На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Методологические основания групповых психотехнологий (ГПТ)
Методологические основания групповых психотехнологий (ГПТ)
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

1.1. ГПТ: сущность и характеристики


1.1.1. Сущность понятия ГПТ


Групповые психотехнологии (ГПТ) в своем универсальном значении — это комплекс управляемых и регламентированных (квалифицированным ведущим) психологических практик, основанных на социально-психологических феноменах и закономерностях, направленный на исследование, коррекцию и развитие личностных и групповых (социально-психологических) процессов, осуществляемых в группе как среде, объекте и агенте изменений.

ГПТ — комплексный инструмент работы ведущего с группой.
ГПТ — как правило, авторский методический подход.
ГПТ — прикладное воплощение психологического метода или подхода в группе.
Место ГПТ в системе психологической групповой работы можно обозначить так: психологический метод (форма) групповой работы (тренинг, группа, игра, психодрама и др.) > ГПТ > локальный прием, техника, практика, задание.
В широком смысле ГПТ могут быть тождественны конкретным направлениям психотерапии и психологической работы. При этом использование в русле психологического консультирования терминов «арт-терапия», «телесно ориентированная терапия», «рационально-эмотивная терапия», «сказкотерапия» и так далее не всегда правомерно применительно в контексте понятия «терапия». Поэтому в психологическом (групповом) консультировании, тренинговой работе, группах личностного развития более точные формулировки: арт-психотехнология, телесная психотехнология, рационально-эмотивная психотехнология, сказко- психотехнологиях и так далее. Психотехнологии могут применяться в групповом и индивидуальном форматах.
С позиции научно-психологического подхода психотехнология — наука о практическом использовании психологических техник управления психическими состояниями личности и группы с целью создания оптимальных условий для актуализации индивидуальных и групповых психологических ресурсов (Руденский Е. В., 1997) .


1.1.2. Характеристики ГПТ


Многообразие методов и конкретных прикладных приемов требует выделения видов и направлений групповой работы. На каких основаниях можно классифицировать ГПТ?
1. Концептуальное основание: подходы и направления в основе ГПТ. Например, технологии на основе гештальт-терапии, телесно ориентированного подхода, арт-терапии, эмоционально-образного подхода, РЭПТ, трансактного анализа, логотерапии и так далее. Данное основание хоть и наиболее очевидное и, безусловно, важное, в современной практике может терять свою актуальность, т. к., даже работая в определенной парадигме, специалист (консультант, тренер, ведущий) часто подбирает технологию из задач, а не из подхода. Конкретная техника становится функциональной, прикладной и не всегда зависимой от концепции. Это утверждение основано на практическом опыте специалистов, относящихся к совершенно разным психологическим школам и направлениям. Приводя пример «аутентичного» направления, можно вспомнить техники психодрамы, но и их часто относят к арт-терапии, «расстановкам» и даже танцевальнодвигательному направлению телесно ориентированного подхода.
Классифицировать ГПТ с позиции теоретических направлений, таких как психодинамическое, экзистенциально-гуманистическое, бихевиоральное, когнитивное или трансперсональное, в современной практике тем более не видим методической необходимости, т. к. практика конкретизируется в прикладных направлениях (см. выше) и стремится к холестичности, итеративности (целостности, системности). А вот логика и смысл практики, подбор психотехнологий должны опираться на метаоснования (концепции, направления, парадигмы). Иначе теряется сама сущность психологической практики.
Все чаще консультанты выстраивают свою работу на базе позитивной интегративной (холистической) модели психологии (см. Селигман П., Чиксентмихайи М., Уилбер К., Козлов В. В., Фаерман М. И. и др.).
2. Модальное основание: каждую психотехнологию можно рассмотреть с позиции проработки ею модальности (структуры, уровня, измерения, элемента) психического. Поясним: рисуночные техники используют правополушарную активность, воображение, визуализацию и одновременно направлены на активацию воображения, правополушарной и интегрирующей активности, воображения. Психотехнологии могут быть направлены и на экспрессивность (иррациональная эмоциональная модальность). Можно рассматривать с позиции модальности и рациональные технологии (когнитивные), двигательные (конативные), сенсорные, аудиальные (музыкальные психотехнологии) и так далее. И с позиции интегративного и метакогнитивного подходов наиболее функциональны мультимодальные технологии (одновременно направленные
на комплекс модальностей во взаимосвязи).
3. Модусное основание: по сути это частный случай модальностей, выделяемый интегративным и любым системным подходом в два, три или более модуса (манифестации) психической реальности: «Я» социальное — материальное — духовное (Козлов В. В.) ; био-психо-социо-культурно-духовное измерения психологического пространства (Фаерман М. И.) ; персональное — интерперсональное — трансперсональное в структуре психического; хилотропное — холотропное сознание (Гроф С.) ; поведенческое — эмоциональное — рациональное (Боаделла Д.) и другие. К примеру, телесно ориентированные практики можно отнести к материальному и биологическому (соматическому) модусу; коммуникативные и командные техники — к интерперсональному, социальному; медитативные — к духовному, трансперсональному. Фактически приведенные примеры скорее будут относиться к холистическим интегративным, подразумевающим взаимосвязь и балансировку различных модусов.
4. Целевое основание: по направленности на решение прикладных задач. Задачи могут быть масштабными: обучение, терапия, исследование, сопровождение; или локальными: формирование того или иного навыка, расширение и развитие той или иной личностной особенности (свойства, феномена, качества). Примером может стать ролевая игра как метод активного социального обучения; проективная групповая рисуночная методика, одновременно преследующая цель самоисследования личности и группы и развития творческих способностей, рефлексивности, ресурсности и др.
5. Жанровое основание: по использованию различных практических базовых направлений работы или форм: игровые, консалтинговые, коучинговые, тренинговые, глубинные, психотерапевтические, диагностические, комплексные. Допустим, что игротехники имеют свой набор используемых технологий, психотерапевты — свой, а коучи — свой. Известны, к примеру, ко- учинговые игры, тренинговые методики (отработка навыка через кейсы), глубинные визуализации или медитации, методики арт- терапии, или эмоционально-образной терапии, или когнитивной терапии (РЭТ) и др. При этом одни и те же технологии часто применяются в разных жанрах работы.
6. Инструментальное основание: какие материальные
и психотехнические инструменты используются внутри ГПТ. Групповые психотехнологии в целом можно рассматривать как инструмент психологической работы, при этом в них существует конкретный инструментарий. Примерами материальных инструментов могут послужить музыка, бумага и краски, ароматы, видеоматериалы и видеокамера, глина, веревки и другая специальная атрибутика. Перечисленные примеры чаще относятся к арт-технологиям, иррациональным экспрессивным практикам, игровым и тренинговым форматам (командообразование). Тогда как в классических вербально-логических форматах инструментарий будет в большей степени не материальный, а ментальный (психотехнический): нарратив, ассоциации, дискуссии, проблематизации, вопросы, анализ, обратная связь и др. Как правило, ГПТ совмещает в себе оба вида инструментария, и материальный и ментальный.
7. Проактивное основание: по степени осознанности и включенности личности и группы в провоцируемый ГПТ процесс. Существуют практики, которые декларируют «целебные» свойства вне зависимости от понимания, рефлексии, интерпретации клиента: некоторые телесно ориентированные, некоторые дыхательные практики, некоторые духовно ориентированные ритуалы; технологии, предполагающие манипуляцию ведущего при пассивной позиции клиента. Это так называемые реактивные психотехнологии. К проактивным будут относиться в большей степени те, которые предполагают осознанность, волевое включение, понимание, ответственность за результат. Таких психотехнологий все же больше в арсенале психолога-консультанта. Возможно сочетание реактивной и проактивной направленности ГПТ в разных пропорциях, зависящих во многом не от самой практики, а от рабочей концепции и интерпретации специалиста. К примеру, технологии трансперсональной и телесной психологии (балансировка энергии, холотропное дыхание, инициации и др.) могут демонстрироваться специалистом и с реактивной, и с проактивной позиции.
8. Инструкционное основание: по акцентам, содержанию и другим аспектам инструкции к ГПТ. Для воплощения практики в клиентском опыте очень важно, как даётся инструкция. Содержательно идентичную ГПТ за счёт инструкции можно осуществить в принципиально различных форматах, создаваемом опыте и эффектах. Соответственно, психотехнологии будут иметь отличия по «акцентам» инструкции. К примеру, если ведущий уже в инструкции проговаривает ожидаемый эффект от практики, то сама практика будет включать в себя сформированную установку, являющуюся одним из сильнейших механизмов воздействия; в случае инструкции без установки механизмы работы будут более «чистыми» и индивидуальными.
9. Форматное основание: по использованию естественных и специально созданных внешних и внутренних ресурсов ГПТ. Осуществляя практику в различных условиях и форматах, предполагающих интеграцию внешней, внутренней среды и содержания психотехнологии, можно значительно менять акценты, эффекты и смыслы. Можно выделить формат «павильонный» — специально оборудованного зала; бизнес-формат, предполагающий чаще использование современных средств обучения и «классической» рассадки участников; релакс-формат или неформальный предполагает размещение на полу на ковриках, использование «лежачих», спонтанных двигательных иррациональных технологий; полевой, или природный, формат «опен-эир» осуществляется в лесу, на поляне или на пляже и чаще всего предполагает использование природных ресурсов (природное пространство); выездной формат может быть и природным, и павильонным, и релаксационным, и бизнес. В первую очередь его отличает физическое и психологическое дистанцирование от привычного места работы, учебы, жизни, смена обстановки, используемые также как ресурс. Формат путешествия (мы используем термин «психологический туризм») — это синтез выездного, природного и динамического (постоянная смена условий работы и опыта) форматов, использующий наиболее полный перечень внешних ресурсов для интеграции в ГПТ (Фаерман М. И.) .
10. Комплексное основание: по степени комплексности, связанности и целостности. Примерами комплексных (системных, интегративных, холистических) технологий могут послужить все те, которые интегрируют свойства по предыдущим основаниям. Например, мультимодальные, мультимодусные, мультицелевые, мультиинструментальные. Нами разработан ряд комплексных ГПТ для авторских проектов (путешествие самопознания, группы личностного развития, групповое консультирование, тренинги профессионального развития).


