Расстановка приоритетов и управление временем |
Лекции и практикум по психологии - Психология управления | ||||||||||||
Страница 1 из 2 План изучения темы: 3.1. Расстановка приоритетов и управление временем как задачи самоменеджмента. 3.1. Расстановка приоритетов и управление временем как задачи самоменеджмента.
Рисунок 9 - Сравнение позиции эссенциалиста и неэссенциалиста [17] Умение расставлять приоритеты, это, в конечном счете - умение управлять собой, собственной организацией.
|
Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. |
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Эта максимальная продолжительность рабочего времени распространяется на абсолютное большинство работников и считается, в правовом аспекте, всеобщей мерой труда.
Значение ограничения законом рабочего времени:
1) обеспечивает охрану здоровья работника от чрезмерного переутомления и способствует долголетию его профессиональной трудоспособности и жизни;
2) за установленное законом рабочее время общество, производство получают от каждого работника необходимую определенную меру труда;
3) позволяет работнику обучаться без отрыва от производства, повышать свою квалификацию, культурнотехнический уровень (развивать личность), что, в свою очередь, способствует росту производительности труда работника и воспроизводству квалифицированной рабочей силы.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Также Трудовой кодекс определяет понятие «режим рабочего времени.
Режим рабочего времени - это распределение работы в пределах конкретного календарного периода, предусматривающее продолжительность рабочей недели, работу с ненормированным рабочим днем, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки чередование рабочих и нерабочих дней. |
Трудовой кодекс РФ регламентирует следующие разновидности режима рабочего времени, которые устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка:
- обычный режим работы (односменный);
- режим ненормированного рабочего дня;
- режим гибкого рабочего времени;
- режим сменной работы;
- вахтовый режим работы;
- режим раздробленного рабочего дня (рабочего времени, разделенного на части).
— Ненормированное рабочее время, режим гибкого рабочего времени, режим раздробленного рабочего дня, сменный режим относятся к особым режимам рабочего времени.
Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
Ненормированное рабочее время устанавливается для ограниченного круга работников и обусловливается спецификой выполняемой работником трудовой функции, которая исключает возможность ограничить трудовую деятельность рамками нормального рабочего времени или выполнение которой не поддается точному учету во времени.
Режим гибкого рабочего времени - особый режим в соответствии с которым начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяются по соглашению сторон трудового договора. |
Режим гибкого рабочего времени может быть введен по просьбе работника (в силу семейных обстоятельств, состояния здоровья, места жительства и т. д.).
В случаях, когда это необходимо по характеру труда, допускается разделение рабочего дня на части при условии, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной нормы. Данный режим вводится работодателем в локальном нормативном акте (приказе или распоряжении), принятом с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
Сменный режим требует составления графиков сменности (согласно ст. 103 ТК РФ). В них указываются: число смен, их продолжительность и последовательность, распорядок работы в каждой смене, выходные дни, дни доработки недостающих до нормы часов и т. д.
Требования к рабочему времени, режиму рабочего времени необходимо учитывать в качестве основания для управления временем.
Вопросы управления временем - поле тайм- менеджмента.
Тайм-менеджмент - это совокупность техник и методов управления временем: |
Основные принципы управления временем:
1) планирование;
2) расстановка приоритетов;
3) структурирование времени;
4) фиксация.
В соответствии с принципами управления временем рассмотрим основные инструменты управления временем.
1. Принцип планирования.
Данный принцип отвечает на вопросы:
- что сделать?
- когда?
- сколько времени это займет?
Данному принципу соответствуют следующие инструменты:
- метод Альпы,
- диаграмма Гантта.
Метод Альпы. Немецкая аббревиатура - ALPEN.
Метод Альпы предложил Лотар Зайверт [10].
Метод Альпы - метод тайм-менеджмента для
составления списка дел на день с определением продолжительности задач и их приоритетов.
Планируя день по методу Альпы, мы должны следовать алгоритму из 5-ти пунктов:
1) A: выпишите все задачи.
2) L: оцените продолжительность каждой задачи.
3) P: запланируйте буферное время. Планируем только 60 % времени, 40 % - оставляем в резерв. Этот буфер нам нужен, поскольку всегда возможны срывы - сроков, запланированных встреч (отключили электричество, застряли в пробке, срочные непредвиденные дела по поручению руководства и т.д.).
4) E: примите решение по приоритетам и
делегированию. Не следует весь груз брать на себя. Что- то можно поручить другим.
5) N: осуществите контроль выполненного. Контроль покажет, что не сделали. Если это еще актуально - задачу переносим на следующий день и так далее. Согласно ЛО. Зайверту, экономия времени по методу
Альпы составит примерно 10-20 %.
Диаграмма Гантта.
Это наглядный рабочий инструмент предложил в 1910 году Генри Гантт, инженер, консультант по менеджменту, соратник Ф. Тейлора. Диаграмме Гантта [19] больше 100 лет, она проста в использовании и применяется до сих пор.
Диаграмма Гантта - ленточная диаграмма, |
Диаграмма Гантта включает:
- перечень задач,
- последовательность работ,
- сроки работ,
- начало и завершение работ,
- длительность работ,
- вехи: границы 2-х и более задач.
Например, мы видим, что в первую очередь нам надо разработать проект дома: с 1-го по 14-ое августа. Самое сложное время - с 28 августа по 5-ое сентября. В этот период нам придется решать 3-и задачи.
![]() |
Рисунок 10 - Диаграмма Гантта
По такой же форме студенту можно составить план на период экзаменационной сессии.
Недостаток данного инструмента в том, что он не демонстрирует сложность задачи.
Диаграмму Гантта можно составить от руки, в Excel, на бесплатной on-line платформе GanttProjec.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |