Страница 1 из 3 2.1. Характерные черты лидера
Характерные черты – ярко выраженные индивидуальные особенности человека, такие как: умственные способности, морально-этические ценности и внешний вид. Начальные исследования были посвящены людям с выдающимися достижениями: политическим деятелям, военноначальникам и т.п. («теория великих людей»). Идея была довольно проста: выяснить, какие качества сделали этих людей великими, и впоследствии отобрать будущих лидеров, которые уже демонстрируют некоторые из таких качеств или могли бы развить их у себя. Но в целом эти исследования выявили относительно слабую связь между личностными характеристиками и успехами лидеров. Помимо личностных характеристик, впоследствии стали активно изучаться физические, социальные и трудовые характеристики лидеров. В табл. 2.1 представлены различные личностные характеристики лидера, которые можно считать наиболее значимыми.
Таблица 2.1
Физические характеристики
|
Энергичность Выносливость
|
Особенности характера
|
Уверенность в себе Честность и прямота Энтузиазм Желание руководить Независимость
|
Характеристики, связанные с участием в процессе труда
|
Стремление к достижению результата и превосходству Добросовестность в достижении целей Способность работать, невзирая на трудности, упорство
|
Умственные способности
|
Интеллект, когнитивная способность Знания Рассудительность, решительность
|
Социальные характеристики
|
Общительность, навыки межличностного общения Способность привлекать к сотрудничеству других людей Умение работать в коллективе Тактичность, дипломатичность
|
Социальные предпосылки
|
Образование Мобильность
|
Однако сами по себе эти характеристики мало что значат. Пригодность набора этих качеств зависит от особенностей ситуации. Дальнейшие исследования вышли за рамки рассмотренных характеристик личности и сконцентрировались на изучении динамики отношений между лидером и его последователями. Следует отметить распространяющуюся и набирающую популярность в современном бизнесе характеристику современного лидера, лидера «постгероической эпохи» – скромность – непретенциозность и умеренность в противоположность высокомерию и гордыне. Скромным лидерам не нужно быть в центре событий. Харизма лидера Если лидера отличают такие качества, как трудолюбие, толерантность, обладание ясным мышлением, гордость за хорошо налаженную работу, акцент на безличные аспекты труда (планы, графики, бюджеты), преданность организации, приверженность установленным ценностям и нормам, то таких лидеров называют трансакционными. Лидеры, дополнительно обладающие харизмой, по своим возможностям превосходят трансакционных лидеров. Харизма (гр.) – дар, милость. Существует множество определений харизмы с точки зрения психологии, теологии, имиджа и других аспектов, но с точки зрения менеджмента можно выделить следующие: «Харизма – власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера» (Р. Дафт). «Харизма – способность убеждать людей, увлекать их своими идеями и вести их за собой даже в зону сильного дискомфорта. Благодаря этой способности харизматик воспринимается как исключительная личность, владеющая особыми силами и способностями, как человек, единственно достойный роли лидера» (Р. Гандапас). Характеристики харизматических личностей, обобщенно сформулированы следующим образом: ► Обмен энергией. ► Внушительная внешность. ► Независимость характера. ► Хорошие риторические способности. ► Восприятие восхищения своей личностью. ► Достойная и уверенная манера держаться. В табл. 2.2 приведены составляющие харизматического лидерства.