1.1.3. Основные свойства ГПТ


1. Целесообразность. Как и любой инструмент работы, ГПТ подбираются сообразно мишеням воздействия всего психологического сопровождения или конкретного этапа. Так, если на этапе групповой разминки цель — комфортное взаимодействие участников, то целесообразно использовать разнообразные игровые практики, предполагающие вербальный и физический контакт.
2. Комплексность. Реализуется в сочетании различных приемов и эффектов ГПТ. К примеру, технология, предполагающая вербальную, эмоциональную и поведенческую активность участников; совмещающая игровые и рисуночные приемы, будет комплексной.
3. Методическая обоснованность. Так как ГПТ, в отличие от элементарной физической или ментальной активности, в любом случае направлена на психологический эффект, то даже довольно простая технология имеет методическую (теоретическую) обоснованность. В качестве обоснования может выступать большая психологическая школа: бихевиоризм обосновывает тренинговые технологии, психодрама, гештальт-терапия и трансакный анализ обосновывают ролевое взаимодействия. Либо локальная прикладная концепция: алгоритм постановки цели, этапы творческого мышления, виды телесного контакта и др. обосновывают алгоритм ГПТ.
4. Объем (масштаб). Это свойство хорошо раскрывается при сравнении локальной психотехники, обладающей малым объемом и масштабом зон применения, эффектов и механизмов в своем содержание (например, представление участников в начале группы), и масштабного группового метода, обладающего, напротив, большим объемом и масштабом влияния, эффектов, механизмов (например, групповая сказкотерапия (сказко- психотехнология) или тренинг (см. рис. 1)).
5. Встраиваемость и последовательность. ГПТ может быть приравнена к программе тренинга и группы, и тогда она будет включать в себя последовательность приемов и техник. Или же рассматриваться как элемент большего группового метода или программы группы, тренинга. В том и другом вариантах встраиваемость и последовательность будет обеспечивать общую логику, направленность, контекст и целостность группового процесса. 
Масштаб и формат ГПТ

