На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Эффективные техники и приемы развития интеллектуальной сферы обучающихся - Техники и приемы развития восприятия и воображения учащихся
Эффективные техники и приемы развития интеллектуальной сферы обучающихся - Техники и приемы развития восприятия и воображения учащихся
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Эффективные техники и приемы развития интеллектуальной сферы обучающихся
Техники и приемы развития восприятия и воображения учащихся
Техники и приемы развития мышления и речи
Все страницы

 

§ 3.2. Техники и приемы развития восприятия и воображения учащихся


Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста
Восприятие дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Дети еще не умеют управлять своим восприятием, самостоятельно анализировать явления и объекты. Дошкольники лучше фантазируют с опорой на зрительные образы. Они знакомятся с пространственными свойствами предметов на основе наблюдения и ориентировочно-исследовательских движений рук. Дети дошкольного возраста учатся узнавать свойства предметов, отличать одни предметы от других, определять существующие между ними отношения. Большое значение для развития восприятия у дошкольников имеют рисование, конструирование, лепка. Дети познают контуры предметов, их формы, цвета, структуру. Рассмотрим ряд игр, заданий на развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия у дошкольников.
Игры на развитие тактильного восприятия
Игра «Волшебный мешочек». Педагогу необходимо в плотный мешочек положить ряд предметов или игрушек (пуговицу, кубик, шарик, ручку, мелкие игрушки, ластик и др.). Ребенку следует определить на ощупь, что это за вещи.
Игра «Угадай предмет». Эту игра проводится по аналогии с предыдущей. Только вместо мешочка можно использовать коробки, банки с сыпучими материалами (разные крупы), в которых спрятаны игрушки. Ребенку необходимо отыскать с закрытыми глазами спрятанные предметы и определить их название.
Игра «Узнай предмет по контуру». Педагог завязывает ребенку глаза и дает в руки вырезанную фигуру из картона (это должна быть знакомая ребенку фигура: елочка, домик, пирамидка, рыбка, птичка). Дошкольник должен угадать предмет. Затем взрослый убирает фигуру, развязывает ребенку глаза и просит по памяти нарисовать этот предмет. Затем полученное изображение сравнивают с рисунком (обводят фигуру).
Игра «Что это?». Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал, из которого сделан предмет. Можно использовать разные материалы: вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл.
Игры на развитие зрительного восприятия
Игра «собери пирамидку» используется для развития зрительного восприятия детей 3-5 лет. Для игры необходимы две одинаковые пирамидки: одна - ребенку (для работы), а вторая - как образец. Сначала нужно попросить ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху пирамиду по готовому эталону. Затем можно усложнить задание - организовать сложное конструирование по эталону (неправильной пирамиды).
Игра «Сделай так». Для развития зрительного восприятия детей 4-6 лет можно также предложить задания на конструирование из других материалов, например из кубиков. Также можно попросить ребенка повторить рисунок взрослого, например нарисовать несложные узоры.
Игра «Найди игрушку». Взрослый расставляет несколько игрушек (до 10) в комнате так, чтобы они не бросались в глаза. Далее он начинает кратко описывать каждую игрушку (какого цвета, формы, величины). Ребенок может задавать вопросы, а затем направиться на поиски этой игрушки. Кто находит игрушку, сам становится ведущим. Этот новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.
Игра «Круг, треугольник, квадрат». Эта игра способствует развитию восприятия цвета, формы и величины у детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет). Ребенку даются инструкции, направленные на дифференциацию данных признаков. Заранее заготавливаются карточки с изображением геометрических фигур (4 основных цвета каждая фигура по 3 экземпляра и разных размеров: большой и маленький). Также подготавливаются небольшие игрушки (например, медведь, кукла, заяц).
Далее педагог дает разные инструкции:
1. Дай кукле треугольник, дай мишке круг, дай зайке квадрат.
2. Положи квадрат на диван. Положи круг на стул. Покажи красный квадрат, синий круг, дай зеленый треугольник.
3. Собери в ряд все круги, отдельно положи зеленые круги, синие круги, красные круги, желтые круги.
4. Покажи все треугольники, выбери синие треугольники, желтые треугольники.
5. Собери все квадраты, выбери красные квадраты, и зеленые квадраты.
6. Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).
7. Собери большие круги (квадраты, треугольники).
8. Покажи большие зеленые квадраты, маленькие желтые круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.
Игра «Заплатка» предназначена для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, а также мыслительных операций: сравнения и анализа. В приложении представлены примеры таких заданий для детей разного возраста. Педагог может сказать ребенку, что на красивом коврике оказались дырки. Возле коврика находятся несколько заплаток, из них нужно найти подходящую.
