На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Психологический тренинг с родителями детей и подростков
Психологический тренинг с родителями детей и подростков
Лекции и практикум по психологии - Тренинги

План

1. Цель, задачи, виды психологических тренингов с родителями детей и подростков
2. Компоненты и этапы реализации программы психологического тренинга с родителями детей и подростков
3. Особенности организации и проведения психологического тренинга с родителями детей и подростков
4. Эффекты психологического тренинга с родителями детей и подростков

Список литературы

1. Гринберг, С.Н., Савельева, Е.В., Вараева, Н.В., Лобанов, М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги [Текст] / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанов. - СПб.: Речь, 2007. - 352 с.
2. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (психологи, педагоги, родители) [Текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова- Робертс. - СПб.: Речь, 2007. - 224 с.
3. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2005. - 190 с.
4. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. -СПб.:Речь, 2005. - 176 с.
5. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2005. - 150 с.
6. Психологический тренинг детско-родительских отношений: Методические материалы для педагогов-психологов
7. Хухлаева, О.В. Работа психолога с родителями: концепции и технологии [Электронный ресурс].
8. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2008. - 160 с.
В последнее время направление, использующее групповые формы обучения, консультирования и терапии родителей детей и подростков, стало востребованным и получило развитие. Личностно-ориентированная модель взаимодействия с ребенком, используемая в образовании и социальной работе, связана с приоритетом семейного воспитания над общественным воспитанием. И.М. Марковская обращает внимание на то, что взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом социального взаимодействия. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели взаимодействия с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение [5]. С.Н. Гринберг считает, что семья обладает преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере заботы, поддержки, любви, понимания, уважения. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей [1].
Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семейных отношениях, воспитательная работа в образовательном и социальном учреждении строиться с учетом этого фактора. Во-первых, необходимость организовывать работу с родителями детей и подростков вызвана заботой о благополучном индивидуальном развитии ребенка. Во- вторых, создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника или школьника. Именно поэтому необходимо такое взаимодействие психологов, педагогов и родителей, когда родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым осознавая свою родительскую позицию, лучше понимая и налаживая взаимоотношения с детьми и подростками, а педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками [2].Родители во взаимодействии с психологами и педагогами могут выступать в роли: ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, экспертов, если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель, консультантов, организаторов.
И.М. Марковская пишет, что в детско-родительских отношениях «родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения.... Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен» [5, с.67].
Значение организации и проведения тренингов с родителями детей и подростков состоит в том, что 1)анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя со стороны «глазами других», и тем самым объективизировать свое поведение. Родители лучше начинают понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом их осознанного выбора, а обычно перенимаются ими от своих родителей, близкого социального окружения, СМИ; 2) приносит больший эффект, чем индивидуальное консультирование; 3) способствует большей удовлетворенности психолога результатами своего труда.
В работах отечественных психологов И.М. Марковской [5], О.В. Хухлаевой [7,8] определены цели и задачи психологических тренингов с родителями детей и подростков.

Таблица 13. Цели и задачи психологического тренинга с родителями детей и подростков

Автор

Хухлаева О.В.

Марковская И.М.

Цель
тренинга

Обучение                   родителей
способам              оптимизации
взаимодействия с детьми

Способствовать          установлению          и
развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи
тренинга

  1. Мотивирование                        и формирование позитивного отношения к тренингу
  2. Формирования            системы представлений участников в сфере общения с детьми
  3. Формирования конкретных умений во взаимодействии с детьми
  1. Расширение                                            возможностей понимания своего ребенка
  2. Улучшение рефлексии            своих взаимоотношений с ребенком
  3. Выработка     новых  навыков взаимодействия с ребенком
  4. Активизация коммуникаций в семье

1) Тренинги взаимодействия с детьми общего характера (Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»).
2) Тренинги взаимодействия с детьми определенного возраста: с ребенком раннего возраста, с дошкольником, младшим школьником, подростком (Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства», Карпова Е.В., Лютова-Робертс Е.К. «Цикл занятий «Вместе с мамой»).
3) Тренинги взаимодействия с детьми, имеющими определенные
трудности развития: агрессивными, гиперактивными,
тревожными, аутичными (Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (агрессивными, гиперактивными, тревожными, аутичными»).
- По составу участников
1) Для родителей.
2) Для родителей и детей.

Компоненты и этапы реализации программы психологического тренинга с родителями детей и подростков

Программа психологического тренинга с родителями детей и подростков должна включать в себя компоненты [5]:
- Диагностический - психологическая диагностика взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением тренинга, во время проведения занятий, после проведения тренинга для выявления его эффектов.
- Информационный-знания, которые ведущий дает родителям, и которые получают родители в процессе тренинга.
- Развивающий- формирование и закрепление навыков взаимодействия с ребенком, развитие рефлексии, самопознания и познания ребенка.
Этапы реализации программы могут быть следующие:
- центрация на ребенке,
- центрация на взаимоотношениях и взаимодействии с ребенком,
- центрация на личности родителя.
Содержанием работы на первом этапе тренинга - центрация на ребенке - являются трудности, испытываемые родителями во взаимодействии с детьми, организация мировосприятия детей и взрослых,
осознание потребностей и переживаний, свойственных ребенку и подростку, актуализация прав, желаний, интересов детей и взрослых.
Содержанием работы на втором этапе тренинга - центрация на взаимоотношениях и взаимодействии с ребенком - становятся особенности и проявления принимающего и непринимающего поведения родителей, цели и приемы активного слушания, анализ способов их взаимодействия с детьми.
На третьем этапе - центрация на личности родителя - содержание занятий включает овладения родителями способами эффективной коммуникации, разрешения конфликтов с детьми и подростками, принципы использования поощрений и наказаний, осознание родителями своих потребностей, позиций и состояний во взаимодействии с личностных проблем, проявляющихся во взаимодействии с людьми, в т.ч. и с детьми.

