На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Психологические особенности тренинговой группы
Психологические особенности тренинговой группы
Лекции и практикум по психологии - Тренинги

План

1. Определение понятия «тренинговая группа». Преимущества групповой формы работы в психологическом тренинге
2. Классификация тренинговых групп
3. Групповая динамика в тренинговой группе

Список литературы

1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры.
Упражнения [Текст]: монография / В.Ю. Большаков. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 379 с.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] :учебное пособие / И.В. Вачков. - М: Издательство "Ось-89", 1999. - 176 с.
3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга: учебное пособие / И.В. Вачков. - М: Издательство "Ось-89", 1999. - 176 с.
4. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
5. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге [Текст] / Е.В. Емельянова. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.
6. Макаров, Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 128. - С.72-83.
7. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга [Текст]: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003. - 176 с.
8. Шевцова, И.В. Тренинг личностного роста [Текст] / И.В. Шевцова. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

1. Определение понятия «тренинговая группа». Преимущества групповой формы работы в психологическом тренинге

Групповая психологическая работа, по определению Е.В. Емельяновой, - вид психологической помощи людям, объединенным для решения определенных психологических задач. Такая форма работы характерна для психологических тренингов, групп психологической помощи и может быть использована в психологической реабилитации и психологической коррекции. [5, с.80-81].
Тренинговая группа, по определению О.В. Евтихова,- специально созданная малая группа, участники которой при содействии ведущего - психолога включаются в интенсивное общение и взаимодействие, ориентированное на решение разнообразных психологических проблем участников, их самосовершенствование, а также на развитие группы и решение общегрупповых проблем [4, с.15].
Групповая форма психологической работы, в том числе тренинговой, по сравнению с индивидуальной формой имеет ряд достоинств. И.В. Вачков, ссылаясь на работу К. Рудестама, выделяет ряд преимуществ психокоррекционной и психотерапевтической работы в группах [2,3].
1) Групповой опыт противодействует отчуждению человека, помогает решению межличностных проблем участников группы. В группе человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих людей подобное открытие оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
2) Группа отражает общество в миниатюре. В группе происходит моделирование системы взаимоотношений участников, характерное для их реальной жизни. Проявляются и становятся очевидными такие явления как давление партнеров, социальное влияние и конформизм, конкуренция. Это дает возможность участникам группы увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности не очевидные в житейских ситуация закономерности общения и поведения свои и других людей.
3) В группе существует возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В реальной жизни не все люди могут получить искреннюю обратную связь без оценки со стороны других людей, отлично понимающих сущность их переживаний, поскольку сами они переживают то же самое.
4) В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. В реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания. Тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям.
5) В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Возникающие в результате этого сопереживание, эмпатия, симпатия, интерес к другому, привязанность способствуют личностному росту и развитию самосознания участников тренинга.
6) Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого. Этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе. Создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе играет конструктивную роль, активизируя групповые процессы. Задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе.
7) Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Иначе, чем в группе, через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
8) Групповая форма предпочтительней в экономическом плане: для участников группы работа в тренинге стоит дешевле, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна). Психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.

2. Классификация тренинговых групп

Классификация тренинговых группы - выделение их видов на основе характеристик их участников: возраста, пола, социальной деятельности, степени знакомства, сходства характеристик участников группы. Ниже представлены выделяемые по разным основаниям виды тренинговых групп [7].


Таблица1 Классификация тренговых групп

Основание
классификации

Виды групп

Возраст участников

Детская группа

Дети раннего возраста (до 4-5 лет)
Дошкольники
Младшие школьники

Подростковая группа

Подростки

Взрослая группа

Группа молодежи
Группа людей среднего возраста
Группа пожилых людей

Пол участников

Женская группа

Мужская группа

Смешанная по полу группа

Однородность состава участников

Гомогенная (однородная)группа Гетерогенная (разнородная) группа

Основные признаки, по которым комплектуют группы, - пол, возраст, национальность, уровень образования, уровень          развития           интеллекта,
социальный           статус,            характер
психологических          проблем,         тип
личности        и       стиль         поведения,
ценностные ориентации, цель участия в тренинге, профессия

