Феномен межличностной совместимости
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

Контрольная работа по дисциплине:
«Социальная психология»

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие межличностной совместимости
2. Виды межличностной совместимости
3. Критерии межличностной совместимости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологической совместимости является сложной и мало разработанной в психологии, характеризующейся отсутствием целостной и законченной теории совместимости. Это отражается на всех уровнях ее изучения, начиная от терминологии и заканчивая разработкой моделей совместимости в разных ситуациях деятельности. Синонимами термина совместимости становятся следующие понятия: психологическая совместимость, сработанность, сплоченность, общность интересов, бесконфликтность, психологический климат.
Общепризнано, что совместимость в основном связана со сферой межличностных отношений – диадных и групповых. Межличностная совместимость, относящаяся к характеру взаимодействия в диаде (например, учитель-ученик), проявляется во взаимном принятии партнеров по общению и совместной деятельности и основана на оптимальном сочетании значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик (смыслы, ценности, личностные качества и т.д.) [1, с.366]. Групповая совместимость представляет собой целостную характеристику группы (дружный класс), проявляется в способности ее членов согласовывать действия и оптимизировать отношения в разных видах деятельности [2].
Изучение феномена межличностной совместимости является актуальным, так как зачастую комплектование групп осуществляется на уровне интуиции, без учета совместимости и срабатываемости, что приводит к безусловным негативным последствиям.
В данной работе рассмотрен феномен межличностной совместимости.
Целью работы является определение понятия межличностной совместимости, видов совместимости, теоретических подходов к трактовке межличностной совместимости.
Задачи исследования определяются его целью и конкретизируют ее:
- раскрыть сущность понятия межличностной совместимости;
- определить основные виды межличностной совместимости;
- изучить критерии межличностной совместимости.
Теоретической основой для написания данной работы стали работы отечественных и зарубежных психологов, в частности, Я.Л. Морено, В. Шутца, А.В. Петровского, Г.Д. Бабушкина, А.Л. Свенцицкого, Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовской, H.H. Обозова, А.Н. Обозовой, Г.М. Андреевой и других.