ГПТ


Рис. 1. Спираль групповых психотехнологий
6. Автономность. В большинстве рассматриваемых вариантов ГПТ может выступать и как элемент общего группового процесса, и как автономный самостоятельный инструмент со своими задачами, эффектами, содержанием и психологическими механизмами. Например, групповая дискуссия может выступать элементом тренинга и самостоятельной процедурой.
7. Техничность и транслируемость. Эти свойства ГПТ присущи любому инструменту работы, созданному для широкого применения другими специалистами. Вообще, слово «техника» (от греч. Techne) буквально означает «искусство, ремесло, мастерство»11. Здесь под техничностью мы будем понимать возможность описания инструкции, правил, механизмов, условий воплощения процедуры и передачи такого описания другому специалисту, то есть ГПТ может быть применена любым специалистом соответствующей квалификации.
8. Предметность (локализация воздействия). Это свойство ГПТ перекликается со свойством «целесообразность». Данное свойство заключается в направленности влияния ГПТ на определенный предмет: благополучие участников группы, личностное развитие, социальную и личную успешность, психологическое здоровье, коммуникативные навыки, профессиональные компетенции, качество уверенности и др.
9. Вариативность. При четкости и техничности ГПТ в силу действия различных групповых факторов, в том числе факторов «здесь» и «сейчас», ГПТ не может иметь совершенно жесткую структуру — сценарий. Какие-то элементы технологии, например инструкция, временные параметры, материальное обеспечение, могут быть гибкими и вариативными исходя из ситуации.
10. Интегративность (холистичность), комплексность. Это свойство одновременно самое естественное, априори существующее, и сложное для воплощения. Под итеративностью (холистичностью), или в более простом варианте — комплексностью, мы понимаем вслед за интегративной концепцией в психологии целостность и взаимное усиление — взаимодействие как элементов ГПТ, так и предмета воздействия. Не каждая ГПТ в полной мере соответствует этому критерию, однако может повышать это свойство в ходе практики.
Обобщая выделенные критерии и свойства ГПТ, обозначим сложность и емкость этого прикладного комплекса. В отличие от конкретной техники (задания, приема), используемой в групповой работе, ГПТ включает в себя и методологическое, и методическое, и смысловое, и этическое, и квалификационное (квалификация специалиста) содержание, реализуемое в группе.
С позиции интегративного подхода качество психотехнологии будет выражаться в её комплексности, системности, мультимодальности, многоуровневости и мультикомпонентности, т. е. интегративности всех категорий.
Контрольное задание
Приведите примеры известных вам подходов в практической психологии, соответствующих свойствам ГПТ.


1.2. Группа как объект, агент и среда для воздействия ГПТ


Выделяют три функциональных качества группы, на которых основана эффективность групповой работы и применение ГПТ:
• как среда для изменения членов группы;
• как объект изменений (объектом изменения становится группа);
• как агент изменений (когда используются организационные усилия группы).
Е. В. Руденский пишет, что стремление изменить людей должно основываться на учете динамики группы (подробнее в разделе 2.3.).
Известный американский социопсихолог Д. Картрайт так формирует социотехнологические принципы использования группы как среды изменений:
(1) если группу необходимо использовать как среду для изменений, то люди, которые оказывают влияние на эти изменения, должны обладать сильным чувством принадлежности к той же группе;
(2) чем привлекательнее группа для её членов, тем сильнее влияние, которое она может оказать на них;
(3) чем больше установки и ценности привлекают в группу, тем сильнее влияние, которое может оказать группа;
(4) чем выше престиж члена группы в глазах других членов, тем сильнее его влияние;
(5) усилия, направленные на изменение индивидов или частей группы, которые, будь они успешны, привели бы к отклонению от норм группы, вызывают и большее сопротивление.
Относительно группы как объекта изменений сформированы следующие принципы:
(6) сильное групповое давление можно установить, создав общее у всех членов группы мнение о необходимости изменений, и таким образом источник давления перенести в саму группу;
(7) все члены группы должны убедиться в необходимости перемен, планов и последствий изменений;
(8) изменения в одной части группы вызывают в других её частях напряжение, которое может быть уменьшено только «элиминированием» изменения или устройством соответствующего приспособления.
Эти восемь принципов создают основу для разработки социальных технологий изменения поведения личности на базе теории групповой динамики.


1.2.1. Понятие малой группы как объекта воздействия ГПТ


Изучая понятие «малая группа», можно встретиться с множеством различных определений. Так, Р. Кочюнас дает следующее определение: группа — это объединение индивидов, поддерживающих взаимоотношения, которые делают их взаимозависимыми, и стремящихся к общей цели ; по В. Г. Крысько под малой группой понимается немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время . По мнению А. Л. Журавлева, малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием» . По мнению Г. М. Андреевой, наиболее «синтетическим» определением понятия «малая группа» является следующее: под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой
для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов .
При изучении понятия «малая группа» особое внимание необходимо уделить не только его определению, но и признакам. Р. И. Мокшанцев, характеризуя малую группу в целом, отмечает, что ей присущи следующие признаки:
- Интегративность — мера единства, общности членов группы (противоположное качество — разобщенность, дезинтеграция).
- Микроклимат — психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней.
- Референтность — принятие членами группы общих эталонов.
- Лидерство — степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей.
- Интрагрупповая активность — мера внутригрупповой активности её членов.
- Интергрупповая активность — степень активности группы в целом и её членов с внешними группами.
- Направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.
- Организованность — реальная способность группы к самоуправлению.
- Эмоциональность — межличностные эмоциональные взаимосвязи членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы.
- Интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения.
- Волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям; её надежность в деятельности и поведении в экстремальных ситуациях.
Помимо перечисленных, исследователь предлагает и другие признаков, определяющих малую группу, например:
• преимущественно прямой контакт между её индивидами, непосредственное, личное («лицом к лицу») общение её членов между собой;
• межличностное взаимодействие и взаимовлияние;
• общность цели деятельности;
• переживание общих чувств;
• общность внимания, интересов, мотивов, установок, норм, нравов, обычаев и привычек;
• внутренняя расчлененность групповых ролей;
• определенная локализация в пространстве и относительная устойчивость по времени.
Существенным является и вопрос о количественных характеристиках малой группы. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы.
Говоря о нижней границе малой группы, можно отметить, что ни в теоретическом, ни в практическом планах вопрос, какое количество людей образует минимальную группу, окончательно до сих пор не решен. Одни исследователи говорят, что малая группа начинается с диады (двух человек), другие — с триады (трех человек). При этом в литературе немало аргументированных положений в защиту как диадной, так и триадной концепции. А эффективной для групповой работы рассматривается группа от 6 человек.
Не менее остро стоит вопрос и о верхнем пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Одно время таким пределом стремились установить число 7 ± 2, опираясь на открытие Дж. Миллером «магического числа» при исследованиях объема оперативной памяти. Однако вскоре было доказано, что применительно к функционирующей малой группе использование «магического числа» 7 ± 2 в качестве её верхнего предела некорректно. По мнению ряда авторов (Г. М. Андреевой , Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской ) для малой группы логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел, а принимать за таковой её реально существующий, данный размер.
Что касается вопроса об оптимальном размере малой группы, то, по мнению многих специалистов, наиболее управляемой является группа из 5-9 человек. Так, по мнению А. Л. Журавлева, в меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, а группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы . При этом в психологической практике встречаются группы до 60-100 человек, даже более (тренинги командообразования).


