На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям - Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям - Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста
Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника
Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)
Все страницы

 

7. Рекомендации по профессиональной ориентации подростков

Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.
Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.
Необходимость профориентации подростков представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:
- позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;
- выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера;
- повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.
Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, то есть, проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.
Факторы, влияющие на выбор профессии:
1. Социально-экономические:
- весь спектр профессий;
- перспективное развитие той или иной профессии;
- социальная необходимость в определенной профессии;
- престиж профессии, статус, который она дает;
- материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.
2. Социальные:
Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.
На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы: -материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
- социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
- моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
- мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
- профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии;
- утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т. д.;
- творческие, дающие волю фантазии и креативности;
- эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.
Выделяют некоторые особенности подростков при выборе профессии:
- Психологические особенности. Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.
Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.
- Психофизиологические особенности: особенности темперамента; специфика нервной системы; общее состояние здоровья
школьника.
Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.
Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик.
Наиболее распространенными из них являются следующие.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) - автор Е. А. Климов. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.
По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:
- «человек-природа» - профессии, связанные с растениеми и животноводством, лесным хозяйством;
- «человек-техника» - технические специальности;
- «человек-человек» - профессии, построенные на общении и обслуживании людей;
- «человек-знак» - специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;
- «человек-художественный образ» - профессии, в основе которых лежит творчество.
«Карта интересов» - автор А. Голомшток. Целью методики является определение структуры интересов подростка.
Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело.
«Якоря карьеры» - автор Э. Шейн. Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:
- профессиональная компетентность - желание стать профессионалом в конкретной профессии;
- менеджмент - стремление управлять людьми;
- автономия - стремление к независимости в работе;
- стабильность - желание работать в одной сфере долгое время;
- служение - иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;
- вызов - находить уникальные решения сложных задач;
- интеграция стилей жизни - выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;
- предпринимательство - создавать новые услуги и товары. Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.
Родители должны дать ребенку право выбора. Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение родителей.
Ребенку стоит прививать идеалы, к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.
Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.