Игра «Найди правильную тень». Ребенку предлагаются картинка и ее тени или контуры (несколько рисунков), среди которых он должен найти такую же (примеры представлены в приложении).
Игра «Цвета». Группе дошкольников предлагается за 1 минуту по очереди назвать 5 предметов определенного цвета (красного, синего, желтого, зеленого, коричневого, черного и т. д.). Повторять предметы не разрешается.
Игра «Кто наблюдательнее». Педагог просит ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, овальные). При этом повторять предметы не разрешается.
Игра «Сравни предмет». Педагогу важно периодически предлагать задания, направленные на сравнение предметов (по размеру, цвету и пр.). К примеру, сравни мишку и мышку, сравни яблоко и помидор. При этом важна наглядность: ребенку желательно видеть картинки эти предметов или их модели.
Помимо прочего развитию зрительного восприятия способствуют материалы, представленные в приложении: это зашумленные картинки, лабиринты, задание на поиск спрятанных в картинке предметов, недостающих деталей и др.
Игры на развитие слухового восприятия
Игра «Что звучит?». Цель последующих игр и этой в том числе - развитие слухового восприятия. Эту игру лучше проводить на прогулке. Гуляя на детской площадке, педагогу следует обращать внимание ребенка на различные звуки (шум дождя, шелест листьев, журчание воды), голоса животных и птиц. Желательно сличать звук с опорой на зрение (когда ребенок слышит звук и видит его источник). Затем можно усложнять игру, определить источник звука с закрытыми глазами. Например, когда на улице шумит ветер или льет дождь, педагог может сказать: «Закройте, дети глаза и послушайте, какая на улице погода». Таким же образом можно определять звуки в помещении (тиканье часов, скрип двери, голоса людей в другой группе и пр.).
Игра «Пошуршим, постучим». Педагог заготавливает различные предметы и материалы (полиэтиленовый пакет, бумага, ложки, палочки, ключи и др.). Сначала воспитатель знакомит ребенка с разнообразными звуками, которые возникают при манипуляции с предметами. Можно пошуршать пакетом, помять и порвать лист бумаги, постучать деревянным молоточком, уронить карандаш на пол и др. Затем следует предложить детям закрыть глаза и угадать звук соответствующего предмета.
Игра «Коробочки со звуками». Воспитателю нужно заготовить небольшие одинаковые коробочки (например, из-под Киндер-сюрпризов), в которых насыпаны разные крупы (фасоль, горох, семечки, гречневую, рисовую, манную крупы). Следует сделать по 2 баночки с крупой каждого вида и равного количества. Кроме того, можно использовать бусинки, соль, камушки, макароны и другие материалы. Сначала педагог трясет одной из баночек, знакомя ребенка со звуком. Затем ему предлагается найти среди баночек такую же (ориентируясь на звук). Количество баночек следует увеличивать постепенно.
Игра «Маленькие музыканты». Педагог (музыкальный работник) заготавливает детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудка, металлофон, гармошка, пианино).
Сначала нужно познакомить детей с разными музыкальными инструментами, продемонстрировать их возможности и манипуляции с ними. Затем следует обучить детей четко различать звучание музыкальных инструментов на слух. Педагог может спрятаться за ширмой и поочередно из различных инструментов извлекать звуки. Дети могут называть или показать нужный инструмент (картинку с его изображением). Также можно изобразить музыкальный предмет советующим звукоподражанием («ду-ду» - дудочка, «та-та-та» - барабан, «бом- бом» - бубен и т. п.).
Игра «Мишка топ-топ». Для данной игры потребуется две игрушки медведей: большой и маленький (можно другие две другие игрушки разного размера). Педагог низким голосом произносит «ТОП-ТОП-ТОП» и демонстрирует в такт, как идет большой медведь. Затем педагог произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и соответственно показывает движения маленького медведя. Далее необходимо ребенку показать соответствующего мишку и повторить звук «топ» разными голосами (высоким или низким).
Игра «Громкий - тихий барабан». Потребуется барабан или бубен для данной игры, а также картинки с изображением большого и маленького барабанов. Педагог ударяет в бара- бан/бубен с разной силой, обращая внимание на разницу в звучании - громкий и тихий звук. При этом следует называть этот звук. Ребенок слушает и показывает картинку.
Игра «Сверху - снизу и справа - слева». Эта игра также способствует развитию слухового восприятия и внимания. Однако это более сложное задание, так как звук может исходить с разных сторон: сверху, снизу, слева, справа. Педагог использует музыкальные игрушки. Ребенку необходимо определить направление звука. Затем можно поменяться ролями: чтобы ребенок издавал звуки, а взрослый показывал направление.
Развивать слуховое восприятие важно в первую очередь у детей с нарушенным слухом. Помимо прочего, такие игры полезны для подготовки дошкольника к школе. Важно, чтобы подобные игры проводил не только воспитатель, но и родитель. Сначала пусть ребенок научится различать и узнавать неречевые звуки, а затем уже речь. Такие занятия развивают у дошкольника слуховое внимание, умение ориентироваться в окружающей обстановке, способствует развитию восприятия
речи на слух. Также это формирует у него способность учиться слушать и, значит, правильно говорить!