1.2.2. Некоторые групповые (социально-психологические) феномены, учитываемые при работе с группой


На перечисленных ниже и других социально-психологических феноменах основывается во многом любая психологическая работа с группой, выстраивание и применение ГПТ.
И. В. Жуйкова выделяет следующие феномены20 .
1. Феномен группового давления (конформизма).
В процессе социализации и воспитания у человека развивается характерологическое качество конформности либо нонкон- формности. Оно во многом определяет поведение личности и особенности её взаимодействия с другими людьми в группе.
Конформизм — это зависимость человека от группы, при которой группа оказывает влияние на принимаемые им решения, действия и отношения.
Таким образом, чем больше на человека влияет группа, тем в большей степени у него развит конформизм.
Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм. Нонконформист имеет свой, независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. Объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе:
1) характеристики самого индивида, который подвергается групповому давлению: личностные особенности (интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность, ответственность, тревожность, компетентность и др.), пол (женщины более конформны, чем мужчины), возраст (максимума конформность достигает к 12-13 годам, а затем постепенно снижается);
2) характеристики группы, которая является источником давления: величина группы, фактор однородности, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения;
3) особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе, уровень её референтности);
4) содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой: чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению.
2. Групповая сплоченность.
Групповая сплоченность — степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для её членов.
Теоретические подходы к проблеме групповой сплоченности:
1. Подход Л. Фестингера, согласно которому групповая сплоченность — результат влияния сил, действующих на членов группы, с тем чтобы удерживать их в ней. В качестве таких сил рассматривались эмоциональная привлекательность группы для её членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе. Уровень сплоченности малой группы, согласно данному подходу, определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего эмоциональных) контактов в ней.
2. Подход Т. Ньюкома, в котором определение групповой сплоченности связано с понятием «групповое согласие», определяемое Т. Ньюком как сходство, совпадение взглядов, мнений, представлений и оценок членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т. д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами.
3. Подход А. В. Петровского и В. В. Шпалинского, согласно которому групповая сплоченность понимается как ценностно-ориентационное единство группы, т. е. сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью.
3. Основные феномены взаимодействия:
а) эффект социальной фасилитации — улучшение индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей;
б) эффект социальной ингибиции — ухудшение индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей.
в) феномен «социальной лености» — тенденция прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствия контроля за индивидуальным вкладом каждого участника.
4. Групповые нормы.
Групповые нормы — это совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы.
Общая характеристика функционирования норм в малой группе:
- нормы — продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы;
- нормы формируются относительно тех действий и ситуаций, которые имеют некоторую значимость для группы;
- нормы могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т. е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения.
Группа сохраняет себя как целое и быстрее достигает цели, стоящей перед ней, если членами группы признаются и выполняются групповые нормы. В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, поэтому большинство группы будет оказывать на него давление, чтобы он вернулся на «путь истинный» и вновь стал «как все». Это давление может проявляться в виде насмешек, социального осуждения, даже прямого отторжения «отклоняющегося лица».
5. Процесс принятия группового решения.
Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи.
Фазы процесса группового принятия решений:
1) установление фактов (групповое интервью);
2) оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов);
3) поиск решений («мозговой штурм»);
4) принятие решений.
Феномены процесса принятия группового решения:
• групповая нормализация — первоначально разнородные позиции участников сглаживаются и в итоге приобретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения;
• групповая поляризация — разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а в итоге оформляются в две противоположные позиции, исключающие любые компромиссы;
• сдвиг риска — феномен, проявляющийся в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку.


1.2.3. Групповая динамика и её элементы


Об этом интегративном феномене стоит поговорить отдельно, т. к. именно групповая динамика является одним из важных факторов формирования, управления и эффективности группы.
Термин «групповая динамика» был использован Куртом Левином в статье «Эксперименты в социальном пространстве», опубликованной в одном из американских научных журналов в 1939 г.
По мнению К. Левина, групповая динамика — это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.
Динамика группы — это социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие её формирование, функционирование и развитие.
В понятие групповой динамики входит шесть основных элементов: цели группы; нормы группы; позиция ведущего;
структура группы и проблема лидерства; сплоченность группы;
фазы развития группы .
Цели группы зависят, с одной стороны, от того, в какую более общую систему деятельности включена группа, а с другой — от методологической ориентации разработчика программы личностных особенностей группы, а также фазы работы группы.
В группе могут наряду с декларируемыми целями появляться скрытые или неосознаваемые мотивы. И тогда задача — вывести их в осознанный план и проработать в группе.
Нормы группы представляют собой правила, определяющие, что в рамках группы допустимо, а что нет. Таким образом, нормы выступают в качестве регулятора поведения участников и задают правила взаимодействия (см. выше).
Часть норм задает ведущий, предлагая участникам дополнить представленный перечень. Существуют и другие регламенты выработки норм и правил в группе: игровые, через мозговой штурм, по ситуации и др.
Нормы могут касаться активности участников (например, обязательность выполнения упражнений каждым участником), временных аспектов работы (запрет на опоздания), правил поведения (не говорить о присутствующих в третьем лице), прав участников (о чем-то не говорить, просить помощи у группы). Иногда за нарушение норм назначаются санкции, которые чаще всего носят функциональный характер и способствуют развитию необходимых навыков и групповой сплоченности (например, каждый опоздавший должен сделать комплимент остальным участникам) .
Позиция участника. Участники группы также могут занимать разные позиции. Широко известна классификация групповых ролей Р. Шиндлера :
- лидер — побуждает группу к действиям, ведет за собой;
- эксперт — имеет какие-то знания или навыки, которые вызывают уважение, анализирует, высказывает собственное мнение; 
- конформист — пассивный участник, избегающий ответственности и стремящийся остаться незаметным. Часто во всем соглашается с лидером;
- аутсайдер — отстает от группы в силу слабых способностей или страха самовыражения;
- оппозиционер — противник, активно выступающий против лидера.
Роли, демонстрируемые участниками в групповом процессе, как правило, отражают реальную жизненную позицию человека. Одной из задач многих групп является расширение репертуара ролей, играемых людьми в различных жизненных ситуациях.
Сплоченность (см. выше). К. Левин определяет сплоченность как результат действия положительных сил взаимного притяжения и отрицательных сил взаимного отталкивания. Для стимулирования сплоченности используют специальные психотехнические приемы, направленные на совместное переживание сильных положительных или отрицательных эмоций .
Сплоченность ведет к созданию в группе атмосферы безопасности, снижению психического напряжения, установлению искренних, доверительных отношений между участниками.
По мнению С. Кратохвила, сплоченности способствуют:
1. Удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы
2. Цели всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; взаимная зависимость при работе над конкретными задачами.
3. Выгоды, вытекающие из членства в группе и ожидание несомненной пользы от него.
4. Симпатии между членами группы, их взаимное тяготение.
5. Мотивировка каждым участником своего членства, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в группу.
6. Дружески располагающая атмосфера.
7. Престиж группы при одновременном повышении престижа индивидуума во время его членства в группе.
8. Групповая деятельность.
9. Соперничество с иной группой или группами.  
10. Вражда, неприязнь и отрицательное отношение общества

эффективность группы

Рис. 2. Эффективность группы по стадиям групповой динамики

Часто именно фазы развития группы называют групповой динамикой. Выделяют 4 основные фазы:
1. Ориентация и зависимость. На этой стадии обычно происходит первичное выстраивание взаимодействия, возможно, настороженное знакомство участников друг с другом, ориентационное поведение.
2. Фаза кризиса. Так как отношения, роли и функции участников и всей группы еще не выработаны в ходе совместной деятельности, а групповое пространство уже выдвигает определенные нормы и правила, то эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и/или группы с руководителем.
В случае благоприятного проживания группой кризиса на данном этапе формируются функциональная структура группы и роли участников; создаются правила и нормы, уникальность группы и групповой деятельности;
3. Фаза эффективной работы (сотрудничество). На этой фазе, как итог эффективного прохождения кризиса, развиваются сплоченность и чувство «мы», эмоциональная открытость, груп- повая и индивидуальная ответственность, спонтанность, прозрачность (открытость) коммуникаций, общность целей, синергия и другие необходимые для продуктивной совместной работы социально-психологические качества.
4. Фаза распада или трансформация группы. Заключительная стадия включает в себя прекращение функционирования команды: её распад или трансформацию, т. е. переход в новое качество. На этой стадии обычно происходит интеграция полученного в групповой работе опыта и перенос его повседневную трудовую и/или социальную жизнь.
Стадии развития групп (команд) (см. табл. 1). Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий. При исследовании группового поведения часто используется описание развития группы как «биологического» процесса. Примером такого развития является ступенчатая модель, предложенная Б. В. Такменом (Такмен Б., Дженсен М. Пересмотренные стадии развития малой группы. 1977) .
Как и любое развитие, становление группы — динамический процесс. Большинство групп находится в непрерывном процессе изменения. Однако, как показывают исследования, группы проходят в своем развитии ряд последовательных ступеней, которые можно рассматривать сами по себе, как закономерности, присущие исключительно этой форме объединения людей.
1. Формирование, или формальное объединение индивидов. Соотносится со стадией ориентации и зависимости. Стадия характеризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, её структуре и лидерстве. Члены группы бросают «пробные камни», пытаясь определить свои роли и выбрать, какой тип поведения наиболее адекватен ситуации. Сама групповая деятельность находится на периферии внимания. Если какую-то работу нужно сделать, её делают в первую очередь на основе индивидуального исполнения. Эта стадия завершается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы.
2. Бурление (смятение), или стадия брожения. Соотносится со стадией кризиса. Индивиды соглашаются с существованием группы, но сопротивляются контролю, который она накладывает на своих членов. Происходит выяснение и распределение форм деятельности. Стадия представляет собой период сильного эмоционального напряжения между членами группы. Здесь возможно возникновение конфликтов, появление конфронтации между членами группы, могут создаваться группировки и коалиции, происходят изменения в составе и межличностных отношениях. Цели, руководство, роли и нормы могут оспариваться. Скрытые личные цели могут раскрыться, и можно ожидать определенной враждебности на этой почве. Этот этап особенно важен в формировании чувства доверия в группе. По завершении этой стадии в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутригруппового лидерства.
3. Становление норм (нормирование). Соотносится с окончание стадии кризиса и началом стадии эффективной работы. Члены группы начинают конструктивно сотрудничать друг с другом, разрабатывают групповые нормы поведения и окончательно распределяют всеми признаваемые роли в группе. И самое главное члены группы идентифицируют себя с группой. На этой стадии происходит формирования в группе близких взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентации. На этой стадии можно говорить об упрочении группы. Здесь группа выступает именно как группа. Ее члены уже имеют четкое представление друг о друге, о способах работы коллег и их личностных особенностях. Роли и функции каждого обретают достаточную определенность: все знают свои роли и осознают ответственность за их исполнение.
4. Выполнение работы, функционирование или стадия деятельности (англ. performing). Соотносится со стадией эффективной работы. Эта стадия характеризуется созданием зрелой, организованной группы, члены которой эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованными на предыдущей стадии. Структура группы становится стабильной, её члены мотивированы на выполнение общих заданий, они испытывают чувство удовлетворения от работы. Для разрешения возможных конфликтов и возникающих проблем используются групповые дискуссии.
Только после успешного прохождения предыдущих трех этапов группа сможет достичь оптимального уровня работы.
Стадии развития групп (по Б. Такмену и Н. Дженсену)