Степень знакомства участников

Группа незнакомых участников

Группа слабознакомых участников

Группа хорошо знакомых участников

Ведущая социальная
деятельность
участников

Группа предпринимателей

Группа менеджеров

Группа государственных служащих

Группа политиков и общественных деятелей

Группа учащихся

Группа педагогов

Группа врачей

Группа торговых работников

Групповая динамика


В тренинговой группе как в малой социальной группе разворачиваются процессы, свойственные всем социальным группам. Г рупповая динамика - процессы развития группы во времени, обусловленные взаимоотношениями и взаимодействием и ее членов [4]. Групповая динамика в тренинговой группе представлена совокупностью
внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности группы. Это
- стадии развития группы,
- нормообразование,
- групповая сплоченность,
- групповые роли,
- феномен лидерства.
И.В. Вачков пишет, что эти закономерности групповой динамики характерны для групп разных по составу, возрасту, полу, профессиональной направленности и служебному статусу [2,3].
Фазы (стадии) развития группы
Группа должна развиваться для того, чтобы приобрести терапевтическую и коррекционно-развивающую способность. То, как происходит развитие группы, зависит от 1) типа ее организации, 2) роли и позиции ведущего, 3) его индивидуального стиля ведения группы. Тренеру важно знать стадии развития группы для того, чтобы управлять ее динамикой.
Большинство авторов выделяет четыре основные фазы (стадии) развития тренинговой группы. Следует отметить, что на протяжении тренинговой работы в развитии группы присутствуют все четыре стадии одновременно, но их соотношение меняется, и в каждый момент основной является определенная стадия [1].
В работах разных авторов названия стадий и характеристика отношений в группе на каждой стадии могут отличаться, но изучение различных работ позволяет сформировать целостное представление о стадиях развития группы в тренинге.


Таблица 2.Стадии развития группы в тренинге

Автор

Большаков В.Ю. Никандров В.В.

Вачков И.В. Митина Л.М.

Макшанов С.И. Евтихов О.В.

Стадии
развития
группы

  1. Стадия знакомства участников         группы друг с другом и тренером
  2. Стадия агрессии (Фрустрационная)
  3. Стадия устойчивой работоспособности
  4. Стадия распада группы (умирание)
  1. Стадия «подготовка участников                     к поведенческим изменениями»
  2. «Кризис в развитии тренинговой группы»
  3. Стадия «Осознание»
  4. Стадия «Переоценка»
  5. Стадия «Действия»
  1. Фаза ориентации и зависимости
  2. Фаза притирки и конфликта
  3. Фаза сотрудничества и          целенаправленной деятельности
  4. Фаза          завершения (умирания группы)