Особенности развития восприятия у младших школьников
В младшем школьном возрасте восприятие становится более сложным, многосторонним и уже целенаправленным процессом. В школе ребенок познает сложную картину разнообразных природных и общественных явлений на основе их зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивается внимание и наблюдательность.
Развитию восприятия у младших школьников способствует наглядность обучения. Практические и лабораторные занятия, применение наглядных пособий, разные экскурсии, ознакомление с разными видами труда дают обширный материал для развития у учащихся восприятия и наблюдательности.
От правильного восприятия у младших школьников зависит успешность учебной деятельности. У них еще не достаточно жизненного опыта, часто возникают трудности в описании наблюдаемых явлениях. Учителю важно направить восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей предметов. Применение наглядности эффективно, когда учащиеся ясно сознают задачу наблюдений. В процессе учебных занятий с целью развития восприятии учащихся необходимы тщательные сравнения предметов, их отдельных элементов, выявление сходства и различия между ними. Большое значение имеют самостоятельные действия младших школьников с предметами на основе разных анализаторов (зрения, слуха, осязания). Важно развивать восприятие у детей с ограниченными возможностями здоровья: с задержкой психического развития нарушением слуха или зрения .
Задания на развитие зрительного восприятия
Упражнение «Геометрические фигуры». Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур. Учащимся необходимо определить, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т. д.
Упражнение «Дорисуй фигуры». Школьникам показывают рисунки, на которых изображены недорисованные геометрические фигуры. Учащимся нужно дорисовать их.
Упражнение «Сравни по длине, ширине, высоте». Педагогу необходимо заготовить изображения предметов различных по высоте, ширине, длине. Ребенку необходимо показать и назвать самое широкое (высокое, длинное) изображение, после этого самое узкое (низкое, короткое).
Упражнение «Срисовывание по клеточкам». Школьнику необходимо внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображена фигура, состоящая из линий. Затем нужно нарисовать точно такую же фигуру по клеточкам.
Упражнение «Знаковая таблица». Детям необходимо на таблице, содержащей цифры разного цвета (черного и красного), показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время. Это упражнение также называет «Таблицы Шульте». Его используют как для диагностики внимания и восприятия у обучающихся, так и для развития.
Упражнение «Наложенные изображения». Учащимся предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр, животных), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения (приложение).
Игра «Самые наблюдательные». Учащиеся делятся на две команды. Педагог прикрепляет к доске две репродукции картин. В течение 5 минут учащиеся рассматривают репродукции (каждая команда свою) и запоминают все детали. После чего репродукцию первой команды располагают так, чтобы ее видели все, кроме членов первой команды. Затем репродукцию второй команды также должны видеть все, кроме членов второй команды. Каждая команда по очереди описывает свою картину. Выигрывают те, кто более описывает свою картину.
Задания на развитие тактильного восприятия
Игра «Что в свертке». Учащиеся приносят из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу (чтобы трудно было их распознать). Затем они разбиваются на две команды. Дети одной команды ощупывают каждый предмет и угадывают его, задание выполняют все члены команды. За правильно названный предмет каждой команде дается фишка. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.
Упражнение «Письма на руке». Учащимся дается следующая инструкция: «Выберите себе партнера и встаньте друг около друга. Тот, кто выше, должен закрыть глаза. Если вы одинакового роста, то пусть закроет глаза тот, кто раньше родился (инструкция может меняться). Один протягивает вперед правую руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнер должен написать на этой руке отдельные печатные буквы. «Незрячий» игрок должен расшифровать эти буквы. Прежде чем второй партнер напишет новую букву, он должен «стереть» с руки старую. Когда «слепой» научится читать с руки, задачу можно усложнить (писать слова, фразы). Напоминаю, что прежде чем написать новое слово, нужно «стереть» старое. В заключение напишите вашему партнеру на руке маленький комплимент, потом поменяйтесь с ним ролями.
Игра «Найди и коснись». Инструкция учащимся: «В этой игре вам нужно ходить по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а другие, возможно, заставят вас задуматься.
Итак, найдите и коснитесь:
- чего-либо красного;
- чего-либо холодного на ощупь;
- чего-либо шершавого.
Найдите и коснитесь:
- того, что весит примерно полкилограмма;
- чего-либо круглого;
- чего-либо железного;
- чего-либо голубого;
- того, что имеет толщину сто миллиметров;
- чего-нибудь прозрачного.
Найдите и коснитесь:
- вещи, длина которой примерно восемьдесят сантиметров;
- вещи весом около 65 кг;
- чего-либо зеленого;
- чего-нибудь из золота;
- чего-нибудь, что тяжелее тысячи килограммов;
- чего-нибудь, что легче воздуха;
- чего-либо из серебра.
Найдите и коснитесь:
- части одежды, показавшейся вам шикарной;
- руки, которую вы находите интересной;
- чего-нибудь, на ваш взгляд, безобразного;
- того, что двигается ритмично.
Найдите и коснитесь:
- числа 22;
- слова «Незабудка» .
Задания на развитие слухового восприятия
Упражнение «Нарисуй фигуры». Учащихся просят выполнить задания, воспринимая инструкции учителя на слух. К примеру, на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над прямоугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание дети выполняет последовательно.
Упражнение «Расколдуй слово». Учитель в словах переставляет слоги и зачитывает их детям, они должны составить правильное слово и назвать его. К примеру: гамазин - магазин, чекали - качели и т. д.
Особенности развития восприятия у подростков
Восприятие подростка по сравнению с младшим школьником становится более избирательным, анализирующим, целе- направленным. Оно в целом более содержательно, последовательно, планомерно. Однако в каждом классе есть обучающиеся, испытывающие трудности при восприятии информации. Вследствие чего возникают ошибки. В этой связи на разных уроках им необходимо давать более четкие инструкции. Создавать специальные условия для лучшего слухового, зрительного, тактильного восприятия. Представим ряд заданий на развитие восприятия на уроках физики.
Задания на определение длины
1. Изготовьте из плотной бумаги масштабную ленту длиной 1 метр с делениями на дециметры, причем первый дециметр разделите на сантиметры и миллиметры. Можно использовать миллиметровую бумагу.
2. Положите перед собой линейку и какие-либо мелкие предметы (монеты, пуговицы, винты, обломки спичек разной длины и т. д.). Не прикладывая предмет к линейке, постарайтесь как можно точнее определить тот или иной размер предмета. Определять размер нужно, только сравнивая зрительно предмет с делениями на линейке.
3. На листе нелинованной бумаги начертите без линейки или с линейкой без делений отрезки длиной 2, 5, 7 и 10 см. Проверьте длины этих отрезков с помощью линейки с делениями. На сколько сантиметров больше или меньше указанной длины удалось начертить отрезки?
4. Начертите на листе нелинованной бумаги без линейки отрезок длиной 10 см. Определите «на глаз» расстояние 1 сантиметр ниже этого отрезка и проведите еще один отрезок. Аналогично начертите еще три отрезка, находящихся на расстоянии 3, 6 и 8 сантиметров от первого. Как это можно сделать точнее? Проверьте свой результат с помощью линейки или самодельной измерительной ленты.
5. Определите «на глаз» длину карандаша, ручки, длину и ширину парты. Запишите свои результаты в тетради. Пользуясь изготовленной масштабной лентой, измерьте длину карандаша, ручки, длину и ширину парты. Сравните поученные результаты.
6. Не используя линейку, разделите нарисованный ниже отрезок (рис. 13) на две равные части. Как можно проверить точность вашего результата?

