Расстановка приоритетов и управление временем - Принцип расстановки приоритетов |
Лекции и практикум по психологии - Психология управления | |||||||||||||
Страница 2 из 2
2. Принцип расстановки приоритетов.
Прежде чем заполнять матрицу, в течение нескольких дней надо отследить: какие задачи вы выполняете и сколько времени они отнимают.
|
|
Алгоритм работы по принципу Парето:
составить список дел за день,
проанализировать и оценить: какие дела наиболее эффективны - то есть и составляют эти 20 %, вычеркнуть бесполезные дела, запланировать следующий день с учетом 20/80.
Метод интеллект-карт ввел британский психолог Тони Бьюзен в середине 1960-х годов. Изучая человеческий мозг, он обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам
Интеллект-карта (майндмэппинг, карта мыслей) - аналитический инструмент структурирования проблемы и визуализации идей в форме диаграммы связей (древовидной схемы). |
Метод интеллект-карты позволяет разложить информацию «по полочкам», визуализировав основные идеи и взаимосвязь между ними. Это повышает эффективность восприятия и делает осмысленными идеи. Информация, представленная таким образом, запоминается лучше.
Благодаря интеллект-картам сложные концепции воспринимаются проще, поскольку объёмные темы можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект - на конкретные задачи. Таким образом диаграммы связей помогают вникнуть в суть сложного проекта или проблемы.
![]() |
Рисунок 12 - Пример интеллект-карты Т. Бьюзена
Алгоритм составления интеллект-карты.
1) Расположите лист по горизонтали (альбомный формат страницы).
2) В центре - основная идея (вопрос), суть размышлений, центральный образ.
3) Выбирайте сильные слова для ключевых блоков. Если термин абстрактный - его можно проиллюстрировать картинкой (эмодзи).
4) Каждый ключевой блок заключайте в рамку.
5) Рисуйте ветви от центра - в стороны. Ветка - 1 одно слово или мысль.
6) От центра - ветки 1-го уровня - ключевые позиции, которые относятся к центральному вопросу. Ветки сделать потолще, чтобы подчеркнуть их значимость.
7) Ветки 2-го уровня - тоньше, формирование идей, конкретизация позиции 1-го уровня.
8) Ветки 3-го и следующего уровней -
конкретизация идей 2-го уровня.
9) Печатайте буквы, если работаете «от руки».
10) Цветовое решение карты. Используйте не менее 3-х цветов, раскрасив центральный образ, ветки и иные иллюстрирующие элементы, в зависимости от логической нагрузки. Показывайте разными цветами иерархию и связь.
Для создания интеллект-карт можно воспользоваться цифровыми сервисами, которым предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:
- MindMeister,
- Miro,
- XMind,
MindMup, Mind42 и другие.
3. Принцип структурирования.
Структурирование времени необходимо для
эффективного распределения - или - разбивки времени.
Принцип структурирования отвечает на вопросы:
- как распределить время, чтобы успеть?
- как отслеживать результат?
В случае, если задача объемная - мы не можем выполнить ее сразу и целиком.
Данному принципу соответствуют следующие инструменты:
- техника «съесть слона»,
- техника «поедание лягушек».
Техника «съесть слона» («нарезать салями», «лестница успеха»).
Техника исходит из того, что за один «присест» невозможно выполнить объемную задачу - «съесть слона целиком». Поэтому, задачу следует разделить на части.
«Слон» - это сложная или объемная работа, выполнить которую означает «съесть слона» - то есть сделать из него «стейки»: разделить большую задачу на части, составить план по их выполнению (1 день - 1 стейк) и постепенно выполнять.
![]() |
Рисунок 13 - Техника «съесть слона»
2 способа «съесть слона»:
1) постепенное «поедание слона от хобота до хвоста» - то есть от начала и до завершения (например, определение темы выступления, введения, основной части, заключения).
2) Произвольный порядок «поедания слона», начиная с легких, «вкусных» кусочков - методом «швейцарского сыра»: дырки в сыре «прогрызаются» до тех пор, пока ничего кроме дырок не останется (например, если вы знаете идею основной части доклада - то начинаете составлять доклад с этого кусочка).
