ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Психология групп Цели занятия: 1. Обучающая: сформировать и закрепить представления обучающихся о группе, ее видах и существенных признаках, групповой динамике. 2. Развивающая: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся; обеспечить формирование общекультурных компетенций на основе активного учебного взаимодействия и развития. 3. Воспитывающая: способствовать развитию толерантности, стремлению соблюдать нормы общения, умению отстаивать собственную позицию в учебном диалоге.
Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций: ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу. ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Для формирования указанных компетенций, обучающиеся должны знать: - виды и существенные признаки группы; - типологию группы; - основные параметры малой группы; - структуру малой группы; - понятие о групповых нормах и санкциях; - понятие о групповой динамике.
Обучающиеся должны уметь: - показать различное положение человека в системе межличностных взаимоотношений; - проводить психологический анализ структуры малой группы (на примере учебной группы); - проводить социометрию через методику, выявляющую статусную иерархию членов малой группы; - использовать знания в области общения при организации межличностных отношений, прогнозировать поведение собеседника, предотвращать и устранять конфликты в межличностном взаимодействии; - применять теоретические знания при выполнение заданий по изучаемой теме;
Обучающиеся должны владеть: - приемами коммуникативного взаимодействия; - приемами использования полученных знаний в практической деятельности
Контроль исходного уровня знаний Выполните тестовые задания № 24-34 (Приложение 1). Глоссарий темы: группа, виды групп, параметры группы, структура малой группы, лидерство, руководство, групповые нормы, групповые санкции, групповая динамика, групповая сплоченность, конформность, групповое решение. Содержание основных понятий Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая в социальное целое на основе определенных признаков. Наиболее существенными признаками являются: продолжительность существования; наличие общей цели; взаимодействие членов группы; наличие групповой структуры; осознание входящими в группу людьми своего членства. Социальная психология опирается на социологическую типологию групп, однако в центре внимания находятся, прежде всего, группы: - реальные - ограниченные в размерах общности, существующие в общем пространстве и времени, объединенные реальными взаимоотношениями (школьный класс, студенческая группа, семья и т.п.); - естественные - в силу разнообразных причин возникающие естественно в отличие от лабораторных, созданных социально для исследования отдельных проблем; - малые - немногочисленные по составу, члены которых объединены общей целью и находятся в непосредственном общении, что является основной для возникновения эмоциональных отношений.
Основные параметры малой группы: 1) композиция (или ее состав) - численность, возраст и пол, национальность, род занятий членов группы; 2) структура - функции, выполняемые членами группы, а также система межличностных отношений. Выделяют структуры предпочтений, власти и коммуникаций. 3) групповые процессы - развитие сплочения, групповое давление, выработка групповых решений.
Структура малой группы: 1. Структура предпочтений (социометрическая) выделяет статусную иерархию в группе. Статус - положение человека в системе межличностных отношений. В системе межличностных предпочтений и отвержений выделяются следующие статусы: - наиболее предпочитаемые члены, не имеющие отвержений (образно называемые «звезды»); - высоко-, средне- и низкостатусные - преобладание предпочтений над отвержениями; - изолированные - не имеют ни предпочтений, ни отвержений; - пренебрегаемые - отвержения преобладают над предпочтениями; - отверженные - имеют только отвержения. 2. Структура власти выявляет взаиморасположение членов группы в зависимости от способности оказывать в группе влияние. Власть в группе реализуется в формах лидерства и руководства. Лидерство - чисто групповое явление, лидер выдвигается только внутри группы спонтанно как психологическое влияние одного человека, он олицетворяет предпочитаемую в группе систему норм и ценностей, является их носителем и выразителем в конкретной ситуации. Его влияние осуществляется через групповые нормы и санкции. Групповые нормы - совокупность правил и требований, вырабатываемых конкретной группой и регулирующих поведение членов, их взаимодействие и общение. Групповые санкции - средства контроля за поведением членов группы. Различают позитивные санкции - поощрения за одобряемые группой действия, и негативные - наказания за негативные действия. Квалификация поведения зависит от принятых в группе норм. Руководство - влияние зафиксированной природы, представляющее собой власть более широкой социальной группы через одного из членов малой группы. Руководитель назначается из вне официально, наделяется официальными правами и обязанностями и системой санкций. 3. Структура коммуникаций - совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой. Чтобы понять, как малая группа доводит до индивида систему общественных отношений, необходимо проследить развитие группы. Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социальнопсихологических процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы. Образование естественных реальных малых групп задается внешними по отношению к группе факторами - потребностями развития общества и общественного разделения труда: развитие производства, смена поколений, досуг. Таким образом, задается цель групповой деятельности. Процесс формирования групп возможно рассмотреть с двух позиций: 1. Становление групповых норм и ценностей при одновременном вступлении в группу многих индивидов; 2. Принятие в группу новых членов посредством принятия ими групповых норм. I. Важнейшим содержанием этого процесса является развитие групповой сплоченности, т.е. формирования особого типа связей в группе, которые позволяют превратить ее в психологическую общность людей. Сама по себе сплоченность выступает для членов группы как привлекательная цель, то состояние, к которому надо стремиться. Выражается групповая сплоченность в эмоциональной притягательности и взаимно привязанности членов группы, стремлении сохранить членство. II. Для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него, системе отношений, стоит проблема знакомства с нормами и ценностями группы и приятия или отвержения их. Выбор поведения в данной ситуации связан с понятием конформности (conformis - подобный). Конформность - это податливость человека давлению группы, проявляющаяся в изменении поведения в соответствии с ранее не разделявшейся им позицией. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Групповое решение - это осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией между членами для решения общей для них задачи. В процессе принятия группового решения выделяют: сбор информации (мнения членов группы), поиск возможных решений, принятие решения.
Контрольные вопросы:
1. Какие условия способствуют формированию социальных групп? Что такое социальная группа? 2. Какие отличительные признаки присущи малым группам? 3. Что такое социометрический статус? Как оценить уровень благополучия взаимоотношений в группе? 4. Укажите, какие признаки присущи руководителю с высокой способностью создавать коллектив? Укажите отличительные особенности коллектива. 5. Конформизм - это плохо или хорошо? Это естественное или искусственное?
Работа на занятии
Задание 1. Учебная группа делится на микрогруппы по 3 - 4 человека, каждой из них предлагается определение одного из аспектов понятия «группа». После обсуждения и подбора соответствующих определению примеров групп, проводится коллективное обсуждение. 1. Группа - это совокупность людей, которые объединились для достижения цели. 2. Группой называется совокупность людей, которые взаимно влияют друг на друга. 3. Группой можно назвать совокупность людей, отношения между которыми определяются набором ролей и норм. 4. Группа - это социальная единица, состоящая из двух и более людей, которые считают себя принадлежащими к группе. Люди не составляют группы, пока не воспринимают себя ее частью. 5. Группа - это совокупность взаимозависимых людей. Они не будут группой, пока нечто, влияющее на одного из них, не будет влиять на всех остальных. 6. Группа может быть определена как совокупность людей, взаимодействующих друг с другом. Сборище людей становится группой, пока они не взаимодействуют лицом к лицу. 7. Группа - это совокупность людей, стремящийся через свое объединение удовлетворить какие-либо личные потребности, т.е. каждый участник имеет личные для объединения в группу. Задание 2. Опираясь на свой опыт пребывания в различных группах, вспомните, являлся ли руководитель и лидер одним и тем же лицом? Всегда ли эффективно совпадение в одном лице руководителя и лидера? Задание 3. Решите ситуационную задачу (ОК-8). В коллективе, где изучались межличностные отношения, выявилось наличие двух группировок. Обе группировки были в одинаковой мере дружными и сплоченными. Однако руководитель по-разному отнесся к обеим выделенным микрогруппам. Он сделал все для того, чтобы одну из них разбить и сохранить вторую. Почему? Задание 4. Пользуясь интернет-ресурсами, а также используя учебное пособие из библиотечного фонда БГМУ (Амиров А.Ф. Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов / А.Ф. Амиров, Ю.Е. Коньшина. - Уфа: ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава». - 2008. - 121 с.) выполните задание: деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» (см. приложение 4).
Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 35 - 44 (Приложение 1). Основная: 1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 704с. 2. Баданина Л. П. Основы общей психологии: учеб. пособие / Л.П. Бада- нина [Электронный ресурс]. — Москва: Флинта, 2012. — 448 с.
Дополнительная: 1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 116 с. 2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с. 3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 4. Амиров А.Ф. Коммуникативная деятельность: учеб.-метод. пос. для сам. внеаудит. раб. студентов / А.Ф. Амиров, О.В. Кудашкина. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2014. — 144 с.
Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. 4.2. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коныпина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 129 с. |