отрезок


Рис. 13. Отрезок


7. Предложите способ разделения приведенного отрезка (рис. 13) на четыре и восемь равных частей. Проверьте свой способ с помощью линейки.
8. Не используя линейку, разделите нарисованный отрезок (рис. 13) на три равные части. Как можно проверить точность вашего результата?
9. Предложите способы деления данного отрезка (рис. 13) на 5 и 7 частей. Оцените точность своего ответа.
10. Определите «на глаз» длину и ширину кабинета физики или своей комнаты. Запишите полученные результаты в тетрадь. Измерьте длину и ширину кабинета физики или своей комнаты дома с помощью измерительной ленты. Сравните поученные результаты.
11. Определите, какое количество рулонов обоев нужно купить, для того чтобы оклеить кабинет физики. Обсудите в группах как это сделать. Предложите план выполнения данного задания. Всю необходимую информацию об обоях узнайте самостоятельно. Как изменится результат задачи, если мы оклеиваем кабинет обоями с рисунком, который нужно стыковать?


Задания на определение площади
1. С помощью линейки определите площадь одного квадратика из своей тетради.
2. Изготовьте из плотной бумаги или картона квадратики со сторонами 1 см, 10 см. Сколько квадратиков со стороной 1 см может поместиться на квадратике со стороной 10 см?
3. Сколько квадратиков со стороной 10 см можно поместить на крышку парты, за которой вы сидите? 
4. Определите «на глаз» или с помощью изготовленных вами квадратиков площадь листа в дневнике и выразите ее в см2, дм2 и м2.
5. Используя приведенные ниже карты Челябинской области, определите и закрасьте самые большие по площади муниципальные образования. Отметьте и подпишите их административные центры.

карта челябинска

Рис.14 Карта Челябинской области


Задания на определение объема
1. Из пластилина или плотной бумаги изготовьте кубики со стороной 1 см и 10 см. Сколько кубиков со стороной 1 см может поместиться на квадратике со стороной 10 см?
2. Измерьте объем спичечного коробка. Что для этого необходимо? Ответ выразите в кубических сантиметрах.
3. Определите «на глаз» объем своей комнаты дома. Зарисуйте в тетради план своей комнаты.
4. Определите объем своей комнаты с помощью измерительной ленты. Сравните данный результат с тем, который получен при глазомерном определении объема комнаты. Отличаются ли результаты? Почему?


Задания на определение времени
1. Определите цену деления циферблата часов. Что показывают стрелки часов?
2. Сколько времени показывают часы в данный момент? Сколько времени прошло от начала урока? Сколько осталось до его конца?
3. Определите, сколько времени занимает у вас путь из школы домой? Ответ выразите в секундах, минутах и часах.
4. Измерьте время, за которое закипает вода в чайнике. От чего зависит это время? Какой временной отрезок был взят вами за эталон?


Задания на определение скорости
1. Определите скорость своего движения по дороге из школы домой.
2. Какие транспортные средства представлены на рисунках (рис. 15)? Расположите представленные на картинках транспортные средства в порядке увеличения скорости. Подпишите примерные значения скорости, которые они могут развивать.
3. Назовите транспортные средства, которые имеют скорость меньше, чем транспортные средства, приведенные на рисунке.
4. Назовите транспортные средства, которые имеют скорость больше, чем транспортные средства, приведенные на рисунке.

транспорт


Рис. 15. Транспортные средства 
Задания на определение массы
1. Из деревянной линейки, крышек от банок и ниток можно дома сделать весы. Если готовые весы не будут находиться в равновесии, можно напильником подпилить тяжелый конец линейки или приклеить к более легкой чаше кусочек пластилина.
2. Возьмите карандаш и канцелярские скрепки. По своим ощущениям подберите такое количество скрепок, масса которых будет равна массе карандаша. Проверьте свои ощущения с помощью самодельных весов.
3. Возьмите пластиковую бутылку с подсолнечным маслом и пустую пластиковую бутылку. Налейте в пустую бутылку столько воды, сколько необходимо для того, чтобы масса воды стала такой, как и масса подсолнечного масла.
4. Возьмите две пластиковые бутылки разной формы. Налейте в одну бутылку некоторое количество воды. Считая, что массы самих бутылок одинаковы, налейте во вторую бутылку воды так, чтобы масса воды в обеих бутылках была одинакова. Как можно проверить, что масса воды в обеих бутылках одинакова?
5. Налейте полный стакан воды. Как из него отлить ровно половину?


Задания на определение плотности
1. В одинаковые стеклянные банки налиты цветочный мед, вода. Какое вещество имеет наибольшую плотность. Как это определить? Укажите примерное значение плотности меда и воды.
2. Малиновое варенье, подсолнечное масло и вода налиты в одинаковые баночки. Как определить, какое вещество имеет наибольшую (наименьшую) плотность? Укажите примерное значение плотности каждого вещества.
3. Кусок кирпича, пенопласта и поролона имеют одинаковую форму. Какое вещество имеет наибольшую плотность, какое - наименьшую? Укажите примерное значение плотности каждого вещества.
4. Назовите вещества, из которых состоят следующие тела: шариковая ручка, парта, окно, ластик, консервная банка. Запишите примерное значение плотностей данных веществ и сравните их со справочными .
Таким образом, развитию восприятия способствуют различные упражнения, игры, задания, которые могут быть интересны и полезны обучающимся. Далее представим задания на развитие воображения у детей.


Особенности развития воображения дошкольников
Воображение у дошкольников лучше развивать с учетом ведущей их деятельности, то есть игры. На самом деле любая игра оказывает влияние на воображение ребенка. Сюжетно - ролевые игры больше всего воздействуют на репродуктивное воображение. Дети повторяют слова взрослых, подражают их действиям, воспроизводя увиденное в игровом сюжете. В младшем дошкольном (1-3 года) возрасте отмечается предметно-манипулятивная деятельность. В своих играх ребенок еще только манипулирует с предметами, изучает их свойства, функции и редко создает определенный сюжет. В среднем дошкольном (3-5 лет) возрасте дети начинают в своих играх моделировать картинки, увиденные в мультфильмах, услышанные в сказках или проигрывать ситуации, полученные из ближайшего окружения. Старший дошкольник (5-7 лет) более ярко демонстрирует сюжетно -ролевую игру. Очень полезны игры, в которых дошкольник отражает знакомые профессии (врач, продавец, воспитатель, учитель, парикмахер, строитель и пр.). В них развивается коммуникация детей, умение сотрудничать.
В игровой деятельности могут эффективно корректироваться негативные эмоции (страх, агрессия, тревога). Специалист по детским неврозам А. И. Захаров говорит о важной роли игры в коррекции детских страхов. Такие игры, как прятки, пятнашки, жмурки, позволяют снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства у детей. Игры развивают уверенность ребенка, сообразительность и, конечно же, воображение. К сожалению, современные дети пренебрегают классическими детскими играми, которые были знакомы предыдущим поколениям. На первый план выходят сейчас разного рода компьютерные игры. Многие из них тоже развивают память, внимание, логику, воображение. Но, учитывая то, что снижается двигательная активность и ухудшается физическое (снижается зрение, ухудшается осанка) и психическое (раздражительность, компьютерная зависимость) здоровье, можно отметить множество их негативных последствий. В этой связи важно правильно распределять время, уделяемое на компьютерные и другие игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические). В данном параграфе рассмотрим игры и задания, непосредственно способствующие развитию воображения.
Игра «Незаконченные фигуры». Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним самым популярным в диагностике и развитии воображения. В приложении пособия представлены задания на развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети могут дорисовывать как разные линии (прямые, ломаные, зигзаги), так и изображения простых геометрических фигур (круг, квадрат, ромб). Также можно давать более адресные инструкции. К примеру, дорисовать сказочный транспорт, узор на крылья бабочки, придумать игрушки из геометрических фигур.
Упражнение «Волшебная мозаика». Воспитатель заготавливает наборы геометрических фигур из плотного картона (одинаковые для каждого ребенка). Он должен включать несколько квадратов, кругов, треугольников, прямоугольников разных размеров. Воспитатель говорит детям, что это волшебная мозаика, из которой можно сделать много всего интересного. Можно разные фигурки приложить друг другу, чтобы получилось какое-то изображение. Затем к готовой картинке можно придумать какую-нибудь историю.
Игра «Разные постройки». Для этой игры потребуются комплекты набора строителя (кубики, брусочки, треугольные призмы и пр.). Каждый ребенок получает по три одинаковых комплекта. Каждому ребенку нужно сделать три разные постройки. Если дети испытывают затруднения, то воспитатель дает образец или говорит, какие постройки можно соорудить (кукольный диван, дом, машинку, гараж).
Игра «Где чей дом?». Следует заготовить картинки, на которых схематически изображены домики разных размеров (широкий и низкий, высокий и узкий и т. п.). Воспитатель показывает картинку и предлагает детям придумать, кто из животных живет в этом доме. Также дети могут пофантазировать на тему: что он там делает, чем питается, кто ходит к нему в гости т. п. Затем каждый ребенок придумывает свою историю. К примеру, ребенок говорит, что в узком домике живет цапля, жираф или страус и т. п.
Игра «Чудесный лес». Детям раздаются листы бумаги и цветные карандаши. Им говорится о том, что необходимо нарисовать лес, полный чудес, и затем рассказать про него сказочную историю. Это задание можно делать на основе заготовленного рисунка с деревьями и отдельными незавершенными элементами на рисунке, которые дети потом превращают в растения и животных. Можно делать рисунок, начиная с чистого листа.
Подобные рисунки можно делать на разные темы: «Волшебное море», «Удивительная поляна», «Необычный парк» и пр.
Упражнение «Ладошки». Дети кладут на лист бумаги свои ладошки и обводят их. Затем нужно придумать, во что можно превратить свою ладошку и дорисовать необходимые элементы.
Игра «Чудо-машина». Педагог предлагает детям представить необыкновенную чудо-машину, которая умеет делать все, что захочешь: печь, петь, шить, делать любые игрушки. Нужно только сказать ей: «Хочу, чтобы машина сделала так...» И она выполнит любую инструкцию. Дети придумывают задания для такой машины.
Упражнение «Придумай имя». Детям демонстрируется рисунок, на котором изображено фантастическое животное. Им необходимо придумать ему имя.
Упражнение «Баба Яга в детстве?». Педагог задает детям вопросы на тему «Баба Яга в детстве». Им необходимо ответить. Примеры вопросов:
- Кто были ее родители?
- С кем дружила Баба Яга?
- В какие игрушки она играла?
- Какие животные были рядом с ней?
- Как и почему Баба Яга стала злой?
Затем им необходимо представить и нарисовать Бабу Ягу в детстве.
Упражнение «Настроение кукол». Педагог говорит детям, что девочка Маша стала играть со своими куклами Таней и Катей. Потом она заметила, что Таня все время веселая, а Катя грустная. Почему?
Упражнение «Закончи предложения». Педагог начинает предложения, а дети заканчивают:
- Оля проснулась и...
- Коля оделся и...
- Зайчик испугался и...
- Ира обиделась и...


Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте
Развивая воображение у младших школьников важно понимать, что оно тесно связано с другими психическими процессами. Его развитие определяется индивидуальными особенностями ребенка, отношением к учебной деятельности и прочими факторами. В целом следует учитывать, что в процессе учебной деятельности на уроках можно включать разного рода задания на развитие данного психического процесса. Для некоторых заданий требуются дополнительные материалы (предметы, картинки, изобразительные материалы), многие из заданий построены на спонтанном творчестве, не требующем соответствующего оборудования. Рассмотрим примеры таких игр, упражнений, заданий.
Задания с рисунками
Многие приемы развития воображения связаны с художественным творчеством. Поэтому педагогу могут понадобиться: краски, цветные карандаши бумага, ножницы и пр. Сразу хотим предостеречь читателя относительно того, что многие дети начинаются ссылаться не неумение рисовать и отказываются от подобного рода заданий. В этой связи важно дать понять ребенку, что значение имеет не то, насколько развиты его графические способности, а то, насколько он умеет фантазировать. Ниже приведем примеры заданий данного рода.
Игра «Закорючки». Для этой игры понадобятся бумага и ручки. Лучше работать в парах. Дети рисуют на листах бумаги произвольные закорючки, а затем меняются листочками. Далее необходимо превратить закорючку в осмысленный рисунок. У кого более правдоподобный рисунок, тот и победит.
Рисунок «Каракули». Ребенок с закрытыми глазами ручкой или цветными карандашами рисует каракули. Затем он превращает их в готовый рисунок. Стоит отметить, что данное упражнение не только развивает воображение ребенка, но и помогает снять эмоциональное напряжение, отреагировать раздражение или тревогу.
Упражнение «Волшебные кляксы». Заранее изготавливается несколько клякс (можно на середину листа вылить немного чернил или гуаши, затем лист складывается пополам и разворачивается). Ученики по очереди говорят, что они видят в кляксе или в ее элементах.
Упражнение «Кляксография». Взрослый или другой ребенок с помощью красок (акварель или гуашь) ставит кляксу. Ребенку необходимо дорисовать ее до завершенного образа.
Игра «Нарисуй что-нибудь». Школьникам предлагается в течение пяти минут нарисовать что-нибудь необычное, дать рисунку название. Также можно предложить сочинить рассказ про героя или объект рисунка. О развитом воображении может говорить эмоциональное, оригинальное, красочное изображение.
Это задание напоминает проективный психологический тест «Рисунок несуществующего животного», который подробно описан в книге А. Л. Венгера «Психологические рисуночные тесты» . На основании подобных рисунков можно получать информацию о личностных особенностях школьника (агрессивности, тревожности, импульсивности, самооценке и пр.). Хотя не рекомендуется интерпретировать подобные продукты деятельности детей, не владея глубокими знаниями по психологии. Либо же опираться на серьезные литературные источники (один из них приведен выше).
Задания со словами
Многие задания на развитие воображения не требуют дополнительного оборудования. К таким заданиям относятся игры со словами. Подобные игры позволяет не только развивать воображение школьников, но и снимать страхи коммуникации, формировать уверенность в себе. В этой связи важно избегать осуждения или критики ответов детей. Поощрять любые ответы замкнутых детей. Необходимо отмечать самые оригинальные суждения, поддерживать учеников невербально (улыбкой, одобряющим взглядом, кивком гол о- вы и пр.).
Игра «Слова». В игре участвуют несколько человек. Первый участник произносит два случайных слова. Второй ребенок в течение нескольких секунд называет общие их признаки. После чего он называет свое, третье слово. И следующему игроку по аналогии необходимо указать связь второго и третьего слов. Далее к третьему слову он добавляет свое и задает данную пару следующему игроку. Проигрывает тот, кто не сможет за несколько секунд назвать общие их признаки.
Игра «Фантастические гипотезы». Школьникам можно предлагать придумать развитие событий в разных ситуациях. «Представьте, что все деревья стали розовыми». «Вообразите, что мы очутились на Луне», «Мы оказались на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестный город». «Что будет, если мы окажемся в плену у туземцев?». В заданиях такого рода можно получить информацию о лидерских качествах учащихся, их готовности к общению, работе в группе и пр.
Игра «Жизнь вещей». Можно попросить учащихся представить, что окружающие их предметы ожили. Они могут думать, чувствовать, разговаривать, двигаться. Рекомендуется прислушаться к «разговорам» вещей. И каждому ребенку предлагается озвучить мысли выбранного для себя предмета.
Упражнение «Придумай рассказ». Можно классу предложить сочинить совместную сказку на тему, актуальную для них: дружба, трудности в выполнении домашнего задания, страх перед контрольной и пр. Учитель предлагает детям выбрать для них интересную тему и вместе придумать рассказ. Ребенок, сидящий на первой парте, придумывает первое предложение, его сосед продолжает и так далее, по предложению от каждого ученика. Желательно, чтобы учитель записывал фантазии детей, а затем зачитал готовый рассказ.
Это упражнение позволяет определить не только уровень воображения и вербальные способности ребенка, но и его страхи, желания, интересы, умение преодолевать трудности, обращаться за помощью и пр. (на основе высказываний детей) .
Упражнение «Продолжи сказку». Это упражнение также рекомендуется выполнять группой детей. Учитель может прочитать детям малоизвестную сказку или историю. Рекомендуется, чтобы в ней речь шла о герое того же возраста, с которым вдруг что -то произошло. На критическом моменте жизни героя учитель прерывает рассказ. Детям предлагается придумать разные варианты того, что произойдет с героем. Далее взрослый задает вопрос о последствиях того, что с ним произошло. Важно побудить детей дать как можно больше вариантов ответа. Затем учитель рассказывает конец сказки. Можно проанализировать следующие характеристики поведения ребенка:
- ребенок четко и детально формулирует новые идеи, раскрывающие сюжет;
- он ведет активный диалог со сверстниками и взрослым, задает содержание вопросы;
- ученик дает подробное описание объектов и героев сказки;
- он вводит новых персонажей;
- самостоятельно меняет направление сюжета.
Задания с игрушками, картинками и пр.
Для многих творческих игр требуются заранее заготовленные картинки, карточки, игрушки, предметы.
Игра «Что было бы, если...» В данной игре необходимо порассуждать, отвечая на вопрос «Что было бы, если...?». Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 - с существительными и 5 - с глаголами. Например, на первых пяти карточках напечатаны слова «телефон, стол, светофор, ручка, машина» (или представлены их картинки), а на остальных - «летать, ползать, рисовать, играть, дружить». Карточки раскладываются в две стопки. В одной стопке - существительные, а в другой - глаголы. Перед каждым туром игры карточки перемешиваются в каждой из стопок. Ученик должен, не глядя, взять из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если...?». Например, из первой стопки было вытащено слово «стол», а из второй - «дружить». Ученик должен задать вопрос: «Что было бы, если бы стол стал дружить?» и придумать как можно больше версий развития событий. Затем можно увеличивать количество карточек в стопках, менять слова.
Упражнение «Рассказ по картинке». Школьникам предлагается картинка, по которой нужно составить необычный интересный рассказ.
Упражнение «Небылицы». Детям предлагается придумать небылицы (неправдоподобные истории). Детям, которые испытывают трудности в данной деятельности, в качестве примера можно предложить картинки-небылицы. Задания на развитие воображения можно найти в приложении.
Упражнение «Что такое скрепка?». Каждый ученик получает канцелярскую скрепку. На первом этапе упражнения работа проводится индивидуально. Необходимо в течение 3 минут написать множество способов применения канцелярской скрепки. Затем ученики делятся на небольшие группы. От группы требуется составить общий список вариантов применения канцелярской скрепки (отводится 5-7 минут). После чего группы зачитывают свои списки по очереди. Одинаковые варианты зачеркиваются. Выигрывает группа, у которой выявилось больше всего оригинальных (незачеркнутых) способов.


