригинальность заключается в том, что не нужно ничего специально придумывать, так как алфавит знают все с детства. С использованием матрицы алфавита можно запоминать не менее 30 «готовых» пунктов, последовательность которых хорошо известна. Запоминаемая информация привязывается с использованием метода ассоциативных связей к буквам алфавита, аналогично тому, как это описывалось ранее.
Предварительная работа будет заключаться в том, чтобы создать образы на основе букв алфавита. Например, с буквой «А» могут быть созданы следующие ассоциации: арбуз, апельсин, ананас и т. д. При этом опять следует подключать все модальности. Некоторым людям проще создавать ассоциации, используя различные варианты графемы буквы «А» - А, а, А, а, а и т. д.
Следует выбирать наиболее яркие и запоминающиеся образы для каждой буквы. Нужно добиться того, чтобы при восприятии той или иной буквы сразу же возникал ее образный код. Когда алфавит стал рабочей матрицей, можно переходить к запоминанию информации.
Метод запоминания чисел и цифровой информации.
Данный метод позволяет запоминать даты, номера телефонов, пароли, пин-коды и т. д. В самом деле, все безграничные числовые ряды, по сути, являются сочетанием всего лишь десяти цифр (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). И к каждой цифре можно подобрать массу ассоциирующихся с ней образов, подобно алфавиту. Однако в отличие от букв, ассоциации от цифр удобнее создавать на основе их графического изображения.
Относительно небольшая цифровая информация легко запоминается с помощью метода ассоциативных связей. Например, нам предстоит запомнить число 57024. Для этого цифры превращаем в образы и связываем из в «мнемоническую историю»: рука (5) - можно представить собственную руку - берет клюшку для игры в гольф (7) и бьет ей по бублику (0); бублик улетает в небо, где его ловит лебедь (2), который, чтобы спокойно закусить, планирует вниз и приземляется на стул (4).
Метод запоминания иностранных слов. Изучение иностранного языка связано с изучением его грамматики, фонетики и лексики. Последнее для многих является весьма сложным. Мнемотехника и здесь за короткий срок позволяет запомнить некоторый объем слов достаточный для ведения диалогов, чтения и перевода текстов. Принцип запоминания иностранных слов строится по алгоритму «образ - слово». Смысл запоминания иностранных слов с использованием мнемотехники заключается в том, что образы формируются исходя из звучания слова на иностранном языке и его дальнейшим объединением со значениями этих слов при помощи метода ассоциативных связей. Для того чтобы вспомнить закодированное слово, не требуется обращения к аналогичному слову из родного языка (как это происходит в случае обычного заучивания).
Например, английское слово Wall - стена. Не следует связывать это иностранное слово со словом из родного языка. Просто еще раз произнесите это слово и вслушайтесь в его звучание «вол». Можно представить себе вола с огромными рогами. Теперь припишем этому образу тот образ, который определяет значение исходное значение слова (образ стены) - вол уперся рогами в стену и пытается его сломать. Мы слышим треск стены, видим, как она рушится, и т. д.


Вывод по § 3.1. Использование специализированных мне- мотехнических приемов позволяет обеспечить более эффективное запоминание информации различного рода. Эффективно работающая память повышает успешность учебной деятельности.


Вопросы для самоконтроля к § 3.1
1. Когда в онтогенезе происходит формирование непроизвольного внимания?
2. Какие системы внимания выделяются в нейропсихологии? Чем обусловлено их развитие?
3. Сформулируйте основные принципы развития внимания у дошкольников.
4. Приведите примеры игр, направленных на развитие внимания.
5. Как происходит развитие внимания в возрастном аспекте?
6. Какие виды заучивания вам известны? Отметьте их сильные и слабые стороны.
7. От чего зависит эффективность повторения учебного материала?
8. Какие методы запоминания вам известны? Как они используются в образовательной деятельности?
9. Что такое воспроизведение?
10. Перечислите и охарактеризуйте уровни воспроизведения.
11. Что такое мнемоника (мнемотехника)?
12. Почему использование мнемотехнических приемов повышает эффективность запоминания?
13. Как используется метод ассоциативных связей? Приведите примеры.
14. Приведите примеры использования метода Цицерона.
15. Почему при использовании мнемотехнических приемов следует подключать все модальности?


