На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Эффективные техники и приемы развития интеллектуальной сферы обучающихся - Техники и приемы развития мышления и речи
Эффективные техники и приемы развития интеллектуальной сферы обучающихся - Техники и приемы развития мышления и речи
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Эффективные техники и приемы развития интеллектуальной сферы обучающихся
Техники и приемы развития восприятия и воображения учащихся
Техники и приемы развития мышления и речи
Все страницы

 

§3.3 Техники и приемы развития мышления и речи

В данном учебном пособии в первой и второй частях представлены теоретические аспекты мышления и речи. У учителя- практика может резонно возникнуть вопрос: «А как же развивать эти когнитивные процессы у обучающихся?». Для удовлетворения интереса педагогов авторы опишут примерные действия учителя, с помощью которых можно вывести на качественно новый уровень мышление и речь у дошкольников, младших школьников, обучающихся среднего звена и старшеклассников. Именно возрастной принцип положен в структуру данного параграфа, а внутри каждой группы речь будет идти о тесно связанных между собой интеллектуальных процессах мышления и речи.
Техники и приемы развития мышления и речи у дошкольников
Целевые ориентиры стандарта дошкольного образования обязывают воспитателей формировать и развивать личность ребенка, способного проявлять инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
Педагоги работают над тем, чтобы воспитанник мог положительно относиться к себе и к другим людям, обладать чувством собственного достоинства, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, уметь фантазировать, воображать, творить, подчиняться разным правилам и социальным нормам. Важно также, чтобы ребенок проявлял любознательность, был способен наблюдать, экспериментировать, принимать собственные решения.
Эти задачи соотносятся с результатами исследований ученых, демонстрирующими приоритеты дошкольного возраста, который выступает значительным условием интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития ребенка. Вот почему применение методов развития критического мышления в дошкольной образовательной организации создаст основу для становления процессов мышления детей. Критическим мышлением называют оценочное, рефлексивное мышление. Этот вид мышления не приемлет каких-либо догм. Не нужно путать критическое мышление с творческим, продуктом последнего являются новые идеи, новые произведения, часто основанные на фантазии и воображении. Критическое мышление - это отправной пункт для совершенствования творческого мышления. Критическому мышлению можно научиться в детском саду, если воспитатели овладеют специальными техниками и приемами.
Установлено, что мышление детей берет свои истоки из подражания взрослым. Важно помнить о том, что похвала, одобрение, смех служат импульсом для малыша.
Каковы рецепты развития мышления детей раннего возраста?
1. Разговор, диалог с ребенком, направленный на расширение словарного запаса ребенка. Этому могут прекрасно послужить эпитеты, сравнения, междометия, пословицы. Нельзя обойти вниманием фонетическую составляющую: четкость произношения, темп речи, интонацию различных фраз. В возрасте 3-4 лет рекомендуется использовать резкие переходы между темами, применение резких переходов от одной темы к другой, а также анализ той или иной мелочи.
2. Песни (совсем необязательно, чтобы они были детскими и только на русском языке).
3. Прогулки по разным местам. Совершая прогулки с детьми, воспитатель должен обязательно обращать внимание на все то, что попадается по дороге: деревья, цветы, автомобили, дома, снег, лужицы, даже мусор. Причем важно проговаривать вслух все подробности об этих предметах или природных явлениях, выражать весь спектр эмоций. Дети очень быстро улавливают всё новое, запоминают, дополняют свои рассказы, фантазируют. С каждым разом дети демонстрируют более высокое качество запоминания.
4. Прослушивание музыки. Пусть это будет музыка различных направлений. И не всегда она должна уж очень нравиться малышу: разум постепенно привыкает к разнообразию в разных сферах жизнедеятельности и учится подчинять свое поведение многообразным влияниям извне.
5. Просмотр обучающих программ по телевидению или интернету. Можно только приветствовать наличие большого числа каналов, программ. Однако для развития мышления малыша целесообразно обсуждать увиденное, предлагать выполнять интересные задания, но, конечно же, дозировать зрительную информацию.
6. Изучение иллюстраций, фотографий в альбомах, книгах имеет большое значение для развития мышления ребенка. При рассмотрении собственного изображения на фотографиях в прошлом и будущем у ребенка формируется самосознание. Именно наличие этого качества позволяет говорить о развитости интеллекта у ребенка.
7. Рисование, лепка, моделирование, конструирование тоже способствуют развитию интеллекта. Здесь важно не переусердствовать: помнить о том, что всему свое время, важно не перегружать детей, не навредить их здоровью.
8. Игра. Игре психологи отводят весомую роль в развитии мышления дошкольника. В возрасте 2-3 лет ребенок знакомится с миром окружающих его предметов, играет с фантиками, палочками, коробочками, легко повторяя действия взрослых. Попадание в руки нового предмета может послужить новой игрой. Взрослые могут успешно использовать естественную потребность ребенка в игре - предлагать различные ситуации для развития мышления и речи. Так, можно «оживлять» предметы, произносить слова от их имени, совершать ролевые действия. Очень важно, чтобы воспитатели, родители играли вместе с детьми, но не «перетягивали одеяло» на себя, давая возможность ребенку проявить свой интеллект, способствовать установлению связей в коре больших полушарий мозга. Логика игры обязывает ребенка данного возраста размышлять над использованием различных действий, которые затем переносятся в другие жизненные ситуации.
Игры-драматизации способствуют установлению ролевых отношений, освоению эмоционально-выразительных средств речи: интонации, темпа, тональности. Так, например, разыгрывая всем известную русскую сказку «Колобок», дети выбирают роль, произносят реплики различных персонажей, изображают этих героев с помощью других предметов. Психологи утверждают, что игра с предметами-заместителями выступает важной предпосылкой настоящей сюжетно-ролевой игры, ведущей деятельности в дошкольном детстве.
В возрасте детей 3-4 лет игры ориентированы на установление отношений между собой. Иными словами, происходит переход от предметных действий к совместным действиям («игра вместе»). Дети погружаются в яркий пестрый окружающий мир семейных, профессиональных, дружеских и иных отношений. При этом в игре дети осознают важность выдерживания смыслового контекста: исполнять свою роль «как в жизни», как настоящий продавец или фокусник. В играх дошкольников на первый план выходят отношения между взрослыми, особенности их поведения и общения. Так, в игре «В больницу» врач должен выслушать, обследовать пациента, прописать лечение, лекарства. Пациент должен быть вежливым, давать всю необходимую информацию, выполнять рекомендации доктора, расспрашивать про лекарства. Важно, чтобы в ролевой игре дети выполняли целую цепочку развернутых действий. Без сомнения, в этих играх развиваются и мышление, и навыки общения.
Роль педагога состоит в наблюдении, помощи. Рекомендуется поддержку осуществлять незаметно, становясь равным партнером по игре. В ходе игры педагог развивает творческое воображение малыша, его критическое мышление, способность вести диалог и полилог со сверстниками. Взрослые знакомят детей с разными сферами жизни, расширяют их игровое поле. Затем маленькие дети сами могут придумывать и разыгрывать сказки, фильмы, «оживлять» картины, кадры.
Детей 5-6 лет называют «почемучками», это возраст активной интеллектуальности. При этом происходит развитие высших форм наглядно-образного мышления. Дети этого возраста рассуждают, строят умозаключения, учатся классифицировать. Возрастает роль речи в формулировании мыслей, передаче информации. Акцентируется рассказ как эффективное средство познания мира наряду с наблюдением и экспериментированием. К пяти годам «проясняется» критичность, проявляющаяся в желании найти несоответствия или ошибки в предмете познания. Можно охарактеризовать ответы детей как конкретные, сопровождаемые вопросами для уточнения собственной позиции.
Воспитателю целесообразно обратить внимание на следующие методы и приемы развития критического мышления
и речи:
1. «Предвосхищение». Этот прием используется перед чтением какой-либо истории, просмотром мультфильма. Ребят можно спросить, о чем пойдет речь. Воспитанники прогнозируют ход действий героев, исходя из названия, иллюстраций, собственного опыта.
2. Прием «Логические цепочки» направлен на развитие логики. Например, задание может звучать следующим образом: «Дополни цепочку: капуста, морковь, огурец, ...»
3. «Ассоциативное поле» помогает установить связь между понятиями. Педагог просит детей выбрать из предложенных предметов, например, те, которые относятся к теме «Отдых», затем воспитанники рисуют к выбранным предметам ассоциации и объясняют свои произведения.
4. «Круги сравнения». Это задание способствует созданию классификации на основе сравнения. Например, тема «Спорт». Дошкольники распределяют картинки на поля по разным признакам. Это могут быть зимние и летние виды спорта либо индивидуальные и командные виды спорта, либо практикуемые в нашем регионе и практикуемые за его пределами. При этом дети проговаривают вслух основания своего отбора.
5. Прием «Синквейн» активизирует образное мышление детей, расширяет их словарный запас. Синквейн - это короткая форма из пяти строк. Это нерифмованное стихотворение создается по особым правилам:
- В первой строке пишется одно существительное по теме синквейна.
- Во второй строке необходимо представить главную мысль в виде двух прилагательных.
- В третьей строке описываются действия с помощью трех глаголов.
- Четвертая строка дает фразу, имеющую важный смысл, отношение автора.
- Пятая строка подводит итог существительным по ассоциации с первым словом синквейна.
Пример: тема «Животные».
Кошка.
Пушистая, ласковая.
Спит, прыгает, катается.
Я люблю играть с кошкой.
Домашнее животное.
6. Графическая систематизация материала. Это составление схем, изображение причинно-следственных связей. Например, по теме «Весна» можно изобразить процесс во времени: что происходит сначала, что затем вызывает таяние снега или нагревание земли, например.
7. Прием «Кубик с вопросами» служит для развития речи. На каждой грани кубика написаны вопросы. Какой из них выпадает, на тот дети и отвечают. Например, по теме «Город» вопросы на кубике могут выглядеть следующим образом: что? кто? какой? как? когда? почему? где? зачем? сколько? Сначала одна команда наполняет содержимое вопроса, затем другая команда дает полный ответ. В конце можно попросить детей составить логичный рассказ о городе.
