Психодиагностика как наука.
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психодиагностика как наука.
Анкета Маудсли
Опросный лист для родителей (эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада)
T-группы
Анкета для родителей (выявление трудностей в воспитании ребенка)
Все страницы

План
1. Понятие психодиагностики.
2. Связь психодиагностики с другими науками.
3. Сущность психологической диагностики.
4. Значение психологической диагностики.
5. Задачи психологической диагностики.

"Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить."

К.Д.Ушинский

Понятие психодиагностики

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает "распознание". Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т.д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.

Предметом психологической диагностики является:

  1. конструирование и апробация методик,
  2. разработка требований, которым они должны удовлетворять,
  3. выработка правил поведения обследования,
  4. выработка способов обработки и интерпретации результатов,
  5. обсуждение возможностей тех или иных методик

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.
Из-за слова "диагностика" эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: "Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования". За рубежом до сих пор редко употребляется термин "психодиагностика". Известные руководства называются следующим образом: "Психологическое тестирование" (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), "Сущность психологического тестирования", "Теория тестов",  "Теория и практика психологического тестирования". В книге "Энциклопедия психологии",2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая  включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике.
По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием  ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики.
В ленинградской психологической школе Б.Г.Ананьевым  был обоснован термин "психодиагностики". Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью "определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)" (Ананьев Б.Г., 1968)
В учебном пособии "Психологическая диагностика" (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена "как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических  и индивидуально-психофизиологических особенностей человека". Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики". В "Кратком психологическом словаре", 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: "психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности".
Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они  отклонением от нормы или отсутствием их.
Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности" (Л.Д.Бурлачук).

Отрасли психодиагностики. Сущность психодиагностики.
Известны следущие отрасли психодиагностики:
1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.
2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь.
3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров.
4. Судебная психолого-психиатрическая.

Связь психодиагностики с другими науками.

Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений.
Психодиагностика развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей.

Сущность психологической диагностики

Сущность психологической диагностики заключается в результативности воспитательно-познавательной работы с детьми. Важно заметить, есть ли изменения в развитии ребенка, в его мотивационной сфере, в развитии самооценки, обощенных форм мышления, смыслового запоминания и т.д.
Педагог-психолог должен знать:

  1. что и как изучать в познавательной, волевой, личностной сфере детей;
  2. какими методами можно пользоваться;
  3. как обрабатывать полученные данные;
  4. где можно использовать результаты (по принципу "не навреди");
  5. как разработать коррекционную работу с детьми.

"Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны", - справедливо утверждал К.Д.Ушинский.
Предмет психолого-педагогической диагностики отражен в следующих исследованиях:

  1. Бурлачук Л.Д., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999.
  2. Диагностика и коррекция психического развития./ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.
  3. Диагностический компонент. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. – М., 1999.
  4. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре./ Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.,1998.
  5. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования.
  6. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. – М.,1987.
  7. Кухарев Н.В., Решетько В.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества.
  8. Лаак Я.Г. Психодиагностика: проблема содержания и методов. – Воронеж, 1996.
  9. Определение функциональной готовности детей к обучению в школе. Л. 1981.
  10. Педагогическая диагностика. М.,1999.-672 с.
  11. Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1995.
  12. Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревича.
  13. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. Под ред. М.М. Семаго. – М., 1999.
  14. Райгородский Д.Я. Оценка степени готовности к обучению в школе.
  15. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы.- М., 2001.
  16. Семенченко П. Энциклопедия интеллекта.- М., 2000. – Сборник упражнений и головоломок с целью научения ребят самостоятельно и творчески мыслить.
  17. Схема нейропсихологического обследования детей. Под ред. Х.Л. Семенович. – М., - 1998.
  18. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 1997.-85 с.
  19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

Значение психологической диагностики.

Психодиагностика появилась впервые после публикаций Г.Роршаха (1921 г.). В начале ХХ века выделилась в самостоятельную отрасль науки. Значение психологической диагностики состоит в следущем:

  1. Без научно обоснованных диагностических методов нельзя определить уровень развития детей, следовательно, нельзя своевременно оказать помощь тем из них, кто в ней нуждается.
  2. Без диагностических методов нельзя следить за развивающим эффектом обучения, а тем самым, оценивать сравнительную эффективность различных методов, форм и средств обучения.
  3. Без диагностики уровня развития общих и специальных способностей, степени сформулированности различных качеств личности, обучаемости школьника нельзя дать школьнику обоснованные рекомендации, связанные с определенным выбором профессии.
  4. Без использования диагностических методов нельзя установить уровень личностного, интеллектуального развития детей на различных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях.
  5. Без диагностики невозможно спланировать коррекционную работу с детьми.
  6. Без изучения личностного развития сложно организовать соответствующее обучение.
  7. Без диагностики нет максимального и эффективного использования  индивидуальных возможностей ребенка.
  8. Без диагностики нельзя оказать психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности.
  9. Психологическая диагностика важна при оптимизации процесса обучения и воспитания.
  10. В судебной практике необходимо использование экспертизы, в процессе которой дается определение о качествах личности.

Психолого-педагогическая помощь может быть оказана в форме:

  1. психолого-педагогического консультирования;
  2. в форме глубокого проникновения в личность обратившегося за помощью;
  3. в форме сочувствия, сопереживания.

Значение психологической диагностики состоит :

  1. в разработке игровых тренингов в системе взаимных контактов в среде "человек-человек" (субъект-субъект)
  2. в предупреждении профориентационных ошибок. Так известный артист Юрий Никулин описывает эпизод, как его обследовали педологи. "Меня продержали очень долго. И они пришли к выводу, что способности мои очень ограничены…"
  3. в помощи озадаченным людям, не умеющим найти выход в той или иной жизненной ситуации;
  4. в психологической помощи педагогам. "Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни упреками ни моральными сентенциями ни системой наказаний и поощрений." (К.Д.Ушинский)
  5. в корректировке стилей отношения педагога к детям. Учителя проявляют к учащимся симпатию, безразличие, антипатию. Между тем важно, чтобы к детям так относились педагоги, как А.С. Макаренко, который в каждом ребенке видел красавчика (и в Задорове, и в Карабанове, и в Чоботе). К сожалению, некоторые воспитатели детских садов так говорят о ребенке:"Внешний вид у него отвратительный, вечно испачкается, грязнуля". Вывод: опиши своего ученика, и я скажу, как ты к нему относишься. "Ах ты мой беленький",- говорит ворониха ворону.
  6. в обобщении уровней педагогического мастерства, находок, новых технологий, методов и приемов обучения.
  7. В психологической помощи заведующим, методистам в определении педагогов мастеров.
  8. В принятии социального заказа и переработке его в психологическую задачу для работы с клиентами.
  9. В определении главной проблемы при сложившихся условиях.
  10. В определении наиболее эффективных способов решения психологических задач.
  11. В систематизации результатов психологической помощи в работе с клиентом.
  12. В создании системы психодиагностических, терапевтических, коррекционных, консультационно-просветительных основ и условий для продуктивного труда клиентов.
  13. В выявлении причинно-следственных связей и мер по оптимизации деятельности.
  14. Во влиянии на работу персонала в целях достижения им желаемого результата в труде и удовлетворения потребностей.
  15. В изучении, выдаче рекомендаций персоналу и иным клиентам по совершенствованию жизнедеятельности, коррекции межличностных отношений в социальной среды.
  16. В организации психотерапевтической, коррекционной, консультационной, и развивающей работы с персоналом и другими клиентами.
  17. В интерпретации результатов, выявлении особенностей личности и возможностей продуктивной деятельности.
  18. В организации социально-психологической работы и личном участии в проведении адаптационных мероприятий.
  19. В выявлении социально дезадаптивных клиентов, лиц с психическими отклонениями и проведении мероприятий психотерапевтической, психокоррекционной направленности.
  20. В совершенствовании профессиональных качеств персонала, обеспечивающих умение правильно вырабатывать стратегию, тактику и технику эффективного труда.
  21. В психологическом сопровождении клиентов в процессе их жизнедеятельности, контроле и предупреждении негативных отклонений.
  22. В развитии общих способностей личности и их акмеологической культуры.
  23. В помощи клиентам в их творческой самореализации.
  24. В формулировании позитивной Я-концепции, самооценки, самопознания и самосовершенствования.
  25. В проведении аттестации  педагогических кадров.

