На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Интервью. Виды интервью, характеристика
Интервью. Виды интервью, характеристика
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

Цель – формирование представлений об интервью как методе психологического исследования, особенностях их использования в психологических исследованиях.
Формируемые компетенции или их части: (ПК-5).
Актуальность темы заключается в анализе и рассмотрении интервью и его видов, требований к интервью и особенностей его применения в современных психологических исследованиях.
Теоретическая часть
Интервью – это способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В истории интервью как психологического метода исследования выделяют три этапа развития:


1) в области психотерапии и психотехники, а позднее в психологических консультациях;
2) в социологических и социально-психологических исследованиях, где был поставлен вопрос о валидности и достоверности полученной в интервью информации;
3) интервью как особый метод получения информации на основе вербальных коммуникаций.
Метод традиционного интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, но при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки содержания ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
Выделяют три критерия для классификации интервью:
1) в зависимости от степени формализации;
2) в зависимости от того, на какой стадии исследования используется метод интервьюирования;
3) в зависимости от количества участников интервью.

В зависимости от степени формализации выделяют формализованное (структурированное, стандартизированное) интервью (получение от респондентов однотипной информации, пригодной в дальнейшем для последующей математической обработки, сравнительного анализа и классификации) и неформализованное (неструктурированное, нестандартизированное) интервью (направлено на получение интервьюером качественной информации от респондентов, содержание вопросов респондентам может меняться в зависимости от целей интервьюера и ответы респондентов не отвечают условию их дальнейшего сопоставления между собой).

Интервью также может носить направленный и ненаправленный характер. В первом случае интервьюер заранее определят круг вопросов и тем, которые будут рассмотрены в зависимости от цели интервью. Во втором случае активная роль принадлежит респонденту, а не интервьюеру. После того как респонденту объяснят цель интервью, он сам может определиться с выбором тем и задаваемых ему вопросов. Ненаправленное интервью всегда является нестандартизованным, в то время как направленное может быть и стандартизованным и нестандартизованным.
Также выделяют фокусированное интервью, сконцентрированное на определенной проблеме. Фокусированное интервью имеет как направленную, так и ненаправленную форму проведения.
В зависимости от стадии исследования выделяют:
1) предварительное интервью (на стадии пилотажного исследования);
2) основное интервью (на стадии эксперимента для конкретизации основных сведений об испытуемом)
3) контрольное интервью (поле проведения исследования, для уточнения полученных в исследовании данных и принятия решения при интерпретации полученных результатов).
В зависимости от количества участников выделяют:
– индивидуальное интервью, в котором участвует только психолог (интервьюер) и респондент (испытуемый);
– групповое интервью, в котором участвуют более двух человек;
– массовое интервью, в котором участвуют более сотни испытуемых.

Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте интервью как метод исследования.
2. Назовите виды интервью, их задачи и области применения.
Литература
1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник. 2-е изд. М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер, 2011. 319 с.: ил.
2. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2010. 544 с.
3. Худяков А. И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях: учеб. пособие. М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер, 2008. 314 с.: ил.

Источник: Качественные и количественные методы исследований в психологии: практикум / сост. Т. А. Майборода. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 90 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.