Стадия знакомства. На этой стадии каждый участник группы приветствует тренера и других участников, сообщает краткую информацию о себе. Все присматриваются к ведущему и друг к другу. Кто- то из участников проявляет интерес к другим, кто-то в качестве защиты демонстрирует скептическое отношение к происходящему. Они выполняют общепринятые в начале работы действия и не стараются донести до тренера и до других членов группы свои чувства и мысли.
Во время представления себя группе участники сохраняют и проявляют характеристики поведения, приобретенные ими в тех социальных группах, в которые они входят, сформированные в предыдущем социальном опыте, а тренинговая группа еще только начинает оказывать влияние. Поэтому ведущему важно наблюдать, как участники говорят о себе, что они в этот момент делают, какие сведения о себе сообщают.
На этой стадии начинает формироваться групповая сплоченность. В начале первого занятия участники группы знакомятся. Например, они, сидя в круге каждый на своем стуле, называют имя и фамилию и рассказывают о себе. Выполняя ритуал знакомства, как пишет В.Ю. Большаков, участники группы признают наличие общих интересов (например, профессиональных или досуговых), демонстрируют готовность участвовать в работе группы. Они сообщают цели, для достижения которых пришли на занятия, свои ожидания от работы. Несмотря на различие их целей и ожиданий, участники объединяются в группу и участвуют в тренинговой работе [1].
В этот период группа ориентирована на ведущего и зависима от него. Участники воспринимают его как единственного организатора и посредника общения между ними. От ведущего ждут управления и инструкций. В процессе работы он присматривается к группе, анализирует интересы и стремления ее членов.
Время существования группы на этой стадии во многом зависит от категории участников и стиля ведения группы тренером. Успешным результатом для группы является хорошее запоминание имен друг друга, рассказов партнеров по группе о себе. У каждого участника складываются представления «понравились» - «не понравились» о двух-трех других участниках.
Стадия агрессии (фрустрационная). Начинается одновременно со стадией знакомства, протекает параллельно ей и продолжается тогда, когда стадия знакомства уже завершилась. На этой стадии группа готовится к решению задач и достижению целей, формируя свою собственную структуру, создавая правила своей деятельности. Ведущему важно контролировать процессы в группе и направлять внимание группы на рефлексию происходящего.
В группе происходит активное распределение ролей: «лидера», «приверженца лидера», «эксперта», «оппозиционера», «отверженного». В ходе тренинга роли и их распределение могут меняться. Эта стадия сопровождается напряженностью, враждебностью, агрессией в отношениях между участниками. На этой стадии также возможна открытая конфронтация участников с ведущим.
Участники группы высказывают и демонстрируют притязания на определенную роль. Так, человек, стремящийся быть лидером, говорит громким уверенным голосом, подчеркивает во время представления себя свой опыт в решении определенных задач, размашисто жестикулирует. На роль лидера в группе может притязать кто-то еще. Другие члены группы могут проявлять себя как «самого умного», «самого оригинального», «самого красивого», «самого независимого».
Появляется стремление к соперничеству. Как правило, соперничают те, кто претендует на одну и ту же роль в группе. В.Ю. Большаков рассматривает ряд возможных исходов соперничества за роль лидера [1].
- Признание претендентами на лидерство друг друга, объединение и совместное руководство участниками группы.
- Разбиение группы на две части претендентами на лидерство.
- Один из притязающих на роль лидера уступает другому претенденту и выбирает другую социальную роль.
- Отказ обоих претендентов от роли лидера.
- Открытое соперничество: обмениваются колкостями,
соревнуются между собой, демонстрируют ум, волю, артистизм, приближают к себе, заручаются поддержкой одних участников и отталкивают других.
После определения в группе лидера и места других участников относительно лидера в группе может появиться «отверженный». Этому способствуют: наличие в группе человека, выполняющего эту роль в реальной жизни; поддержка лидером отвержения и унижения кого-либо из участников; стремление участников группы к самоутверждению (например, в подростковом возрасте); неуверенность лидера в своем положении и демонстрация им силы и власти.
Проявления враждебности и агрессии также могут быть между участниками, которые негативно оценили друг друга на стадии знакомства и испытали взаимную неприязнь друг к другу.
Конструктивная помощь участников друг другу еще отсутствует или слабо выражена. Преобладают лишь оценки и советы.
Успешность каждого члена группы на этой стадии ее развития можно оценить, учитывая его ролевые притязания. Об успешности группы можно говорить, когда соперничество не переходит в унижение, его результаты признаны всеми участниками группы, оно прекратилось без специального вмешательства тренера.
Стадия устойчивой работоспособности. Развитие группы достигло данной фазы, если у участников возникло чувство принадлежности к ней, выработались общие ценности, появилось доверие, искренность в выражении чувств и осознание общего «МЫ». Теперь участники могут открыто рассказывать о своих проблемах. Они раскрепощаются, уже не ощущают необходимости работать на свой авторитет, статус, его повышение с точки зрения престижности той или иной роли, имеющейся у каждого участника тренинга. Именно на этой стадии группа приобретает терапевтическую способность и способность обеспечить развитие личности.
Стадия распада (умирания) группы. После полного выполнения поставленной задачи, в случае решения в ходе занятия всех вопросов, интересующих группу, она заканчивает свое существование как социальная структура. Для того, чтобы после окончания тренинга у участников не оставалось тягостного чувства, ведущему следует направленно строить работу на завершение тренинга. Участники должны быть эмоционально подготовлены жить вне группы. Иначе они могут разочароваться, растерять накопленный опыт или отказаться от всех приобретений, полученных в тренинге.
На этой стадии члены группы обсуждают пережитый всеми участниками опыт, проговаривают достигнутые положительные изменения, соотносят их с реальными жизненными ситуациями в прошлом и будущем. Подобное соотнесение позволяет оценить степень приближения результатов тренинга к ожиданиям участников и смоделировать оптимальные схемы поведения на будущее.
Важным является выполнения ритуала прощания: вручения
документов об окончании тренинга, обмен адресами и телефонами, планы дальнейшей совместной работы.