1. Понятие межличностной совместимости

Межличностные отношения являются составной частью внутригруппового взаимодействия. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Выражаются такие отношения между людьми в первую очередь в совместимости людей.
Межличностная совместимость как психологическое явление не имеет строго однозначного определения. Рассматривается с двух позиций: как диадный феномен и как групповой. Так, Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская считают, что межличностная совместимость складывается между членами группы главным образом в «пространстве» диадного взаимодействия [3, стр. 21]. По их мнению, совместимость есть оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных действий. Предполагает наличие момента обоюдного удовлетворения членами диады потребностей и поведенческих проявлений друг друга.
Совместимость — это «взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, ocнованное на оптимальном сочетании ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик. Критерием совместимости является высокая непосредственная удовлетворенность партнеров результатом и главное процессом взаимодействия…» [4].
А.Л. Свенцицкий определяет психологическую совместимость как способность членов группы к совместной деятельности, основанной на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность [5, с.45].
Психологическая совместимость рассматривается как феномен, включающий следующие параметры межличностных отношений:
1. Комплементарность:
- потребностей – подразумевает дополнение в проявлении потребностей. Примером может служить общение между двумя людьми, один из которых проявляет стремление к лидерству, а другой – готовность к подчинению.
- навыков – предполагает компенсацию недостаточно развитых способностей у одного субъекта отношений другим субъектом.
- знаний – оба партнера обладают неперекрещивающимися знаниями, что дает возможность непрерывного обучения друг у друга.
2. Конгруэнтность потребностей – оба субъекта отношений обладают сходными потребностями, способными удовлетворить их в одних и тех же межличностных отношениях.
3. Общность ценностей – партнеры по совместной деятельности имеют схожую систему ценностей и придерживаются одних и тех же правил поведения.
H.H. Обозов и А.Н. Обозова выделяют три подхода в поиске установления закономерностей явления совместимости: структурный, функциональный и адаптивный [6].
Структурный подход предполагает поиск оптимальных сочетаний характеристик членов группы. Здесь речь идет о том, что совместимые партнеры образуют определенную устойчивую и эффективную структуру. Межличностная совместимость проявляется как сходство или различие характеристик партнеров. С осторожностью делаются выводы о том, что те свойства, которые базируются на врожденных особенностях индивида (например, обусловленные половой принадлежностью), у совместимых партнеров скорее контрастны, чем подобны. Свойства, обусловленные влиянием воспитания, воздействиями социокультурной среды (например, установки, ценностные ориентации), чаще всего подобны.
При функциональном подходе группа изучается как образование, целью которого является реализация определенных функций. Члены группы соответственно рассматриваются как носители определенных функций или ролей. Согласованность ролей есть показатель совместимости партнеров в группе. Использование функционального подхода предполагает изучение функций системы, установления, необходимой для нее структуры распределения ролей между индивидами и анализа ролевого сотрудничества партнеров при достижении целей системы.
Адаптивный подход ориентирован на изучение результатов совместимости: взаимопонимания, уважения, эмпатии, идентификации, позитивных межличностных чувств. Все это можно охарактеризовать как эффективное общение. Практическая сторона адаптивного подхода проявляется в его ориентации на улучшение процессов общения в группах и совершенствование межличностных отношений. Здесь усилия напраляются на диагностику характеристик общения и поиск методов их совершенствования.
Таким образом, совместимость можно характеризовать как оптимальное сочетание личностных характеристик людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных действий. Основной компонент совместимости заключается в субъективной удовлетворенности взаимодействующих людей, что является необходимым для успешного функционирования группы. Исследования в рамках адаптивного подхода к совместимости имеют наибольшее практическое значение.