8. Приемом «ПМИ» (плюс - минус - интересно), придуманным Эдвардом де Боно, можно пользоваться при чтении текста. Дети заносят информацию в виде рисунков, знаков в лист бумаги, поделенный на три части: плюс, минус, интересно. Такое активное прослушивание подразумевает затем широкое эмоциональное обсуждение содержания и подведения итогов в виде собственных суждений, оценок.
Итак, педагогам необходимо помнить о том, что критическое мышление ребенка дошкольного возраста является «стартовой площадкой», определяющей дальнейшую траекторию развития интеллектуальных способностей. Поэтому, несомненно, очень важно спроектировать и реализовать на практике системную работу по формированию и развитию этого важного личностного образования.
В Приложении читатель может найти игры, развивающие навыки общения у детей дошкольного возраста.
Техники и приемы развития мышления и речи у младших школьников
У детей младшего школьного возраста, как уже было изложено на страницах данного учебного пособия, продолжается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Доказательством этого вывода может послужить то, что обучающийся начальной школы постепенно начинает демонстрировать умение рассуждать абстрактно, делать анализы текстов, выделять гипонимические (родовидовые) отношения: части речи, склонения, спряжения, лексические поля.
Мышление детей этого возраста характеризуется способностью стремительно развиваться. Прежде всего, это происходит с консервацией (способностью человека видеть неизмененное в результате перемен), классификацией (способностью школьника объединять предметы по различным признакам), сериацией (способностью осуществлять ранжирование). К концу 4-го класса можно заметить явные различия в мышлении обучающихся: в каждом классе обнаруживаются «мыслители», которые легко справляются со сложными мыслительными задачами, «практики», для которых важна опора на наглядность и практические действия «художники» с преобладанием образного мышления. Исходя из этого, педагогу стоит обратиться к результатам психологических диагностик, показывающим наличие того или иного типа мышления у школьника, чтобы затем строить взаимодействие с ребенком на уроке с учетом направленности интеллекта. Однако есть школьники, у которых в наличии имеются разные виды мышления.
В этом контексте учителю начальных классов целесообразно сосредоточить внимание на формировании научных понятий у обучающихся. Научные понятия позволяют ребенку устанавливать зависимости между предметами и явлениями, делать обобщения, формулировать соотношения между явлениями, делать обобщения, выводы. Теоретическое мышление формируется именно благодаря научным понятиям. Здесь уместно будет вспомнить и о том, что усвоение научных понятий обогащает и речь младшего школьника. Вообще, развитие мышления и развитие речи у младшего школьника являются взаимообусловленными процессами. Как успешно их осуществлять? Вашему вниманию предлагаются некоторые приемы и техники.
1. Прием «Кластеры» позволяет объединить однородные элементы в самостоятельную единицу. Например, учитель просит из всего большого списка слов создать кластер на тему «Компьютер». Центральная тема пишется в центре листа, а вокруг вписываются все те слова из данных учителем (либо формулируют их сами), которые ученики считают относящимися к данной теме. Такую работу можно организовать по командам. Кластеры помогают визуализировать информацию: дети могут пририсовать обозначения, картинки, ассоциации, что способствует запоминанию слов, так как зрительные образы на более долгий срок остаются в памяти.
2. Прием «Грозди» - это еще один графический прием структурирования материала, близкий к предыдущему, но более организован, упорядочен. Так как наши мысли протекают в определенном порядке, то и работа с текстом может строиться по определенной схеме - в виде грозди. Сначала выделяется центральная тема, затем от нее отходят крупные блоки, от каждого блока - его составляющие. Часто этот прием сравнивают со строением солнечной системы. «Грозди» позволяют легко систематизировать изучаемый материал, если его использовать в системе, да еще и использовать при этом цветные карандаши, фломастеры, то школьники приобретают хороший навык установления логических связей между предметами, явлениями.
3. Прием «Инсерт» предназначен для активной работы с текстом. При чтении школьник использует систему знаков: «V» - уже знал; «-» - думал иначе; «+» - новое; «?» - не понял, есть вопросы. На втором этапе ученик заполняет таблицу по данным четырем параметрам, после чего необходимо обсуждение и выявление общих позиций в классе. Далее необходимо спроектировать маршрут продвижения ученика от незнания к новому знанию.
4. Прием «Дерево предсказаний» был предложен Дж. Бел- лансом, американским ученым. Он применяется при работе с художественным текстом для развития критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода направлена на развитие образного мышления, фантазии, умения мыслить на перспективу. На доске, либо на флип-чарте изображается силуэт дерева. Тема или ключевой вопрос записываются на стволе дерева, а на ветвях дерева прикрепляются листочки - варианты предположений, ожиданий от урока. Это могут быть не только ожидаемые предметные, метапредметные и личностные результаты, но и эмоции, намерения школьников. В конце урока предлагается вновь вернуться к сформулированным предсказаниям и проанализировать дельту приращения, а на дереве оставить только те листочки, идеи которых нашли подтверждение в ходе урока. Кстати, прием «Дерево предсказаний» учитель может применять при чтении текста по любому предмету (текст читается не до конца, дети рисуют дерево с ветвями - возможными вариантами развития событий). Можно обратиться к возможностям данного метода и при планировании внеурочной деятельности, адаптируя технологию работы под возможности конкретного класса.