Нормообразование

Термин норма в психологии имеет разное значение. Когда речь идет о формировании норм во взаимоотношениях участников и ведущего тренинговой группы, то имеют ввиду социальные нормы. Это выработанные, принятые и признанные в социальной группе правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность взаимодействия людей и групп. В.В. Никандров относит к групповым нормам не только правила, образцы, стандарты, но и мнения, ценности группы [7, с.124]. В литературе, посвященной тренинговой работе, вместо слова «норма» используют слова «правила», «соглашения».
Наличие групповых норм является обязательным компонентом тренинга. Они формируются на первой стадии групповой динамики, как правило, на первом тренинговом занятии. Для этого ведущий выбирает время, определяет этап тренингового занятия, организует диалог со всей группой [8,с.17-32]. В ходе диалога он сообщает и аргументирует правила, обязательные для соблюдения всеми участниками группы, а также побуждает их к обсуждению и принятию правил, которые необходимыми для работы данной группы.
По определению В.В. Никандрова, нормообразование - это «выработка групповых мнений, правил, ценностей» [7, с.124].
Ведущему важно осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Существуют нормы, характерные для работы и обязательные для всех тренинговых групп: конфиденциальность, режим групповых занятий, безоценочное отношение к участникам. Наряду с ними тренинговая группа также может выработать свои нормы, присущие этой группе и специфичные для нее. Нормы начинают действовать в тренинговой группе с первого мгновения ее функционирования.
Приведем примеры некоторых норм.
- Конфиденциальность - личная информация о конкретных участниках, остается между членами тренинговой группы и не разглашается другим людям.
- "Здесь и теперь"- предметом анализа участников группы являются процессы в группе, чувства, мысли ее участников, появляющиеся в данный момент времени.
- Искренность и открытость-получение и предоставление другим честной обратной связи.
- Принцип Я-высказывание собственных возникающих чувств, мыслей; построение высказываний с использованием личного местоимения «Я», от себя.
- Активность - обязательное участие всех членов группы в процедурах и упражнениях тренинга.

Групповая сплоченность

Групповая сплоченность как характеристика отношений в тренинговой группе проявляется во взаимной эмоциональной притягательности членов группы, их взаимном тяготении друг к другу, потребности участвовать в работе группе и сотрудничать при решении общих задач, удовлетворенности группой, доверии, откровенности участников. Ее формирование важно для
- решения задач тренинга,
- действенности и эффективности групповой работы,
- атмосферы безопасности в группе и ощущения одними участниками поддержки со стороны других участников и группы в целом,
- самораскрытия участников группы,
- сближения участников группы и прочности, устойчивости групповых отношений,
- возможности открытой конфронтации мнений, что в сочетании с конструктивным отношением к критике является одним из средств коррекции установок, изменения в поведении и позициях участников,
- устойчивости участников к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, преодоления кризисов в развитии группы, сохранения группы от распада.
Групповой сплоченности способствует ряд факторов:
- атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
- согласование целей работы группы с индивидуальными потребностями ее участников;
- удовлетворение в группе личных потребностей ее участников в безопасности, принятии, признании;
- ожидание участниками пользы от участия в тренинге;
- симпатии между участниками группы, их взаимное тяготение;
- совпадение интересов, взглядов, ценностей участников группы;
- активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
- привлекательность ведущего тренинга как образца, модели оптимально функционирующего участника; его престиж;
- использование тренером упражнений, направленных на развитие сплоченности;
- наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;
- присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников;
- достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю; нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати).
Факторами снижения групповой сплоченности могут быть:
- знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга, что может приводить к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;
- неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;
- отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим;
- возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп, что особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек.

Групповые роли

По определению В.В. Никандрова«роль - социальная функция личности, вытекающая из ее положения (статуса) в данном сообществе и исполняемая в форме нормативно одобряемого этим сообществом поведения» [7, с.109]. Роли в тренинговой группе:
- межличностные,
- члены группы их принимают добровольно,
- могут быть выбраны участниками как осознанно, так и неосознанно под влиянием стихийно складывающейся ситуации и как реализация склонностей и способностей участников,
- могут появляться и проявляться непредсказуемо, стихийно,
- определенные и конкретные правила их исполнения и санкции (поощрение и наказание) отсутствуют [7, c.110-111].
Роли в тренинговой группе могут быть распределены организованно или спонтанно. При организованном распределении ведущий и участники обсуждают роли, согласуют их с целями группы, возможностями и желаниями участников. При спонтанном распределении участники приобретают роли в процессе конкуренции за престижную или привычную позицию. Каждый из этих способов имеет преимущества и недостатки.

Таблица 3. Преимущества и недостатки способов распределения ролей в группе

Способы распределения ролей в группе

Преимущества

Недостатки

Организованный

  1. Знакомство участников с широким репертуаром ролей
  2. Возможность               их бесконфликтного распределения                       и перераспределения в целях обогащения             социально
    психологического опыта
  1. Искусственность структурирования группы
  2. Возможность формального исполнения ролей
  3. Поверхностность групповых процессов

Спонтанный

  1. Естественность процесса         распределения
    ролей
  2. Глубокие переживания
  1. Репертуар ролей узкий
  2. Возможность получения разнообразного социально-психологического опыта ограничена

Роли в тренинге воплощают функции, которые выполняют участники в отношениях «по вертикали» - «доминирование - подчинение» - и по «горизонтали» - «любовь - ненависть» [7]. Содержание ролей ориентировано на обеспечение взаимодействия участников группы для решения целей и задач группы и оказание помощи в их решении.

Таблица 4 Роли участников тренинговой группы

Название роли

Положение в системе Межличностных отношений

Функция

Лидер

Доминирующее

Объединяет вокруг себя членов группы
Стимулирует их работу. Регулирует межличностные отношения
Решает спорные вопросы Защищает групповые нормы, ценности, традиции; контролирует их соблюдение

Лидер оппозиции

Доминирующее внутри своей фракции,                 противостоит
основному лидеру и претендует на его место, склоняет на свою сторону других членов группы

Лидерские функции в пределах своей подгруппы
Аккумулирует               противоречия,
неодобрения, обиды

Эксперт

Приближен к лидеру больше других приверженцев, может влиять на лидера

Дает              лидеру              полезные
рекомендации и советы

Помощник
лидера

Приверженец лидера, ближе к лидеру, чем другие члены группы

Поддерживает лидера и выполняет его решение

Независимый

Не желает подчиняться кому- либо по ходу развития группы может примкнуть к основному лидеру либо         сформировать           ему
оппозицию
Сознают необходимость
единства действий ради общего успеха

Отражение ошибок лидера и его окружения

Жертва

Интересы                   значительно
ущемлены в пользу лидера или группы без соответствующей морально-психологической компенсации
Может отколоться от группы или сотрудничать в ней

Примиряет членов группы

Козел отпущения

Жертва,                             которой
приписываются промахи и ошибки остальных. Может отказываться от
совместной деятельности Может переходить в стан опозиции.

Объект размещения злости других членов группы

Аутсайдер

Игнорируемый                  членами
группы, отлучается от нее, оттесняется на периферию

 

Обвинитель

Возлагает вину за неудачи на других, часто задавая вопрос «Кто виноват?» не ищет ответа на вопрос «Что делать?»

Негативная и неконструктивная критика действий и поступков других членов группы

Феномен лидерства

С самого начала существования тренинговой группы в ней происходит распределение ролей между участниками. В большинстве тренинговых групп в ходе их развития появляются один или более лидеров. При возникновении в группе нескольких лидеров происходит их более интенсивное взаимодействие, а возможно, и конфликты.
Человек, претендующий на место лидера, стремится к превосходству и, как правило, действительно в чем-то превосходит остальных. Лидер по сравнению с другими участниками тренинга обычно более активен и в большинстве случаев является источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Поскольку лидер отражает интересы группы, он является и своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам и не подрывали единства группы.

Контрольные вопросы

1) Сформулируйте определение понятия «тренинговая группа».
2) Назовите преимущества групповой тренинговой работы.
3) Назовите признаки для классификации тренинговых групп и виды тренинговых групп, выделяемые на основе каждого признака.
4) Сформулируйте определение понятия «групповая динамика».
5) Какие явления, связанные с развитием отношений участников группы, относят к групповой динамике?

Источник: Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.