Психологическая диагностика необходима при аттестации не только воспитателей, но и дошкольных учреждений. В настоящее время разработаны критерии – показатели эффективности деятельности дошкольных учреждений.
К ним относятся:
1. Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе.
2. Соответствие материальной базы профилю дошкольного учреждения.
3. Качество питания.
4. Развивающая среда.
5. Обеспечение права выбора программы.
6. Состояние делопроизводства.
7. Наличие оборудованных площадок для игр.
8. Осведомленность общественности об оказываемых образовательных услугах.
9. Степень открытости дошкольного учреждения.

Задачами психодиагностики являются:

  1. измерение определенных качеств, психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых;
  2. определение особенностей психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности ( подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность);
  3. определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей;
  4. выявление психологической закономерности формулирования личности и профессионально важных качеств;
  5. изучение коллектива, класса, группы;
  6. разработка проблемы психологической подготовки специалистов;
  7. изучение психологии личности и труда специалистов, психологичеких основ его педагогического мастерства и творчества;
  8. психологический анализ взаимодействия и общения учителей и детей;
  9. анализ адаптации к учебно-воспитательному процессу;
  10. обоснование путей демократизации;
  11. определение состояния развитости того или иного качества;
  12. установление изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий;
  13. определение перспективы развития того или иного качества;
  14. разделение обследуемых людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы;
  15. установление профпригодность человека к исполнению своих служебных обязанностей;
  16. определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы;
  17. выработка рекомендации для индивида или группы;
  18. изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности.
  19. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;
  20. получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей.

Задачи психологической службы:

  1. формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
  2. обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
  3. обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
  4. психолого-педагогическое изучение детей;
  5. профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;
  6. социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом  или умственном развитии;
  7. оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
  8. консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.

Работа практического психолога осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. психопрофилактическая работа – формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе;
  2. своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

  1. адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
  2. обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов к школе;
  3. определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
  4. подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
  5. проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
  6. предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
  7. создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми. педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

Таким образом, основными областями практического использования результатов психодиагностической работы являются: расстановка кадров, профотбор, профориентация, прогнозирование социального поведения, стабилизация брака, законопослушности, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психологическая экспертиза, прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Предлагаем педагогам в начале изучения курса "психологическая диагностика" проверить тревожность, экстраверсию и ригидность по следующей анкете.


 

Анкета Маудсли

(Самооценка тревожности, экстраверсии и ригидности). Адаптирована Белоусом, Пермь.

  1. Бывает ли у вас так, что вы настолько взволнованы какими-то мыслями, что не можете усидеть на одном месте?
  2. Вас когда-нибудь тревожила "бесполезная мысль", которая все время вертелась в голове?
  3. Быстро ли вас можно переубедить в чем-либо?
  4. Считаете ли вы, что на ваше слово можно положиться?
  5. Можете ли вы забыть обо всех делах и пойти повеселиться в хорошей компании?
  6. Бывает ли у вас часто так: что вы приняли решение слишком поздно?
  7. Считаете ли свою работу как нечто "само собой разумеющееся"?
  8. Любите ли вы работу, требующую значительной сосредоточенности внимания?
  9. Любите ли вы вести разговоры о вашем прошлом?
  10. Трудно ли вам забыть  о ваших делах, обо всем, даже на оживленной вечеринке?
  11. Преследуют ли вас иногда мысли и образы так, что вы не можете спать?
  12. Когда вы заняты своей основной работой, то интересуетесь ли вы в то же время и работой своих товарищей?
  13. Часто ли бывают случаи, когда вам необходимо остаться одному?
  14. Считаете ли вы себя счастливым человеком?
  15. Смущаетесь ли вы в присутствии лиц другого пола?
  16. Тревожит ли вас чувство вины?
  17. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия  или на свидание?
  18. Трудно ли вам переключаться  с одного экзамена на другой?
  19. Часто ли вы ощущаете свое одиночество?
  20. Много ли времени вы проводите в воспоминаниях о лучших временах своего прошлого?
  21. Предпочитаете ли вы оставаться незаметным на вечерах, в гостях?
  22. Верно ли, что вас довольно трудно задеть?
  23. Часто ли вы чувствуете неудовлетворенность?
  24. Склонны ли вы довести до конца предыдущую работу, если вам предстоит другая, более интересная?
  25. Бывает ли у вас такое ощущение, что ваша работа для вас – дело жизни и смерти?
  26. Трудно ли вам отказаться от привычек, которые вам не по душе?
  27. Любите ли вы размышлять о своем прошлом?
  28. Считаете ли вы себя счастливчиком, человеком, которому в жизни все легко удается?
  29. Легко ли вас задеть по разным поводам?
  30. Склонны ли вы к быстрым и решительным действиям?
  31. Всегда ли вам думается после какого-либо поступка, что вам следовало сделать иначе?
  32. Легко ли вы переходите от одного дела к другому?
  33. Бывает ли у вас время от времени ощущение одиночества?
  34. Работаете ли вы иногда так, будто от этого зависит ваша жизнь?
  35. Можете ли вы быстро прервать начатое дело и тут же приступить к выполнению другого задания?

Оценка тревожности – ставится 1 балл за ответы "да" на вопросы 1,2,4,10,11,16,23,25,29,31,34 и за ответы "нет" на вопросы 5,7,14,15,17,22,28 (у тревожных сумма больше 9).
Оценка экстраверсии – 1 балл за ответы "да" на вопросы 6,8,9,13,19,20,21,27,33 и за ответ "нет" на вопрос 30 (если сумма больше 5 – интроверт, меньше 5 – экстраверт).
Оценка типа поведения – 1 балл за ответы "да" на вопросы 18,24,26 и за ответы "нет" на вопросы 3,12,32,35 (у устойчивых сумма больше или равна 4, у изменчивых – меньше или равна 3).



Для выявления представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и осознания возможных причин неблагополучия  предлагается опросный лист, разработанный сотрудниками лаборатории центра "Дошкольное детство" Т.Антоновой и Е.Волковой.
1.С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад: радостным; иногда не хочет; часто отказывается; капризничает; другое
2.В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад: трудности в отношениях с педагогом, со сверстниками; привязанность к матери; позднее засыпание вечером; другие причины
3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?
Благополучно: с кем именно: с воспитателями; с помощником воспитателя; с  музыкальным руководителем; с инструктором по физкультуре; с другими специалистами
Неблагополучно: иногда бывают конфликты; обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки, другое
4.С кем из детей группы  Ваш ребенок наиболее часто общается?
5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми: да; нет; иногда
6. Жалуется ли на сверстников: да; нет; иногда
На что жалуется: дети не принимают в игру; обижают; не хотят дружить; отнимают игрушки; шумят; другое
7. Что Вам хотелось  бы изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?
8. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства ? В чем оно проявляется?
9. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых ( когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)
10. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми: уравновешенный; терпеливый; чуткий; уступчивый; приветливый или вспыльчивый; склонный чаще командовать, чем подчиняться; другой
11. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду: прямого влияния не оказывают; благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду; сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.


 

Т -группы

Традиционным Т-группам структурированность несвойственна, и содержание их работы полностью определяет инициатива участников. Ниже приведены примеры упражнений, используемых в менее традиционных и, соответственно, более структурированных Т-группах.

Кто я ?

Цель. Это упражнение можно использовать в начале первого занятия в Т-группе. Оно особенно подходит для групп, составленных из совершенно незнакомых  друг с другом людей, которые встречаются впервые. С помощью этого упражнения можно растопить лед в отношениях и быстро познакомить участников друг с другом.

Необходимое время. 30 минут.