5. Прием «Корзина идей» похож на представленный прием «Кластеры». Но если кластер помогает составить логические цепочки, то прием «корзины» позволяет увидеть «поле интересов». Обучающиеся складывают в воображаемую корзину все, что касается темы урока: понятия, факты, имена, события. Сначала происходит индивидуальная работа: школьник записывает в свою тетрадь все, что он знает по новой теме. Затем подобная работа организуется в небольших группах. Следующий этап - фронтальная работа, когда учитель записывает в общую корзину на доске высказывания групп, не комментируя и не критикуя их. Практика показывает, что для опытного учителя это весьма сложно - не давить своим авторитетом. Из «корзины» постепенно отфильтровываются незначимые утверждения, остаются лишь общие для всего класса идеи. При подведении итогов урока есть смысл вновь обратиться к «Корзине идей».
Важно, чтобы школьники давали полные, доказательные ответы. Так, данный прием сработает и на развитие устной речи, и на развитие логического мышления. Прием позволяет быстро в интерактивной форме установить взаимосвязь между изученным и новым материалом, самостоятельно анализировать, обобщать и делать выводы.
6. RAFT-технология - это такой прием, который помогает детям создавать письменные тексты на определенную тему. Его главное достоинство состоит в том, что в процессе использования данной технологии происходит развитие критического мышления, формируются система суждений, аналитические умения, умения аргументировать и оценивать. Под аббревиатурой РАФТ понимаются следующие позиции:
- Р - роль. Здесь дети определяют собственные роли в раскрытии предложенного направления, темы, от имени кого будет выступать автор (или авторы).
- А - аудитория. Высказываются предложения о целевой аудитории, для кого будет написан текст.
- Ф - форма. Выбираются форма, жанр будущего текста в зависимости от первых двух позиций.
- Т - тема. Составление канвы текста, основной сюжетной линии.
Заполнять данные позиции рекомендуется в табличном варианте. Учитель записывает всю поступающие предложения так, чтобы они были видны на доске. Возможны индивидуальные высказывания либо групповые суждения. Стоит вспомнить о том, что для младших школьников необходима опора на наглядность (персонаж планируемого текста, его окружение, место, где будут разворачиваться события и др.). Кстати, данный прием может быть использован на разных предметах, не только на литературном чтении.
Как было уже написано выше, подобная работа может происходить в малых группах, которые формируются в начале работы и проходят вместе все стадии RAFT-технологии. Когда тексты созданы, они зачитываются вслух и анализируются по разным параметрам, в том числе дается оценка поведению героев, обсуждаются их нравственная составляющая. Важно выделить в каждом произведении что-то ценное: успешное погружение в тему, проявление творчества, оригинальность композиции, яркость образов, богатый язык, интересный сюжет, логичность изложения, а не заострять внимание на неудачах.
Так как в этот период наблюдается активное развитие речи ребенка, в первую очередь письменной, то учителю важно сосредоточиться на создании условий для погружения ребенка в этот новый удивительный мир, характеризующийся своей логикой, порядком. Владение этим видом речи позволяет ребенку самостоятельно пополнять свой багаж знаний из книг и других источников, излагать свои мысли. Для выражения своих мыслей на письме требуется использование специальных символов. Поэтому многие психологи утверждают, что письменная речь ребенку дается труднее, так как она является более сложной, чем устная. Это обусловлено целым рядом факторов и прежде всего использованием в письменной речи условных символов. Работа над письменной речью заключается в овладении и развитии умений читать и писать, знать основы грамматики и орфографии.
7. Задания творческого характера. Успешным приемом может послужить использование заданий творческого характера. Так, педагог может предлагать детям сочинять собственные оригинальные тексты, заметки на сайт, в газету, записки, шифровки. При написании объявлений, реклам, сочинений важно много работать над текстами, обсуждать их, для того чтобы они получились очень хорошими.
Очевидно, что подобные задания ориентированы как на создание смысла продукта, так и на его выражение (единство содержания и формы). Стоит остановиться на последней идее, так как она имеет принципиальное значение для развития письменной речи школьников. Часто учитель ограничивается лишь правильностью написания слов, фраз, игнорируя важность содержания самой мысли. Ее возникновению способствуют ситуации словесного творчества и общения, затем только происходит перенос на письмо.
8. Упражнения для развития устной речи. Учителю, занятому формированием связной речи младших школьников, стоит работать не только над развитием письменной речи с опорой на устные высказывания, но и уделять особое внимание упражнениям для развития устной речи. В отборе заданий следует учитывать их направленность на возможность использования личного опыта детей, их наблюдений, интересов, жизненных ситуаций. Например, мини-рассказы «Как я помогаю семье», «Мое любимое время года», успешность которых основана на учете мотивации ребенка.
9. Упражнения для развития техники речи. Для развития речевой активности учащихся младших классов учителю важно сосредоточить усилия и на формирование звуковой культуры речи, так как практика показывает, что многие дети испытывают трудности в артикуляции звуков, их произношении, четком проговаривании, умении использовать голос, интонацию.
Для работы над техникой речи можно использовать специальные упражнения, разминки. Например, учитель предлагает детям задания: «Вдохните - на выдохе счет от 1 до 10», «Вдохните - на выдохе чтение скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит», «Надуй воздушный шар», «Согрей дыханием свои ладони». М. Р. Львов в своей книге «Школа творческого мышления» предлагает памятку «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно», в которой подчеркиваются два умения:
- умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием;
- умение говорить звонко, громко, но без крика .
От успешности работы над голосом в начальной школе во многом зависит успешность обучения ребенка на следующих уровнях общего образования. Высота голоса, его гибкость, сила могут быть развиты, если учитель владеет специальным арсеналом упражнений:
1. Чтение текстов с разной эмоциональной окраской: радостно, печально, важно, уверенно, с удивлением.
2. Драматизация, разыгрывание по ролям небольших произведений.
Специальные голосовые разминки, артикуляционные упражнения способствуют совершенствованию речевого аппарата младших школьников, формированию языковой компетенции, важной для становления говорения в целом. В Приложении читатели могут найти упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, и техники артикуляционной гимнастики.
Авторы надеются, что современному учителю пригодятся и все техники и приемы, представленные в данной части параграфа: «Кластеры», «Грозди», «Инсерт», «Дерево предсказаний». «Корзина идей», RAFT-технология и др., так как они весьма успешно развивают и мышление, и речь младших школьников.
Техники и приемы развития мышления и речи у подростков
Обучение в основной школе требует от подростков высокого уровня мыслительной деятельности. Прежде всего, это работа с системой научных понятий по разным предметам. Возраст 11-15 лет характеризуется активным развитием теоретического, формально-логического, рефлексивного мышления. Главным достижением мышления подростков выступает способность мыслить абстрактно .
Однако учащиеся основной школы часто недооценивают работу с теоретическими вопросами. Увлеченно делают опыты по физике (опора на наглядно-действенное мышление), но не желают знакомиться, например, с определениями массы или энергии, что приводит к серьезным затруднениям в формулировании собственных выводов, суждений. Более легкими будут задания, где необходимо обобщить конкретные факты, где требуется образное мышление. Поэтому для достижения школьником высокого интеллектуального развития необходима тщательно продуманная целая система педагогических мер.
В данном учебном пособии было уже показано, что мышление человека тесно связано с речью. У подростков же наблюдается настоящий кризис речи, их выступления выглядят порой слабее, чем в начальной школе. «Зубрежку» они не приемлют, а самостоятельные высказывания, как устные, так и письменные, вызывают интеллектуальный паралич. Устная и письменная речь опережаются пониманием. Часто учитель предъявляет требования к ответам, тогда школьники пытаются говорить обоснованно и красиво. Стоит помнить о том, что на речь подростка оказывают влияние его друзья, общение в своей компании обязывает употреблять особые «словечки». Здесь можно говорить об языковой субкультуре.
Все вышесказанное дает основание утверждать то, что от педагогов требуется серьезная целенаправленная работа по развитию мышления и речи школьников 5-9 классов. В помощь педагогам предлагаются специальные техники, приемы развития мышления и речи, которые неразрывно связаны друг с другом.
1. «Буриме» - это сочинение стихов на заданную рифму и даже порой на заданную тему, не только на уроках литературы, но и других предметов: биологии, истории и др. Например, дается рифма «красиво - диво», «холмы - мы».
Ах, насколько же Россия красива:
Поля, леса, колокольни, холмы...
Каждый новый регион, как диво,
Внезапно обнаруживаем мы.
2. Лимерик. Это особым образом сложенное стихотворение: в первой строчка называется герой, во второй - дается его характеристика, в третьей и четвертой описывается действие, а в пятой строке предлагается эпитет, пародирующий образ. Подобное пятистишие нелепого содержание придумали в Англии, сейчас оно весьма распространилось в интернете.
Приведем пример известного лимерика Эдварда Лира (1872):
There was a young person of Ayr,
Whose head was remarkably square:
On the top, in fine weather,
She wore a gold feather;
Which dazzled the people of Ayr.
Перевод Григория Кружкова (1993):
Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
«До чего ж эта дама приятная!»
3. Создание загадок. Придумывая загадку, учащийся развивает свою логику, речь, задействует воображение. Составление загадок направлено на расширение словарного запаса ребенка, на выработку умения нестандартно мыслить. Этот прием можно применять не только на уроках русского языка, но и для проведения викторин, конкурсов знатоков по другим предметам. Чем старше становятся дети, тем сложнее должны быть сочиненные ими загадки. Например: внутри какого насекомого помещается бочка, а внутри какого домашнего животного помещается бак? Ответ: бабочка и собака .
