Межличностное взаимодействие
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология
Индекс материала
Межличностное взаимодействие
Межличностное взаимодействие как общение
Все страницы

ТЕМА 1. Межличностное взаимодействие: теоретические подходы
Учебные вопросы темы
1. Модель взаимозависимости Г. Келли и Дж. Тибо.
2. Анализ взаимодействия Р. Бейлса.
3. Анализ взаимодействия в рамках транзактного анализа Э. Берна.
4. Интеракционизм, этогенетический подход Р. Харре.


Основные понятия по теме
Термин «взаимодействие» чрезвычайно многозначен. Иногда его употребляют как синоним понятия «общение», иногда приравнивают к термину «социальное поведение». В отечественной традиции под взаимодействием понимается взаимозависимый обмен действиями, поведенческими реакциями, который осуществляется партнерами по общению. Очень важно то, что единицей анализа выступает не действие одного из партнеров или реакция другого, а именно акт обмена единичными взаимосвязанными действиями: «действие - реакция», «сказал - получил в ответ».
Как подчеркивал Д. Мид, лишь вступая во взаимодействие, устанавливая взаимоотношения с другими людьми, помещая их в свой внутренний мир и рефлексируя их возможные реакции на свои собственные действия, человек и становится социальным существом. Существует целый спектр теоретических и эмпирических подходов к анализу и пониманию сути человеческого взаимодействия.
В словаре практического психолога под редакцией С. Ю. Головина приводится следующее определение:
Взаимодействие межличностное - в широком смысле - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Такая трактовка обычно используется для указания на непосредственную взаимосвязь как-либо взаимно воздействующих индивидов (в результате взаимодействия они по меньшей мере отдают себе отчет во взаимном существовании).
В узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Такая трактовка используется для обозначения способа реализации деятельности совместной, цель которой требует разделения и кооперации функций, а потому - взаимного согласования и координации индивидуальных действий. Основные признаки взаимодействия межличностного как формы общения: предметность; эксплицированность; ситуативность; рефлексивная многозначность.
Различаются два основных типа взаимодействия межличностного: сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция).


Вопросы для самоконтроля и повторения
1. В чем отличие бихевиорального подхода к межличностному взаимодействию от интеракционистского?
2. Какие Эго-состояния выделяются Э. Берном в структуре личности?
3. Что составляет содержание каждого состояния «Я»?
4. Какие виды транзакций лежат в основе конфликтного взаимодействия?
5. Какие виды транзакций являются основой игр?
6. Опишите типичные социальные ситуации, в которых чаще всего разворачиваются отношения между людьми (по Аргайлу).
7. Как называется методический прием для изучения типов контроля и исходов, разработанный Д. Тибо и Г. Келли?
8. Каково практическое приложение матрицы исходов, разработанной Д. Тибо и Г. Келли?


Практические задания
1. Составьте диалоги и приведите примеры реакций из различных Эго-состояний.
2. Отреагируйте на данные ситуации из состояния «Я-взрослый»:
«Ваш коллега попросил у вас на несколько дней ценные рабочие материалы - «посмотреть». Вернул только через неделю и в очень неприглядном, местами не читабельном» виде. И тут вы ему говорите...».
«В магазине вы покупаете кусочек мяса. К собственноручно вами выбранному куску продавец добавляет неаппетитный довесок «для собачки». И тут вы ему говорите...».
«Вы - страстный селекционер, выращиваете на даче редкие сорта тюльпанов (купили луковицы за приличные деньги). У соседки, с которой у вас нормальные отношения, - спаниель. Однажды утром вы выходите во двор и видите, что грядка с тюльпанами изрыта наглыми собачьими лапами. И тут вы соседке говорите...».
3. Заполните таблицу 1, сделав анализ изучаемых теорий межличностного взаимодействия.

Теории

Специфика понимания и анализа интеракции

Сильные стороны / Плюсы

Слабые стороны / Критика

Теория
социального действия

 

 

 

Транзактный анализ

 

 

 

Интеракционизм Дж. Мида

 

 

 

Деятельностный
подход

 

 

 

Экспериментальная схема регистрации взаимодействий Р. Бейлса

 

 

 

Теория взаимодействия исходов Дж. Тибо и Г. Келли

 

 

 

Теория социального обмена Дж. Хоманса

 

 

 

 

Диагностические методики


Тест «Транзактный анализ общения»


Транзакция — единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я».
В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «родителя», «взрослого», «ребенка». Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.
Инструкция. Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я - увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.


Обработка результатов тестирования - самотестирования. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:
I (состояние «ребенок»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
II (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
III (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.


