Страница 3 из 8
3. Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Одной из основных составляющих психического развития в дошкольном возрасте выступает психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Подготовка ребенка к школьному обучению – многосложная задача, охватывающая все сферы его жизни. Психологическая готовность к школе – это достаточный и необходимый уровень психического формирования ребенка для того чтобы можно было в достаточной мере освоить школьные учебные программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность проявляются в уровне развития интеллектуальной, мотивационной, произвольной и речевой сферах. Обе готовности важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка характеризовалась успешностью, а также произошла быстрая адаптация к новым условиям и безболезненный вход в новую систему отношений. Следует рассмотреть основные составляющие психологической готовности ребенка к обучению в школе: - физическая готовность - это уровень того, как ребенок физически подготовлен, тот результат, который он достигает при выполнении двигательных активных действий необходимых в деятельности; - мотивационная готовность определяет отношение к учебной деятельности как значимому общественной делу, выражающаяся в стремлении приобрести новые знания, то есть данная готовность определяет желание ребенка учиться в школе для развития любознательности; - личностная готовность характеризует отношение к себе, учебному процессу, учителям и сверстникам; - умственная готовность - это высокий уровень сформированности познавательных процессов (логическое мышление, память, внимание, восприятие); - эмоционально-волевая готовность выражается в умение действовать в соответствии с образцом и проводить контроль путем соотношения как с эталоном поведения; - готовность общаться - умение у ребенка произвольно общаться с взрослыми и сверстниками на разнообразные темы. При поступлении ребенка в школу у него должно присутствовать желание идти туда, то есть, мотивация обучения, должна быть развита социальная позиция, он должен уметь входить в контакт со сверстниками, выполнять любые требования учителей и уметь контролироваться свои действия и поведение. Наличие готовности ребенка к школьному обучению присутствует, если у него отмечается положительное отношение к следующим пунктам: - желание идти в школу, отсутствие мыслей себя вне ее; - понимание ребенком важности обучения и стремление к знаниям; - проявление большого интереса к содержанию школьных занятий (аппликация, пение, рисование, лепка и многое другое); - представление у ребенка процесса подготовки к школе и занятиям; - самостоятельное и добровольное отказывание от характерных ориентаций дошкольников, предпочтение классных занятий обучению дома; - тщательное соблюдение принятых норм поведения; - предпочтение традиционного способа отметки за учебные достижения; - признание авторитета учителя; - высокий уровень произвольной регуляции деятельности; - умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию; - развитый кругозор; - речевая система сформирована в соответствии с возрастом ребенка; - развитие познавательной активности, самостоятельности; - сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей); - нормальный уровень состояния соматического здоровья. Готовность детей к школьному обучению проявляется в том, что в достаточной мере сформировано принятие нового для них социального статуса, а именно, статуса школьника, в соответствие с чем, возникают личностные новообразования, изменяются знания ребенка о себе и отношение к миру действительности. Большинство педагогов в ходе своей педагогической деятельности встречают достаточное количество учащихся, испытывающих огромные трудности при усвоении учебного материала. Без обнаружения причин данных трудностей, носящих в основном психологический характер, невозможным остается эффективная работа по их устранению и в итоге повышение школьной успеваемости. Виды школьной неуспеваемости: - эпизодическая неуспеваемость; - длительная неуспеваемость по отдельному предмету; - длительная неуспеваемость по ряду предметов. Выделяют следующие группы причин, приводящие к трудностям в обучении: 1. Внешние причины: - плохие семейно-бытовые условия (отсутствие заботы родителей, отсутствие у ребенка специальных средств для обучения (ручек, тетрадей), отдаленность местожительства от школы, недостаточные бытовые условия); - педагогическая запущенность (неактивное посещение уроков, проблемы языка, низкий культурный уровень у родителей, слабый текущий контроль знаний, нерегулярное выполнение домашних заданий); - экологические причины (высокий уровень загрязненности воздуха дома и школе, вследствие чего возникает быстрая утомляемость); - школьные факторы риска (неадекватность требования от учителей, интенсификация учебного процесса). 2. Внутренние причины: - недостаточная развитость познавательной деятельности ребенка; - отсутствие мотивации, так как несформированность положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения. - Индивидуально-психологические особенности учащихся (характер, темперамент); - неподготовленность ребенка к школе; - соматическая ослабленность организма ребенка; - нарушение сформированности высших психических функций; - гиперреактивность, нарушение эмоционально-волевой сферы. Следует отметить и особую группу риска детей, которые свой ственны трудности в обучении: - медлительные; - часто болеющие; - гиперрактивные; - леворукие; - дети из неблагополучных семей. В качестве основных путей преодоления неуспеваемости можно предложите следующие мероприятия: - Психологическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. - Психологическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. - Психологическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно. - Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная работа.
|