4. Метод «Фишбоун». В переводе с английского это означает «рыбная кость» или «скелет рыбы». Он развивает критическое мышление подростков, а именно: помогает установить причинно-следственные связи между событиями, явлениями, проблемами, развить умение структурировать и визуализировать информацию, формулировать и решать проблему. Этот метод предлагает заполнить диаграмму в виде рыбьего скелета (рис. 16). Эту диаграмму для осуществления структурного анализа изобрел японский профессор Ишикава (Исикава).
Читатель видит, что схема состоит из четырех блоков. Это голова, хвост, верхние и нижние косточки. Они связаны посредством хребта рыбы. Голова - это то, что будет анализироваться (тема, вопрос, проблема). На верхних косточках записываются основные понятия темы, выявленные причины проблемы.  
Причем, наиболее важные должны быть расположены как можно ближе к голове. На нижние косточки следует поместить конкретные доказательства выделенных причин, либо сущность понятии, указанных в верхней части схемы. С помощью хвоста дается ответ на поставленный вопрос, проблему в голове рыбы, затем делаются выводы, обобщения.
Данная схема ориентирует на четкость, лаконичность записей. Такая работа может проходить в группах, рыбу можно рисовать на доске, интерактивной доске, ватмане, флип-чарте. Схема обеспечивает быстрый поиск решения любой проблемы, выхода из любой ситуации. Метод «Фишбоун» применяется во время мозгового штурма, поэтому освоение техники составления этой схемы обеспечит подростку школьную успешность.
5. Прием «Уголки». Этот прием был придуман психологами. Затем на него обратили внимание ученые, предложив использовать прием «Уголки» для развития критического мышления. Прием «Уголки» используют после представления нового материала. Затем выносится на обсуждение актуальная проблема, какой-то важный аспект изученного текста, сценария, фильма и т. д. Важно, чтобы выбранная тема была личностно значимой для школьника. Создаются четыре группы внутри класса, которые сначала готовятся, приводят аргументы, факты, выносят свои суждения. На следующем этапе подростки расходятся в разные углы класса, все группы выступают по очереди. Три оставшиеся группы выступают в роли критиков. На заключительном этапе дискуссии слово дается аналитикам. И начинает
ся самое трудное - прийти к общему мнению. А учитель, участвуя в общем обсуждении, не должен навязывать свою точку зрения. В итоге подросток должен освоить бесконфликтную стратегию ведения конструктивного разговора, технологию дискуссии, повысить уровень логического мышления и культуры общения.
6. Интеллектуальная игра «Мыслеголики». Подростки играют в «мыслеголиков», которые хотят избавиться от излишних мыслей. Ролевая игра начинается в кругу. Ведущий предлагает вступить в «Общество анонимных мыслеголиков». Участники игры должны по очереди в остроумной форме изложить свою проблему «большого ума», которая мешает ему жить, заставляет страдать. Другие ребята также в занимательной форме дают выступающему совет. В конце происходит обсуждение хода игры, высказываний, рекомендаций, полученных результатов, речевого поведения отдельных игроков. Можно еще раз вернуться к отдельным, особо оригинальным словам, обратить на них внимание, для того чтобы они послужили добрым примером обучающимся. Важно, чтобы каждый высказался на этом этапе интеллектуальной игры «Мыслеголи- ки». В целом игра успешно развивает навыки публичного выступления и умение логично строить высказывание, остроумно мыслить.
7. Прием «Словарная карта». Это еще один прием развития критического мышления через чтение и письмо. Использование данного приема позволяет подростку в процессе успешно осваивать новые понятия, тем самым обогащая свою речь. Расширение словарного запаса происходит в интерактивной форме с помощью словарной карты, включающей в себя следующие позиции, которые в практике могут быть творчески изменены и дополнены:
- встреча с новым словом;
- определение его местонахождения;
- примеры словоупотребления;
- поиск ассоциаций новому слову;
- формулирование других его форм;
- составление определения слова;
- называние синонимов и антонимов;
- употребление в тексте учебника, книги;
- предложение собственных вариантов фраз с новым словом.
Прием «Словарная карта» попутно развивает логику мышления, воображение школьника, его творческие способности.
8. «Толстые и тонкие вопросы». Этот прием используется на различных предметах. Например, на уроках литературы при анализе художественного произведения. Школьники могут составлять «тонкие» (требуют простых ответов «да», «нет», «не знаю») и «толстые» (на них даются развернутые ответы) вопросы. Обучающиеся могут на эти вопросы и отвечать. Работа с приемом «Толстые и тонкие вопросы» может быть организована в виде поединка между группами.
Авторы учебного пособия предлагают педагогам для применения представленные техники и приемы, как дающие мощный толчок развитию мышления и речи подростков. Конечно же, данные приемы могут быть дополнены и другими, известными в широкой современной практике образования.
Техники и приемы развития мышления и речи у старшеклассников
Возраст ранней юности характеризуется бурным развитием теоретического мышления. К нему относят способность логически мыслить, умение теоретически рассуждать, анализировать собственные поступки. Важно подчеркнуть, что когнитивная сфера старшеклассников формируется как единая, целостная структура, в которой ведущую партию исполняет словесно-логическое мышление. В это же время у школьников вырабатывается индивидуальный интеллектуальный стиль, в котором по-разному проявляются описанные нами в данном учебном пособии глубина мышления, гибкость, широта, осознанность, самостоятельность, критичность, активность, экономность.
В ранней юности развитие речи также характеризуется совершенствованием, обусловленным прежде всего качественными изменениями в мышлении. Расширяются активный и пассивный словари, усложняется письменная речь, внутренняя речь стремится к точности и лаконичности при осуществлении познавательных действий и умственных операций. Общение со сверстниками становится насущной потребностью, но у некоторых школьников рассматриваемой возрастной группы наблюдаются трудности в выражении мысли, что свидетельствует о существующих проблемах в их речевой подготовке.
Учителю необходимо направить свои усилия на создание таких психолого-педагогических условий, при которых указанные особенности мышления и речи обучающихся развивались бы наилучшим образом. Авторы предлагают в качестве помощи педагогам различные приемы и техники развития мышления и речи у старшеклассников. Использование данных советов поспособствует и методическому обогащению самого учителя.


Ключом к достижению высокого уровня мозговой деятельности могут послужить следующие упражнения для интеллекта и речи, на первый взгляд, простые и знакомые, однако весьма эффективные :
- решение кроссворда;
- участие в интервью;
- импровизация на сцене;
- анализ трудного текста;
- приготовление изысканного блюда;
- чтение стихотворения от конца к началу;
- освоение нового языка;
- составление компьютерной программы;
- шифровка документа;
- продолжение ряда 2, 4, 8, 16;
- размышления о бесконечности;
- перечисление своих учителей по имени и отчеству;
- смена плохого настроения на хорошее;
- переоборудование квартиры;
- объяснение малышу, почему светит солнце;
- проектирование усовершенствованной школьной доски;
- составление прогноза разговора с классным руководителем на ту или иную тему;
- представление аргументов в пользу путешествия в горы;
- убедительное выступление на защите проекта;
- придумывание новой игры;
- реклама обычной школьной принадлежности.
Этот ряд можно продолжать еще очень долго. В процессе тренировки ума и речи стоит не забывать о важных правилах.
Во-первых, это должны быть не разовые мероприятия. Здесь принцип «от случая к случаю» не срабатывает, ведь для того, чтобы победить на соревнованиях, спортсмен готовится ежедневно на протяжении многих лет. Так и для полета мысли необходимы постоянные упражнения.
Во-вторых, для отработки навыков важна и сама техника исполнения. В данном контексте роль учителя, его четкая позиция по организации гимнастики для ума и речи играют исключительную роль.
В-третьих, не последнее место принадлежит настрою. Поэтому только интересные, нестандартные задания принесут старшеклассникам радостные эмоции, увлекут процессом. Когда речь идет о настрое, то, конечно же, учитель задает тон. Вряд ли обучающиеся откликнутся на предложение выполнить занимательное упражнение, если перед ними стоит мрачная, усталая личность без блеска в глазах.
Вот еще несколько техник для повышения интеллектуального и коммуникативного потенциалов современных старшеклассников.
1. «Свалка мыслей». Ребятам предлагается выписать на лист бумаги все то, что им предстоит сделать: ближайшие планы, волнующие перспективы, срочные и важные дела, обязанности, желаемые поступки. Затем школьники должны сократить формулировки до одного-двух слов. Такие операции необходимо производить до тех пор, пока не останется ничего, что нужно записать. Подобное упражнение помогает выявить приоритеты в собственной деятельности, сконцентрироваться на них, структурировать мысли для принятия адекватных решений.
2. «Гаммы». Для того чтобы виртуозно играть на скрипке, музыкант упорно упражняется в гаммах. Этот прием можно успешно использовать и для развития вербального (словесного) мышления:
- Произнесите фразу с обычной скоростью, затем быстрее, еще в два раза быстрее, за две секунды. Теперь ту же самую фразу произносим медленно, растягивая постепенно до 30 секунд, минуты.
- Проиграйте фразу с разной громкостью. Сначала обычно, следующее произнесение сделайте громче. В третий раз «прогромыхайте» как раскат грома. Попытайтесь сказать фразу, как рев взлетающего самолета. Затем ту же фразу произносим все тише и тише, до шепота, одними губами.
- Выделяйте каждый раз разные смыслы во фразе, подчеркивая голосом отдельные слова. Например: «Лучший способ создать хорошую идею - иметь много идей» (Лайнус Полинг, физик, нобелевский лауреат). Затем выделяется второе слово, потом третье. Каждый раз смысл фразы открывается новой гранью, а в конце участники делают свой выбор из всех произнесенных вариантов.
- Произнесите фразу голосами разных персонажей, подражая им: голосом друга, учительницы, родителей, героя фильма, мультфильма, сказочного персонажа.
- Напишите слова в уме, не произнося их.
