На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Диагностика мотивации достижения как признака одаренности
Диагностика мотивации достижения как признака одаренности
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Одной из фундаментальных мотиваций человека, без которой невозможно полноценное развитие, и которая является одним из проявлений одаренности личности, является мотивация достижения. Обращаясь к классическим определениям мотивации достижения (Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен) можно сказать, что это побуждение, попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности, побуждение к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства [42, 84].


Мотивация достижения определяется также как функциональная система интегрированных аффективных и когнитивных процессов, регулирующих процесс деятельности в ситуации достижения [41]. Она включает особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов [41]: мотивацию актуализации (побуждение и инициация деятельности); мотивацию селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия); мотивацию реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения); мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия либо смену одного действия другим).
Как правило, мотивацию достижения успеха рассматривают вместе с противоположной тенденцией (как два крайних полюса одной шкалы - шкалы мотивации достижения) - со стремлением избежать неудачи (мотив избегания). При этом у одних людей преобладает стремление к успеху, к высоким результатам деятельности, у других - доминирует стремление избежать неудачи.
Мотив достижения существенно влияет на активность в определенной ситуации или сфере деятельности. Однако не только он, но и другие факторы (сложность задания, ценность успеха, вероятность, т.е. шансы достижения успеха) влияют на стремление к успеху в определенный момент времени (в конкретной ситуации или сфере деятельности) и могут способствовать проявлению одаренности.
Важно также отметить, что уровень мотивации достижения может по-разному проявляться в зависимости от ситуационного контекста, условий среды. Человек с высоким показателем мотива достижения в конкретной ситуации, может не стремиться к достижению успеха (например, из-за чрезмерно сложного задания), т.к. успех с его точки зрения может быть недостижим. С другой стороны, человек с низким уровнем мотива достижения может демонстрировать высокий уровень мотивации в силу восприятия ситуации как достаточно легкой, несложной.
Результаты изучения мотивации достижения показывают, что у людей, мотивированных на неудачу и людей с низкой мотивацией достижения успеха в большей степени развито репродуктивное мышление, занижена самооценка, они зачастую не уверены в себе, ставят перед собой неоправданно завышенные цели, плохо оценивая свои возможности в одних случаях и, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых затрат, в других. Соответственно, люди, ориентированные на успех, предпочитают задания проблемного характера, требующие продуктивного мышления, а в условиях дефицита времени эффективность их деятельности повышается. У них в большей степени развито продуктивное, творческое мышление [15, 21]. Они предпочитают задачи средней или чуть выше средней трудности, уверены в успешном результате своих действий, им свойственна решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, большая настойчивость при стремлении к цели.
Мотивация достижения как одна из переменных, коррелирующих с одаренностью, связана в свою очередь с успешностью. Так, проведенное исследование [46, 109], (в исследовании приняли участие 126 человек - молодых людей в возрасте 20-25 лет) показало, что люди с умеренно высокой мотивацией достижения успеха характеризуются большой гармоничностью и большей согласованностью графических профилей по категориям «Я сам» и «Человек успешный и вполне удовлетворенный жизнью», чем в группе с низкой мотивацией достижения успеха. При этом в группе с низкой мотивацией достижения успеха достоверно доказано (Иэмп = 257; р < 0,05), что разница между профилями «Человек успешный и вполне удовлетворенный жизнью» и «Я сам» больше, чем в группе с умеренно высокой МДУ. Следовательно, образ людей, в большей степени ориентированных на мотивацию достижения по семантическим значениям и оценкам приближается к их образу успешного и удовлетворенного жизнью человека. Можно говорить о том, что люди с умеренно высокой мотивацией достижения успеха в большей степени создают образ и оценивают себя как удовлетворенных жизнью людей, они склонны тщательно планировать свое будущее на отдаленные промежутки времени. То есть, выполняя деятельность, они четко знают и понимают, для чего они это делают и какой результат получат (а он чаще является успешным, так как требования адекватные). Они успешно решают поставленные задачи и поэтому чувствуют себя более удовлетворенными, чем люди, деятельность которых чаще определяется стремлением избегать неудачи, а не стремиться к успеху.
Полученные результаты подтверждают необходимость изучения мотивации достижения в проблемном поле одаренности. Оценка мотивации достижения проводится, как правило, в формате личностных опросников. В настоящее время таких опросников достаточно много: часть из них ориентирована только на изучение мотивации достижения/избегания, часть изучает этот показатель в совокупности с другими переменными. Рассмотрим примеры личностных опросников, ориентированных на изучение мотивации достижения.


Опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (МУН) (А. А. Реан)


Описание методики
Данная методика включает двадцать вопросов, позволяющих выделить несколько уровней преобладающей мотивации: мотивация избегания неудачи (мотивация на неудачу), мотивация достижения успеха (мотивация на успех), невыраженный мотивационный полюс, тенденция к мотивации достижения успеха и тенденция к мотивации избегания неудачи [63].
Опросник предназначен для людей в возрасте от 16 лет, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам. Он может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Инструкция: «Ответьте, пожалуйста на предложенные вопросы. Отвечая, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный».


Текст опросника (фрагмент)


1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.
2. Обычно я действую активно.
3. Я склонен к проявлению инициативы.
4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.
5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.
6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.
20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.


Обработка результатов


Подсчет результатов проводится путем суммирования баллов, за совпадение с ключом. За каждое совпадение ответа с ключом дается 1 балл:
Ответы «Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.
Ответы «Нет»: 4, 5, 7, 9,13,15, 17.
Максимальное количество баллов - 20.


Интерпретация результатов


Количество баллов в интервале от 1 до 7 свидетельствует о преобладании мотивации боязни неудачи.
Мотивация боязни неудачи относится к негативной мотивации. В основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах; они малоинициативны, склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего». Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. Такие люди либо ставят перед собой неоправданно завышенные цели, неадекватно оценивая свои возможности (тенденция к завышению), либо выбирают легкие задания, которые не требуют больших усилий. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Если они терпят неудачу при выполнении какого-либо задания, то его привлекательность и эмоциональная притягательность, как правило, снижается.
Количество баллов в интервале от 14 до 20 свидетельствует о выраженной мотивации успеха.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Если им встречаются препятствия, они ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности зависят, прежде всего от внут- ренного контроля. Они планируют свое будущее на достаточно длительные промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего. Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности.
Баллы в интервале от 8 до 13, свидетельствуют о том, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом интервал баллов 8-9 отражает тенденцию к мотивации боязни неудачи, интервал баллов 12-13 - тенденцию к мотивации успеха.


Опросник «Мотивация к успеху» (Т. Элерс)


Описание методики


Опросник предназначен для изучения степени стремления к достижению цели, к успеху. Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые опрашиваемому необходимо дать один из двух вариантов ответов: «да» или «нет». Методика относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.
Опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам. Он может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. В зависимости от того согласны вы с утверждением или нет, необходимо отвечать «да» или «нет». Старайтесь не задумываться над ответом, так как не существует правильных и неправильных вариантов.


Текст опросника (фрагмент)


1. Если между двумя вариантами есть выбор, его лучше сделать быстрее, чем откладывать на потом.
2. Если замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание, я легко раздражаюсь.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я ставлю на карту все.
4. Если возникает проблемная ситуация, чаще всего я принимаю решение одним из последних.
5. Если два дня подряд у меня нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. Я более требователен к себе, чем к другим.
40. Не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41. Если я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты пойду на крайние меры.


Обработка результатов

При обработке результатов подсчитывается общая сумма баллов. В соответствие с ключом, по 1 баллу начисляется за:
• ответы «да» на вопросы: 2-5, 7-10, 14-17, 21, 22, 25-30, 32, 37, 41
• ответы «нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38 и 39.
Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33-35 и 40 не учитываются в
математическом подсчете, но могут дать дополнительную содержательную информацию для интерпретации показателей.


Интерпретация результатов
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к достижению успеха:
• от 1 до 10 баллов - низкая мотивация к успеху;
• от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации;
• от 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации;
• более 21 балла - слишком высокий уровень мотивации к успеху (по данным некоторых исследований такая мотивация связана часто с неоправданно высокой готовностью к риску в деятельности, а не с надеждой
и ориентацией на успех, поэтому она скорее не является конструктивной с точки зрения когнитивной и личностной эффективности/успешности).


Вопросы для обсуждения

1. Как мотив достижения может способствовать проявлению одаренности?
2. Приведите пример методик, направленных на диагностику мотивации достижения как признака одаренности.
3. Дайте определение мотивации достижения.
4. Какие структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности включает мотивация достижения?
5. Как правило мотивацию достижения успеха рассматривают вместе с противоположной тенденцией. С какой?
6. Чем характеризуются люди, ориентированные на успех?

Источник: Кибальченко И. А. Психология креативности, одаренности и гениальности : учебник / И. А. Кибальченко, Т. В. Эксакусто ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. - 237 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.