Таблица 1

развитие группы

На этой стадии люди активны, нацелены на достижение цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всех. Задания выполняются с общей ответственностью. Кульминацией этой стадии может стать достижение состояния групповой гармонии, при которой члены группы стремятся к выравниванию различий в активности и признают ценность каждого члена с точки зрения единого целого.
Пожалуй, только на этом этапе развития можно говорить о превращении группы в команду, которая не только эффективно действует, но и позволяет каждому удовлетворять широкий спектр своих потребностей, включая потребности в самоуважении и самоактуализации.
5. Расформирование. Соотносится со стадией распада или трансформации. Если задача группы выполнена, то группа может быть расформирована. Эта стадия характерна для временных групп.
Если исходить из понятия «жизненный цикл» группы, то Б. В. Такмен считает, что существование группы имеет временные ограничения, поэтому заключительной стадией является в данном случае «роспуск».
Рассмотренная последовательность не означает, что эффективность группы монотонно возрастает по мере её формирования. И хотя существует ряд исследований, демонстрирующих рост эффективности на четвертой стадии развития, вопрос групповой эффективности не так прост. В некоторых условиях именно стадия брожения может быть наиболее продуктивной, и тогда эффективность последующих стадий будет ниже. Кроме того, движение от стадии к стадии не является четко определенным. Более того, группа часто регрессирует относительно предыдущей стадии.


Контрольное задание
1. Перечислите и дайте характеристики социально-психологическим феноменам, отрабатываемым и влияющим на эффективность ГПТ.
2. Определите свою групповою роль с помощью самооценки и обратной связи участников учебной группы.


1.3. Направления и формы групповой психологической работы


Групповые психотехнологии как инструментарий объединяют большой класс методов группового консультирования и психотерапии, к которым отнесем методы групповой психотерапии, активные методы обучения (игры, «мозговой штурм», фасилитация и др.), личностные группы (группу личностного развития), интегративные психотехнологии, социально-психологический тренинг (рис. 3).

групповые формы



Рис. 3. Групповые формы работы

1.3.1. Психологический метод групповой работы


1. Понятие метода групповой работы в психологии.
Одним из первых исследований в этой области стала работа Г. Лебона «Толпа», в которой анализировался процесс распространения инфекционных заболеваний в группе. Важный вклад в разработку теории внесли также З. Фрейд («проблема эмоциональной реакции группы на лидера»), Ч. Кули, создавший понятие «первичная группа» и др. .
Под методом групповой работы будем понимать совместную деятельность людей, которые, работая в группах над определенными задачами и проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства своей работы и устанавливают нормы взаимодействия .
2. Назначения групповой работы.
Согласно документам Комитета по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников США, групповая работа используется:
1) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов;
2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности);
3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;
4) для утверждения личности;
5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности;
6) для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно.
В. Н. Макаревич так определяет назначение групповой ра- боты :
1) решение сложных проблем;
2) формирование сплоченного коллектива, создание «сыгранной команды»;
3) поиск и реализация благоприятных возможностей;
4) организация процесса обучения, обмен опытом;
5) личностное и профессиональное самоопределение участников работы и т. д.
Исходя из практического многолетнего опыта ярославских практикующих групповой метод психологов, можно выделить следующие популярные направления групповой работы:
- группа личностного роста (в экзистенциальном и интегративном ключе);
- женские группы;
- тренинг межличностных отношений и социального опта;
- психология здоровья;
- целеполагание;
- создания и реализации жизненных планов-проектов;
- навыковые тренинги: противостояние манипуляциям, эффективное общение, ораторское искусство, поведение на рынке труда, тренинг уверенного поведения.
Что касается тем групп, здесь можно выделить три категории: группы развития, касающиеся экзистенциальных и глубинных образований личности: ответственность, выбор, смысл, цель, ресурс, благополучие, гармоничность; тренинги тактического развития и формирование поведенческих образований: знания, навыки и умения; третья категория: программы, совмещающие элементы первой и второй категории.
В организационно ориентированном психологическом групповом консультировании можно выделить такие темы:
- сопровождение инноваций, мотивация персонала, управленческая компетентность, целеполагание и таймменеджмент; стрессменеджмент и саморегуляция; развитие организационной культуры; командообразование; тренинг эффективных продаж, эффективных переговоров.
В особую категорию попадают набирающие популярность и очень востребованные сейчас программы дистанционного обучения, удаленного управления командами, телемаркетинга и других дистанционных направлений психологического сопровождения.
В групповой работе выделяются следующие аспекты .
Содержательный — совместная работа по решению задач, определению направлений деятельности, поиску средств достижения целей.
Качественный — совместная работа по формированию сплоченной, «сыгранной» команды по перестройке мышления участников, развитию ролевых отношений, по выработке навыков совместной работы, формированию групповой культуры.
Структурный — формирование группы, определение состава участников, продолжительности совместной работы, ролевой и позиционной структуры группы.
Координационный — для планирования, организации и контроля работы группы требуется еще один компонент — координатор. В качестве координатора может выступать консультант, руководитель.
Таким образом, основное назначение групповой работы — решение сложных проблем, требующих совместных усилий. Групповая работа позволяет в ряде случаев качественнее и быстрее решать возникающие проблемы.


1.3.2. Некоторые технологии групповой работы


1. Методики работы с группой по принятию решений.
1.1. Групповая дискуссия повышает мотивацию и эгововлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть реальные случаи, или казусы; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимодействия; ситуации морального выбора. Методика групповой дискуссии способствует уяснению каждым участником своей точки зрения, развитию инициативы, коммуникативных качеств и умения пользоваться своим интеллектом.
Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий:
а) обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять важное от второстепенного, формулировать проблемы;
б) прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми;
в) моделировать особо сложные ситуации;
г) продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений;
д) обучить навыку формулирования проблемы и отличать важное от второстепенного;
е) обучить преодолевать приверженность старым образцам;
ж) развивать умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох .
1.2. Методика «круглого стола» — это технология, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями у участников группы вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельная работа с дополнительным материалом, выявление проблем и вопросов для обсуждения. Важным правилом является то, что участники действительно должны находиться в кругу.
Отличие этого метода от дискуссии:
1. Обсуждение носит, как правило, междисциплинарный характер с участием приглашенных ведущих специалистов.
2. Рассматриваемые темы носят многоаспектный характер (политический, экономический, юридический, нравственный и т. д.).
3. Вопросы приглашенным специалистам для подготовки даются заранее .
2. Методика анализа конкретных ситуаций (кейсы).
Данный метод предполагает анализ и групповое обсуждение (или проигрывание по ролям) гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т. д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу. Данная методика занимает промежуточное место между дискуссионными и игровыми методами. Эта технология заключается в том, что на занятиях обучаемые в рабочих группах анализируют
и решают конкретные проблемные ситуации, взятые из профессиональнои практики .


1.3.3. Методы работы с группой в области личностного и профессионального развития


1. Игры как метод активного социального обучения.
Как правило, в деловых (командных, сценарных, ролевых) играх предлагается обширная система информации, моделирующей объект, и правил, которые обязаны выполнять игроки, — это и ролевые предписания, и правила работы с информацией, и жесткие ограничения на дозволенные действия, допущения относительно имитируемых систем и т. п. Эти правила ориентируют участников на рациональные действия в сложных производственных ситуациях, моделируемых игрой. При освоении этой информации и правил участники игр испытывают значительные затруднения. Обучающая функция игры реализуется путем выработки навыков действий в стандартных ситуациях, которые могут, по мнению авторов игр, появляться в производственной жизни (см. пример командной игры см. в разделе 2, п. 2.3.).
2. Групповая трансформационная психологическая игра (ТП-игра).
Дадим определение ТП-игре: это уникальная психотехнология (сложный психологический инструмент), созданная на основе и с использованием принципов настольных или «салонных» развлекательных игр и при этом имеющая в основе цель, задачи, направленные на трансформацию, развитие, актуализацию личностных сфер, качеств и способностей (конкретных или универсальных), и заложенная в содержание (инструкция, структура поля и др.) какая-либо одна или несколько психологических концепций, парадигм или прикладных разработок.
Также можно выделить черты, характерные для ТП-игр: в основе лежит психологическая концепция; игровой формат облегчает включенность и личностную реализацию участника; метафоричность и символичность; игровой процесс: наличие начальной точки и точки желаемого результата; игра отражает действительность .
Стоит отметить и то, что ТП-игры являются универсальной психотехнологией: они могут быть проведены в групповом
или индивидуальном, в личностном или бизнес-формате, и лишь немногие из них являются чисто женскими или чисто мужскими.
Многие ТП-игры можно отнести к коучинговым, т. к. они благоприятствуют достижению личной или профессиональной цели.
Трансформационные психологические игры являются относительно новым эффективным направлением психологического консультирования. Они позволяют решать широкой круг клиентских задач с помощью уникальных ТП-игровых механизмов (пример ТП-игры см. в разделе 2, п. 2.2).


1.3.4. Социально-психологические тренинги (СПТ) как наиболее распространенная комплексная групповая психотехнология (групповой метод)


Определим понятие СПТ.
• Метод активного социально-психологического обучения, направленный на формирование умений, навыков, опыта, обеспечивающих эффективное профессиональное и социальное взаимодействие в определенной сфере (Н. В. Клюева , ред. М. И. Фа- ермана).
• Обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме (Е. Сидоренко).
• Обучающая лаборатория (К. Левин).
СПТ — это активная форма обучения с использованием практических упражнений. Социально-психологический тренинг входит в число так называемых активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативны традиционным методам и формам обучения. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Эффективность усвоения новой информации на тренингах гораздо выше, чем на лекциях и семинарах, т. к. здесь не только приобретаются знания теоретического характера, но и в различных ролевых играх и учебных ситуациях вырабатываются практические умения и навыки .
Интерпретации термина «тренинг» в практической психологии:
1 — метод; 2 — технология; 3 — формат работы.
Термин «социально-психологический тренинг» ввел М. Фор- верг . Существуют и другие термины: группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения и т. д., но термин СПТ является самым устойчивым и употребительным.
В широком смысле понятие «психологический тренинг» (как формат) используется для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы, хотя параллельно существуют такие понятия, как групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. В связи с этим И. В. Вачков отмечает, что группы одного и того же вида у разных авторов называются по-разному, и определяет границы понятия «психологический тренинг»: «Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах» .
Направленность СПТ. С. И. Макшанов определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации . При таком подходе центральной является категория изменения, а тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их «конгруэнтности» с собой и окружающей средой.
Приведем определение тренинга как психологического воздействия Л. А. Петровской: «Весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия. Методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определенные изменения» .
Разное понимание психологического смысла тренинга проистекает из разных теоретических концепций ведущих тренинговой группы. И. В. Вачков вводит понятие шкалы «агрессивности» психологического воздействия в процессе тренинга и делит её на четыре пункта:
• Тренинг как своеобразный метод дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами (отрицательное и положительное подкрепление) выстраивается нужное поведение участников.
• Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
• Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.
• Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Виды социально-психологических тренингов. Наряду с многообразием определений понятия «социально-психологический тренинг» существует также различные классификации тренингов, которые часто значительно отличаются друг от друга.
Рассмотрим, например, классификацию разновидностей Т-групп:
• общее развитие индивидуума;
• формирование и исследование межличностных отношений;
• улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптимизации трудовых отношений .
Можно заключить, что в основе данной классификации лежит такой критерий, как цель тренинга.
В. Ю. Большаков, характеризуя тренинги, отмечает: «Существует масса разновидностей тренинга, наиболее известные из них: Т-группы; перцептивный тренинг; поведенческий тренинг; ролевой тренинг; видеотренинг и т. п.» .
В данном случае невозможно выделить единый критерий, который лежит в основе классификации. Дается характеристика тренинга и по его цели, и по форме организации, и по методике его проведения (какой прием используется).


