Разработка ГПТ
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

2.1. Структура и динамика ГПТ

В прикладном значении групповые психотехнологии как инструмент развития, трансформации, поддержки, обучения разворачиваются параллельно с сопровождаемыми психологическими процессами. Как и сопровождаемые процессы, сама ГПТ имеет структуру и динамику. Они заключаются в содержании, последовательности, связи и логике включаемых в ГПТ конкретных приемов, техник, инструментов психологической работы с группой.
Основой для структуры и динамики разрабатываемой ГПТ могут послужить предметные для групповой психологической работы процессы, свойства и состояния.
Ниже предлагается перечень некоторых психологических этапов, структур и условий, которые могут стать основой для так называемой матрицы ГПТ.


2.1.1. Матрица ГПТ


Предлагаемое нами понятие матрица ГПТ включает основные этапы и внутреннюю логику для выстраивания конкретных заданий, техник, практик, приемов, составляющих ГПТ и групповой процесс.
1. Этапы личностной динамики. Примерами личностной динамики могут быть изменения отношения (эмоциональной реакции) участника группы к групповому процессу.
2. Этапы групповой динамики. Это наиболее универсальное основание для матрицы ГПТ, состоящее из 4 основных этапов и частных проявлений динамики конкретной группы (см. «групповая динамика»).
3. Этапы — уровни целевого психологического процесса. Это могут быть этапы эффективной коммуникации; этапы творческого мышления; уровни потребностей; этапы личностного кризиса и т. д.
4. Структура — система прорабатываемого психического процесса. Например, одна из моделей личности; структура Эго; стратегии поведения в конфликтных ситуациях; ролевая структура группы или семьи и др.
5. Условия среды. Это основание, наверное, реже всего учитывается для составления матрицы ГПТ, при этом является наиболее прикладным вариантом. Примерами условий среды могут послужить место проведения групповой работы (в помещение, на природе); расписание тренинга (однодневный, интенсив, цикл); состав группы (по возрасту, полу, профессиональной принадлежности); форма активности (физическая активность, релаксационная программа, вербально-логическая форма).
Чем больше оснований для составления матрицы ГПТ будет применено, тем более универсальной и функциональной становится психотехнология. Рекомендуется применять 2 и более оснований из перечисленных.


2.1.2. Алгоритм построения ГПТ


Для прикладной разработки ГПТ под конкретную цель и задачи: клиентский запрос, терапевтическую мишень, направление развития личности и группы — важно опираться на универсальные шаги и авторское видение процесса группового консультирования, программы тренинга, фасилитации или психотерапии (см. табл. 2).
Ниже представлены 5 шагов алгоритма построения ГПТ, основанные на практическом опыте.
1 шаг. Формулировка цели, задач и ожидаемого эффекта с доступными вариантами.
2 шаг. Выбор основного (фокусного) направление консультирования и дополнительных (ТОП, АРТ, сказкотерапия, психодрама, когнитивно-поведенческая модель, теория научения и др.)
3 шаг. Выбор основной (фокусной) методики или психотехники (отработка навыка или кейс (тренинговая практика), ролевое взаимодействие (игровая и психодраматическая практика), создание проективного сюжета (практика сказкотерапии и нарратива), «театр прикосновений» (практика телесно ориентированного подхода, «автопортрет» (арт-практика), «перформенс» (танцевально-двигательная практика) и др.).


Таблица 2

интегральная схема


4 шаг. Выбранные психотехники адаптируются под свойства ГПТ, такие как:
• возможность участия всей группы (предлагаются разные функциональные роли);
• предполагается взаимодействие участников;
• комплексность, встраиваемость, масштабность, обоснованность и др. (см. свойства ГПТ).
5 шаг. Если ГПТ имеет этапы и состоит из нескольких связанных последовательных методик (это дает ГПТ свойство комплексности и масштабности), то применяется одно или несколько оснований матрицы ГПТ, т. е. определенной логики последовательности и взаимосвязи отдельных процедур и методик в составе комплексной ГПТ.
Контрольные задания
1. Распределить инструменты сопровождения группы в соответствие с этапами: знакомство; ритуал; обратная связь; индивидуальная работа; работа общая; здесь и сейчас; правила; разминка; содержательная работа; работа по мини-группам.
2. Составить ГПТ на основе этапов групповой динамики.
3. Создать ГПТ на основе этапов/уровней целевого функционального психологического процесса (этапы эффективной коммуникации, этапы творческого мышления, уровни потребностей и др.).
4. Создать ГПТ на основе одной из известных психотехник: арт-терапия; телесно ориентированный подход, игровая терапия, гештальт-терапия, танцевально-двигательная терапия, психодрама, когнитивно-поведенческий подход, рационально-эмотивная терапия и др.
Примеры ГПТ с применением матрицы и алгоритма см. раздел 2, п. 2.


2.2. Примеры ГПТ на основе подхода, матрицы и алгоритма


2.2.1. Создание ГПТ с использованием нескольких оснований матрицы ГПТ и алгоритма ГПТ2


Методика: «Воображариум»
Цель: развитие творческого мышления и воображения.
Задачи:
1. Создать условия для развития образности и гибкости мышления.
2. Развитие способности поиска новых, креативных путей решения задач.
3. Создать условия для развития творческого потенциала.
4. Развивать навыки сотрудничества.
Жанр технологии: игровой тренинг.
Аудитория: студенты.
Место проведения: помещение (без парт, со стульями).
Задание: для выполнения каждой техники участники группы будут преодолевать 4 этапа творческого мышления по Грэму Уоллесу (основание матрицы ГПТ):
1. Подготовка: как правило, на этапе подготовки субъект творчества идет от более широкого предмета изучения к более узкому. Постепенно формулируется проблема. Иногда просто для корректной формулировки проблемы требуется продолжительное время, на протяжении которого предмет продолжает интенсивно исследоваться. Так накапливаются интеллектуальные ресурсы, многие из которых лягут в основу решения.
2. Инкубация: на этапе инкубации творческая мысль производит бессознательную (в основном) переработку имеющихся данных. К этим данным относятся знания, умения, навыки человека, его идеи, образы и т. д.
На этапе инкубации человек не совершает прямых усилий по решению проблемы. Внешне это может напоминать что-то вроде свободного полета фантазии, смешения впечатлений, разных образов, эмоций и т. д.
3. Озарение: возникает момент, когда в совершенно случайной ситуации, не имеющей отношения к решаемой задаче, все идеи и мысли, проработанные на стадии подготовки, вдруг преображаются в сознании. В итоге появляется на свет нечто новое, что и предоставляет человеку ключ к решению проблемы.
4. Проверка: здесь важно направить усилия на проверку правильности своих идей и приступить к их оформлению.
Технология выстраивается из 4 этапов, совпадающих с этапами групповой динамики (2-е основание для матрицы ГПТ). В качестве примера раскрыт 3 этап.
Фаза эффективной работы (сотрудничество).
Техника «Сказка».
Творческий этап подготовки: каждой из подгрупп (формирование происходит через игру), необходимо: а) придумать рассказ на одну из тем: Толстый кот; Иголка в шкафу; Фиолетовый носок; Сметана; Шершавый камушек; Медикаменты; б) срежиссировать его, распределить роли, реплики и т. д. Готовая сценка должна занимать 5 мин; в) продемонстрировать её перед подгруппами.
Творческий этап инкубации: запускается мыслительный процесс. Участники придумывают варианты сценариев, распределяют роли, репетируют. Накапливают варианты.
Творческий этап озарения: появляется наиболее креативная идея — лучших вариант.
Творческий этап проверки: участники убеждаются, что придуманный ими вариант является подходящим.
После просмотра всех сценок ведущий предлагает начать общее обсуждение: какие эмоции вызвала данная техника? какую роль в создании и постановке принял каждый из участников? какими методами пользовались в группах для создания сценки? с какими трудностями столкнулась группа?
Данная техника является центральной для всего тренинга. На её реализацию участникам необходимо затратить наибольшее количество усилий. Результатом станет готовый продукт совместной творческой деятельности.
Ценным является, что каждая отдельная подгруппа в процессе выполнения задания будет вновь проходить этапы групповой динамики.


2.2.2. Трансформационная психологическая игра


В качестве примера рассмотрим конкретную ТП-игру «Холотерриум: Интегративная сеть» . Игра разрабатывалась в русле интегративной психологии. Интегративная психология — это система концепций, методов и техник, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности и раздробленности в сознании, в деятельности и поведении . В основе игры идеи интеграции био-психо-социо-культурно-духовно-средовой сфер бытия человека, компонентов психологического пространства личности, структуры личности, расширения осознания и мировоззрения, обогащение ресурсами внешних событий и внутреннего опыта .
ТП-игра «Холотерриум» является картой жизненного пространства, участникам необходимо выполнять задания
при прохождении игрового поля. Метафорические сценарии проживания жизненного пути названы автором «архетипами путешественника».
Психологические задачи игры, или ожидаемый эффект: активация личностных ресурсов в решении конкретных жизненных задач, формирование гармонизации и сбалансированности субъективных сфер бытия (таких, как тело, ум), повышение творче
ской жизненной энергии, решение внутренних конфликтов, наполнение силой, духовностью, смыслом.
Некоторые особенность ТП-игры «Холотерриум: интегративная сеть»:
1) моделирует жизнь, т. к. насыщена живым опытом (некоторые игровые зоны постоянно дополняются опытом игроков);
2) постоянно претерпевает изменения по результатам игровых сессий;
3) насыщена психотехнологиями разных «модальностей», участники проживают опыт как метафорический, так и «здесь и сейчас».
Данные особенности говорят о соблюдении необходимых критериев эффективной групповой психотехнологии, в частности интегративности.
В основе ТП-игры «Холотерриум» лежат следующие механизмы: метафоричность, игровая мотивация, индивидуальные игровые сценарии участников, игровой механизм переключения ответственности: игра предполагает ответственность человека за совершаемый им игровой (жизненный) выбор в одних игровых ситуациях и доверие так называемой «игровой судьбе» в другой ситуации, где выбор совершается за участника.
Контрольное задание
На основе принципов ТП-игр разработайте сценарий и поле своей авторской ТП-игры.
2.2.3. Тренинговая игровая ГПТкомандообразования
Авторская тренинговая игровая программа «Государство БЭСТ», в которой реализуется выработка командных правил и норм группового и профессионального взаимодействия.
Организационные моменты:
• рекомендуется участников: 14-100 человек;
• длительность программы: 4-6 часов.
Цели тренинга-игры:
• Выработка командных правил и норм взаимодействия.
• Умение договариваться и нести ответственность. 
• Работа на единую цель.
• Эффективное взаимодействие в команде.
Сценарий: у участников появляется возможность создать «лучшее государство в мире», создать такие правила и законы, которые помогут жителям жить счастливо.
Но что же такое — лучшее? У каждого свое представление, и для того, чтобы жить в обществе, представления участников необходимо соотнести друг с другом и договориться о единых правилах взаимодействия. А теперь эти якобы универсальные и эффективные правила команда будет проверять в реальных тренинговых заданиях — испытаниях «на прочность». После каждого задания правила можно корректировать или полностью изменять.
Тренинг-игра «Государство БЭСТ» сочетает в себе деловую часть и практическую, которая может проходить в режиме активного тимбилдинга на природе. Этот тренинг включает соревновательный компонент, т. к. государств может быть несколько, в зависимости от общего количества участников.
Результаты «Государства БЕСТ» практичны и реалистичны, ведь созданные договоренности легко переносятся в деловое общение и взаимодействие.
Центральная ГПТ тренинга-игры заключается в наборе игровых навыковых заданий командообразования, направленных на проверку вырабатываемых правил. Матрица ГПТ будет основана на разрабатываемых командой нормах и правилах взаимодействия («идеального государства») и их проверке.
Контрольное задание
Проанализируйте программу тренинга-игры «Государство БЭСТ» по критериям ГПТ, алгоритму ГПТ.