- Озвучьте мысль, как будто отпускаете ее в плавание, как клубы дыма.
- Скажите фразу, помещенную в различные места: в грудь, в живот, слева от себя, в соседнюю комнату.
3. «Анекдоты про... » Этот прием развивает интеллект, является весьма сложным в силу того, что смешить - это довольно- таки непросто. Наверное, поэтому очень мало хороших клоунов, веселых комедий. Можно попросить старшеклассников посочинять на «незамыленные», оригинальные темы: «Про велосипеды», «Про карандаш» и др. Рекомендуется записывать свои произведения.
4. «Досье на прохожих». Этот прием поможет составлять словесный портрет людей, выделять их характерные особенности. Гуляя по улице или находясь в транспорте, магазине, выберите одного человека. Внимательно посмотрите на него. Дома запишите свои наблюдения в досье. Сначала дайте имя вашему персонажу. Опишите его внешность. Затем попытайтесь нарисовать его психологический портрет, давая развернутые характеристики его поступков, интересов, занятий. Со временем описания приобретут более уверенную окраску, станут подробными и интересными. Педагог может иногда обращаться к ребятам с просьбой представить лучшее досье. Уместным будет обсуждение самых удачных мест в каждом описании.
5. Прием «Иероглифы» направлен на развитие интеллекта. Школьникам предлагается придумать иероглифы по теме урока, записать ими осмысленную фразу. Участники думают в течение 10 минут, затем записывают на большом листе бумаги фразу, остальные должны ее разгадать.
6. «Мир глазами дурака». Прием способствует развитию интеллекта в разных областях знания. Он ориентирует старшеклассника посмотреть на все происходящие события глазами дурака. Так, при обсуждении новых тем, во время дискуссий, старшеклассники, примерившие на себя эту роль, задают участникам свои глупые вопросы, делают собственные «дурацкие» выводы. Задача же остальных учеников постараться объяснить дуракам так, чтобы они всё прекрасно поняли.
7. «Точка зрения». Данный прием немного похож на предыдущий, но он расширяет круг ролей при анализе событий. Например, мать-одиночка украла в магазине кольцо. Старшеклассникам необходимо распределить роли: матери-одиночки, продавца, полицейского, подруги героини, сына-школьника, владельца магазина. Затем высказать собственную точку зрения. Прием работает на гибкость мышления, развитие аналитических способностей.
8. «Правила игры в шахматы». Еще один прием, который обеспечивает развитие гибкости мышления. Необходимо придумать изменение в правила игры в шахматы, причем оно должно касаться лишь ходов одной фигуры. Что это за собой повлечет? Важно обосновать свое правило и ответить на вопросы одноклассников.
9. Упражнение «Антивремя» развивает критическое мышление. Школьникам дается задание составить небольшой рассказ на определенную тему: «Каникулы», «День рождения друга», «Сюжет прочитанного романа», «Ход Февральской революции 1917 г.» и др. Описать события необходимо с конца, как в обратную сторону прокручивается кинолента.


Выводы по § 3.3. Содержание данного параграфа ориентирует педагогов на творческое применение приемов и техник, направленных на развитие мышления и речи дошкольников, младших школьников, обучающихся среднего звена и старшеклассников. Возрастной принцип, положенный в структуру данного параграфа, поможет педагогам выбрать необходимый материал для осуществления собственной практической деятельности.


Вопросы для самоконтроля к § 3.3
1. Почему техники и приемы развития мышления и речи рассматривают в единстве?
2. Каковы рецепты развития мышления и речи дошкольников?
3. Чем отличаются игры детей 2-х лет от игр детей 5-ти лет?
4. Какие техники и приемы развития мышления и речи у младших школьников вам представляются наиболее эффективными? Почему?
5. Собираетесь ли вы применять RAFT-технологию? Почему?
6. Как развивать звуковую культуру речи обучающихся начальной школы?
7. Что характерно для психического развития подростков?
8. Можно ли утверждать, что составление загадок развивает умение нестандартно мыслить? Почему?
9. В чем состоят достоинства метода «Фишбоун»?
10. Какие приемы и техники развития критического мышления старшеклассников вы используете в вашей практической деятельности?


Задания для самостоятельной работы к § 3.3
1. Создайте кластеры приемов и техник развития мышления и речи, представленных в данном параграфе.
2. Напишите синквейн на тему «Успешный ученик».
3. С помощью приема «Дерево предсказаний» спрогнозируйте ваш педагогический путь на ближайший год.
4. Нарисуйте рекламу одного из приемов развития критического мышления обучающихся. Не забудьте указать возраст детей.
5. Разработайте примерный сценарий интеллектуальной игры для подростков «Мыслеголики» по предмету, который вы преподаете.
Источник: Ильясов, Д. Ф. Практическая психология в педагогической деятельности учителя. В 5 книгах. Кн. 1: Развитие интеллектуальной сферы учащихся : учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров / Д. Ф. Ильясов, А. А. Севрюкова, Е. А. Селиванова, В. В. Кудинов. - Челябинск. :



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.