2. Виды межличностной совместимости

Эффективность совместной деятельности и формирование оптимальных межличностных взаимоотношений определяются следующими видами совместимости:
- социальная совместимость;
- психологическая совместимость;
- психофизиологическая совместимость [7].
Эти три вида межличностной совместимости проявляются во всех видах человеческой деятельности – трудовой, учебной, спортивной. Полная совместимость членов группы предполагает оптимальное сочетание всех ее видом и наличие определенного соотношения между ними. Так, в различных видах совместной деятельности тот или иной вид совместимости выступает на первый план, становится ведущим, определяя эффективность выполняемой групповой деятельности. Значимость вида совместимости определяется особенностями выполняемой деятельности, ее задачами, требованиями к личности. Наличие совместимости приводит к срабатываемости в группе.
Социальная совместимость – это совместимость мировоззрений, идеалов, ценностных ориентаций, жизненных планов, социальных устремлений людей. Критериями социальной совместимости будут являться такие характеристики людей, как образовательный уровень, профессия, отношение к работе, общественная активность, отношение к другим людям, обществу, уровень нравственной зрелости, направленность личности, понимание смысла жизни, структура потребностей и т. д.
Существует мнение, что если психологические и биологические стороны могут сочетаться, гармонировать как при их тождестве у разных людей, так и при их противоположности, то социальная совместимость требует только сходства, тождества людей.
Психологическая совместимость – схожесть людей по вниманию, мышлению, памяти, интеллекту, эмоциональной уравновешенности, беспокойству, тревоги, экстраверсии-интроверсии, а также целому ряду других психических качеств. Психологический уровень совместимости предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения. Психологическая совместимость определяется как возможность или невозможность входящих в группу людей продуктивно работать вместе, чувствуя себя при этом комфортно.
Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности. Психофизиологическая совместимость в своей основе имеет особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. Еще большее значение в пределах данного вида совместимости имеет темперамент. Исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что «пригонка» темпераментов осуществляется по определенным правилам. Доказано, что в общении хорошо совмещаются два неодинаковых темперамента (холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик) и плохо уживаются люди с однотипными темпераментами (два холерика). С другой стороны, в работе, требующей подвижности нервной системы от всех ее участников, противоположные темпераменты не пригодны, поскольку не обеспечивают одинакового ритма работы.
Рассматривая виды совместимости, следует иметь в виду, что они все могут быть представлены в одном акте конкретного общения, хотя такие случаи наблюдаются крайне редко [8]. Практически же совместимость чаще всего встречается в пределах только одного или двух видов.
М. Шоу выделяет два типа межличностной совместимости:
- потребностная совместимость — предполагается, что в одних случаях в ее основе лежит сходство в потребностных характеристиках партнеров, тогда как в других речь идет либо о комплементарности этих характеристик, либо о каких-то более сложных, комбинированных их сочетаниях;
- поведенческая совместимость — предполагается, что определенные личностные свойства партнеров по взаимодействию детерминируют типичные поведенческие модели, способные продуцировать либо совместимость, либо несовместимость между ними [3].
Тип групповой деятельности способен влиять на содержание составляющих совместимости. Так, коллеги, имеющие вполне приемлемую совместимость в профессиональной деятельности (характеризующуюся функциональными параметрами) могут не иметь личностной совместимости во внерабочем общении, т.к. одно из значительных проявлений совместимости характеризуется сходством жизненных целей и интересов партнеров.
Таким образом, совместимыми можно считать тех людей, которые ситуативно неделимы и автономны. Но наиболее существенным признаком сходства явлений целостности и совместимости можно считать наличие внутреннего единства субъектов общения.
Вильямом Шутц в период с 1955 по 1966 годы разработал теорию межличностных отношений. Она является совокупностью гипотез, стремящихся объяснить межличностное поведение. Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, определяющим его межличностное поведение.
Межличностное поведение индивида объясняется на основе трех потребностей — включения, контроля и аффекта. Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так развитие потребности включения зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность контроля зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях «родитель — ребенок» на свободу или на контроль; потребность аффекта зависит, от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в детстве, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным и недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые в первую очередь при межличностном взаимодействии. Таким образом, включение, контроль и аффект позволяют предсказать и объяснить межличностное поведение индивида.
Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. В. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей.
В теории межличностных отношений В. Шутца постулат совместимости гласит - мы всегда реализуем некоторый взаимный обмен, т.е. нам дают то, что нас устраивает и мы даем взамен то, что устраивает других. Две личности совместимы, если они могут вместе работать в гармонии. Совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей, чем группы несовместимые. То есть, если совместимость группы А больше, чем совместимость группы В, то группа А ближе, чем группа В к уровню своего оптимального функционирования.
В. Шутц предположил три возможных типа совместимости. В основу выделения типов положено соотнесение демонстрируемого личностью поведения и поведения, желаемого ею от других, в каждой из трех сфер межличностных потребностей.
1. Первый тип совместимости – взаимообменная – совместимость, основанная на взаимном обмене. Выражаемое и желаемое поведение у одной личности равны выражаемому и желаемому у другой личности – это пример максимальной совместимости.
2. Второй тип — инициирующая совместимость — обнаруживается, когда проявления контроля, включенности и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого. Например, одна сторона, вступающая во взаимодействие, желает доминировать, а другая — находиться под контролем.
3. Реципрокная совместимость характеризует степень, в которой выражения включения, контроля или любви одной взаимодействующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей. Здесь, как у А.С. Пушкина, постулируется, что чем больше мы отдаем в любви – тем меньше мы получаем, чем больше хотим быть в группе, тем больше она нас отвергает [9, с. 168].
Таким образом, если потребности индивидов взаимно удовлетворяются в процессе взаимодействия, то они являются совместимыми в потребностной сфере, если же потребности не удовлетворяются – межличностной совместимости нет.