Особенности организации и поведения психологического тренинга с родителями детей и подростков [7]

1) Рекомендуется формировать группы на добровольной основе. Группы могут быть проведены на базе образовательных и социальных учреждений, психологических центров, мест отдыха.
2) В группу может входить от 7 до 12 человек. Как правило, в группу входят родители, имеющие детей близкого возраста.
3) Группу могут посещать один или сразу двое родителей, иногда они могут меняться. Это могут быть и близкие родственники (бабушка), но обязательно те, кто непосредственно занимается воспитанием ребенка.
4) Мотивирование и формирование позитивного отношения к тренингу.
Прежде, чем принимать решение о проведении тренинга, необходимо подумать, зачем для данной группы родителей необходим именно тренинг, какие преимущества и результаты получать родители и сможем ли специалист создать ситуацию, в которой мотив к участию будет сильнее сопротивления. Родители детей и подростков могут не знать, зачем им нужен тренинг, чего можно ожидать от участия в нем, а взаимодействие и деятельность участников в тренинге совершенно незнакомы по жизненному опыту. Поэтому предложение ведущего об участии в тренинге и первый опыт участия в группе могут вызвать у родителей страх и, возможно, агрессию по отношению к ведущему. Агрессия может не проявиться на самом тренинге, то есть родитель исполнит все необходимые правила и выполнит упражнения, но сильные негативные чувства к психологу могут остаться надолго. На дальнейшие встречи с психологом такой родитель не придет.
Задача мотивирования родителей к участию в тренинге выполнима только при наличии у них доверия к ведущему, а также сильной мотивации к принятию правил школы. Исходя из этого, можно рекомендовать проводить тренинг либо с родителями, с которыми «пройден длительный путь», либо с родителями первоклассников, которые будут готовы на все, даже на тренинг, чтобы помочь своим детям успешно адаптироваться к школе.
5) При составлении плана и программы тренинга следует учитывать возрастные, интеллектуальные, личностные особенности родителей и их детей.
6) Формирование у родителей детей и подростков системы представлений в сфере общения с детьми. В тренинг необходимо включать информационный блок, содержание которого целесообразно равномерно распределять на все занятия тренинга. Часть информации лучше представить в виде информационных обзоров, схем, таблиц, которые ведущий раздает родителям для работы с ними на занятии.
7) Ведущему следует избегать давать готовые советы. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствует решению задач тренинга, она блокирует их активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для успешной работы.
8) Можно делать наряду с занятиями для родителей совместные занятия с детьми и подростками.
9) Рекомендуется давать родителям домашние задания. Их выполнение позволяет родителям применять в реальных условиях полученные на занятиях знания и умения, осознавать происходящее с ребенком в отношениях с ними, формирует способность самостоятельно воздействовать на ребенка и взаимодействовать с ним.

Эффекты психологического тренинга с родителями детей и подростков

Основным результатом психологического тренинга с родителями детей и подростков является способность самостоятельно решать возникающие во взаимодействии с ними проблемы. И.М. Марковская на основе анализа опроса родителей выделяет следующие группы изменений [5].
1) Изменения, которые произошли с самим родителем. Это улучшение рефлексии, способности к самонаблюдению, осознание своего поведения, меньшая ориентация на мнения других, эмоциональная саморегуляция: «Стала больше прислушиваться к своему поведению; пытаюсь по-новому общаться с ребенком, хотя это и очень трудно», «Начала более осознанно подходить к тому, что происходит», «Стала чаще себя ставить на место детей».
2) Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений и взаимодействия между родителем и ребенком. Это лучшее понимание друг друга, меньше конфликтов, большая открытость: «Стала лучше понимать сына. Меньше обид с его стороны, «Теперь я больше доверяю своему ребенку».
3) Изменения, произошедшие с детьми. Это улучшение эмоциональной регуляции, проявление положительных черт характера: «Я стала спокойнее, а дети отзывчивее», «Сын стал более охотно выполнять свои обязанности по дому».
4) Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений с другими членами семьи: «Улучшились отношения с мужем тоже», «Я стала больше понимать своих родителей».

Контрольные вопросы
1) В чем состоит значение проведения психологических тренингов с родителями детей и подростков?
2) Какова цель проведения психологических тренингов с родителями детей и подростков?
3) Какие признаки могут быть положены в основу классификации тренингов для родителей детей и подростков? Какие виды тренингов могут быть выделены по этим признакам?
4) Какие компоненты входят в состав программы
психологического тренинга для родителей детей и подростков?
5) Какие существуют этапы реализации программы
психологического тренинга для детей и подростков?
6) Каким требованиям необходимо следовать при организации психологического тренинга с родителями детей и подростков?
7) Какие изменения возможны в результате реализации программы тренинга для родителей детей и подростков?
Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.