Межличностное взаимодействие
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология
Индекс материала
Межличностное взаимодействие
Межличностное взаимодействие как общение
Все страницы

ТЕМА 1. Межличностное взаимодействие: теоретические подходы
Учебные вопросы темы
1. Модель взаимозависимости Г. Келли и Дж. Тибо.
2. Анализ взаимодействия Р. Бейлса.
3. Анализ взаимодействия в рамках транзактного анализа Э. Берна.
4. Интеракционизм, этогенетический подход Р. Харре.


Основные понятия по теме
Термин «взаимодействие» чрезвычайно многозначен. Иногда его употребляют как синоним понятия «общение», иногда приравнивают к термину «социальное поведение». В отечественной традиции под взаимодействием понимается взаимозависимый обмен действиями, поведенческими реакциями, который осуществляется партнерами по общению. Очень важно то, что единицей анализа выступает не действие одного из партнеров или реакция другого, а именно акт обмена единичными взаимосвязанными действиями: «действие - реакция», «сказал - получил в ответ».
Как подчеркивал Д. Мид, лишь вступая во взаимодействие, устанавливая взаимоотношения с другими людьми, помещая их в свой внутренний мир и рефлексируя их возможные реакции на свои собственные действия, человек и становится социальным существом. Существует целый спектр теоретических и эмпирических подходов к анализу и пониманию сути человеческого взаимодействия.
В словаре практического психолога под редакцией С. Ю. Головина приводится следующее определение:
Взаимодействие межличностное - в широком смысле - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Такая трактовка обычно используется для указания на непосредственную взаимосвязь как-либо взаимно воздействующих индивидов (в результате взаимодействия они по меньшей мере отдают себе отчет во взаимном существовании).
В узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Такая трактовка используется для обозначения способа реализации деятельности совместной, цель которой требует разделения и кооперации функций, а потому - взаимного согласования и координации индивидуальных действий. Основные признаки взаимодействия межличностного как формы общения: предметность; эксплицированность; ситуативность; рефлексивная многозначность.
Различаются два основных типа взаимодействия межличностного: сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция).


Вопросы для самоконтроля и повторения
1. В чем отличие бихевиорального подхода к межличностному взаимодействию от интеракционистского?
2. Какие Эго-состояния выделяются Э. Берном в структуре личности?
3. Что составляет содержание каждого состояния «Я»?
4. Какие виды транзакций лежат в основе конфликтного взаимодействия?
5. Какие виды транзакций являются основой игр?
6. Опишите типичные социальные ситуации, в которых чаще всего разворачиваются отношения между людьми (по Аргайлу).
7. Как называется методический прием для изучения типов контроля и исходов, разработанный Д. Тибо и Г. Келли?
8. Каково практическое приложение матрицы исходов, разработанной Д. Тибо и Г. Келли?


Практические задания
1. Составьте диалоги и приведите примеры реакций из различных Эго-состояний.
2. Отреагируйте на данные ситуации из состояния «Я-взрослый»:
«Ваш коллега попросил у вас на несколько дней ценные рабочие материалы - «посмотреть». Вернул только через неделю и в очень неприглядном, местами не читабельном» виде. И тут вы ему говорите...».
«В магазине вы покупаете кусочек мяса. К собственноручно вами выбранному куску продавец добавляет неаппетитный довесок «для собачки». И тут вы ему говорите...».
«Вы - страстный селекционер, выращиваете на даче редкие сорта тюльпанов (купили луковицы за приличные деньги). У соседки, с которой у вас нормальные отношения, - спаниель. Однажды утром вы выходите во двор и видите, что грядка с тюльпанами изрыта наглыми собачьими лапами. И тут вы соседке говорите...».
3. Заполните таблицу 1, сделав анализ изучаемых теорий межличностного взаимодействия.

Теории

Специфика понимания и анализа интеракции

Сильные стороны / Плюсы

Слабые стороны / Критика

Теория
социального действия

 

 

 

Транзактный анализ

 

 

 

Интеракционизм Дж. Мида

 

 

 

Деятельностный
подход

 

 

 

Экспериментальная схема регистрации взаимодействий Р. Бейлса

 

 

 

Теория взаимодействия исходов Дж. Тибо и Г. Келли

 

 

 

Теория социального обмена Дж. Хоманса

 

 

 

 

Диагностические методики


Тест «Транзактный анализ общения»


Транзакция — единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я».
В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «родителя», «взрослого», «ребенка». Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.
Инструкция. Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я - увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.