Если у вас получится формула II, I, III, то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям.
Если у вас получилась формула III, I, II, то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
Если на первом месте в формуле состояние I («ребенок»), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

Тест-опросник FIRO-B В. Шутца (ОМО А. Руковишников)

Теория межличностных отношений разрабатывалась Вильямом Шутце в период с 1955 по 1966 год. Она является совокупностью гипотез, стремящихся объяснить межличностное поведение. Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.
В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: включения контроля и аффекта. Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так, развитие потребности включения зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность контроля зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях «родитель - ребенок» на свободу или контроль; потребность аффекта зависит, от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным и недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте.
Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. В. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей.
Основные постулаты теории
Основные положения теории были сформулированы В. Шутцем в виде четырех постулатов.
Постулат межличностных потребностей:
а) каждый индивид имеет три межличностные потребности: включение, контроль и аффект;
б) включение, контроль и аффект позволяют предсказать и объяснить межличностное поведение индивида.
Постулат непрерывности отношений: наблюдаемое межличностное поведение взрослого индивида - это поведение, подобное тому, с которым он встречался в своих взаимоотношениях в детстве, прежде всего, со своими родителями. Оно возникает на основе следующих принципов:
а) принцип постоянства: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно той, которая имела место в детстве в его отношениях «родитель - ребенок», то его взрослое поведение будет соответствовать поведению в детстве по отношению к родителям и другим авторитетам;
б) принцип идентификации: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно позиции своего родителя в его детских взаимоотношениях с ним, его взрослое поведение будет соответствовать поведению родителя (или других авторитетов) по отношению к нему.
Постулат совместимости: если совместимость группы А больше, чем совместимости группы В, то группа А ближе, чем группа В к уровню своего оптимального функционирования.
Постулат развития группы: формирование и развитие межличностных отношений двух или более индивидов протекает в определенном порядке:
а) принцип групповой интеграции - от момента, когда группа вступает в жизнь, вплоть до начала распада, преобладающей областью взаимодействия первоначально является включение, затем следует контроль и в конце концов - аффект. Этот цикл может повторяться;
б) принцип распада группы - на последних этапах перед предполагаемым распадом группы преобладающие области межличностного поведения сменяют друг друга в обратном порядке: аффект, контроль, включение;
Для каждой из областей межличностного поведения В. Шутц описывает следующие типы поведения:
1) дефицитное - предполагающее, что лицо прямо не пытается удовлетворить свои потребности;
2) чрезмерное - индивид неустанно пытается удовлетворить свои потребности;
3) идеальное - потребности адекватно удовлетворяются;
4) патология.
Предполагается, что страх, вызванный предыдущим опытом, ведет к поведению первого, второго и четвертого типа, а успешное овладение в детстве межличностными отношениями ведет к тому, что индивид способен функционировать в данной области без страха.
Характеристика опросника межличностных отношений
На основе постулатов 1 и 3 В. Шутц создал опросник FIRO-В (Fundamental Interpersonal Relations Orientation. «В» - behaviour обозначает уровень, на котором проведено измерение). Опросник межличностных отношений (ОМО) А. Рукавишникова является русскоязычной адаптацией FIRO-В. Опросник сконструирован так, чтобы было возможно:
а) предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях;
б) предсказать социальные интеракции.
С точки зрения последнего, опросник отчасти является исключительным среди личностных тестов: он позволяет произвести измерение не только личностных характеристик, но и, благодаря комбинации индивидуальных индексов, позволяет оценить отношения между двумя и более индивидами. Опросник предназначен для оценивания поведения в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (С) и аффекта (А). Внутри каждой области принимаются во внимание направления: выраженное поведение индивида (е), т. е. тестируемый оценивает в рамках оценочной шкалы интенсивность личностного поведения в данной области; поведение, требуемое индивидом от остальных (w), т. е. тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной для него.
Опросник состоит из шести шкал, сформированных на основе монотонно детермированной модели Гуттмана (1954), что предполагает, что они являются однокритериальными, совокупными и репродукционными. Каждая шкала, в сущности, содержит одно утверждение, которое девятикратно повторяется с некоторыми изменениями. Опросник содержит 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибалльной оценочной шкалы. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам.
Опросник межличностных отношений
Инструкция. Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите рядом с каждым утверждением. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.
(1) (2) (3) (4) (5) (6)
Обычно Часто Иногда По случаю Редко Никогда
1. Стремлюсь быть вместе со всеми.
2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
3. Становлюсь членом различных групп.
4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.
5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.
8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.
10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
11. Стараюсь быть среди людей.
12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.
14. Легко подчиняюсь другим.
15. Стараюсь избегать одиночества.
16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение может распространяться.


ОТНОСИТСЯ К:

(1)

 

(2)

 

(3)

 

(4)

 

(5)

 

(6)

 

Большинству людям

 

Многим людям

 

Некоторым людям

 

Нескольким людям

 

Одному-двум людям

 

Никому

 


17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.
18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
19. Мое личное отношение к окружающим — холодное и безразличное.
20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.
21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.
22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.
24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
25. С другими веду себя холодно и безразлично.
26. Легко подчиняюсь другим.
27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение может распространяться.


ОТНОСИТСЯ К:

(1)

 

(2)

 

(3)

 

(4)

 

(5)

 

(6)

 

Большинству людям

 

Многим людям

 

Некоторым людям

 

Нескольким людям

 

Одному-двум людям

 

Никому

 

28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем- нибудь.
29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.
31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.
36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).
38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.
39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.
40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов:

(1)

 

(2)

 

(3)

 

(4)

 

(5)

 

(6)

 

Обычно

 

Часто

 

Иногда

 

По случаю

 

Редко

 

Никогда

 

 


41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.
42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.
45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.
47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.
48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.
51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.
52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
54. В обществе руковожу ходом событий.


Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (ОМО)


Слева приводятся пункты шкал, справа - номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом - он оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов. Инспекция счета включает суммирование числа совпадений по каждой шкале.

Ie

Cw

Ае

1. 1 2 3 4

2. 1 2 3 4 5

4. 1 2

3. 1 2 3 4 5

6. 1 2 3

8. 1 2

5. 1 2 3 4 5

10. 1 2 3

12. 1

7. 1 2 3

14. 1 2 3

17. 1 2 3

9. 1 2 3

18. 1 2 3 4

19. 3 4 5 6

11. 1 2 3

20. 1 2 3 4

21. 1

13. 1

22. 1 2 3 4

23. 1

15. 1

24. 1 2

25. 3 4 5 6

16. 1

26. 1 2

27. 1

Iw

Се

Aw

28. 1 2

30. 1 2 3 4

29. 1

31. 1 2

33. 1 2 3 4 5

32. 1 2

34. 1 2

36. 1 2 3

35. 5 6

37. 1

41. 1 2 3 4 5

38. 1 2 3

39. 1

44. 1 2 3 4

40. 5 6

42. 1 2 3

47. 1 2 3 4 5

43. 1

45. 1 2 3

50. 1 2

46. 4 5 6

48. 1 2 3 4

53. 1 2 3 4

49. 1

51. 1 2 3

54. 1 2 3

52. 5 6


Интерпретация полученных данных


Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:
1) включение:
1е - низкое - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;
1е - высокое - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;
Iw - низкое - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей;
Iw - высокое - предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним;
2) контроль:
Се - низкое - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;
Се - высокое - означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;
Cw - низкое - предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;
Cw - высокое - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;
3) аффект:
Ае - низкое - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;
Ае - высокое - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;
Aw - низкое - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;
Aw - высокое - типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.
От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:
0-1 и 8-9 - это экстремально низкие и экстремально высокие баллы, поведение будет иметь компульсивный характер;
2-3 и 6-7 - низкие и высокие баллы и поведение будет описываться в соответствующем направлении;
4-5 - пограничные баллы, лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого счета.
От суммы баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:
0-1 и 8-9 - экстремально низкие и экстремально высокие баллы, поведение будет иметь компульсивный характер.
2-3 и 6-7 - низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении.
4-5 - пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого «сырого» счета.
Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.


Характеристика шкал опросника межличностных отношений (ОМО)
Включение:
Выраженное поведение. Ie - стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.
Требуемое поведение. Iw - стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.
Контроль:
Выраженное поведение.
Се - пытаюсь контролировать и влиять на остальных: беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.
Требуемое поведение.
Cw - стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.
Аффект:
Выраженное поведение.
Ae - стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.
Требуемое поведение.
Aw - стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.
Оценки по этим шкалам - числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (e + W) и противоречивости межличностного поведения (e - W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.


Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Л. Н. Собчик


Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Л. Н. Собчик представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Лири, автор которой является последователем идей Салливэна.
Теоретический подход Г. С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т. е. формируется личность. В процессе взаимодействия с окружающими личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.
Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о роли врожденных индивидных свойств, через призму которых преломляется усваиваемый социальный опыт в процессе формирования личности, и исходя из понимания личности как единства биологических и социальных факторов, Л. Н. Собчик предлагает к рассмотрению приведенную ниже типологию устойчивых личностных свойств, в основе которой лежит теория ведущих тенденций. Эмоционально-динамический паттерн, уходящий корнями в тип высшей нервной деятельности и свойства нервной системы, играет важную роль в формировании базисных индивидуально-личностных свойств, структура которых определяется ведущей тенденцией или несколькими тенденциями, придающими индивидуальную окраску переживаний, мышления, межличностного поведения и основной направленности и силе мотивации. Более того, формируя характер человека, ведущие тенденции эмоционально-динамического и индивидуально-личностного паттернов в известной степени ограничивают русло, в рамках которого формируются более высокие уровни личностного развития, создавая определенную избирательность и тропизм в отношений тех или иных ценностей, а также возможных вариантов и направлений социальной активности.
С другой стороны, если рассматривать личность как систему отношений (В. И. Мясищев), то в широком спектре разных ценностей и объектов, входящих в эту систему, для полноты исследования необходимо изучать отношение индивида к самому себе, к своему «Я» - актуальному и идеальному, а также особенности межличностных отношений, включаемых в сферу его микросоциума. Метод интерперсональной диагностики и модифицированном нами варианте оказался оптимально удобным для изучения структуры межличностных и внутриличностных отношений, обнаружив также определенные индивидуально-типологические аспекты, лежащие в основе поведенческого паттерна.
В сложной иерархии психодиагностических методов интерперсональная диагностика занимает место между анкетными методами, результаты, которых базируются на прямом содержательном анализе ответов испытуемых, и такими, многофакторными опросниками, как 16-факторный анализ личности Кеттелла, EPj Айзенка, которые не застрахованы от мотивационных искажений и сильно подвержены влиянию установки испытуемого на процедуру обследования. В связи с этим правомерно считать ее вариантом упорядоченного опросника, рассчитанного на субъективную самооценку испытуемого и оценку им значимых других. Однако большое число данных, получаемых с помощью модифицированного варианта методики, сопоставление этих данных с результатами других психодиагностических тестов, позволили обнаружить некоторые новые, более широкие возможности ее использования и интерпретации с позиции вышеописанной концепции; факторы метода интерперсональной диагностики обнаружили высокую корреляционную связь с ведущими типологическими тенденциями.
Инструкция. Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если - «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.
1. Умеет нравиться.
2. Производит впечатление на окружающих.
3. Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.
5. Обладает чувством достоинства.
6. Независимый.
7. Способен сам позаботиться о себе.
8. Может проявить безразличие.
9. Способен быть суровым.
10. Строгий, но справедливый.
11. Может быть искренним.
12. Критичен к другим.
13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявлять недоверие.
16. Часто разочаровывается.
17. Способен быть критичным к себе.
18. Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.
20. Покладистый.
21. Благодарный.
22. Восхищающийся и склонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
26. Стремится ужиться с другими.
27. Доброжелательный.
28. Внимательный и ласковый, отзывчивый к призывам о помощи.
29. Деликатный.
30. Ободряющий.
31. Отзывчивый к призывам о помощи.
32. Бескорыстный.
33. Способен вызывать восхищение.
34. Пользуется у других уважением.
35. Обладает талантом руководителя.
36. Любит ответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен и напорист.
39. Деловитый, практичный.
40. Соперничающий.
41. Стойкий и крутой, где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.
45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.
47. На него трудно произвести впечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Неуверенный в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советь».
56. Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный и мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других.
64. Щедрый.
65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значительности.
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный и самодовольный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый.
73. Нетерпим к ошибкам других.
74. Расчетливый.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен.
77. Озлоблен.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Склонен к самообвинению.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим принимать решения.
88. Легко попадает впросак.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбора.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен и терпим к недостаткам.
96. Стремится помочь каждому.
97. Стремящийся к успеху.
98. Ожидает восхищения от каждого.
99. Распоряжается другими.
100. Деспотичен.
101. Относится к окружающим с чувством превосходства.
102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104. Холодный, черствый.
105. Язвительный, насмешливый.
106. Злой, жестокий.
107. Часто гневлив.
108. Бесчувственный, равнодушный.
109. Злопамятный.
110. Проникнут духом противоречия.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый и подозрительный.
113. Робкий.
114. Соглашатель.
115. Услужливый.
116. Мягкотелый. 
117. Почти никому не возражает.
118. Навязчивый.
119. Любит, чтобы его опекали.
120. Чрезмерно доверчив.
121. Стремится снискать расположение каждого.
122. Со всеми соглашается.
123. Всегда со всеми дружелюбен.
124. Всех любит.
125. Слишком снисходителен к окружающим.
126. Старается утешить каждого.
127. Заботится о других в ущерб себе.
128. Портит людей чрезмерной добротой.


КЛЮЧ

1

5

9

13

17

21

25

29

2

6

10

14

18

22

26

30

3

7

11

15

19

23

27

31

4

8

12

16

20

24

28

32

33

37

41

45

49

53

57

61

34

38

42

46

50

54

58

62

35

39

43

47

51

55

59

63

36

40

44

48

52

56

60

64

65

69

73

77

81

85

89

93

66

70

74

78

82

86

90

94

67

71

75

79

83

87

91

95

68

72

76

80

84

88

92

96

97

101

105

109

113

117

121

125

98

102

106

110

114

118

122

126

99

103

107

111

115

119

123

127

100

104

108

112

116

120

124

128

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII


После того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8 октантам психограммы методики. Количество перечеркнутых испытуемым номеров в каждой ячейке выносится в таблицу полученных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений и соответствующий тип межличностного поведения.


Варианты эти следующие:
1. Властный - лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя; при высоких показателях - нетерпим к критике, переоценка собственных возможностей (до 12 б.), дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 б.).
2. Независимый - доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего, нарциссиче- ского, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12-16).
3. Прямолинейный - агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).
4. Недоверчивый - скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношений к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.
5. Покорно - застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.
6. Зависимый - послушный. При умеренных баллах - потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях - сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.
7. Сотрудничающий - конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.
8. Ответственно - великодушный. Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.
Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

ДИСКОГРАММА

доминирование

дискограмма


агрессивность
дружелюбие
подчинение


Показатели, не выходящие за уровень 8 баллов, соответствуют «гармоническим личностям». Более высокие показатели соответствуют акцентуации определенных поведенческих стереотипов. Оценки, достигающие уровня 14-16 баллов, свидетельствуют о трудности социальной адаптации. Низкие показатели по всем актантам (0,3 балла) могут быть результатом скрытности испытуемого. Первые 4 типа межличностного отношения (1-4 актанты) характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтам, выраженной независимостью мнений, упорством, тенденцией к лидерству. Другие 4 актанта V-VIII представляют противоположную тенденцию. У лиц с высокими показателями по ним преобладают конформистские установки, покладистость (VII и VIII), неуверенность, склонность к компромиссам (V и VI).
Интерпретация данных должна опираться главным образом не на абсолютные величины приведенных показателей, а на совокупность их взаимоотношений.
По специальным формулам определяются показатели по двум обобщенным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование - подчинение = (I-V) + 0,7х (VIII + II - IV - VI)
Дружелюбие - агрессивность = (VII-III) + 0,7х (VIII - II - IV + VI)
Сочетание показателей доминирования и дружелюбия может быть представлено в 4 вариантах, описывающих индивидуальный стиль межличностного поведения:
- доминирование - дружелюбие;
- доминирование - агрессивность;
- подчинение - дружелюбие;
- подчинение - агрессивность.
Отрицательный знак показателя соответствует подчинению и агрессивности, положительный - доминированию и дружелюбию.
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различия между представлениями о социальном «Я» разных людей. На основании этого можно определить индексы точности рефлексии, степень расхождения представлений индивида о себе самом и представлений о нем других лиц. Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.
Методика ДМО Л. Н. Собчик может использоваться с целью изучения представлений и оценки личностью как своего реального, так и идеального социального «Я». В этом случае предполагается использование метода корреляционного анализа (метод ранговой корреляции) для определения степени связи этих представлений (оценок). Заслуживает внимания вариант использования ДМО для диагностики согласованности супружеских представлений, детско-родительских отношений.

 


 

Тема 2. Межличностное взаимодействие как общение

Учебные вопросы темы
1. Категория общение в отечественной социальной психологии.
2. Виды межличностного общения.
3. Специфические особенности межличностной коммуникации.
4. Уровни передачи информации (вербальный и невербальный).


Основные понятия по теме
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения.
Межличностное общение - это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.
Общение - это взаимосвязь между людьми в ходе, которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимопонимании, взаимовлиянии, взаимопереживании.


Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Какие ключевые признаки содержатся в определении общения?
2. Перечислите функции общения, попробуйте самостоятельно подобрать примеры, раскрывающие смысл каждой из них.
3. Какие виды межличностного общения Вы знаете? Назовите цель и специфические черты каждого вида.
4. В чем состоит сходство императивного и манипулятивного общения? Чем они принципиально отличаются от диалога?
5. Охарактеризуйте гуманистический тип межличностного общения.
6. Назовите особенности межличностной коммуникации.
7. Какую роль в процессе общения выполняет механизм обратной связи?
8. В чем психологический смысл коммуникативных барьеров?
9. Приведите примеры различных коммуникативных барьеров.
10. Как взаимосвязаны невербальная и вербальная коммуникация?
11. Какие основные функции в межличностном общении выполняет невербальная коммуникация?
12. Перечислите важнейшие невербальные средства передачи информации партнеру по общению.


Вопросы для размышления и обсуждения
Используя книгу Е. Мелибруды «Я - Ты - Мы» (М. : Прогресс, 1986) и статью М. Хазановой в книге «Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации», проанализируйте проблему выражения чувств партнерами по общению и ответьте на вопросы:
1. Нужно ли скрывать от партнера по общению свои истинные чувства? Почему?
2. Какие существуют способы выражения чувств? Отметьте наиболее эффективные. Почему именно они?
3. Каковы принципы эффективной передачи обратной связи и критических замечаний партнеру по общению?


Практические задания
1. Семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектами друг друга при взаимодействии. Как Вы думаете, почему?
2. Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров при взаимодействии: родителей с детьми, педагога с учениками, руководителя с подчиненным. Как могут меняться данные приемы, если субъект меняет позицию коммуникатора на реципиента и наоборот?
3. Информация бывает двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она стимулирует к какому-либо действию. Стимуляция подразделяется на активизацию (побуждение), интердикцию (запрет) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение форм поведения). Констатирующая проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.


Приведите примеры различных типов информации.
4. Какой из аргументов к личности коммуникатора, на Ваш взгляд, более убедительный и почему?
1) Это говорила моя тетя.
2) Я узнал это от нашего начальника.
3) Это говорил немецкий профессор.
4) Да, каждый умный человек так говорит.
5) Писали в интернете.
6) Было по первому каналу.


Диагностические методики


Определение навыков эффективного общения


Цель: познакомиться с навыками эффективного общения, определить уровень развития навыков эффективного слушания.
Слушать, слышать, понимать. Умение слушать - важная составляющая коммуникативной стороны общения, повышающая эффективность общения. Неумелое слушание приводит к потере части передаваемой информации, искажает смысл этой информации. Ниже приводится тест для самопроверки навыков слушания.


Методика «Умеем ли мы слушать» (А. В. Батаршев)


Инструкция. Отметьте крестиком номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у Вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.
4. Разговор с таким партнером, который не смотрит в лицо во время беседы, часто вызывает чувство пустой траты времени, так как создается впечатление, что он не слушает меня.
5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимает его больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.
7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.
8. Что бы я ни высказывал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9. Собеседник постоянно пытается отвергнуть меня.
10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т. п., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой. Слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет различные истории, шуточки и анекдоты.
22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.
24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».


Обработка результатов тестирования
Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа.
Если она колеблется в пределах от 70 до 100 % (18 и более утверждений) - вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
Если она колеблется в пределах от 40 до 70 % (10-17 утверждений) - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, и Вам еще не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
Если отмеченные ситуации колеблются в пределах от 10 до 40 % (4-9 утверждений) - Вас можно считать хорошим собеседником, но иногда Вы отказываете партнеру в полном понимании. Постарайтесь вежливо его высказывания повторить, дайте ему раскрыть свою мысль полностью. Приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверенны, что общаться с Вами будет еще приятнее.
Если Вы набрали от 0 до 10 % (до трех высказываний) — Вы отличный собеседник, Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.


Методика «Ведущая репрезентативная система»


У каждого человека есть своя ведущая репрезентативная система, с помощью которой он получает наибольшее количество информации, ориентируется в окружающем мире, проявляет свое отношение к происходящему в мыслях, словах, чувствах, поступках. Общение происходит успешно, если собеседники могут согласовывать свои репрезентативные системы, вести общение на «одном языке».
Данная методика позволяет более четко определить, какая репрезентативная система является для Вас ведущей.
Инструкция. Для каждого из утверждений поставьте определенный ранг, например, цифру — ранг 1 перед предложением, которое, как Вы считаете, лучше всего описывает Вас (больше всего Вам подходит), затем ранг 2 — перед предложением, которое подходит Вам более всего после первого, и так до четырех.

Вопрос
Ответ/ранг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Я скорее всего скажу:
I - важные решения - это дело чувств;
II - важные решения зависят от моего настроения;
III - важные решения зависят от моей точки зрения;
IV - важные решения - это дело логики и ума.
2. Тот скорее окажет влияние на меня:
I - у кого приятный голос;
II - кто хорошо выглядит;
III - кто говорит разумные мысли;
IV - кто оставляет у меня хорошие чувства.
3. Если я хочу узнать, как Вы поживаете:
I - я посмотрю на Вашу внешность;
II - я проверю, что Вы чувствуете;
III - я прислушаюсь к звукам Вашего голоса;
IV - я обращу внимание на то, что Вы говорите.
4. Для меня легко:
I - модулировать полноту звуков в стереосистеме;
II - сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;
III - выбрать суперкомфортабельную мебель ;
IV - найти богатые комбинации красок.
5. I - Мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;
II - мои уши всегда настроены на звуки в окружающей действительности;
III - я хорошо чувствую одежду, облегающую мое тело;
IV - когда я смотрю на комнату, я описываю ее в ярких красках.
6. Если люди хотят узнать, как я поживаю:
I - им следует узнать о моих чувствах;
II - им следует посмотреть, как я одет;
III - им следует послушать, что я говорю;
IV - им следует прислушаться к интонациям моего голоса.
7. Я предпочитаю:
I - услышать факты, о которых Вы знаете;
II - увидеть картины, которые Вы нарисовали;
III - узнать о Ваших чувствах;
IV - послушать интонации Вашего голоса, звуки происходящих событий.
8. I - Когда я вижу что-то, я верю этому;
II - когда я слышу факты, я верю им;
III - я верю, когда чувствую что-то;
IV - в зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет.
9. I - Обычно я хорошо чувствую настроение своей семьи;
II - я могу нарисовать лица, одежду, маленькие видимые детали, касающиеся моей семьи;
III - я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов;
IV - я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи.
10. I - Я учусь понимать какие-то вещи;
II - я учусь делать какие-то вещи;
III - я учусь слушать новое;
IV - я учусь видеть новые возможности.
11. Когда я думаю о принятии важного решения, я скорее:
I - приду к выводу, что важные решения принимаются с помощью чувств;
II - приду к выводу, что важные решения принимаются в зависимости от моего настроения;
III - приму те, которые я вижу наиболее отчетливо;
IV - приму их с помощью логики и разума.
12. I - Мне легко вспомнить, как звучит голос моего друга;
II - мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;
III - хорошая мысль - вспомнить, что говорил мой друг;
IV - мне легко вспомнить, как я чувствую своего друга.
Обработка результатов
1-й шаг

Вопрос
Ответ/ранг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

К

А

В

А

Д

К

Д

В

К

Д

К

А

II

А

В

К

Д

А

В

В

Д

В

К

А

В

III

В

Д

А

К

К

Д

К

К

Д

А

В

Д

IV

Д

К

Д

В

В

А

А

А

А

В

Д

К


А - аудиальная репрезентативная система,
В - визуальная репрезентативная система,
К - кинестетическая репрезентативная система,
Д - «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».


