Страница 7 из 8
7. Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии. Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности. Необходимость профориентации подростков представляется значительной и необходимой по нескольким причинам: - позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться; - выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера; - повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии. Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, то есть, проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет. Факторы, влияющие на выбор профессии: 1. Социально-экономические: - весь спектр профессий; - перспективное развитие той или иной профессии; - социальная необходимость в определенной профессии; - престиж профессии, статус, который она дает; - материальная обеспеченность специалиста в выбранной области. 2. Социальные: Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект. На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы: -материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам; - социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе; - моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения; - мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей; - профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии; - утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т. д.; - творческие, дающие волю фантазии и креативности; - эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии. Выделяют некоторые особенности подростков при выборе профессии: - Психологические особенности. Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка. Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения. - Психофизиологические особенности: особенности темперамента; специфика нервной системы; общее состояние здоровья школьника. Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности. Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) - автор Е. А. Климов. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре. По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий: - «человек-природа» - профессии, связанные с растениеми и животноводством, лесным хозяйством; - «человек-техника» - технические специальности; - «человек-человек» - профессии, построенные на общении и обслуживании людей; - «человек-знак» - специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами; - «человек-художественный образ» - профессии, в основе которых лежит творчество. «Карта интересов» - автор А. Голомшток. Целью методики является определение структуры интересов подростка. Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело. «Якоря карьеры» - автор Э. Шейн. Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций: - профессиональная компетентность - желание стать профессионалом в конкретной профессии; - менеджмент - стремление управлять людьми; - автономия - стремление к независимости в работе; - стабильность - желание работать в одной сфере долгое время; - служение - иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности; - вызов - находить уникальные решения сложных задач; - интеграция стилей жизни - выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой; - предпринимательство - создавать новые услуги и товары. Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком. Родители должны дать ребенку право выбора. Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение родителей. Ребенку стоит прививать идеалы, к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка. Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.
|