Обработка результатов тестирования - самотестирования. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:
I (состояние «ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
II (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
III (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.


Если у вас получится формула II, I, III, то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям.
Если у вас получилась формула III, I, II, то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
Если на первом месте в формуле состояние I («ребенок»), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

Тест-опросник FIRO-B В. Шутца (ОМО А. Руковишников)

Теория межличностных отношений разрабатывалась Вильямом Шутце в период с 1955 по 1966 год. Она является совокупностью гипотез, стремящихся объяснить межличностное поведение. Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.
В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: включения контроля и аффекта. Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так, развитие потребности включения зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность контроля зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях «родитель - ребенок» на свободу или контроль; потребность аффекта зависит, от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным и недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте.
Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. В. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей.
Основные постулаты теории
Основные положения теории были сформулированы В. Шутцем в виде четырех постулатов.
Постулат межличностных потребностей:
а) каждый индивид имеет три межличностные потребности: включение, контроль и аффект;
б) включение, контроль и аффект позволяют предсказать и объяснить межличностное поведение индивида.
Постулат непрерывности отношений: наблюдаемое межличностное поведение взрослого индивида - это поведение, подобное тому, с которым он встречался в своих взаимоотношениях в детстве, прежде всего, со своими родителями. Оно возникает на основе следующих принципов:
а) принцип постоянства: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно той, которая имела место в детстве в его отношениях «родитель - ребенок», то его взрослое поведение будет соответствовать поведению в детстве по отношению к родителям и другим авторитетам;
б) принцип идентификации: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно позиции своего родителя в его детских взаимоотношениях с ним, его взрослое поведение будет соответствовать поведению родителя (или других авторитетов) по отношению к нему.
Постулат совместимости: если совместимость группы А больше, чем совместимости группы В, то группа А ближе, чем группа В к уровню своего оптимального функционирования.
Постулат развития группы: формирование и развитие межличностных отношений двух или более индивидов протекает в определенном порядке:
а) принцип групповой интеграции - от момента, когда группа вступает в жизнь, вплоть до начала распада, преобладающей областью взаимодействия первоначально является включение, затем следует контроль и в конце концов - аффект. Этот цикл может повторяться;
б) принцип распада группы - на последних этапах перед предполагаемым распадом группы преобладающие области межличностного поведения сменяют друг друга в обратном порядке: аффект, контроль, включение;
Для каждой из областей межличностного поведения В. Шутц описывает следующие типы поведения:
1) дефицитное - предполагающее, что лицо прямо не пытается удовлетворить свои потребности;
2) чрезмерное - индивид неустанно пытается удовлетворить свои потребности;
3) идеальное - потребности адекватно удовлетворяются;
4) патология.
Предполагается, что страх, вызванный предыдущим опытом, ведет к поведению первого, второго и четвертого типа, а успешное овладение в детстве межличностными отношениями ведет к тому, что индивид способен функционировать в данной области без страха.
Характеристика опросника межличностных отношений
На основе постулатов 1 и 3 В. Шутц создал опросник FIRO-В (Fundamental Interpersonal Relations Orientation. «В» - behaviour обозначает уровень, на котором проведено измерение). Опросник межличностных отношений (ОМО) А. Рукавишникова является русскоязычной адаптацией FIRO-В. Опросник сконструирован так, чтобы было возможно:
а) предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях;
б) предсказать социальные интеракции.
С точки зрения последнего, опросник отчасти является исключительным среди личностных тестов: он позволяет произвести измерение не только личностных характеристик, но и, благодаря комбинации индивидуальных индексов, позволяет оценить отношения между двумя и более индивидами. Опросник предназначен для оценивания поведения в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (С) и аффекта (А). Внутри каждой области принимаются во внимание направления: выраженное поведение индивида (е), т. е. тестируемый оценивает в рамках оценочной шкалы интенсивность личностного поведения в данной области; поведение, требуемое индивидом от остальных (w), т. е. тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной для него.
Опросник состоит из шести шкал, сформированных на основе монотонно детермированной модели Гуттмана (1954), что предполагает, что они являются однокритериальными, совокупными и репродукционными. Каждая шкала, в сущности, содержит одно утверждение, которое девятикратно повторяется с некоторыми изменениями. Опросник содержит 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибалльной оценочной шкалы. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам.
Опросник межличностных отношений
Инструкция. Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите рядом с каждым утверждением. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.
(1) (2) (3) (4) (5) (6)
Обычно Часто Иногда По случаю Редко Никогда
1. Стремлюсь быть вместе со всеми.
2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
3. Становлюсь членом различных групп.
4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.
5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.
8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.
10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
11. Стараюсь быть среди людей.
12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.
14. Легко подчиняюсь другим.
15. Стараюсь избегать одиночества.
16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение может распространяться.


