На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Личность лидера - Власть как источник лидерства
Личность лидера - Власть как источник лидерства
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Личность лидера
Власть как источник лидерства
Лидерский потенциал
Все страницы

 

2.2. Власть как источник лидерства

В научной и учебной литературе существует множество определений власти. Самое распространенное определение власти дал Г. Минцберг (Минцберг, 1979).
Власть представляет собой потенциальную способность индивида влиять на поведение других людей.
По М. Веберу, существует три вида оснований для законной власти:
► Рациональные основания. Законная власть основана на вере в законность нормативных правил, по которым отдаются приказы.
► Традиционалистские основания. Власть основана на вере в незыблемость традиции и законность статуса «властей предержащих».
► Харизматические основания. Власть основана на почтительном отношении к праведности, героизму или образцовым качествам конкретной личности и к нормативным решениям, исходящим от этой личности (харизматическая власть).
Также основаниями власти, по мнению Р. Гандапаса, могут служить:
1. Формальный статус.
1.1. Статус отца (фрейдисты и неофрейдисты).
2. Компетентность.
3. Харизма.
Позже большинство исследователей пришли к выводу, что существует два основных источника власти:
► Положение индивида в организации (должностные полномочия).
► Личные качества индивида.
Следует выделить и другие возможные источники власти:
► Личные усилия (инициатива, саморазвитие).
► Сеть взаимоотношений (поддержка связей с многими людьми).
► Информация (доступ).
Должностные властные полномочия. Вместе с должностью менеджер получает законную или легитимную власть. Это значит, что подчиненные понимают, что они обязаны следовать указаниям менеджера.
Если менеджер имеет возможность официально поощрять подчиненных (материальное вознаграждение, повышение в должности, похвала и т.п.), то он обладает властью, основанной на вознаграждении.
Если менеджер имеет возможность применить к подчиненным наказание (уволить или понизить в должности, наложить материальное взыскание, критиковать действия сотрудника), то он обладает властью, основанной на принуждении.
Реакцией на должностные властные полномочия со стороны подчиненных является подчинение. Это значит, что подчиненные будут выполнять распоряжения, даже если они с ними не согласны.
Личная власть возникает благодаря внутренним ресурсам индивида (профессиональные знания и личные качества).
Экспертная власть возникает благодаря высоким профессиональным качествам индивида. Подчиненные соглашаются с указаниями менеджера, поскольку признают его превосходство в знаниях и умениях.
Менеджер, обладая личными качествами, благодаря которым его уважают и хотят быть на него похожими, получает референтную власть (харизму).
Реакцией подчиненных на экспертную и референтную власть менеджера является приверженность. Это значит, что подчиненные разделяют точку зрения менеджера и выполняют его распоряжения с энтузиазмом.
Приверженность предпочтительнее подчинения!
Соотношение различных видов власти приведено на рис. 2.1.