Материалы. Бумага, карандаши, ручки.

Подготовка. Специальной подготовки не требуется.

Процедура. Каждый участник получает бумагу и карандаш. Группе даются следующие инструкции.

Проставьте в столбик номера от 1 до 10 и дайте десять ответов на вопрос " Кто я ?". При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции – все, что покажется вам подходящим для того, чтобы описать себя фразой, начинающейся с " Я - …".

Готовый перечень приколите на лацкан пиджака, на блузку или рубашку и расхаживайте с ним по комнате. Подходите к другим, читайте, что у них написано, давайте прочитать то, что написано на вашем листке. Не стесняйтесь комментировать чужие перечни. ( В другом варианте каждый участник оглашает свой список перед группой.)

Потерпевшие кораблекрушение

Цель  В этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах. Кроме того, это упражнение позволяет получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководительства, а также может способствовать сплочению ее участников ( Jones and Pfeiffer, 1975, р.31-32).
Необходимое время. 1,5 часа.
Материалы. Копии инструкции, листы бумаги и карандаши.
Подготовка. Руководитель должен иметь навыки исследования групповых процессов.
Процедура. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание в соответствии со следующими ниже инструкциями.
Вы дрейфуете на некоей частной яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.
Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.
Ваша задача – расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

  1. Секстант.
  2. Зеркальце для бритья.
  3. Пятигаллоновый бочонок воды.
  4. Противомоскитная сетка.
  5. Одна коробка с армейским рационом питания.
  6. Карты Тихого океана.
  7. Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
  8. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
  9. Транзисторный приемник.
  10. Реппелент для отпугивания акул.
  11. Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
  12. Одна кварта пуэрто-риканского рома.
  13. Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
  14. Две коробки шоколада.
  15. Набор рыболовных принадлежностей.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает еще 45 минут для выполнения следующей задачи.
Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

  1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.
  2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

ОТВЕТЫ.

  1. Зеркальце для бритья. Чрезвычайно важное средство для привлечения внимания воздушной службы спасения.
  2. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива. Важное средство сигнализации: пятно горячей смеси может держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долларовых банкнот.
  3. Пятигаллоновый бочонок воды. Необходим для восполнения потери жидкости в организме в результате потоотделения.
  4. Одна коробка с армейским рационом питания. Основной запас питания.
  5. 20 квадратных футов светопроницаемого пластика. Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
  6. Две плитки шоколада. Резервный запас пищи.
  7. Набор рыболовных принадлежностей. Поставлен ниже шоколада, потому что "синица в руках лучше журавля в небе". Рыбу еще поймать нужно.
  8. 15 футов нейлоновой веревки. Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.
  9. Подушка сидения (одобрена как плавсредство службой спасения на водах_. Если кто окажется за бортом ее можно использовать как спасательное средство.
  10. Реппелент для отпугивания акул. Можно использовать в качестве реппелента, чтобы отпугивать акул.
  11. Одна кварта пуэрто-риканского рома. 80% крепость достаточна, чтобы использовать ром как антисептик в случае травм. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет ненужную жажду.
  12. Транзисторный приемник. Бесполезен, т.к. не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.
  13. Карты Тихого океана. Бесполезны в отношении другого навигационного средства. И вообще, не важно, где находитесь вы. Важно, где находятся корабли.
  14. Противомоскитная сетка. Посреди Тихого океана москитов не бывает.
  15. Секстант. Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.

Главным образом, без средств сигнализации нельзя спастись. В большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы.

Вопросы для закрепления.

1. Дайте определение предмета психологической диагностики.
2. Назовите время появления психодиагностики.
3. Укажите автора термина "психодиагностика".
4. Какие науки предшествовали возникновению психодиагностики.
5. Что является предметом психологической диагностики.
6. Как называют психологическую диагностику за рубежом.
7. Назовите предмет психодиагностики по Б.Г.Ананьеву.
8. Назовите предмет психодиагностики на современном этапе развития психологической науки.
9. Укажите отрасли психодиагностики.
10. Рассмотрите связь психодиагностики с другими науками.
11. В чем сущность психологической диагностики.
12. Укажите значение психологической диагностики.
13. Перечислите задачи психодиагностики на современном этапе развития психологической теории и практики.


 

АНКЕТА

Уважаемые родители!

В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного воспитания зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем.
Поэтому так важно, чтобы в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий родители обычно испытывают трудности. Цель данной анкеты - выяснить в чем особенно затрудняется семья.
Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье.

1. Из каких источников вы получаете педагогические знания?
- слушаете передачи по радио, телевидению;
- из жизненного опыта;
- воспитываете без знаний;
- читаете специальную литературу;
- советуетесь с воспитателем.
2. Помогают ли вам эти знания в воспитании ребенка? Да. Скорее нет, чем да. Нет.
3. Если "НЕТ", то почему? - знания слишком общие; - даются в сложной форме; - не касаются конкретно моего ребенка.
4. С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании вашего ребенка ? - непослушание ребенка; - не поддерживают другие члены семьи; - испытываете недостаток педагогичесикх знаний; - ребенок растет нервным; - ребенок неусидчив, невнимателен; - трудностей нет.
5. Всегда ли едины члены семьи в своих требованиях к ребенку? Всегда. Иногда. Нет единства.
6. Охарактеризуйте сон, аппетит ,эмоциональное состояние вашего ребенка:

1 а) Как от засыпает: быстро или медленно, требует ли чтобы с ним сидели, чтобы не гасили свет и т.д.
б) Как спит: крепко, спокойно или мечется, вскрикивает, плачет, разговаривает во сне.
в) Как просыпается (сразу или нет), в каком настроении: веселый, спокойный, раздражительный, в слезах.
2 а) Как он ест: охотно или нет, выбирает пищу или нет.
б) Быстро ест или медленно.
в) Как предпочитает есть : сам или с помощью взрослого.
3 Замечаете ли вы проявления страха у вашего ребенка
а) в темной комнате
б) при наказаниях, окриках, недовольстве взрослым его поведением или при других обстоятельствах
в) как проявляется страх: ребенок плачет, убегает, зовет взрослых, справляется с этим сам
7. Когда ваш ребенок произнес первые слова?
8. Как говорит ваш ребенок:
- в захлеб
- встречаются запинки в речи
- произносит слова с паузами
- другое
9. Как вы считате соответствует ли речевое развитие возрасту вашего ребенка?
10. Если нет, то почему?
- поздно заговорил
- связано с условиями воспитания
- зависит от взаимоотношений с окружающими людьми/ воспитатель. Члены семьи, окружающие люди
- другое
11. Что необходимо изменить, чтобы речевое развитие ребенка подтянулось?
12. Чему радуется ваш ребенок и что вызывает его огорчение, недовольство, обиду? Какова длительность его переживаний?
13. Какие эмоции наблюдаются в его игре, как он их проявляет: жалеет или наказывает куклу, доброжелателен он или нет к сверстникам?
14. Какова реакция вашего ребенка на запрет:
- делает все наоборот
- упрямство
- выполняет требования
15. Как часто вы разговариваете со своим ребенком?
16. Какими словами, отдельными восклицаниями, междометьями ребенок выражает свои мысли, чувства, эмоции.
17. Как ребенок вступает в отношения со сверстниками
- инициативно, охотно ждет , чтобы с ним заговорили,
- угоняется от отношений
18. Как ребенок вступает в отношения со взрослыми:
- инициативно, охотно
- ждет, чтобы с ним заговорили
- утоняется от отношений
19. Как вы считаете, влияет ли на речевое развитие ребенка поведение отца/матери, других членов семьи?
20. Что необходимо изменить в их поведении, чтобы в жизни ребенка было больше положительных эмоций?
21. Укажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь с ребенком дома:
- читаете
- рассказываете
- приучаете следить за одеждой и обувью
- ходите в парк, лес
- играете / в какие игры
- ничем не занимаетесь
22. Предпочитаете ли оставлять ребенка наедине с игрушками?
23. Разговаривает ли он с игрушками и о чем?
24. Сколько лет вы состоите в браке?
25. Оцените по 5-тибалльной системе каковы, на ваш взгляд, основные ценности брака:
- общность взглядов, культурного и образовательного уровня взаимная любовь
- супружеский долг
- любовь к детям
- взаимная и дружба
- взаимопонимание
- привычка друг к другу
- физическая близость
- семейный уют
- материальное благополучие
- хорошая жилплощадь
26. Советуетесь ли вы с супругом/супругой по различным семейным вопросам Всегда Иногда Нет
27. Какой стиль воспитания перевешивает в вашей семье в отношении к ребенку( выбирается один вариант)
- строгое требование к послушанию
- редкая похвала
- использование наказаний
- запрещение -выполняется большинство пожеланий ребенка
- многое разрешается для развития активности ребенка
- часто используется похвала
- разумная требовательность
- побуждение активности
- самостоятельности ребенка, сотрудничество в выполнении различных дел
28. Какие ласковые слова и как часто вы говорите своему ребенку?
29. При укладывании спать напеваете ли ему колыбельную песню? Какую?
30. Имеют ли место конфликты в вашей семейной жизни?
Если "ДА", то в чем причина:
- несогласованность и несправедливость в распределении домашнего труда
- различное понимание супружеских прав и обязанностей
- хроническая неудовлетворенность каких-либо потребностей - недостатки воспитания
- трудности характера
31. Влияют ли ваши семейные конфликты на эмоциональное состояние ребенка и как?
32. В случае разногласий вы уступаете супругу/супруге? Очень часто. Часто. Очень редко. Никогда. Трудно сказать.
33. Что вы предпринимаете чтобы избежать конфликта ? - уступаете супругу / супруге
- берете на себя выполнение задачи
- стараетесь предусмотреть реакции мужа/жены и меняете свое поведение
34. Кто из родителей заполняет анкету Мать Отец
35. Укажите свой возраст
36. Количество взрослых членов в вашей семье
37. Количество детей в вашей семье
38. Возраст ребенка о котором вы рассказали
39. Пол вашего ребенка: мальчик девочка
40 Кто главным образом занимается воспитанием дочери / сына:
- отец
- другие члены семьи
- все вместе
Спасибо! Успехов вам в воспитании вашего ребенка.

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982.
  2. Беллак Л., Беллак С.С. Руководство по тесту детской апперцепции.-Киев,1995.
  3. Березин Ф.Б., Мирошников Н.П., Романец Р.В. Методика многостороннего исследования личности.-М., 1976.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- С-Пб.,2002.
  5. Бурлачук  Л.Ф. Психодиагностика.- С-Пб., 2002.- 352 с.
  6. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. – Собр.соч.- М.,1983.- Т.5.- с 257-321.
  7. Введение в психодиагностику (под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой.- М.,2000.
  8. Диагностика психического развития: пер.с чешск.(авт.коллектив: Шванцарай и др. –  Прага, 1978.)
  9. Детская психодиагностика и профориентация. – Ростов –на Дону,1989.- 384 с.
  10. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической коррекции в клинике. – М.,1983.
  11. Марищук В.Л., Блудов В.М. Методики психодиагностики в спорте.-М., 1984.
  12. Методы социальной психологии. (Под. ред.Е.С.Кузьминой.- Л.,1977.)
  13. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика. – М., 2001. – 192 с.
  14. Общая психодиагностика (под ред. А.А.Бодалова, В.В.Столина. – МГУ. 1987. – 304 с.)
  15. Общая психодиагностика: основные понятия и определения в кроссвордах. – Мн., БГПУ им.М.Танка, 1999.- 82 с.
  16. Психологическая диагностика (под.ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой.- М.,1997.

Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая  динамика и вопросы психологии. 1968 г.

Педагогическая антропология. Учебное пособие. Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад. – М.,1998. С.5

Аттестация – оценочное заключение, закрепленное в форме документа, присваивающее человеку определенную образовательную или профессиональную квалификацию или должность.

Творческое задание: проранжировать все критерии деятельности дошкольных учреждений.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.