Задания для самостоятельного выполнения к § 3.1


1. Постройте мнемоническую матрицу, содержащую 100 мест, и с ее помощью запомните приведенные ниже 100 слов.


1. КАРТИНА 34. ПАЛЬМА 67. ДЕНЬ
2. БАЛЕТ 35. ДОМ 68. СВЕТОФОР
3. ЭКОЛОГИЯ 36. ПАМЯТЬ 69. МЕДВЕДЬ
4. ЧЕРДАК 37. ПЛАНЕТА 70. ЮПИТЕР
5. МОТЫЛЕК 38. ИСКУССТВО 71. ПСИХОЛОГИЯ
6. ЛИЛИЯ 39. СОН 72. ВИОЛОНЧЕЛЬ
7. ПРИБОЙ 40. ФУТБОЛ 73. АКВАЛАНГ
8. ОСТРОВ 41. ПОЭЗИЯ 74. ЭКРАН
9. РЕБУС 42. УТРО 75. ОРХИДЕЯ
10. ИНДЕЕЦ 43. ПАЛАС 76. РЕПРИЗА
11. БИБЛИОТЕКА 44. ТЕНЬ 77. ЗАМОК
12. ЦИРК 45. ЧЕЛОВЕК 78. КАТЕР
13. ЛЮСТРА 46. ВОЗДУХ 79. РОТОНДА
14. ОСЕНЬ 47. КАТОД 80. ИЛЛЮЗИОН
15. ЗОЛОТО 48. АВТОБУС 81. ГАЛСТУК
16. РЕЦЕПТ 49. КВАДРАТ 82. ВОЛШЕБНИК
17. ШАР 50. АНАНАС 83. МОСТ
18. КОШЕЛЕК 51. СИГНАЛИЗАЦИЯ 84. ИНФОРМАЦИЯ
19. ПАЛЬТО 52. ТЕЛЕВИЗОР 85. КАМЕНЬ
20. КОМПЬЮТЕР 53. БРИЛЛИАНТ 86. ГРЕНАДЕР
21. ПСИХОАНАЛИЗ 54. ВОЛЯ 87. ЛИФТ
22. СВОБОДА 55. УДОЧКА 88. ЛЕС
23. СКАМЕЙКА 56. ЭКСТРАСЕНС 89. ГЕНЕРАТОР
24. СНЕГ 57. ЖИРАФ 90. СТОЙКА
25. ШТОРМ 58. ОКЕАН 91. ПИРАМИДА
26. ВЕЧНОСТЬ 59. АБАЖУР 92. АЛЬБОМ
27. АКВАРИУМ 60. КОЛЯСКА 93. ЛАГЕРЬ
28. ШОКОЛАД 61. ЛУЧ 94. ДИВАН
29. ДЖУНГЛИ 62. СЛОВАРЬ 95. ЭКСКАВАТОР
30. САМОЛЕТ 63. ТЕОДОЛИТ 96. ПОДАРОК
31. ОГОНЬ 64. УЖИН 97. РЕМОНТ
32. КОСМОС 65. АНТЕННА 98. КУЛИНАРИЯ
33. ЛИЧНОСТЬ 66. МАГАЗИН 99. ВЕТЕР
100. ТРИУМФ


2. Разработайте свою матрицу для метода алфавита.

3. С помощью метода алфавита запомните список из 30 слов:
А. ОКОРОК Р. КРАСКА
Б. МАСЛО С. СВЕРЛО
В. ОЛИВКИ Т. ЩЕТКА
Г. ТОРТ У. РАСТВОРИТЕЛЬ
Д. КИВИ Ф. ШПАТЛЕВКА
Е. БАЛЫК Х. ЦЕМЕНТ
Ж. САХАР Ц. НИТРОЭМАЛЬ
З. ЛИМОН Ч. ГВОЗДИ
И. ПЕЧЕНЬЕ Ш. КИСТЬ
К. ПАКЕТ Щ. ЛЕЙКА
Л. ОТБЕЛИВАТЕЛЬ Ы. ШЛАНГ
М. СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК Ь. ВЕДРО
Н. МЫЛО Э. БАТАРЕЙКА
О. ШАМПУНЬ Ю. КАССЕТА
П. КЛЕЙ Я. ФОНАРИК

4. Подберите мнемотехнические приемы для нескольких своих занятий.
5. Ознакомьтесь с другими мнемотехническим приемами, например с системой «Джордано».

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.