ОТНОСИТСЯ К:

(1)

 

(2)

 

(3)

 

(4)

 

(5)

 

(6)

 

Большинству людям

 

Многим людям

 

Некоторым людям

 

Нескольким людям

 

Одному-двум людям

 

Никому

 


17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.
18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
19. Мое личное отношение к окружающим — холодное и безразличное.
20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.
21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.
22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.
24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
25. С другими веду себя холодно и безразлично.
26. Легко подчиняюсь другим.
27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение может распространяться.


ОТНОСИТСЯ К:

(1)

 

(2)

 

(3)

 

(4)

 

(5)

 

(6)

 

Большинству людям

 

Многим людям

 

Некоторым людям

 

Нескольким людям

 

Одному-двум людям

 

Никому

 

28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем- нибудь.
29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.
31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.
36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).
38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.
39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.
40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов:

(1)

 

(2)

 

(3)

 

(4)

 

(5)

 

(6)

 

Обычно

 

Часто

 

Иногда

 

По случаю

 

Редко

 

Никогда

 

 


41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.
42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.
45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.
47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.
48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.
51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.
52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
54. В обществе руковожу ходом событий.


Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (ОМО)


Слева приводятся пункты шкал, справа - номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом - он оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов. Инспекция счета включает суммирование числа совпадений по каждой шкале.

Ie

Cw

Ае

1. 1 2 3 4

2. 1 2 3 4 5

4. 1 2

3. 1 2 3 4 5

6. 1 2 3

8. 1 2

5. 1 2 3 4 5

10. 1 2 3

12. 1

7. 1 2 3

14. 1 2 3

17. 1 2 3

9. 1 2 3

18. 1 2 3 4

19. 3 4 5 6

11. 1 2 3

20. 1 2 3 4

21. 1

13. 1

22. 1 2 3 4

23. 1

15. 1

24. 1 2

25. 3 4 5 6

16. 1

26. 1 2

27. 1

Iw

Се

Aw

28. 1 2

30. 1 2 3 4

29. 1

31. 1 2

33. 1 2 3 4 5

32. 1 2

34. 1 2

36. 1 2 3

35. 5 6

37. 1

41. 1 2 3 4 5

38. 1 2 3

39. 1

44. 1 2 3 4

40. 5 6

42. 1 2 3

47. 1 2 3 4 5

43. 1

45. 1 2 3

50. 1 2

46. 4 5 6

48. 1 2 3 4

53. 1 2 3 4

49. 1

51. 1 2 3

54. 1 2 3

52. 5 6


Интерпретация полученных данных


Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:
1) включение:
1е - низкое - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;
1е - высокое - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;
Iw - низкое - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей;
Iw - высокое - предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним;
2) контроль:
Се - низкое - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;
Се - высокое - означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;
Cw - низкое - предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;
Cw - высокое - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;
3) аффект:
Ае - низкое - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;
Ае - высокое - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;
Aw - низкое - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;
Aw - высокое - типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.
От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:
0-1 и 8-9 - это экстремально низкие и экстремально высокие баллы, поведение будет иметь компульсивный характер;
2-3 и 6-7 - низкие и высокие баллы и поведение будет описываться в соответствующем направлении;
4-5 - пограничные баллы, лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого счета.
От суммы баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:
0-1 и 8-9 - экстремально низкие и экстремально высокие баллы, поведение будет иметь компульсивный характер.
2-3 и 6-7 - низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении.
4-5 - пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого «сырого» счета.
Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.


Характеристика шкал опросника межличностных отношений (ОМО)
Включение:
Выраженное поведение. Ie - стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.
Требуемое поведение. Iw - стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.
Контроль:
Выраженное поведение.
Се - пытаюсь контролировать и влиять на остальных: беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.
Требуемое поведение.
Cw - стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.
Аффект:
Выраженное поведение.
Ae - стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.
Требуемое поведение.
Aw - стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.
Оценки по этим шкалам - числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e + W) и противоречивости межличностного поведения (e - W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.


Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Л. Н. Собчик


Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Л. Н. Собчик представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Лири, автор которой является последователем идей Салливэна.
Теоретический подход Г. С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т. е. формируется личность. В процессе взаимодействия с окружающими личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.
Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о роли врожденных индивидных свойств, через призму которых преломляется усваиваемый социальный опыт в процессе формирования личности, и исходя из понимания личности как единства биологических и социальных факторов, Л. Н. Собчик предлагает к рассмотрению приведенную ниже типологию устойчивых личностных свойств, в основе которой лежит теория ведущих тенденций. Эмоционально-динамический паттерн, уходящий корнями в тип высшей нервной деятельности и свойства нервной системы, играет важную роль в формировании базисных индивидуально-личностных свойств, структура которых определяется ведущей тенденцией или несколькими тенденциями, придающими индивидуальную окраску переживаний, мышления, межличностного поведения и основной направленности и силе мотивации. Более того, формируя характер человека, ведущие тенденции эмоционально-динамического и индивидуально-личностного паттернов в известной степени ограничивают русло, в рамках которого формируются более высокие уровни личностного развития, создавая определенную избирательность и тропизм в отношений тех или иных ценностей, а также возможных вариантов и направлений социальной активности.
С другой стороны, если рассматривать личность как систему отношений (В. И. Мясищев), то в широком спектре разных ценностей и объектов, входящих в эту систему, для полноты исследования необходимо изучать отношение индивида к самому себе, к своему «Я» - актуальному и идеальному, а также особенности межличностных отношений, включаемых в сферу его микросоциума. Метод интерперсональной диагностики и модифицированном нами варианте оказался оптимально удобным для изучения структуры межличностных и внутриличностных отношений, обнаружив также определенные индивидуально-типологические аспекты, лежащие в основе поведенческого паттерна.
В сложной иерархии психодиагностических методов интерперсональная диагностика занимает место между анкетными методами, результаты, которых базируются на прямом содержательном анализе ответов испытуемых, и такими, многофакторными опросниками, как 16-факторный анализ личности Кеттелла, EPj Айзенка, которые не застрахованы от мотивационных искажений и сильно подвержены влиянию установки испытуемого на процедуру обследования. В связи с этим правомерно считать ее вариантом упорядоченного опросника, рассчитанного на субъективную самооценку испытуемого и оценку им значимых других. Однако большое число данных, получаемых с помощью модифицированного варианта методики, сопоставление этих данных с результатами других психодиагностических тестов, позволили обнаружить некоторые новые, более широкие возможности ее использования и интерпретации с позиции вышеописанной концепции; факторы метода интерперсональной диагностики обнаружили высокую корреляционную связь с ведущими типологическими тенденциями.
Инструкция. Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если - «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.
1. Умеет нравиться.
2. Производит впечатление на окружающих.
3. Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.
5. Обладает чувством достоинства.
6. Независимый.
7. Способен сам позаботиться о себе.
8. Может проявить безразличие.
9. Способен быть суровым.
10. Строгий, но справедливый.
11. Может быть искренним.
12. Критичен к другим.
13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявлять недоверие.
16. Часто разочаровывается.
17. Способен быть критичным к себе.
18. Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.
20. Покладистый.
21. Благодарный.
22. Восхищающийся и склонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
26. Стремится ужиться с другими.
27. Доброжелательный.
28. Внимательный и ласковый, отзывчивый к призывам о помощи.
29. Деликатный.
30. Ободряющий.
31. Отзывчивый к призывам о помощи.
32. Бескорыстный.
33. Способен вызывать восхищение.
34. Пользуется у других уважением.
35. Обладает талантом руководителя.
36. Любит ответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен и напорист.
39. Деловитый, практичный.
40. Соперничающий.
41. Стойкий и крутой, где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.
45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.
47. На него трудно произвести впечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Неуверенный в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советь».
56. Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный и мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других.
64. Щедрый.
65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значительности.
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный и самодовольный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый.
73. Нетерпим к ошибкам других.
74. Расчетливый.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен.
77. Озлоблен.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Склонен к самообвинению.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим принимать решения.
88. Легко попадает впросак.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбора.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен и терпим к недостаткам.
96. Стремится помочь каждому.
97. Стремящийся к успеху.
98. Ожидает восхищения от каждого.
99. Распоряжается другими.
100. Деспотичен.
101. Относится к окружающим с чувством превосходства.
102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104. Холодный, черствый.
105. Язвительный, насмешливый.
106. Злой, жестокий.
107. Часто гневлив.
108. Бесчувственный, равнодушный.
109. Злопамятный.
110. Проникнут духом противоречия.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый и подозрительный.
113. Робкий.
114. Соглашатель.
115. Услужливый.
116. Мягкотелый. 
117. Почти никому не возражает.
118. Навязчивый.
119. Любит, чтобы его опекали.
120. Чрезмерно доверчив.
121. Стремится снискать расположение каждого.
122. Со всеми соглашается.
123. Всегда со всеми дружелюбен.
124. Всех любит.
125. Слишком снисходителен к окружающим.
126. Старается утешить каждого.
127. Заботится о других в ущерб себе.
128. Портит людей чрезмерной добротой.