Таблица 2.2 Составляющие харизматического лидерства
|
Видимые составляющие
|
Невидимые составляющие
|
Поддающиеся управлению со стороны лидера
|
Особая модель коммуникации
|
Особый имидж
|
Неподдающиеся прямому управлению
|
Особые психологические качества
|
Мифология и тайна
|
Харизма обеспечивает лидеру следующие преимущества: ► «…Харизма – один из способов придать власти легитимность…» (М. Вебер). ► Ослабляет критику в адрес лидера и его поступков, смягчает критические оценки. ► Повышает эффективность работы лидера. ► Оказывается особенно нужной и важной в кризисные времена. Харизма всегда реализуется в конкретной социальной группе. Образ харизматического лидера и модель его коммуникации должны соответствовать культуре группы, ее ценностям и стилю. Любое влияние на целевые аудитории можно запрограммировать, создавая харизматический имидж, например демонстрируя: ► Аскетизм. ► Отгораживание определенных аспектов своего бытия. ► Эксцентричность и чудачества. ► Суперспособности. ► Уязвимость (гонимость). Харизма, не подкрепленная другими качествами: здравый смысл, умение оценивать риски и слушать критику, – может разрушить самого лидера, личные перспективы, подорвать здоровье. Следует разграничивать харизму личности и такое возможное ее последствие, как популярность. Популярность – стремление нравиться как можно большему количеству людей, завоевание любви масс. Человек может нравиться массе, но влияния и власти не имеет. Харизматика массовые симпатии мало беспокоят. Он нацелен на то, чтобы решить стоящую перед ним масштабную цель, и привлечение нужного количества ему людей. Коммуникация – значительная, если не основная часть жизни любого харизматика. И это самая управляемая, самая просчитываемая ее часть. Хороший коммуникатор – это зачастую и харизматическая личность. В момент удачной коммуникации харизматическое влияние приобретают, пусть временно, даже не самые выдающиеся лидеры. Д. Карнеги в своей книге «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», вышедшей в свет в 1926 г. и не утратившей своей актуальности в наши дни, дал ряд рекомендаций, помогающих развить в себе коммуникативные навыки, столь необходимые лидеру: ► Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. ► Любой человек способен произнести речь. ► Не подражайте другим. Если вы говорите непосредственно, вы не похожи ни на кого на свете. ► Вкладывайте душу в свое выступление. Приемы, которые бессознательно применяются в серьезном разговоре. ► Акцент на важные слова во фразе и подчинение им менее важных. ► Колебание звука голоса, попеременно повышаясь и понижаясь. ► Изменение темпа речи, быстро произнося слова, не имеющие большого значения, и затрачивая больше времени на те, которые вы хотите выделить. ► Паузы перед высказыванием важных для вас мыслей и после них. Оратор может завоевать внимание своей аудитории следующими способами: ► возбудив любопытство слушателей; ► по-человечески поведав интересную историю; ► начав с конкретной иллюстрации; ► использовав какой-либо предмет; ► задав вопрос; ► начав с какой-либо потрясающей цитаты; ► показав, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей; ► начав с потрясающих фактов. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Обобщив опыт выступления знаменитых ораторов, Д. Корнеги предлагает использовать приведенные ниже планы выступлений: План выступления 1: 1. изложение фактов; 2. высказывание соображений, вытекающих из них; 3. призыв к действиям.
План выступления 2: 1. продемонстрировать нечто плохое; 2. показать, как исправить зло; 3. просить о сотрудничестве. План выступления 3: 1. добиться интереса и внимания; 2. завоевать доверие; 3. изложить факты; 4. привести мотивы, побуждающие людей действовать. Репетируйте свое выступление! Записи в руках оратора на пятьдесят процентов уничтожают интерес к выступлению. Для тренировки памяти оратору полезно придерживаться следующих правил, называемых «естественными законами запоминания»: 1. Впечатление. Для этого необходимо: ► сосредоточиться; ► внимательно наблюдать; ► надо получить впечатления при помощи возможно большего числа органов чувств (зрительное впечатление прочнее). 2. Повторение: ► прочтите текст один или два раза, потом позднее снова и снова возвращайтесь к нему; ► просматривайте свои записи всего за несколько минут до выступления. 3. Ассоциация: ► способ запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом; ► чтобы запомнить фамилию незнакомого человека, пытайтесь связать его фамилию с его лицом; ► чтобы запомнить даты, ассоциируйте их со знаменательными датами, которые вы знаете. «…Никакая другая способность, которой может обладать человек, не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить…» (Чонси М. Депью).
|