На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям - Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям - Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста
Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника
Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)
Все страницы

 

3. Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении

Одной из основных составляющих психического развития в дошкольном возрасте выступает психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Подготовка ребенка к школьному обучению – многосложная задача, охватывающая все сферы его жизни.
Психологическая готовность к школе – это достаточный и необходимый уровень психического формирования ребенка для того чтобы можно было в достаточной мере освоить школьные учебные программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность проявляются в уровне развития интеллектуальной, мотивационной, произвольной и речевой сферах. Обе готовности важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка характеризовалась успешностью, а также произошла быстрая адаптация к новым условиям и безболезненный вход в новую систему отношений.
Следует рассмотреть основные составляющие психологической готовности ребенка к обучению в школе:
- физическая готовность - это уровень того, как ребенок физически подготовлен, тот результат, который он достигает при выполнении двигательных активных действий необходимых в деятельности;
- мотивационная готовность определяет отношение к учебной деятельности как значимому общественной делу, выражающаяся в стремлении приобрести новые знания, то есть данная готовность определяет желание ребенка учиться в школе для развития любознательности;
- личностная готовность характеризует отношение к себе, учебному процессу, учителям и сверстникам;
- умственная готовность - это высокий уровень сформированности познавательных процессов (логическое мышление, память, внимание, восприятие);
- эмоционально-волевая готовность выражается в умение действовать в соответствии с образцом и проводить контроль путем соотношения как с эталоном поведения;
- готовность общаться - умение у ребенка произвольно общаться с взрослыми и сверстниками на разнообразные темы.
При поступлении ребенка в школу у него должно присутствовать желание идти туда, то есть, мотивация обучения, должна быть развита социальная позиция, он должен уметь входить в контакт со сверстниками, выполнять любые требования учителей и уметь контролироваться свои действия и поведение.
Наличие готовности ребенка к школьному обучению присутствует, если у него отмечается положительное отношение к следующим пунктам:
- желание идти в школу, отсутствие мыслей себя вне ее;
- понимание ребенком важности обучения и стремление к знаниям;
- проявление большого интереса к содержанию школьных занятий (аппликация, пение, рисование, лепка и многое другое);
- представление у ребенка процесса подготовки к школе и занятиям;
- самостоятельное и добровольное отказывание от характерных ориентаций дошкольников, предпочтение классных занятий обучению дома;
- тщательное соблюдение принятых норм поведения;
- предпочтение традиционного способа отметки за учебные достижения;
- признание авторитета учителя;
- высокий уровень произвольной регуляции деятельности;
- умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;
- развитый кругозор;
- речевая система сформирована в соответствии с возрастом ребенка;
- развитие познавательной активности, самостоятельности;
- сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей);
- нормальный уровень состояния соматического здоровья.
Готовность детей к школьному обучению проявляется в том, что
в достаточной мере сформировано принятие нового для них социального статуса, а именно, статуса школьника, в соответствие с чем, возникают личностные новообразования, изменяются знания ребенка о себе и отношение к миру действительности.
Большинство педагогов в ходе своей педагогической деятельности встречают достаточное количество учащихся, испытывающих огромные трудности при усвоении учебного материала. Без обнаружения причин данных трудностей, носящих в основном психологический характер, невозможным остается эффективная работа по их устранению и в итоге повышение школьной успеваемости.
Виды школьной неуспеваемости:
- эпизодическая неуспеваемость;
- длительная неуспеваемость по отдельному предмету;
- длительная неуспеваемость по ряду предметов.
Выделяют следующие группы причин, приводящие к трудностям в обучении:
1. Внешние причины:
- плохие семейно-бытовые условия (отсутствие заботы родителей, отсутствие у ребенка специальных средств для обучения (ручек, тетрадей), отдаленность местожительства от школы, недостаточные бытовые условия);
- педагогическая запущенность (неактивное посещение уроков, проблемы языка, низкий культурный уровень у родителей, слабый текущий контроль знаний, нерегулярное выполнение домашних заданий);
- экологические причины (высокий уровень загрязненности воздуха дома и школе, вследствие чего возникает быстрая утомляемость);
- школьные факторы риска (неадекватность требования от учителей, интенсификация учебного процесса).
2. Внутренние причины:
- недостаточная развитость познавательной деятельности ребенка;
- отсутствие мотивации, так как несформированность положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения.
- Индивидуально-психологические особенности учащихся (характер, темперамент);
- неподготовленность ребенка к школе;
- соматическая ослабленность организма ребенка;
- нарушение сформированности высших психических функций;
- гиперреактивность, нарушение эмоционально-волевой сферы.
Следует отметить и особую группу риска детей, которые свой
ственны трудности в обучении:
- медлительные;
- часто болеющие;
- гиперрактивные;
- леворукие;
- дети из неблагополучных семей.
В качестве основных путей преодоления неуспеваемости можно предложите следующие мероприятия:
- Психологическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
- Психологическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
- Психологическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
- Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная работа.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.