3. Критерии межличностной совместимости

Неясность понятия совместимости обусловила вторую трудность исследования этого феномена: выбор критериев или индикаторов совместимости. В работах, посвященных исследованию совместимости, можно обнаружить использование самых различных критериев: высокую эффективность групповой деятельности, низкую конфликтность в группе, высокое взаимопонимание между партнерами – словом, любое из социально-психологических явлений, взятое в позитивном ключе.
Критерием психологической совместимости является сплоченность. Это устойчивое качество группы, процесс формирования которого длителен и иногда противоречив. Сплоченность помогает группе противостоять различным неблагоприятным воздействиям.
Существует еще одно понятие, необходимое при исследовании психологической совместимости, – срабатываемость.
Так, H.H. Обозов и А.Н. Обозова определяют срабатываемость как согласованность характеристик субъектов, обеспечивающая им эффективное выполнение какой-либо совместной деятельности. Понятие срабатываемости применимо лишь к деловым, профессиональным, производственным отношениям — отношениям в рамках совместной деятельности. Так как эти отношения направлены на получение определенного продукта совместной деятельности, то проявлениями совместимости этого типа будут характеристики деятельности: эффективность с точки зрения количества и качества затраченного времени и энергии партнеров. Явление совместимости, в отличие от срабатываемости, — межличностный феномен, существующий в рамках личных отношений, основанных на симпатии, притяжении и служащих «общению ради общения» [6].
Таким образом, срабатываемость - это согласованность в работе между участниками деятельности. При срабатываемости взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. При совместной деятельности в случае ее достаточно высокой успешности у партнеров возникает удовлетворенность не только собой, как при индивидуальной деятельности, но и удовлетворенность партнером, также успешно выполняющим совместные задачи, общие для партнеров.
Если два индивида сработались в какой-либо деятельности, то они чаще всего испытывают взаимные симпатии. Но эти взаимные симпатии могут быть связаны только с этим конкретным видом деятельности. Таким образом, можно сказать, что сработавшаяся пара может быть несовместимой, а совместимая - несработавшейся.
В малой группе поведение человека изменяется в соответствии с установками и нормами поведения этой группы. Это изменение связано с двумя причинами. В одних случаях человек принимает мнение группы, потому что не желает вступать с ней в конфликт. При этом его убеждения, установки на те или иные явления жизни остаются прежними, следовательно, человек проявляет приспособленчество, конформизм.
В других случаях человек принимает мнение группы, потому что соглашается с его правильностью. В этом случае нормы и установки группы становятся нормами и установками этого человека. Такое принятие человеком мнения группы облегчает осуществление группой единообразного поведения.
Смена личностью своих мнений и установок происходит с различной степенью трудности. У многих возникает внутренний конфликт в связи с тем, что прежние представления человека вступают в противоречие с мнением и установками группы и ему надо решить, где же истина. В зависимости от трудности или легкости разрешения этого конфликта различают низкую и высокую конформность субъекта. Низкая конформность субъекта означает, что мнение группы либо отвергается, либо принимается с трудом. Высокая конформность означает легкое и быстрое принятие мнения группы.
В совместной коллективной деятельности людей между ними неизбежно и закономерно возникают объективные отношения и связи. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются межличностные отношения. Адекватные и правильно организованные межличностные отношения положительно сказываются на успешности действий людей в группе, а нарушения привычных взаимоотношения, понижают эффективность деятельности.
Нельзя обойти вниманием социометрический подход при изучении характера и особенностей межличностных отношений в процессе группообразования и в ходе совместной деятельности, степени «психологической комфортности» положения человека в группе. Сам термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположником метода социометрии стал известный американских психиатр и социальный психолог Дж. Морено.
Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Морено, ту первично-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостное состояние группы, но и душевное состояние человека [10].