Особенности развития воображения у подростков
Развитие воображения у подростков происходит лучше всего за счет включения их в совместную деятельность, разработку коллективных проектов. Это основано на том, что в развитии личности важно учитывать ведущую деятельность каждого возраста. У подростков это общение со сверстниками. Поэтому большинство тренингов по общению предполагают развитие креативности в том числе. Однако сосредоточимся непосредственно на ряде примеров подобных заданий.
Упражнение «Интерпретация картинок». Подобное задание уже описывалось ранее. Оно актуально как для дошкольников, так и для младших школьников и подростков.
Обучающимся предлагается ряд рисунков (к примеру, различные линии - волнистая, спираль, ломаная, окружность). Предлагается написать как можно больше интерпретаций для каждого рисунка. Волнистая линия может быть горами, волнами, горбами верблюда; спираль - это мишень, солнечная система, круги на воде; окружность - колесо, солнце, монета; ломаная линия - молния, крыши домов, график. Приветствуются разные интерпретации, в том числе юмористические. Подсчитывается общее количество интерпретаций по всем рисункам за отведенное время, их нестандартность, оригинальность.
Упражнение «Употребление предметов». Предлагаются различные предметы (например: бусы, календари, гвозди, древесные опилки, бутылки, засохшие фломастеры, коробки из- под обуви). Подросткам необходимо придумать как можно больше способов полезного употребления данных вещей. Далее подсчитывается общее количество вариантов, учитывается их оригинальность.
Упражнение «Что, откуда, как». Подросткам демонстрируется определенный необычный предмет, назначение которого не достаточно понятно (можно использовать фотографию предмета или его часть). Каждый из участников по очереди должен оперативно ответить на три вопроса: что это? откуда оно взялось? как можно это использовать?
При ответах не разрешается повторяться, то есть каждый ученик должен придумывать новые ответы для каждого предмета. Психологический смысл упражнения - «интеллектуальная разминка», стимулирующая к выдвижению необычных идей и ассоциаций. При обсуждении анализируются мнения участников, отмечаются самые интересные и оригинальные.
Упражнение «Придумывание рассказа». Школьникам предлагается несколько слов (например, СТОЛ, КЛЮЧ, ЯБЛОКО, СТОРОЖ, КАБИНЕТ). Необходимо за небольшой период времени составить логически связанный, законченный рассказ. При анализе оценивается яркость, необычность сюжета, оригинальность образов.
Упражнение «Неоконченный рассказ». Подросткам предлагается небольшой текст. Следует за 7-10 минут придумать и дописать его окончание. Оценивается законченность, яркость, оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки. Пример начала текста: «Было утро.
Ярко светило солнце. По проселочной дороге шла девушка. Она несла книгу. Вдруг...»
Упражнение «Круги». Данное упражнение в более упрощенном варианте предлагалось для дошкольников (пример в приложении). Подросткам можно предложить бланк с большим количеством кругов. Зачастую дается лист, на котором изображено 12 кругов диаметром 3 сантиметра. Следует за 8-10 минут, используя круги как основу, нарисовать как можно больше предметов. Рисунки затем необходимо подписать. Оценивается необычность, оригинальность рисунков, частота встречаемости редких объектов (извержение вулкана, морской еж, щит римского воина и другие).
Упражнение «Коллаж». Для выполнения этого задания потребуется заготовить журналы, ножницы, маркеры, клей, ватманы или листы А3 на каждого. Подросткам предлагается сделать коллаж (из журнальных вырезок, используя изобразительные материалы) на определенную тему. Коллажи могут быть индивидуальными: на темы «Кто Я?», «Мои цели», «Мое будущее», «Мои интересы». Можно школьникам выполнить групповые коллажи. Темы также могут быть разными. Но актуальными для подростков, инициированными учителем или самими школьниками. Также можно устроить потом защиту своего проекта-коллажа, его демонстрацию классу (по желанию).
Упражнение «Коллективная картина». Здесь также требуется несколько ватманов, так как предполагается групповая работа. Класс делится на несколько подгрупп. Каждая подгруппа делает определенные штрихи, каракули на своем ватмане. Потом группы обмениваются рисунками. На основе данных каракулей предлагается дорисовать коллективную картину, имеющую законченный сюжет, и дать ей название.
Упражнение «Назови предметы». Подгруппам дают карточки, на которых написаны три качества. Например:
1) белый, легкий, круглый;
2) маленький, тяжелый, темный;
3) толстый, широкий, высокий;
4) черный, горький, ароматный.
Предлагается за 7-10 минут написать как можно больше различных предметов, обладающих сразу тремя указанными качествами. Например: 1) белым, легким, круглым может быть шарик, одуванчик, облако, стол; 2) маленьким, тяжелым, темным - металлический шарик, камень, мешок и пр.
Упражнение «Быстрота мысли». Нескольким подгруппам раздается по бланку, на котором написаны слова с пропущенными буквами (желательно, чтобы у каждой подгруппы были разные слова). Прочерк - это одна пропущенная буква. Необходимо в течение 10 минут надо вписать пропущенные буквы. Результаты оцениваются по количеству правильно написанных слов.


