Психодиагностика как наука. - T-группы
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психодиагностика как наука.
Анкета Маудсли
Опросный лист для родителей (эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада)
T-группы
Анкета для родителей (выявление трудностей в воспитании ребенка)
Все страницы

 

Т -группы

Традиционным Т-группам структурированность несвойственна, и содержание их работы полностью определяет инициатива участников. Ниже приведены примеры упражнений, используемых в менее традиционных и, соответственно, более структурированных Т-группах.

Кто я ?

Цель. Это упражнение можно использовать в начале первого занятия в Т-группе. Оно особенно подходит для групп, составленных из совершенно незнакомых  друг с другом людей, которые встречаются впервые. С помощью этого упражнения можно растопить лед в отношениях и быстро познакомить участников друг с другом.

Необходимое время. 30 минут.

Материалы. Бумага, карандаши, ручки.

Подготовка. Специальной подготовки не требуется.

Процедура. Каждый участник получает бумагу и карандаш. Группе даются следующие инструкции.

Проставьте в столбик номера от 1 до 10 и дайте десять ответов на вопрос " Кто я ?". При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции – все, что покажется вам подходящим для того, чтобы описать себя фразой, начинающейся с " Я - …".

Готовый перечень приколите на лацкан пиджака, на блузку или рубашку и расхаживайте с ним по комнате. Подходите к другим, читайте, что у них написано, давайте прочитать то, что написано на вашем листке. Не стесняйтесь комментировать чужие перечни. ( В другом варианте каждый участник оглашает свой список перед группой.)

Потерпевшие кораблекрушение

Цель  В этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах. Кроме того, это упражнение позволяет получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководительства, а также может способствовать сплочению ее участников ( Jones and Pfeiffer, 1975, р.31-32).
Необходимое время. 1,5 часа.
Материалы. Копии инструкции, листы бумаги и карандаши.
Подготовка. Руководитель должен иметь навыки исследования групповых процессов.
Процедура. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание в соответствии со следующими ниже инструкциями.
Вы дрейфуете на некоей частной яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.
Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.
Ваша задача – расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

  1. Секстант.
  2. Зеркальце для бритья.
  3. Пятигаллоновый бочонок воды.
  4. Противомоскитная сетка.
  5. Одна коробка с армейским рационом питания.
  6. Карты Тихого океана.
  7. Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
  8. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
  9. Транзисторный приемник.
  10. Реппелент для отпугивания акул.
  11. Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
  12. Одна кварта пуэрто-риканского рома.
  13. Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
  14. Две коробки шоколада.
  15. Набор рыболовных принадлежностей.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает еще 45 минут для выполнения следующей задачи.
Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

  1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.
  2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

ОТВЕТЫ.

  1. Зеркальце для бритья. Чрезвычайно важное средство для привлечения внимания воздушной службы спасения.
  2. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива. Важное средство сигнализации: пятно горячей смеси может держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долларовых банкнот.
  3. Пятигаллоновый бочонок воды. Необходим для восполнения потери жидкости в организме в результате потоотделения.
  4. Одна коробка с армейским рационом питания. Основной запас питания.
  5. 20 квадратных футов светопроницаемого пластика. Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
  6. Две плитки шоколада. Резервный запас пищи.
  7. Набор рыболовных принадлежностей. Поставлен ниже шоколада, потому что "синица в руках лучше журавля в небе". Рыбу еще поймать нужно.
  8. 15 футов нейлоновой веревки. Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.
  9. Подушка сидения (одобрена как плавсредство службой спасения на водах_. Если кто окажется за бортом ее можно использовать как спасательное средство.
  10. Реппелент для отпугивания акул. Можно использовать в качестве реппелента, чтобы отпугивать акул.
  11. Одна кварта пуэрто-риканского рома. 80% крепость достаточна, чтобы использовать ром как антисептик в случае травм. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет ненужную жажду.
  12. Транзисторный приемник. Бесполезен, т.к. не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.
  13. Карты Тихого океана. Бесполезны в отношении другого навигационного средства. И вообще, не важно, где находитесь вы. Важно, где находятся корабли.
  14. Противомоскитная сетка. Посреди Тихого океана москитов не бывает.
  15. Секстант. Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.

Главным образом, без средств сигнализации нельзя спастись. В большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы.

Вопросы для закрепления.

1. Дайте определение предмета психологической диагностики.
2. Назовите время появления психодиагностики.
3. Укажите автора термина "психодиагностика".
4. Какие науки предшествовали возникновению психодиагностики.
5. Что является предметом психологической диагностики.
6. Как называют психологическую диагностику за рубежом.
7. Назовите предмет психодиагностики по Б.Г.Ананьеву.
8. Назовите предмет психодиагностики на современном этапе развития психологической науки.
9. Укажите отрасли психодиагностики.
10. Рассмотрите связь психодиагностики с другими науками.
11. В чем сущность психологической диагностики.
12. Укажите значение психологической диагностики.
13. Перечислите задачи психодиагностики на современном этапе развития психологической теории и практики.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.