2.2.4. Интегративные ГПТличностного развития


Авторская интегративная методика «Жизнеформирующий
сценарий»
Предлагаемая методика прошла апробацию в многочисленных группах интегративного развития (более 100 человек с 2008 г. по настоящий момент).
Методика (ГПТ), получившая название «Жизнеформирующий сценарий» (термин «жизнеформирующий» взаимствован из текствов Дж. Бюджентала ), опирается одновременно на экзистенциально-гуманистический, феноменологический, рациональ- но-эмативный, телесно ориентированный биосинтетический подходы, и является по сути интегративной.
В методике (ГПТ) заложены несколько принципов: конструирования клиентом собственного «пути» по заданным, эмпирически выявленным шагам интегративного цикла; объемного моделирования на рационально-логическом, телесно-чувственном и энергетическом (иррациональном), поведенческом уровнях; рефлексивности, самопознания и развития; индивидуальной и социальной (групповой) активности и взаимодействия; отыгрывания ситуации через метафору (символичность). Участник и взаимодействующая с ним группа несет основную авторскую функцию, выстраивая уникальную развивающую (терапевтическую) систему.
Жизнеформирующий сценарий (интегративный цикл), инструкция для участников:
1 шаг. Каждому участнику предлагается рассмотреть произошедшую с ним актуальную значимую трудную (кризисную) жизненную ситуацию и разбить её на этапы, начиная с возникновения проблемы, заканчивая ощущением полной удовлетворенности.
Приведем перечень этапов, названных участниками групп, обобщенных и переработанных нами. Итак, 7 стадий интеграции жизнеформирования (интегративный цикл):
1) дезинтегрированность: не так — неудовлетворенность — отсутствие желаемого;
2) сегментирование: активация — постановка задач — наличие возможных вариантов;
3) напряжение: болезненность — разочарование — ложные варианты и неудачи;
4) интегративная напряженность (потенциальная энергия): эмоциональное выравнивание — пересмотр ситуации — внутренние изменения;
5) реинтеграция: эмоциональный подъем — постановка новых задач — расширение поведенческих паттернов;
6) интегративная готовность: заинтересованность — открытие — появление варианта;
7) интеграция (трансформация): и так тоже — удовлетворенность — актуальная желаемая реальность.
2 шаг. Индивидуально предлагается заполнить своим содержанием, описать прохождение актуальной жизненной ситуации, двигаясь по семи шагам. Выделяется субъективное на рациональном, эмоциональном и поведенческом уровнях и объективное: факты, события (табл. 3).


Таблица3

Субъективное

Знание,
понимание

 

 

 

 

 

 

 

Чувства,
ощущения

 

 

 

 

 

 

 

Действия,
поведение

 

 

 

 

 

 

 

Объективное

Факты, события

 

 

 

 

 

 

 

Шаги интеграции

1

2

3

4

5

6

7



3 шаг. Участникам предлагается заполнить матрицу локализации и направленности психической энергии (активности), по каждому шагу выбрать вектор активности: внешняя (действия, поступки) — внутренняя (переживания, рефлексия); направленность психической энергии: абсорбция (поглощение, зарядка) — трансляция (отдача, самовыражение) (см. табл. 4).

Матрица локализации и направленности психической энергии

Направленность
Активность

Абсорбция

Трансляция

Внешняя

№ стадии:

№ стадии:

Внутренняя

№ стадии:

№ стадии:

 


4 шаг. Этот шаг может предлагаться только в группе, прошедшей предварительную подготовку по применению телесно ориентированных технологий (на основе биосинтеза Д. Боадел- ла ). В нем участникам в мини-группах предлагается смоделировать каждый шаг «пути» через телесную метафору. Участники могут построить свой набор телесных метафор и воплотить их самостоятельно либо с помощью группы. Мы предлагаем свои маркеры, которые наносятся на полученную в предыдущих шагах карту ситуации (табл. 5).


Таблица 5


Телесное моделирование (в интерактивном групповом режиме)

Направленность
Активность

Абсорбция

Трансляция

Внешняя

Открытые глаза, акцент на вдохе, пассивное взаимодействие с другими участниками

Открытые глаза, выдох, активное взаимодействие с другими участниками

Внутренняя

Закрытые глаза, вдох, самостоятельная пассивность — релаксация

Закрытые глаза, выдох, самостоятельная активность

 

5 шаг. Рефлексия полученного опыта. Проговор. Обсуждение в групповом режиме или с консультантом.


Контрольное задание
Проанализируйте программу интегративной методики «Жизнеформирующий сценарий» по критериям ГПТ, алгоритму ГПТ.

Источник: Фаерман, Михаил Исаакович. Групповые психотехнологии : учебно-методическое пособие / М. И. Фаерман ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2020. — 72 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.