Образец бланка

д-ло (дело)

п-л-а (полка)

з-о-ок (звонок)

с-я-оть (слякоть)

к-ша (каша)

о-р-ч (обруч)

к-о-а (крона)

к-с-а-ник (кустарник)

с-да (сода)

к-р-он (картон)

с-е-ло (стекло)

у-ы-к (улыбка)

в-за (ваза)

з-р-о (зерно)

к-ы-а (крыша)

а-е-ь-ин (апельсин)

н-га (нога)

в-с-ок (восток)

т-а-а (трава)

с-а-ц-я (станция)

м-на (мина)

с-г-об (сугроб)

к-у-ка (кружка)

ч-р-и-а (черника)

д-ля (доля)

в-т-а (ветка)

а-т-ка (аптека)

к-п-с-а (капуста)

к-но (кино)

п-д-ак (пиджак)

с-у-а (ступа)

д-е-н-к (дневник)

в-да (вода)

к-ш-а (кошка)

с-а-ка (сказка)

т-л-в-з-р (телевизор)

ч-до (чудо)

б-л-он (бульон)

п-е-а (пьеса)

к-н-у-т-р (кондуктор)


(В скобках указаны правильные ответы, на самом бланке они не печатаются).
Упражнение «Хорошо - плохо». Подростки делятся на подгруппы. Каждой подгруппе раздаются карточки с ситуациями, которые могут иметь как негативные, так и позитивные последствия. Примеры ситуаций:
1. Целый день идет дождь.
2. Вы получили тройку по любимому предмету.
3. Вам прижали палец (наступили на ногу).
4. Вы заблудились в незнакомом городе.
Подросткам предлагается рассмотреть эти ситуации с точки зрения последствий: как «положительных», так и «отрицательных». Группами составляются списки за определенное заранее оговоренное время таких последствий, озвучиваются и обосновываются.
Рекомендации по стимулированию
творчества в школе
Существует распространенное мнение, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
В целом стоит отметить, что важно соблюдать условия, способствующие развитию воображения детей:
1. Поощрение множества вопросов.
2. Формирование приемов, способов, стратегий для последующей деятельности.
3. Стимулирование как ответственности, так и независимости обучающихся.
4. Акцент на самостоятельных наблюдениях, выводах, чувствах, обобщениях.
5. Интерес родителей к увлечениям детей.
Также важно стимулировать и поддерживать разными способами творческую атмосферу в группе. Это способствует более уверенному творчеству, обсуждению, выдвижению новых идей. Несомненно, что следует избегать группового давления, осуждения, невыгодного сравнения, конкуренции. Однако при этом важно поддерживать атмосферу взаимодействия и командного соревнования. Стоит понимать, что групповое давление приводит к унификации, одинаковости, затрудняет новаторское мышление и действия. Командное творчество позволяет добиваться высоких результатов, формированию новых продуктов и повышению мотивации к саморазвитию.


Выводы по § 3.2. Таким образом, отметим, что представленные техники и приемы развития восприятия и воображения учащихся могут быть использованы на разных уровнях образовательного процесса: от дошкольного до среднего общего. Педагог может применить их как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности. Кроме того, можно рекомендовать родителям обучающихся активизировать восприятие и воображение детей, используя представленные выше приемы.


Вопросы для самоконтроля к § 3.2
1. Раскройте особенности развития восприятия детей дошкольного возраста.
2. Какие игры будут способствовать становлению зрительного восприятия?
3. Приведите примеры игр на развитие слухового восприятия.
4. Продемонстрируйте игру на развитие тактильного восприятия у дошкольников.
5. Укажите особенности восприятия младших школьников по сравнению с дошкольниками.
6. Приведите пример упражнений на развитие зрительного восприятия у младших школьников.
7. Какие существуют упражнения на развитие слухового восприятия у обучающихся начального общего образования?
8. Какие задания может применять учителя на развитие тактильного восприятия у школьников?
9. Каковы особенности воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте?
10. Какие условия в образовательном процессе важны для раскрытия творческого потенциала ребенка?


Задания для самостоятельного выполнения к § 3.2
1. Предложите игру для развития воображения у дошкольников посредством рисования.
2. Придумайте задание для развития воображения у младших школьников на уроке музыки.
3. Подберите задания для развития зрительного восприятия на уроках географии.
4. Подготовьте небольшое сообщение на тему «Условия формирования творческой атмосферы в группе».
5. Придумайте игру, направленную на развитие воображения у подростков.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.