2-й шаг

Репрезентативная система/ Вопросы/ранги ответов

В

К

А

Д

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

Всего: сумма

 

 

 

 

Итого: ведущая репрезентативная система

 

 

 

 



Всего: сумма
Итого: ведущая репрезентативная система

Та репрезентативная система, которая наберет наименьшую сумму рангов, будет являться наиболее важной, ведущей системой для человека. Та репрезентативная система, которая наберет наибольшую сумму рангов (часто была на 3-м, 4-м месте по значимости), является слабо выраженной и мало значимой для человека.


Тест В. Ф. Ряховского для оценки общего уровня общительности


Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Рядом с каждым вопросом напишите один из трех вариантов ответа: «да», «нет» или «иногда» (в колонке «Ответ»). Отвечайте быстро, долго не задумываясь над вопросом.

Вопросы

Ответ

Балл

1. Вам предстоит ординарная встреча или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

 

 

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

 

 

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

 

 

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

 

 

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

 

 

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

 

 

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

 

 

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

 

 

9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

 

 

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

 

 

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

 

 

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

 

 

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

 

 

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

 

 

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

 

 

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

 

 

 

Е =

Обработка и оценка результатов.

Каждому ответу присваивается следующий балл: «Да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.
Проставьте баллы в соответствующей колонке, просуммируйте их и по классификатору определите, к какой категории людей Вы относитесь.
Классификатор к тесту .
30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 балла. Вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность «бьет» из Вас «ключом». Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или не вольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа — не для Вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Из предложенных вариантов ответов выберите правильные.
1. Общение - это...
а) процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов;
б) процесс установления и развития контактов между людьми;
в) взаимосвязь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании;
г) все ответы верны.
2. К механизмам социальной перцепции относятся...
а) эмпатия; в) проекция;
б) идентификация; г) рационализация.
3. К типовым схемам первого впечатления относятся...
а) фактор превосходства;
б) фактор привлекательности;
в) фактор групповой сплоченности;
г) фактор социальной желательности.
4. Отметьте функции социальной перцепции:
а) познание себя;
б) познание партнеров по общению;
в) установление эмоциональных отношений;
г) все ответы верны.
5. К эффектам социальной перцепции относятся...
а) эффект первичности; в) эффект края;
б) эффект недавности; г) эффект Зейгарник.
6. К функциям общения относятся...
а) формирующая;
б) организации межличностных отношений;
в) подтверждающая;
г) все ответы верны.
7. Какой способ познания другого человека предполагает отождествление себя с ним, уподобление себя ему?
а) рефлексия; в) идентификация;
б) эмпатия; г) аттракция.
8. Какой механизм предполагает осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению?
а) рефлексия; в) идентификация;
б) эмпатия; г) аттракция.
9. Какой механизм социальной перцепции означает стремление эмоционально откликнуться на проблемы партнера...
а) рефлексия; в) идентификация;
б) эмпатия; г) аттракция.
10. Идентификация в социальной психологии...
а) является одним из способов понимания другого человека;
б) выражается в уподоблении себя другому человеку;
в) является одним из механизмов усвоения опыта;
г) все ответы верны.
11. Перцептивная сторона общения - это...
а) передача информации;
б) взаимодействие в процессе общения;
в) восприятие и понимание партнерами друг друга;
г) приписывание причин поведения людей.
12. Коммуникативная сторона общения - это...
а) восприятие и понимание людьми друг друга;
б) взаимодействие людей;
в) процесс обмена информацией между общающимися;
г) приписывание причин поведения людей.
13. Отметьте, что не является невербальной коммуникацией:
а) мимика; в) контакт глаз;
б) жесты; г) речь.
14. К невербальным видам коммуникации относятся...
а) оптико-кинетическая система знаков;
б) паралингвистическая система знаков;
в) экстралингвистическая система знаков;
г) все ответы верны.
15. Качество голоса: тембр, высота, тональность, интонация относятся...
а) к проксимике;
б) к паралингвистической системе знаков;
в) к оптико-кинестетической системе знаков;
г) все ответы не верны.
16. Жесты и мимика, которые отражают эмоциональные реакции человека, относятся...
а) к проксимике;
б) к паралингвистической системе знаков;
в) к оптико-кинестетической системе знаков;
г) все ответы не верны.
17. Устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы, называется...
а) стереотип; в) установка;
б) предубеждение; г) все ответы не верны.
18. Стиль межличностного общения, предполагающий воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений, называется...
а) гуманистический; в) монологический;
б) ритуальный; г) манипулятивный.
19. Равноправная форма межличностного общения, имеющая целью познание, самопознание и самораскрытие партнеров по общению, называется...
а) гуманистическая; в) монологическая;
б) ритуальная; г) манипулятивная.
20. Посредством какого стиля общения человек подтверждает свое существование в качестве члена той или иной важной для него группы?
а) манипулятивного; в) ритуального;
б) гуманистического; г) императивного.
21. В качестве основополагающих принципов гуманистического общения К. Роджерс выделяет следующие:.
а) безоценочное восприятие личности партнера;
б) конгруэнтность партнеров по общению;
39
в) персонифицированный характер общения;
г) все ответы верны
22. Как называется эффект восприятия, который характеризуется необоснованным перенесением впечатления о внешних особенностях человека на личностные характеристики?
а) эффект первичности; в) эффект ореола;
б) эффект стереотипизации; г) эффект физиогномической редукции.
23. Направленность восприятия, осуществляемая под влиянием первых элементов доступной информации, получила название:
а) эффекта первичности; в) эффекта новизны;
б) эффекта ореола; г) эффекта вживания в роль.
24. В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных эмоций включает...
а) солидарность, снятие напряжения, согласие;
б) предложение, указание, мнение, ориентацию других;
в) просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;
г) несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма.
25. Какие 2 типа личности выделил Э. Шостром?
а) актуализатор и манипулятор; в) «хулиган» и «славный парень»;
б) «судья» и «защитник»; г) «диктатор» и «тряпка».
26. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты, - это основная идея...
а) теории обмена Дж. Хоманса;
б) теорий символического интеракционизма;
в) психоаналитической теории;
г) теории управления впечатлениями И. Г оффмана.
27. Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают, утверждает...
а) теория обмена Дж. Хоманса;
б) теории символического интеракционизма;
в) психоаналитическая теория;
г) теория управления впечатлениями И. Гоффмана.
40
28. Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления, утверждает...
а) теория обмена Дж. Хоманса;
б) символический интеракционизм;
в) психоаналитическая теория;
г) теория управления впечатлениями И. Г оффмана.
29. Транзактный анализ включает в себя следующие виды анализа:.
а) структурный анализ; в) анализ игр;
б) анализ сценария; г) все ответы верны.
30. Какое состояние «Я», согласно транзактному анализу, формируется в детстве и содержит установки и поведение, перенятое от родителей?
а) ребенка; в) родителя;
б) взрослое; г) идеальное.
31. Э. Берн выделяет следующие типы транзакций:.
а) дополнительные; в) пересекающиеся;
б) прямые; г) открытые.
32. Взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, одинаково понимают ситуацию, и оправдывают ожидания друг друга, называется.
а) открытое; в) скрытое;
б) пересекающееся; г) дополнительное.


ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. - Мозырь : Содействие, 2006. - 108 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. - М. : Владос Пресс, 2002. - 264 с.
4. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. - М. : Эксмо Пресс, 2001. - 576 с.
5. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений / С. В. Духновский. - СПб. : Речь, 2010. - 141 с.
6. Крысько, В. Г. Социальная психология : учеб. / В. Г. Крысько. - М. : Владос Пресс, 2002. - 448 с.
7. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Изд-во «Питер», 2004. - 512 с.
8. Социальная психология : учеб. пособие / под. ред. А. Л. Журавлева. - М. : ПЕРСЭ, 2002. - 351 с.
9. Социальная психология / под ред. А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 543 с.
10. Социальная психология. Хрестоматия / составители : Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 475 с.


Дополнительная литература
11. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. - 288 с.
12. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
13. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомадрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
14. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / пер. с англ. / Э. Берн. - М. : Лист-Нью, 1997. - 336 с.
15. Горянина, В. А. Психология общения / В. А. Горянина. - М. : Издат. Центр «Академия», 2004. - 416 с.
16. Крысько, В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии / В. Г. Крысько. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 208 с.
17. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб. : Изд-во «Питер», 2001. - 544 с.
18. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. - СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 1999. - 301 с.
19. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. В. Рогов. - М. : Владос, 2002. - 336 с.
20. Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция А. Л. Свентицкого. - СПб. : Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.
21. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб. : Изд-во «Питер», 1999. - 272 с.
22. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани; пер. с англ. - Ростов - н/Д : Феникс, 1998. - 344 с.
23. Шихирев, П. М. Современная социальная психология / П. М. Шихирев. - М. : ИП РАН; КСП, 1999. - 448 с.

Источник: Корсак Н. В.
Социальная психология. Межличностное взаимодействие :
практическое пособие / Н. В. Корсак, И. В. Сильченко ; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. - Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2021. - 43 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.