На главную Лекции и практикум по психологии Психология управления Место самоменеджмента в общей теории управления
Место самоменеджмента в общей теории управления
Лекции и практикум по психологии - Психология управления

План изучения темы:

1.1. Сущность, функции и составные части самоменеджмента.
1.2. Модель качеств современного менеджера.
1.3. Практическое значение самоменеджмента.

 

1.1. Сущность, функции и составные части самоменеджмента.

Питер Друкер в книге «Задачи менеджмента в XXI веке» [9] отмечает, что одной из центральных задач нового времени становится решение проблемы повышения эффективности управления на уровне отдельного человека, то есть самоменеджмент.
Сегодня, когда границы между личным и рабочим временем стали предельно размытыми, человеку, чтобы не выгореть раньше времени, важно быстро схватить суть ситуации и расставить приоритеты:
- Как управлять собой, используя современные знания менеджмента?
- Что для меня ценно, имеет значение?
- Совместимы ли мои ценности с ценностями организации, в которой я работаю? 
- В чем мои сильные стороны, и как я могу их использовать?
- Как я работаю и благодаря чему добиваюсь результатов?
- Как я лучше воспринимаю информацию: читая / просматривая или слушая?
- Как мне лучше работать: в одиночку или с другими людьми? И в каком качестве: подчиненным, руководителем или в команде на равных с другими?
- Свойственно ли мне самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, или мне нужен советчик?


На эти и другие подобные вопросы поможет ответить самоменеджмент.
Самоменеджмент - это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Самоменеджмент - целенаправленное сознательное управление собой и своими действиями, эффективное использование собственного времени и собственных способностей, преодолевая внешние обстоятельства в личной жизни и в профессиональной деятельности.


Искусство само менеджмента отвечает на вопрос: «как управлять собой: рационально, результативно, эффективно?», используя методы, приемы, средства теории и практики менеджмента и учитывая собственные возможности в личной и профессиональной сферах.


Самоменеджмент включает:
- постановку целей,
- техники личной работы,
- расчет показателей эффективности,
- выбор путей совершенствования.


Самоменеджмент представляет самоорганизацию личности в реальных условиях своей жизнедеятельности.
Представления о самоменеджменте как технике личной работы связаны с именем российского теоретика научной организации труда Алексея Капитоновича Гастева (1882-1936 гг.).
В книге «Как надо работать» (1920-е гг.) А.К. Гастев указал на необходимость прививать трудовую культуру. А.К. Гастев отмечал: «Прежде чем браться за работу, надо всю её продумать ... чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приёмов. Если всё до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально» [6].
Известный немецкий ученый, профессор, руководитель института стратегии использования времени
(Г. Гейдельберг, Германия), Лотар Зайверт в книге «Ваше время - в Ваших руках» [10] рассматривает самоменеджмент как набор методов и приемов по управлению собой, обеспечивающий эффективное достижение личных целей, «чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время». 
Процесс самоменеджмента по Зайверту представляет ежедневное решение разных проблем и задач, представленных в виде различных функций, находящихся между собой в определенной зависимости и реализующихся в определенной последовательности - «круг правил» самоменеджмента.


«Круг правил» самоменеджмента Л. Зайверта включает два круга - внешний и внутренний - и распределенные по ним элементы. Внешний круг составляют:
1) постановка цели,
2) планирование,
3) принятие решений,
4) реализации и организация,
5) контроль.


К внутреннему кругу относятся информация и коммуникация - это ядро, вокруг которого вращаются элементы внешнего круга, поскольку коммуникации - обмен информацией - необходимы во всех фазах самоменеджмента.

круг правил

Рисунок 1 - «Круг правил» самоменеджмента Л. Зайверта

Первоначальные элементы самоменеджмента поможет сформировать метод «5 пальцев» Зайверта. Данный метод подходит для подведения итогов за день.
За каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. Посмотрев на ладонь правой руки, по первым буквам названий пальцев можно вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль.