Определяя критерии межличностной совместимости важно отметить, что они изменяются в зависимости от вида деятельности. Например, в качестве критериев совместимости в системе «учитель-ученик» приводятся характеристики психологического пространства восприятия учебного материала; в частности, когнитивная сложность этого пространства, отражающая количество факторов, по которым происходит оценка воспринимаемого объекта; специфика факторов, лежащих в основе оценки воспринимаемого материала, отражает тип восприятия - синтетический, аналитический, а также возможные ошибки, на которые учителю стоит обратить внимание; стилевые характеристики деятельности субъектов педагогического процесса; в частности, цели участников взаимодействия; стили педагогического общения и их соответствие возрасту учеников [2].
Безусловным критерием совместимости является высокая непосредственная удовлетворенность партнеров результатом и главное процессом взаимодействия [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межличностная совместимость главным образом складывается между членами группы в диадном взаимодействи. Психологическая совместимость невозможна без обоюдного удовлетворения членами диады потребностей и поведенческих проявлений друг друга.
С другой стороны, важность межличностной совместимости проявляется именно при формировании групп, таких как учебные классы, рабочие коллективы. Здесь можно говорить о том, что для формирования социально-психологического климата коллектива и оценки его как целостного образования имеют значение не столько психологические качества его членов, сколько эффект их сочетания. Так, уровень межличностной совместимости членов производственного коллектива является фактором, обусловливающим в большой степени его климат, а соответственно, и итоговую эффективность его работы.
Понятие «психологическая совместимость» до сих пор остается неоднозначным в теоретическом истолковании в силу общенаучного употребления термина «совместимость», и поэтому каждый автор вкладывает в это понятие свой смысл, руководствуясь тенденциозностью своих научных изысканий.
Таким образом, при изучении феномена межличностной совместимости обнаруживается ряд проблем, в частности:
- существует тенденция к синонимизации понятия «совместимость» и других понятий, таких как «сходство», «срабатываемость», что является некорректным;
- отсутствие объективных критериев межличностной совместимости;
- неясно, существуют ли «более совместимые» или «менее совместимые» психологические типы или черты характера.
Существующего количества разработок по этой проблеме недостаточно, в частности из-за ее сложности и объемности: например, в спортивную команду можно набрать нужных людей, но в школу с определенного возраста принимаются все дети и сложно комплектовать классы по межличностной совместимости. Кроме того, основная деятельность задает и традиционную форму комплектования групп. В то же время проблема существует и требует решения, так как даже в начальной школе нередки ситуации, когда ребенок теряет желание ходить в школу. Можно предположить, что такие проблемы решаемы хотя бы на уровне школ, если бы при комплектовании групп учитывались еще и личностные особенности учеников и учителей.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Петровский, А.В. Межличностная совместимость // Психология. Словарь, 2-е изд. / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М: Политиздат, 1990. – С. 366.
2. Балуева, Ю.А. Проблема совместимости субъектов учебной деятельности / Ю.А. Балуева // Научные исследования в образовании. - 2007. - №4. - С.29-32.
3. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. // Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.
4. Петровский, А.В. Введение в психологию. // Под общ. ред. проф. А.В. Петровского – М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
5. Свенцицкий, А.Л. Психология управления организациями. // А.Л. Свенцицкий – СПб.: Изд- во СпбГУ, 2009. – 222 с.
6. Обозов, Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова // Вопросы психологии. - 1981.- № 6. С. 98-101.
7. Бабушкин, Г.Д. Психологическая совместимость и срабатываемость в групповой деятельности / Г.Д. Бабушкин, А.С. Буфиус // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - №2. - С.40-42.
8. Зебреева, Е.Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива / Е.Н. Зебреева // Юридическая психология. – 2007. №3. – С. 22-26.
9. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы // Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская - М.: Аспект-Пресс, 2002. – 286 с.
10. Морено, Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе // Я.Л. Морено – М.: Академический проект, 2004. – 320 с.
Выполнил:
студентка 2 курса,
специальность «психология»
заочной формы обучения
второе высшее образование
Проверил:
Кандидат психологических наук, доцент,
Н.Ю. Клышевич
Методист:
Минск, 2017

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.