власть

Рис. 2.1. Соотношение различных видов власти

Блейн Ли в книге «Искушение властью» показал, что систематизация власти значительно сложнее. Согласно его концепции, власть может строиться на трех моделях: власть принуждения, власть выгоды и власть уважения.
1. Власть принуждения
Возможность использовать власть принуждения возникает вместе с назначением на должность. Преимущества власти принуждения, казалось бы, очевидны. Не надо никого ни в чем убеждать, достаточно приказать. Но можно ли заставить людей работать лучше, если эти люди будут испытывать негативные эмоции?
2. Власть выгоды
Власть выгоды основана на принципе «ты – мне, я – тебе». Это власть, проявляющаяся в возможности сделать что-то для кого-то. Менеджер и подчиненные как бы заключают сделку. Но эта сделка постоянно открыта для пересмотра, и стороны постоянно ищут новые возможности. Может быть, менеджер найдет более квалифицированного сотрудника, может быть, сотрудник решит, что более не нуждается в том, что ему предлагает менеджер.
Виды власти выгоды:
2.1. Власть вознаграждения – основана на стремлении других людей получить похвалу, признание или доход за согласие выполнить наше желание.
2.2. Власть положения. Владеющий ею вправе требовать от других больше, чем обычный человек.
2.3. Власть квалификации. Сотрудник, обладающий уникальной квалификацией, и она востребована другими сотрудниками, вправе рассчитывать, что они что-то для него сделают по его просьбе.
2.4. Власть харизмы или власть обаяния.
2.5. Власть информации – основана на обладании информацией, которая в данный момент очень нужна другим. Власть информации проходит вместе с эксклюзивностью информации.
2.6. Власть случая, если благодаря стечению обстоятельств человек оказывается в центре внимания, то он оказывается в состоянии влиять на других людей.
2.7. Власть возможностей. Человек, имеющий доступ к важным персонам, товарам, благам, которые ценятся другими, даже если эти ресурсы и не принадлежат лично ему, может стать очень влиятельным человеком.
2.8. Власть результативности.
2.9. Власть оценки – работает, когда сотрудник обладает способностью сдвинуть дело с мертвой точки, мобилизовать других, найти выход из тупика.
2.10. Власть отношений – основана на знакомстве с могущественным человеком. Это знакомство позволяет заимствовать часть его власти. Власть отношений существует, пока поддерживаются отношения с этим
«могущественным человеком».
Подавляющее большинство взаимодействий между взрослыми людьми относятся к категории власти выгоды. Этот вид власти базируется на независимости, когда каждый человек заботится о собственных интересах. Власть выгоды срабатывает и приносит результаты, но проблема заключается в том, что эта власть не действует, когда менеджеру больше нечего предложить. В таких случаях взаимоотношения либо прерываются, либо возникает власть принуждения. Ненадежность власти выгоды порождает в людях тревожность.
3. Власть уважения
Настоящая и долговременная власть не может быть результатом маневров и тактик, переговоров или запугивания. Это более тонкое явление. Ключ к власти – уважение. Если люди уважают менеджера, то он может постоянно и долго на них влиять. Менеджер в этом случае обладает властью во взаимодействии с другими людьми, а не над ними. Такая власть, основанная на доверии и уважении, живет еще долго после смерти того, кто ею обладал.
Человек, обладающий властью, – это тот, в кого верят другие люди, кого они уважают и почитают. Для некоторых людей остается загадкой, почему их влияние растет по мере того, как растет их уважение к другим людям.
«У людей по-настоящему великих появляется странное ощущение, что величие не пребывает в них, а проявляется через них. Поэтому они скромны» (Джон Раскин).
Люди готовы выполнять желания такого руководителя, потому что они хотят того же самого. И тут совершенно неважно, присутствует ли этот человек физически, контролирует ли других людей и платит ли им: он верит в них, а они верят в него. Власть, основанная на принципах, предполагает контроль, но это внутренний контроль, это самоконтроль. Такая власть поощряет этичное поведение, потому что те, на кого влияют, ощущают свободу выбора. Лидер служит людям и благодаря этому служению становится достойным их доверия.
Власть уважения приводит к взаимозависимости. А когда вы зависимы, то очень уязвимы. Можно сказать, что власть, основанная на принципах, – это обдуманный риск. Однако потенциальный выигрыш – рост самоуважения, честь, способность к искренним чувствам, более высокий самоконтроль – оправдывает риск.
Независимость – это достижение, взаимозависимость – это выбор, который могут сделать только независимые люди.
Развитие уважения – это процесс, который занимает всю жизнь. Чтобы создать новое видение, придется отказаться от привычных, но неэффективных стратегий управления.
Влияние – этот тот эффект, который оказывают действия человека на установки, ценности, верования или поведение других людей (например, К. Маркс).
Влияние и власть соотносятся следующим образом: влияние – это необходимая, но недостаточная предпосылка власти.
Если менеджер хочет добиться власти уважения и пользоваться ей у окружающих, стоит практиковать 10 основных принципов влияния:
1. Убеждение.
2. Терпение.
3. Деликатность.
4. Готовность учиться.
5. Безусловное приятие окружающих.
6. Доброта.
7. Знание.
8. Дисциплина.
9. Последовательность.
10. Целостность.
Один из самых труднореализуемых принципов – умение безусловно принимать другого человека (пятый принцип). Это, в конечном счете, означает желать ему самого доброго независимо от того, как его успехи скажутся на вас.
Следует так же отметить распространенные тактики влияния:
► Рациональное убеждение (факты, цифры, логические аргументы).
► Вызов симпатии к себе (доверие, похвала).
► Правило взаимности (обмен выгодами и одолжениями).
► «Вербовка» союзников.
► Просите то, что хотите получить (ясность и открытость).
► Поддержка руководителей более высокого уровня.
► Вознаграждение за желательное вам поведение.
Через власть и влияние осуществляется руководство и проявляется лидерство.
Баланс власти
Уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А, таким образом, подчиненные тоже обладают властью!

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.