М (мизинец): Мысли, знания, информация.
Что новое сегодня я узнал? Какие важные знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня «озарили»?


Б (безымянный): Близость к цели.

Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических), я сегодня решил? И наоборот, достижение каких целей было недостаточным, неуспешным?


С (средний): Состояние.
Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?


У (указательный): Услуга, помощь, сотрудничество.
Какие достижения в сфере общения и человеческих отношений были сегодня? Кому я помог, кому оказал ценную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои отношения со старыми знакомыми? Или наоборот, с кем возник конфликт? С кем опыт сотрудничества был неудачным и в силу каких причин?


Б (большой): Бодрость.

На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Оптимально ли я распоряжался своими индивидуальными энергетическими ресурсами в течение дня? Что сделано мною сегодня для поддержания здоровья и физической формы?

5 пальцев

Метод «5 пальцев» - метод контроля, дающий возможность быстро и качественно проконтролировать наиболее значимые итоги дня.
Ответы на вопросы по «пятипальцевому» методу могут быть как краткими, так и развернутыми.

 


1.2. Модель качеств современного менеджера

Модель качеств современного менеджмента состоит из 7 блоков - основных групп качеств. Это:
1) способность правильно формулировать жизненные цели,
2) личная организованность,
3) самодисциплина,
4) знание техники личной работы,
5) самоорганизация личного здоровья,
6) эмоционально-волевой потенциал,
7) самоконтроль личной жизнедеятельности.


Рассмотрим необходимые первичные качества в соответствии с основными группами качеств.


1. Формулирование жизненных целей.


Способность познать самого себя. От умения человека выявить свои наклонности и способности, четко определить свое жизненное и профессиональное предназначение зависит его дальнейшая жизнь. Если человек еще со школьной скамьи четко определил свои сильные и слабые стороны и в соответствии с этим планирует свою карьеру, это говорит о его реалистическом подходе и самокритичности. Такие качества необходимы для правильного формирования жизненных целей.
Умение формулировать свои жизненные цели. Постановка жизненных целей означает сознательное осуществление своих действий в соответствии с индивидуальными ценностями. Умение определять цели выражается в четких формулировках явных и скрытых потребностей и интересов.
Умение принимать решения. Многие ли из вас задумывались над вопросом: «Умею ли я правильно подходить к принятию решений?» Принятие решений предполагает выбор первоочередных задач и дел, т. е., умение принимать решение заключается в правильном установлении приоритетов. Это поможет вам укладываться в установленные сроки, получать удовлетворение от рабочего дня и избегать стрессовых перегрузок.
Умение планировать свою карьеру. Для достижения индивидуальных жизненных целей в профессиональной сфере необходимо уметь составлять «план карьеры», в котором указываются основные цели, задачи и сроки их реализации.


2. Личная организованность.


Приверженность системному подходу предполагает комплексный учет и взаимодействие многих факторов, влияющих на личную организацию.
Умение ценить и эффективно использовать время: время - невозвратный ресурс, оно ограничено. Полезно использовать время исключительно на решение проблем, представляющих наибольший интерес; избегать людей, отнимающих у вас время или стремящихся выиграть его за ваш счет; никогда не откладывать работу на потом, а решать вопросы немедленно.
Умение сосредоточиться на главном. Необходимо выявлять наиболее значимые текущие и перспективные проблемы, требующие эффективного решения.
Умение все делать по порядку. Не следует стараться «перепрыгивать» какие-то ступени в уже запланированных делах, «подстегивать» время, а надо стремиться переходить от простого к сложному.
Умение не упускать из виду мелочей. Многие люди не уделяют должного внимания мелочам, считая, что их исполнение только крадет время. На самом же деле любая незаконченность, пусть даже в мелочах, больно бьет по престижу руководителя, показывая его с невыгодной стороны. Все это, в конечном счете, отнимает дефицитное время.
Умение учитывать и анализировать затраты времени. Менеджер должен знать, на что расходуется бюджет его рабочего и внерабочего времени. Для этого необходимо уметь применять методы учета и контроля использования времени.


3. Самодисциплина.


Обязательность, способность держать слово - безусловное выполнение человеком своих обязанностей, предписываемых ему как официально, так и диктуемых чувством долга, моральными принципами, а также в готовности оказать помощь, содействие. Умение держать слово - свойство такого человека, на которого, как говорят, можно положиться. Для него это вопрос долга, чести и самоуважения. Эти качества формируются на основе безусловного выполнения работником своих обязанностей. Формированию этих качеств способствует также готовность, при необходимости, временно отказаться от личных дел с целью выполнения данного обещания.
Пунктуальность, точность исполнения. Трудно представить себе современного преуспевающего менеджера, попирающего такие ценности делового мира, как обязательность, точность в выполнении данных кому-либо обещаний, аккуратность в исполнении чего-либо.
Собранность, умение не разбрасываться. Чтобы добиться успеха, нужно уметь управлять самим собой, не браться за новое дело, пока не закончено предыдущее.
Наличие чувства ответственности. Прежде всего, это внутреннее чувство ответственности за порученное дело, понимание необходимости, общественной полезности и четкое выполнение своих обязанностей, подкрепляемое внутренними моральными принципами.
Умение отказаться от удовольствий ради главного. Предполагает тщательное планирование личных дел. Не стоит забывать старую пословицу: «Делу - время, потехе - час».


4. Знание техники личной работы.


Умение организовать рабочее место. Организация рабочего места, а, следовательно, и личного труда - это не столько личное дело руководителя, сколько исходное звено организации работы всего аппарата управления. Руководитель, овладевший навыками самоорганизации труда, рабочего места, как правило, рационально использует свое время, рассматривая его как часть рабочего времени всего аппарата управления.
Умение пользоваться организационной и вычислительной техникой. Данное качество предполагает наличие знаний современной вычислительной и организационной техники в системе управления, умение ею пользоваться.
Умение работать с информацией. В современном деловом мире считается, что нужная и своевременная информация - это ключ к успеху. Поэтому руководитель должен иметь полноту информации по решаемому кругу вопросов. Сама по себе информация не является отрицательным фактором, без ее притока мозг деградирует. Но в условиях избыточности информации в современном мире, когда каждые 2 года информация удваивается, необходимо учитывать возможные негативные последствия «утоления информационного голода». В связи с тем, что в наш мозг нередко поступает за единицу времени больше информации, чем он может переработать, может возникнуть нервное напряжение. Необходимость быстрой мобилизации всех личностных возможностей и ресурсов организма создает ситуацию нервного перенапряжения. Прежде всего, эта вероятность возрастает при ответственной работе руководителя, осознающего в полной мере возможные последствия своих решений.
Умение составлять документы. Подразумевает овладение процессом составления деловых писем и ведения делопроизводства.
Умение говорить по телефону. Часто руководителю поговорить с кем-либо лично удается не всегда. Поэтому первейшим средством связи является телефон. Никогда не следует упускать из виду то обстоятельство, что телефонный разговор - это своего рода визитная карточка. Следовательно, когда менеджер должен что-либо обсудить по телефону, ему необходимо создать выгодную для разговора атмосферу: подчеркнуть общие точки соприкосновения интересов, упомянуть общих партнеров или друзей, не забыть подтвердить собеседнику свои обязательства, а в заключение поблагодарить его за разговор.
Умение слушать. Как правильно слушать своего собеседника? Наверное, мало кто задавался таким вопросом. Для начала проверьте себя, дав ответы на следующие вопросы:
- Внимательно ли вы слушаете говорящего?
- Не пытаетесь ли часто перебивать его?
- Всегда ли у вас хватает терпения внимательно выслушать собеседника?
- Не теряете ли самообладание при получении неприятной для вас информации?
- Готовитесь ли вы заранее к важным переговорам?
Ответы на эти вопросы помогут руководителю сделать правильные выводы, после чего эффективность переговоров, бесед, несомненно, возрастет.
Умение планировать свои дела. Планирование означает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Приступая к планированию, составьте для себя обзор возможных условий и факторов, которые могут оказать то или иное влияние на ваш план. Эти составляющие следует скомбинировать и адаптировать таким образом, чтобы они в максимальной степени отвечали поставленной цели.
Планирование ничего не стоит, если отсутствует контроль за его выполнением. Оно теряет смысл, если план не выполняется или работа ведется «спустя рукава».
Знание методов рационализации личного труда. Данное качество подразумевает наличие навыков по скорочтению, умению внимательно слушать собеседника, выработке приемов по тренировке памяти, а также наличие удобных форм деловых записей и др.
Умение пользоваться записной книжкой. Пользуетесь ли вы записной книжкой в своей повседневной практике? Существует несколько видов записных книжек. Например, карманная записная книжка. В нее заносят имя, отчество, фамилию владельца, данные паспорта, группу крови. Желательно, чтобы книжка имела алфавитный указатель. Это облегчает запись и поиск нужных адресов и телефонов деловых партнеров, друзей, различные справочные данные. Другой вид записной книжки - ежедневник. Он может быть переносной - в него записывают запланированные на неделю важные дела, встречи, звонки - и настольный - более объемный и детальный. Наличие записной книжки, в том числе - электронной, позволяет оперативно вести дела, быть в курсе всех событий и не забывать о запланированных встречах.
Умение менять занятия. Загруженность современного руководителя может стать причиной серьезных нарушений его здоровья. Основная причина этого - монотонность занятий, постоянное нервное напряжение, неумение «переключаться» с одного вида деятельности на другой. Это расслабляет нервную и иммунную систему, не позволяет набраться сил.
Знание технологии коммуникаций. Подразумевает искусство убеждения собеседника, рациональную подготовку к публичному выступлению, знание правил проведения деловых переговоров, взаимодействие руководителя с секретарем и др.
Умение найти и получить работу. Предполагает наличие качеств и навыков, позволяющих определить свое профессиональное предназначение, а также умение «обойти» конкурентов на рынке труда и получить интересующую работу, с которой можно успешно справляться.
Умение адаптироваться в коллективе. Данное качество предъявляет требования к знанию и соблюдению сформировавшихся традиций в коллективе, проявлению своих профессиональных и положительных личностных качеств.
Умение взаимодействовать с секретарем. Для успешного взаимодействия руководителя и секретаря важно научиться правильно координировать совместную работу, учитывать регламент трудовых процессов. Необходимо учитывать не только специфические условия и факторы работы, но и определенные черты характера и руководителя, и секретаря.
Умение делегировать полномочия. Обладание данным качеством помогает руководителю в распределении среди работников организации задач, выполнение которых необходимо для достижения целей организации. Делегирование - это метод расширения управленческих возможностей руководителя путем передачи части своих прав и обязанностей подчиненным.


5. Самоорганизация личного здоровья.


Физические нагрузки. Мышцы составляют около 44 % от веса тела человека, их работа определяет работу всей системы человеческого организма, и в первую очередь сердечнососудистую. Главным врагом современного делового человека является гиподинамия - нарушение функций организма при ограничении двигательной активности. Нетренированная система может ответить на стресс, психоэмоциональную перегрузку роковыми для организма последствиями.
Физическая тренировка закаляет аппарат вегетативного обеспечения функций организма. Разумный двигательный режим, мышечная деятельность для современного человека обязательны.
Правильное питание. Питание само по себе служит поддержанию энергетического баланса обмена веществ в организме. Культура питания в наше время развивается на основе научно обоснованных принципов. Правильное питание означает питание рациональное, адекватное образу жизни, состоянию здоровья, иными словами, индивидуальным потребностям человека. Оно служит гарантией поддержания и сохранения здоровья.
Сон. Важным компонентом восстановления работоспособности человека является сон - отдых мозговых клеток и главное средство восстановления творческой работоспособности. Однако занятость менеджера зачастую приводит к сокращению времени сна и как следствие - к тяжелым нервным и физиологическим расстройствам. Во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов. В результате восстанавливаются растраченные за день энергетические ресурсы. При выборе продолжительности сна человек должен основываться на субъективной оценке своих возможностей.
Правильное дыхание. Общеизвестно, что человек может прожить без воды шесть дней, без воздуха - всего пять минут. До наступления урбанизации человек в буквальном смысле этого слова жил на свежем воздухе. Сейчас значительную часть своего времени люди проводят в помещениях. Неполноценное дыхание приводит к более раннему старению организма, так как ухудшается деятельность легких.
Многие люди при разговоре, выступлениях стараются произнести как можно больше слов на выдохе, тем самым задерживая вдох. Это ведет к ухудшению снабжения организма кислородом. Руководителю желательно освоить несложные дыхательные упражнения йогов для постановки правильного дыхания. Обычно за норму принимается 14-18 дыханий в минуту.
Водные процедуры. Не следует путать водные процедуры с закаливанием, хотя и при закаливании широко применяют обтирание водой, купание в водоемах. Человек является носителем электромагнитного поля, что доказано учеными-медиками. В течение дня человек попадает в различные температурные, световые и шумовые режимы, контактирует с электромагнитными полями (электроприборы, другие люди). Все это сказывается на стабильности электромагнитного поля человека, приводит к нежелательному перераспределению зарядов в его организме. Поэтому полезно один раз в день принимать водные процедуры - обливание, душ. Лучше всего это проделывать, стоя (по возможности) босиком на земле, что приводит к нормализации электромагнитного поля и благотворно влияет на весь организм.
Закаливание. Закаливание надолго продлевает молодость и жизнестойкость. Главное правило - постепенность и систематичность. Начинать закаливание надо постепенно. Обтирание, обливание, холодный душ следует начинать с комнатной температуры. Закаливающие средства могут также включать: воздушные ванны, ходьбу босиком по прохладному полу, земле и даже по снегу, холодные ванны для ног. Все эти процедуры при грамотном применении укрепляют иммунную и нервную системы организма.
Борьба с шумом. Шум сопровождает нас повсюду. Но в последнее время он преследует человека все более явно, настойчиво. О вреде шума знали еще в античную эпоху, и тогда уже существовали правила по его ограничению.
Ученым давно известно, как вредно сказывается на человеке радиошум - акустическая смысловая нагрузка, а попросту - прослушивание радио-, телепередач параллельно с работой. Однако часто на практике дело обстоит иначе.
Заниматься умственным трудом лучше в спокойной, тихой обстановке. Работа при повышенном шуме приводит к головной боли, развитию неврозов и язвы желудка, ухудшению слуха, снижению творческой отдачи.
Тренированность нервной системы. Подразумевается способность организма выдерживать длительные нервные нагрузки и перегрузки, реагировать на них без перенапряжения.
Нужны ли вообще отрицательные эмоции, окружающие нас в этом мире? Как ни странно - да! Отрицательные стрессовые эмоции, неудовлетворенность стимулируют нас искать выход, развиваться. А потому нервную систему необходимо тренировать, закалять организм в борьбе с трудностями. В то же время не старайтесь оставаться со своими неприятностями наедине, умейте на время отвлечься от своих забот.
Умение расслабляться. Откуда у нас берутся силы, когда необходимо преодолеть личные невзгоды? Существуют различные источники. Главный из них - внутренняя энергия. Тот, кто пребывает в постоянном напряжении, расходует свою внутреннюю энергию быстрее, чем люди уравновешенные. Минутная раздражительность неприятна, но не страшна. Но когда эти минуты часто повторяются, это уже тревожный сигнал.


Существует ряд рекомендаций, помогающих снять нервное напряжение.
1. Умейте на время отвлечься от своих забот. Кинофильм, хорошая книга, встреча с друзьями помогут вам.
2. Используйте в качестве разрядки физический труд, занятия спортом.
3. Не ожидайте от окружающих слишком многого.
4. Старайтесь не впадать в гнев.


Отказ от вредных привычек. Борьба со своими вредными привычками - особая забота каждого руководителя. Не стоит напоминать, что курение, употребление спиртных напитков, привычка поздно ложиться спать и пить часто крепкий кофе наносят огромный вред организму. А от вредных привычек стоит освобождаться.
Режим труда и отдыха. У большинства людей в течение суток имеются два типа повышенной работоспособности. Первый подъем наблюдается от 9 до 1213 ч, второй - между 16 и 18 ч. В период максимальной активности повышается и острота наших органов чувств.
Какой режим труда и отдыха следует выбрать руководителю? Существует три типа работоспособности: утренняя («жаворонки»), вечерняя («совы») и недифференцированная («аритмики»). Поэтому необходим индивидуальный подход к режиму труда и отдыха: оставлять часы энергетического подъема для творческого труда, а часы «спада» - для отдыха и переключения на другую работу.


6. Эмоционально-волевой потенциал.


Волевые качества менеджера выражают его сознательную саморегуляцию своей деятельности и поведения, обеспечивающую преодоление трудностей при достижении цели.
Трудолюбие. Подразумевает проявление достаточно сильного и глубокого интереса к своему делу. Без этого невозможен творческий подход к решаемым проблемам.
Упорство в работе. Быть настойчивым в достижении поставленных целей - составная часть эмоционально-волевого потенциала.
Целеустремленность. Каждый честолюбивый человек ставит перед собой те или иные цели или задачи. Целеустремленность подразумевает способность твердо идти к поставленной цели, постоянно думать о перспективах трудового коллектива.
Решительность. Подразумевает отсутствие страха при решении поставленных задач, новизну и оригинальность, новаторство в постановке проблем и предложенных путях их решения. Решительный человек не боится оказаться перед возможной неприятностью.
Напористость. Это способность не останавливаться на половине достигнутого, преодолевать любые трудности, быстро и оперативно реагировать на те или иные ситуации.
Умение заинтересовать, мотивировать себя. Мотивация самого себя - это определение побудительных моментов, которые управляют нашими поступками. Личные побудительные мотивы присущи каждому. Для усиления эффективности работы менеджер должен понимать и сознательно усиливать мотивы. Различают мотивации двух видов. Первая - интровертная, т. е. получаемая как бы изнутри, исходящая от нас самих и побуждающая к определенным действиям. Вторая - экстравертная, т. е. внешняя.
Обусловливается поставленными целями, например, вознаграждением. Можно говорить об оптимальных побудительных моментах в том случае, когда оба вида мотивации совпадают.
Оптимизм и жизнерадостность. О человеке, обладающем такими качествами, говорят, что он обладает мироощущением, проникнутым жизнерадостностью, верой в будущее. Судить же о мере чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, улавливает ли он комизм ситуации, способен ли иронизировать не только над другими, но и над собой, если сам становится объектом шутки.
Увлеченность работой. Умение творчески относиться к своему труду, работать с самоотдачей позволяют добиться гораздо больших результатов, чем при формальном отношении к своим обязанностям.
Преданность работе и коллективу. Из анализа мировой практики менеджмента известно, что работник относится к выполнению своих обязанностей куда более ответственно, если уверен в поддержке коллектива, в котором он трудится. В этом случае возникает как бы обратная связь - человек относится с большим пониманием к коллективным проблемам, что положительно сказывается на моральнопсихологическом климате.
Семейное благополучие. Зачастую от того, насколько благополучна семейная жизнь, зависит и эмоциональный настрой человека, а, следовательно, - его настроение, внутреннее спокойствие и, как итог, - производительность на рабочем месте. Именно поэтому умение строить семейные отношения существенно влияет на эмоционально-волевой настрой индивида.
Уверенность в самом себе. Если человек твердо уверен в себе, т. е. неколеблющийся и несомневающийся, тогда везде и всегда ему будет сопутствовать удача в бизнесе, и все будут желать иметь с ним дела. Следует всегда помнить, что нет ничего худшего, чем неверие в самого себя, которое будет оказывать подавляющее воздействие на ваш дух.
Психологическая подготовка к работе. От того, как руководитель психологически настроен на выполнение той или иной работы, зачастую зависит и весь успех дела.


7. Самоконтроль своей жизнедеятельности.


Знание функций самоконтроля. Предполагает хорошую информированность о функциях и механизме контроля за осуществлением этих функций.
Контроль процессов. Основной задачей в личной работе менеджера является контроль за ходом выполнения собственных дел.
Контроль времени. Данное качество предполагает постоянный контроль за использованием собственного времени.
Контроль результатов. Подразумевает сравнение фактических результатов с запланированными.
Самоконтроль дня, недели, месяца, года и всей жизни. Менеджер должен уметь контролировать выполнение текущих дел, применяя для этого письменную фиксацию выполненного.
Умение создавать и контролировать собственную репутацию. Важным фактором в успешной деятельности менеджера является формирование собственного имиджа и создание условий для его поддержания. Также очень важно правильно оценивать себя. Далеко не всегда удается самостоятельно справиться с этой задачей. Не всегда возможно, да и не всегда нужно стремиться кардинально изменять себя. Но зная себя достаточно хорошо, можно выработать приемы компенсации и регламентации, чтобы минимизировать сложности, связанные с вашими личностными качествами, а порой и превратить свои недостатки в достоинства.

Основное содержание модели качеств современного менеджмента представлено в таблице 1.


Таблица 1 - Модель качеств современного менеджмента.

N

Основный группы качеств - 1 уровень

Содержание
критерия

Первичные качества - 2 уровень

1

Способность
правильно
формулировать
жизненные
цели

Оптимальная направленность и мобилизация собственных способностей                                  и
ресурсов

  1. Способность познать самого себя
  2. Умение формулировать жизненные цели
  3. Умение принимать решения
  4. Умение планировать карьеру

2

Личная
организован
ность

Способность жить и работать по системе

1. Следование системному подходу
2. Умение ценить и эффективно использовать время
3. Умение сосредоточиться на главном
4. Умение делать все по порядку
5. Умение не упускать мелочи
6. Умение учитывать и анализировать затраты времени

 

 

 

 

3

Самодисциплина

Умение управлять поведением                          - «держать в руках»

  1. Способность держать слово
  2. Пунктуальность исполнения
  3. Собранность
  4. Чувство ответственности
  5. Умение отказываться                   от удовольствий           ради
    главного

4

Знание техники личной работы

Знание правил и приемов организации личной                      работы,
умение                          ими
пользоваться

Умения:

  1. Организовать рабочее место
  2. Пользоваться орг. и вычислительной техникой
  3. Работать с информацией
  4. Составлять документы
  5. Говорить   по телефону
  6. Слушать
  7. Пользоваться записной книжкой
  8. Менять занятия

Знание:

  1. методов рационализации личного труда
  2. технологии коммуникаций

5

Самоорганизация               личного
здоровья

Хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда

  1. Физические нагрузки
  2. Правильное питание
  3. Сон
  4. Дыхание
  5. Водные процедуры
  6. Закаливание
  7. Борьба с шумом
  8. Тренировка нервной системы
  9. Умение расслабляться
  10. Отказ от вредных привычек
  11. Режим  труда     и отдыха

6

Эмоционально
волевой
потенциал

Способность управлять волей, воспитывать оптимизм                                   и жизнерадостность

  1. Воля
  2. Трудолюбие
  3. Упорство  в работе
  4. Целеустремленность
  5. Решительность
  6. Напористость
  7. Умение мотивировать себя
  8. Оптимизм, жизнерадостность
  9. Увлеченность работой
  10. Преданность работе и коллективу

 

 

 

  1. Семейное благополучие
  2. Уверенность в себе
  3. Психологическая подготовка к работе

7

 

 

 

Самоконтроль личной жизнедеятельности

Способность постоянно контролировать процессы своей деятельности и ее результаты

2.         Знание функций самоконтроля

 

Контроль:

 

  1. процессов
  2. времени
  3. результатов
  4. Самоконтроль дня
  5. Умение создавать и контролировать собственный имидж

Использование модели личностных качеств современного менеджера основано на правильном понимании содержания тех или иных качеств. Такие определения понятий и профессиональные характеристики качеств менеджера являются существенным элементом моделей современного менеджера.


1.3 Практическое значение самоменеджмента.


Применение самоменеджмента руководителями фирмы и специалистами для управления собой позволяет повысить эффективность деятельности любого человека.
В частности, преодолевая собственную лень, можно добиться значительных результатов не только в личной работе, но и в понимании сопротивления при проведении необходимых изменений (как в отношении самого себя, так и в коммерческой организации). 
Самоменеджмент можно применять как инструмент для изучения поведения отдельного человека, в дальнейшем для применения этих знаний для стратегического управления персоналом. Например, для создания благоприятной среды для построения карьеры каждого руководителя и специалиста фирмы.
Самоменеджмент можно использовать для апробации новых управленческих инструментов управления, предлагаемых менеджменту фирмы со стороны внешних консультантов.
Например, при применении бенчмаркинга руководителю следует апробировать данный метод в своей личной работе, прежде, чем принять решение о найме консультантов. Систему сбалансированных показателей можно применить для начала к отдельному человеку, до того, как будет принято дорогостоящее решение о покупке консалт- продукта (ССП) для реализации стратегии фирмы.


ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Вопросы на закрепление материала:
1. В чем суть и практическое значение самоменеджмента?
2. В чем заключается основная цель самоменеджмента?
3. В чем основные достоинства самоменеджмента?
4. На чем основана модель качеств современного менеджмента?
5. Каким образом связаны первичные и вторичные качества в модели качеств современного менеджмента?
6. Какие проблемы могут возникнуть в практике самоменеджмента?


Практические задания.


1. Изучить «правила успеха» современных менеджеров - мультимиллиардеров (на выбор студента, возможно обратиться к опыту других известных менеджеров, добившихся успеха):
- Ты просто космос: 5 секретов продуктивности Илона Маска [28].
- Джефф Безос объяснил, какие люди добиваются успеха в бизнесе [7].
- Миллиардер Рэй Далио рассказал, что нужно для успеха [18].
- Правила бизнеса Бернара Арно. Он обошел Билла Гейтса в списке самых богатых людей мира [21].
- «Бизнесу я посвящаю всего 10% умственных усилий». Билл Гейтс — о бизнесе, психологии и будущем [5].
- История Марка Цукерберга: заработать
миллиарды и все раздать (по крайней мере — пообещать) [11].
- Павел Дуров назвал 7 правил, которые помогают ему сохранять молодость [20].


2. Составить framework (схему) «Правила успеха современного менеджера».
Рамочная структура (framework) - структура, выражающая связь составных частей концептуальной сущности друг с другом, выраженная графически и в формальных правилах - диаграммах, текстах, графиках.
Алгоритм выполнения.
1. Выпишите принципы успеха известных миллиардеров в краткой и ясной формулировке.
2. Проанализируйте, что отличает изложенные принципы успеха.
3. Расположите данные принципы успеха в логической последовательности.
4. Визуализируйте схему: прочертите связи между данными понятиями, добавьте эмодзи / картинки по смыслу

Источник: Иванова, О. Э. Самоменеджмент: учебное пособие/ О. Э. Иванова, П. Г. Рябчук. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. - 121 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.