1.3.5. Групповые инегративные психотехнологии


Интегративные психотехнологии, на наш взгляд, составляют особый класс психологических методик в арсенале психоло- га-консультанта, психотерапевта и ведущего групп. Во-первых, они вобрали в себя целый арсенал практик из различных психологических школ, методов и адаптированных духовно ориентированных традиций и могут обогатить инструментарий любого практикующего психолога.
Во-вторых, интегративные психотехнологии отвечают важному критерию: интегративность ГПТ. Они мультимодальны (направлены на проработку различных психических модальностей, таких как рациональное — иррациональное, поведенческое — когнитивное, образное — логическое и др.); работают с разными пластами психического (сознательное — бессознательное, персональное — трансперсональное, индивидуальное — социальное и др.).
В. В. Козлов так трактует практику в интегративном русле : «интегративные психотехнологии — система концепций, моделей, методов и навыков, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения. При этом первый шаг работы с клиентом — это принятие зоны "И так тоже", вместо жесткого ограничения — гибкий выбор.
Цель интеграции - устойчивое обживание пространства "И так тоже", где каждый может отыскать равновесие и целостность, которые им подходят».
По мнению В. В. Козлова, конфликт, боль, страдание не менее значимы для создания «удивительно насыщенной палитры осознанной человеческой жизни», чем целостность, наслаждение, благостность, в чем и состоит сущность личностной интеграции. В этом ключе Козлов рассматриваем зону «НЕ ТАК» как самую плодотворную для личностного роста. Подтверждает свою мысль словами Льва Семеновича Выготского: «Кризисы — это не временное состояние, а путь внутренней жизни».
Особенности интегративного подхода в психологическом консультировании и группах . Ключевые принципы интегративного подхода и интегративных психотехнологий в групповом консультировании (интегративных группах личностного развития):
- интеграция — основополагающий процесс развития и изменения человека, способствующий благополучию на физическом, психическом и духовном уровнях;
- интеграция — это постоянный переход, включающий состояния дезинтеграции, трансцендентности, потока;
- интеграция, как личностный и консультационный процессы, затрагивает противоположные взаимодействующие аспекты психической реальности, от внутренней бесконфликтности которых зависит субъективное и психологическое благополучие человека;
- интегративный подход предполагает не эклектичное соединение известных методов работы, а систему, в которую логически укладываются различные направления консультирования и психотерапии, в частности телесно ориентированная терапия, психодрама, арт-терапия, практики трансперсонального подхода, экзистенциальный и гуманистический подход (в шатре которых, по словам Ялома, «нашли приют» многие течения интегративной психологии);
- консультирование и группы в рамках интегративной концепции моделируют открытое пространство для встраивания контекстов — конкретных направлений интеграции; содержат исследовательскую направленность, ресурсную подпитку, эффект самообновления, направленность на изменения;
- позволяет интенсифицировать естественный процесс развития, раскрыть интегративный цикл, через который субъект проходит в кризисных стрессовых, конфликтных или значимых жизненных ситуациях. Позволяет проживать интегративный цикл в позитивном ключе самоисследования, нового необычного опыта, заинтересованности, что способствует предупреждению деструктивных проявлений — как минимум и созданию стойких ресурсов для развития и целостности — как максимум. Иными словами, подход создает «интегративную готовность» к конструктивному изменению и трансформации.
К классу интегративных психотехнологий можно отнести:
1) трансформационную психологическую игру «Холотерриум: интегративная сеть» и другие, основанные на интегративной модели (см. раздел 2, п. 2.2.);
2) некоторые телесно ориентированные методы, в частности основанные на биосинтезе — подходе, развиваемом английским психотерапевтом Дэвидом Буаделлой и его последователями. Термин «биосинтез» означает «интеграция жизни». Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков, связанных с эмоциями, движением и мыслями;
3) инициационные (запускающие) ритуалы, заимствованные и адаптированные из духовных традиций мира;
4) медитативные техники, также заимствованные и адаптированные из духовных традиций мира (в частности, из традиции буддизма); направленные визуализации; дыхательные практики и методы (холотропное дыхание, свободное дыхание и др.);
5) некоторые синтезированные направления, например методики телесно ориентированной арт-терапии ; психосинтеза (Р. Ассаджиоли ); значительный ряд практик, используемых в гештальт-терапии и др. современных направлениях (см. пример интегративной ГПТ в Разделе 2, пункт 2.4.).


Контрольные задания
1. В чем сходства и различия методов индивидуального и группового консультирования?
2. Перечислите, в чем сходства и различия приведенных направлений групповой психологической работы.

Список рекомендуемой литературы

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. — СПб.; М. : Университетская книга, 1998. — 352 с.
2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. — M. : Ось 89, 2009. — 265 с.
3. Вачков, И. В. Психология тренинговой работы : содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговых групп / И. В. Вачков. — М. : Эксмо, 2008. — 416 с.
4. Козлов, В. В. Истоки осознания. Теория и практика интегративных психотехнологий / В. В. Козлов. — Волгоград : Семь ветров, 1999. — 287 с.
5. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия : искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. — М. : Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
6. Макшанов, С. И. Психогимнастика в тренинге. Часть 1 / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. — СПб. : Образование, 1998. — 106 с.
7. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд : монография : в 4 т. Т. II : Системогенез игровой деятельности : методологические и теоретические основы исследования / А. В. Карпов, В. Д. Шадриков, Е. В. Карпова, Л. Ю. Субботина. — Ярославль : ЯрГУ, 2017. — 492 с.

Источник: Фаерман, Михаил Исаакович. Групповые психотехнологии : учебно-методическое пособие / М. И. Фаерман ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2020. — 72 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.