КЛЮЧ

1

5

9

13

17

21

25

29

2

6

10

14

18

22

26

30

3

7

11

15

19

23

27

31

4

8

12

16

20

24

28

32

33

37

41

45

49

53

57

61

34

38

42

46

50

54

58

62

35

39

43

47

51

55

59

63

36

40

44

48

52

56

60

64

65

69

73

77

81

85

89

93

66

70

74

78

82

86

90

94

67

71

75

79

83

87

91

95

68

72

76

80

84

88

92

96

97

101

105

109

113

117

121

125

98

102

106

110

114

118

122

126

99

103

107

111

115

119

123

127

100

104

108

112

116

120

124

128

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII


После того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8 октантам психограммы методики. Количество перечеркнутых испытуемым номеров в каждой ячейке выносится в таблицу полученных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений и соответствующий тип межличностного поведения.


Варианты эти следующие:
1. Властный - лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя; при высоких показателях - нетерпим к критике, переоценка собственных возможностей (до 12 б.), дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 б.).
2. Независимый - доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего, нарциссиче- ского, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12-16).
3. Прямолинейный - агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).
4. Недоверчивый - скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношений к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.
5. Покорно - застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.
6. Зависимый - послушный. При умеренных баллах - потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях - сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.
7. Сотрудничающий - конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.
8. Ответственно - великодушный. Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.
Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

ДИСКОГРАММА

доминирование

дискограмма


агрессивность
дружелюбие
подчинение


Показатели, не выходящие за уровень 8 баллов, соответствуют «гармоническим личностям». Более высокие показатели соответствуют акцентуации определенных поведенческих стереотипов. Оценки, достигающие уровня 14-16 баллов, свидетельствуют о трудности социальной адаптации. Низкие показатели по всем актантам (0,3 балла) могут быть результатом скрытности испытуемого. Первые 4 типа межличностного отношения (1-4 актанты) характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтам, выраженной независимостью мнений, упорством, тенденцией к лидерству. Другие 4 актанта V-VIII представляют противоположную тенденцию. У лиц с высокими показателями по ним преобладают конформистские установки, покладистость (VII и VIII), неуверенность, склонность к компромиссам (V и VI).
Интерпретация данных должна опираться главным образом не на абсолютные величины приведенных показателей, а на совокупность их взаимоотношений.
По специальным формулам определяются показатели по двум обобщенным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование - подчинение = (I-V) + 0,7х (VIII + II - IV - VI)
Дружелюбие - агрессивность = (VII-III) + 0,7х (VIII - II - IV + VI)
Сочетание показателей доминирования и дружелюбия может быть представлено в 4 вариантах, описывающих индивидуальный стиль межличностного поведения:
- доминирование - дружелюбие;
- доминирование - агрессивность;
- подчинение - дружелюбие;
- подчинение - агрессивность.
Отрицательный знак показателя соответствует подчинению и агрессивности, положительный - доминированию и дружелюбию.
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различия между представлениями о социальном «Я» разных людей. На основании этого можно определить индексы точности рефлексии, степень расхождения представлений индивида о себе самом и представлений о нем других лиц. Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.
Методика ДМО Л. Н. Собчик может использоваться с целью изучения представлений и оценки личностью как своего реального, так и идеального социального «Я». В этом случае предполагается использование метода корреляционного анализа (метод ранговой корреляции) для определения степени связи этих представлений (оценок). Заслуживает внимания вариант использования ДМО для диагностики согласованности супружеских представлений, детско-родительских отношений.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.