Данная техника позволяет разделить большую задачу на части и справиться с «кусочками», постепенно продвигаясь к цели и управляя, таким образом, временем.
Автор техники «поедание лягушек» - Брайн Трейси, бизнес-тренер - подойдет для повышения эффективности распределения времени [26].
«Лягушки» - это неприятные и сложные задачи, дела, которые нас напрягают, раздражают, то есть у нас нет мотивации для их выполнения. |
Такие «дела-лягушки» надо выполнить с утра, чтобы освободиться от того, что тяготит, разгрузить мозг и создать хорошее настроение на весь день от ощущения выполненного.
Б. Трейси считает, что такую «противную лягушку» надо съедать каждое утро.
4. Принцип фиксации.
После того, как вы запланировали задачи, расставили приоритеты и разбили сложные задачи на элементы - можно приступать к работе.
Фиксация необходима для выстраивания баланса между работой и отдыхом. Нужно делать перерывы. Мы не роботы трудиться 24 / 7.
— Принцип фиксации отвечает на вопросы:
- как учитывать время?
- как узнать цену времени?
- как избежать выгорания?
Данному принципу соответствуют следующие инструменты:
- метод помидора,
- метод канбан.
Технику осознания времени предложил Франческо Чирилло [29]. В качестве таймера сознания и фиксации времени
он использовал помидорки. Первоначально у Чирилло в форме помидора был кухонный будильник для того, чтобы побороть отвлекающие факторы и достичь цели за отведенное на задачу время, фиксировать время, чтобы ничего не отвлекало.
|
— Алгоритм работы по методу помидора:
- 1 помидор - это 25 минут работы и 5 минут перерыва;
- после 4-ёх помидорок надо сделать большой перерыв - 15-30 минут.
Канбан - японский метод повышения продуктивности, реализующий [4]:
- принцип «точно в срок» при разделении рабочего процесса по этапам: «сделать», «в работе», «готово»,
- равномерное распределение нагрузки между работниками,
- прозрачность рабочего процесса.
— Фиксация по японскому методу Канбан:
- каждая задача записывается на стикер;
- стикеры распределяются на доске - можно на виртуальной;
- задачи распределяются по этапам: что сделать? что в работе? что сделано? Это позволит быстро увидеть, на каком этапе решения мы находимся;
- как только задача выполнена - стикер передвигают из одного сектора в другой.
![]() |
Рисунок 14 - Канбан-доска
Таким образом, для канбан характерны прозрачность (видно, кто и над какой задачей работает, ошибки в работе), гибкое планирование, мобильное выявление проблемных мест. Вместе с тем, внедрение канбан не предназначено для долгосрочного планирования, эффективность снижается, если в команде больше 5 человек.
Поскольку мы живем в цифровом мире, в нашем распоряжении - его инструменты. Можно воспользоваться приложениями для управления временем:
1) Focus To-Do: таймер Pomodoro и таск-менеджер.
2) Forest — таймер для телефона: на экране растет дерево, пока вы не трогаете свой
смартфон, при разблокировке в неположенное время дерево погибает.
3) Todoist — планировщик, можно настроить под разные методы планирования, в том числе матрицу Эйзенхауэра.
4) Singularity App — таск-менеджер, добавление задач напрямую из электронной почты (gmail).
5) Loop: трекер привычек. И другие приложения.
ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Вопросы на закрепление материала:
В чем значение расстановки приоритетов для персонального менеджмента?
2. В чем значение управления временем для персонального менеджмента?
3. Почему при управлении временем необходимо исходить из конкретных требований к рабочему времени и режиму рабочего времени сотрудника?
4. Каково значение тайм-менеджмента (управления временем) для персонального менеджмента?
5. Каковы основные принципы управления временем, в чем их сущность и взаимосвязь?
Практические задания:
1. В соответствии с каждым из принципов
(планирование, расстановка приоритетов, структурирование, фиксация) приведите пример применения одного из инструментов управления временем к вашей ситуации персонального менеджмента (на выбор студента).
Источник: Иванова, О. Э. Самоменеджмент: учебное пособие/ О. Э. Иванова, П. Г. Рябчук. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. - 121 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |