На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Тест на изучение сплоченности в коллективе и ценностно-ориентационное единство
Тест на изучение сплоченности в коллективе и ценностно-ориентационное единство
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

ТЕСТ НА ИЗУЧЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО

 

Совпадение принятых в коллективе ценностей является  надежным

показателем уровня развития коллектива.(См.  работы А.В.Петровского, например "Психология коллектива").Предлагаемая методика диагностирует уровень совпадения ценностей, а значит и уровень развития коллектива.

Кроме того, данная методика позволяет определить доминирующие ценности исследуемой группы.  При обработке по  типу  социометрии

можно получить   данные о структуре взаимоотношений в исследуемой  группе.

Полученный материал важен для работы руководителей  коллективов как на производстве, так и в школе.

Оценка ценностно-ориентационного единства группы.

 

Инструкция.

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) группы можно замерить

помощью методики "Ценностные ориентации" Рокича (адаптированная Ядовым).

Определяется ЦОЕ группы в 2 этапа:

1 этап - индивидуальная диагностика членов группы по методике

"Ценностные ориентации";

2 этап - анализ и  вычисление  корреляционной  зависимости  ценностных

ориентаций членов группы.

 

Этап 1.

Каждый человек выделяет для себя то главное, к чему  он хотел бы стремиться. Это и  определенные  цели,  которых  необходимо добиться (ценности-цели), и вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для их достижения (ценности-средства).

 

Именно неповторимая и уникальная, но присущая каждому человеку система терминальных (ценности-цели)  и  инструментальных (ценности-средства) ценностей и образует ценностные ориентации личности, которые глубинно и обобщенно определяют весь строй поведения и

деятельности.

 

АНКЕТА ЦО (Т)

Ниже приведен список наиболее обобщенных ценностей человеческой жизни. Прочитайте весь список и  проставьте  в  колонке  слева

(предварительный выбор) цифры от 1 до  18,  соответствующие значимости этих ценностей для вашей личной жизни. (1 - самая важная для

вас ценность, 2 - менее важная ценность и т.д. до 18).

 

После этого, просмотрите порядок расстановки  ценностей, внесите, если есть необходимость, изменения и окончательный выбор занесите в колонку справа.

Будьте внимательны!

 

 

Предварительный         Ценности жизни             Окончательный

выбор                                                              выбор

 

Активная деятельная жизнь

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

Здоровье (физическое и психологическое)

Интересная работа

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений, жизнь с комфортом)

Наличие хороших и верных друзей

Хорошая общая обстановка в стране, в нашем обществе

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива,товарищей)

Познание (интеллектуальное развитие, расширение образования, общей культуры)

Равенство (равные возможности для всех)

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

Свобода как независимость в поступках и действиях

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческой деятельности)

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Удовольствия (жизнь полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

 

АНКЕТА  ЦО (И)

 

Ниже приведен список качеств личности. Прочитайте весь список и проставьте в колонке слева (предварительный выбор) цифры от 1 до

18, соответствующие значимости этих качеств для достижения целей в

жизни, которые вы перед собой поставили (1 -  самое  значимое  для

вас  качество, 2 - менее значимое и т.д. до 18).

 

Затем просмотрите весь порядок расстановки качеств  по значимости, внесите необходимые коррективы и окончательный  выбор зане-

сите в колонку справа.

Будьте внимательны!

 

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах)

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

Высокие запросы (стремление достичь максимального успеха)

Жизнерадостность (чувство юмора)

Исполнительность (дисциплинированность)

Независимость (способность действать самостоятельно, решительно)

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить,принимать продуманные решения)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

Твердая воля,умение настоять на своем,не отступать перед трудностями)

Терпимость к взглядам и мнениям других умение прощать ошибки и заблуждения

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные  вкусы, обычаи, привычки)

Честность,правдивость,искренность

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Чуткость, заботливость

 

Этап 2. Обработка результатов и вычисление величины ЦОЕ.

1) Результаты (ранжированные списки терминальных и инструментальных ценностей) всех членов группы сводятся в единую таблицу.

2) Вычисляется средний ранг для каждой ценности в списке терминальных и в списке инструментальных ценностей.

3) Анализируется степень близости ценностных ориентаций членов группы. Это может быть сделано качественно или количественно.

Качественное сопоставление - анализируются первые и последние 6 ценностей в списках ценностей группы и индивида.

Если расхождение в рангах не превышает плюс-минус 2, то эта ценность отмечается как совпадающая.

Если у 70% группы большинство ценностей попадают в промежуток рангов плюс-минус 2, то можно считать о высоком ЦОЕ группы.

 

Количественное сопоставление.

Вычисляется коэффициент ранговой корреляции между групповой иерархией ценностей и индивидуальной.

Коэффециент ранговой корреляции:

6  d

r = 1 - -------

n - n

где d - разность рангов i-го признака,

n - количество ранжируемых признаков (в данном случае - 18),

а n (n-1) = 306;

Если у 70% группы коэффициент корреляции более 0,5, то можно считать, что в группе высокий показатель ЦОЕ.

Литература: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. Ядова. Л. Наука. 1979 г.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.