Межличностное взаимодействие - Межличностное взаимодействие как общение |
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 2
Тема 2. Межличностное взаимодействие как общениеУчебные вопросы темы
|
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Я скорее всего скажу:
I - важные решения - это дело чувств;
II - важные решения зависят от моего настроения;
III - важные решения зависят от моей точки зрения;
IV - важные решения - это дело логики и ума.
2. Тот скорее окажет влияние на меня:
I - у кого приятный голос;
II - кто хорошо выглядит;
III - кто говорит разумные мысли;
IV - кто оставляет у меня хорошие чувства.
3. Если я хочу узнать, как Вы поживаете:
I - я посмотрю на Вашу внешность;
II - я проверю, что Вы чувствуете;
III - я прислушаюсь к звукам Вашего голоса;
IV - я обращу внимание на то, что Вы говорите.
4. Для меня легко:
I - модулировать полноту звуков в стереосистеме;
II - сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;
III - выбрать суперкомфортабельную мебель ;
IV - найти богатые комбинации красок.
5. I - Мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;
II - мои уши всегда настроены на звуки в окружающей действительности;
III - я хорошо чувствую одежду, облегающую мое тело;
IV - когда я смотрю на комнату, я описываю ее в ярких красках.
6. Если люди хотят узнать, как я поживаю:
I - им следует узнать о моих чувствах;
II - им следует посмотреть, как я одет;
III - им следует послушать, что я говорю;
IV - им следует прислушаться к интонациям моего голоса.
7. Я предпочитаю:
I - услышать факты, о которых Вы знаете;
II - увидеть картины, которые Вы нарисовали;
III - узнать о Ваших чувствах;
IV - послушать интонации Вашего голоса, звуки происходящих событий.
8. I - Когда я вижу что-то, я верю этому;
II - когда я слышу факты, я верю им;
III - я верю, когда чувствую что-то;
IV - в зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет.
9. I - Обычно я хорошо чувствую настроение своей семьи;
II - я могу нарисовать лица, одежду, маленькие видимые детали, касающиеся моей семьи;
III - я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов;
IV - я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи.
10. I - Я учусь понимать какие-то вещи;
II - я учусь делать какие-то вещи;
III - я учусь слушать новое;
IV - я учусь видеть новые возможности.
11. Когда я думаю о принятии важного решения, я скорее:
I - приду к выводу, что важные решения принимаются с помощью чувств;
II - приду к выводу, что важные решения принимаются в зависимости от моего настроения;
III - приму те, которые я вижу наиболее отчетливо;
IV - приму их с помощью логики и разума.
12. I - Мне легко вспомнить, как звучит голос моего друга;
II - мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;
III - хорошая мысль - вспомнить, что говорил мой друг;
IV - мне легко вспомнить, как я чувствую своего друга.
Обработка результатов
1-й шаг
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
I |
К |
А |
В |
А |
Д |
К |
Д |
В |
К |
Д |
К |
А |
II |
А |
В |
К |
Д |
А |
В |
В |
Д |
В |
К |
А |
В |
III |
В |
Д |
А |
К |
К |
Д |
К |
К |
Д |
А |
В |
Д |
IV |
Д |
К |
Д |
В |
В |
А |
А |
А |
А |
В |
Д |
К |
А - аудиальная репрезентативная система,
В - визуальная репрезентативная система,
К - кинестетическая репрезентативная система,
Д - «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».
2-й шаг
Репрезентативная система/ Вопросы/ранги ответов |
В |
К |
А |
Д |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
Всего: сумма |
|
|
|
|
Итого: ведущая репрезентативная система |
|
|
|
|
Всего: сумма
Итого: ведущая репрезентативная система
Та репрезентативная система, которая наберет наименьшую сумму рангов, будет являться наиболее важной, ведущей системой для человека. Та репрезентативная система, которая наберет наибольшую сумму рангов (часто была на 3-м, 4-м месте по значимости), является слабо выраженной и мало значимой для человека.
Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Рядом с каждым вопросом напишите один из трех вариантов ответа: «да», «нет» или «иногда» (в колонке «Ответ»). Отвечайте быстро, долго не задумываясь над вопросом.
Вопросы |
Ответ |
Балл |
1. Вам предстоит ординарная встреча или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? |
|
|
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии? |
|
|
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента? |
|
|
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? |
|
|
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? |
|
|
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)? |
|
|
7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? |
|
|
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад? |
|
|
9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку? |
|
|
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? |
|
|
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании? |
|
|
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? |
|
|
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так? |
|
|
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор? |
|
|
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме? |
|
|
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? |
|
|
|
Е = |
Обработка и оценка результатов.
Каждому ответу присваивается следующий балл: «Да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.
Проставьте баллы в соответствующей колонке, просуммируйте их и по классификатору определите, к какой категории людей Вы относитесь.
Классификатор к тесту .
30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 балла. Вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность «бьет» из Вас «ключом». Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или не вольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа — не для Вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Из предложенных вариантов ответов выберите правильные.
1. Общение - это...
а) процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов;
б) процесс установления и развития контактов между людьми;
в) взаимосвязь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании;
г) все ответы верны.
2. К механизмам социальной перцепции относятся...
а) эмпатия; в) проекция;
б) идентификация; г) рационализация.
3. К типовым схемам первого впечатления относятся...
а) фактор превосходства;
б) фактор привлекательности;
в) фактор групповой сплоченности;
г) фактор социальной желательности.
4. Отметьте функции социальной перцепции:
а) познание себя;
б) познание партнеров по общению;
в) установление эмоциональных отношений;
г) все ответы верны.
5. К эффектам социальной перцепции относятся...
а) эффект первичности; в) эффект края;
б) эффект недавности; г) эффект Зейгарник.
6. К функциям общения относятся...
а) формирующая;
б) организации межличностных отношений;
в) подтверждающая;
г) все ответы верны.
7. Какой способ познания другого человека предполагает отождествление себя с ним, уподобление себя ему?
а) рефлексия; в) идентификация;
б) эмпатия; г) аттракция.
8. Какой механизм предполагает осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению?
а) рефлексия; в) идентификация;
б) эмпатия; г) аттракция.
9. Какой механизм социальной перцепции означает стремление эмоционально откликнуться на проблемы партнера...
а) рефлексия; в) идентификация;
б) эмпатия; г) аттракция.
10. Идентификация в социальной психологии...
а) является одним из способов понимания другого человека;
б) выражается в уподоблении себя другому человеку;
в) является одним из механизмов усвоения опыта;
г) все ответы верны.
11. Перцептивная сторона общения - это...
а) передача информации;
б) взаимодействие в процессе общения;
в) восприятие и понимание партнерами друг друга;
г) приписывание причин поведения людей.
12. Коммуникативная сторона общения - это...
а) восприятие и понимание людьми друг друга;
б) взаимодействие людей;
в) процесс обмена информацией между общающимися;
г) приписывание причин поведения людей.
13. Отметьте, что не является невербальной коммуникацией:
а) мимика; в) контакт глаз;
б) жесты; г) речь.
14. К невербальным видам коммуникации относятся...
а) оптико-кинетическая система знаков;
б) паралингвистическая система знаков;
в) экстралингвистическая система знаков;
г) все ответы верны.
15. Качество голоса: тембр, высота, тональность, интонация относятся...
а) к проксимике;
б) к паралингвистической системе знаков;
в) к оптико-кинестетической системе знаков;
г) все ответы не верны.
16. Жесты и мимика, которые отражают эмоциональные реакции человека, относятся...
а) к проксимике;
б) к паралингвистической системе знаков;
в) к оптико-кинестетической системе знаков;
г) все ответы не верны.
17. Устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы, называется...
а) стереотип; в) установка;
б) предубеждение; г) все ответы не верны.
18. Стиль межличностного общения, предполагающий воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений, называется...
а) гуманистический; в) монологический;
б) ритуальный; г) манипулятивный.
19. Равноправная форма межличностного общения, имеющая целью познание, самопознание и самораскрытие партнеров по общению, называется...
а) гуманистическая; в) монологическая;
б) ритуальная; г) манипулятивная.
20. Посредством какого стиля общения человек подтверждает свое существование в качестве члена той или иной важной для него группы?
а) манипулятивного; в) ритуального;
б) гуманистического; г) императивного.
21. В качестве основополагающих принципов гуманистического общения К. Роджерс выделяет следующие:.
а) безоценочное восприятие личности партнера;
б) конгруэнтность партнеров по общению;
39
в) персонифицированный характер общения;
г) все ответы верны
22. Как называется эффект восприятия, который характеризуется необоснованным перенесением впечатления о внешних особенностях человека на личностные характеристики?
а) эффект первичности; в) эффект ореола;
б) эффект стереотипизации; г) эффект физиогномической редукции.
23. Направленность восприятия, осуществляемая под влиянием первых элементов доступной информации, получила название:
а) эффекта первичности; в) эффекта новизны;
б) эффекта ореола; г) эффекта вживания в роль.
24. В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных эмоций включает...
а) солидарность, снятие напряжения, согласие;
б) предложение, указание, мнение, ориентацию других;
в) просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;
г) несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма.
25. Какие 2 типа личности выделил Э. Шостром?
а) актуализатор и манипулятор; в) «хулиган» и «славный парень»;
б) «судья» и «защитник»; г) «диктатор» и «тряпка».
26. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты, - это основная идея...
а) теории обмена Дж. Хоманса;
б) теорий символического интеракционизма;
в) психоаналитической теории;
г) теории управления впечатлениями И. Г оффмана.
27. Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают, утверждает...
а) теория обмена Дж. Хоманса;
б) теории символического интеракционизма;
в) психоаналитическая теория;
г) теория управления впечатлениями И. Гоффмана.
40
28. Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления, утверждает...
а) теория обмена Дж. Хоманса;
б) символический интеракционизм;
в) психоаналитическая теория;
г) теория управления впечатлениями И. Г оффмана.
29. Транзактный анализ включает в себя следующие виды анализа:.
а) структурный анализ; в) анализ игр;
б) анализ сценария; г) все ответы верны.
30. Какое состояние «Я», согласно транзактному анализу, формируется в детстве и содержит установки и поведение, перенятое от родителей?
а) ребенка; в) родителя;
б) взрослое; г) идеальное.
31. Э. Берн выделяет следующие типы транзакций:.
а) дополнительные; в) пересекающиеся;
б) прямые; г) открытые.
32. Взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, одинаково понимают ситуацию, и оправдывают ожидания друг друга, называется.
а) открытое; в) скрытое;
б) пересекающееся; г) дополнительное.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. - Мозырь : Содействие, 2006. - 108 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. - М. : Владос Пресс, 2002. - 264 с.
4. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. - М. : Эксмо Пресс, 2001. - 576 с.
5. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений / С. В. Духновский. - СПб. : Речь, 2010. - 141 с.
6. Крысько, В. Г. Социальная психология : учеб. / В. Г. Крысько. - М. : Владос Пресс, 2002. - 448 с.
7. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Изд-во «Питер», 2004. - 512 с.
8. Социальная психология : учеб. пособие / под. ред. А. Л. Журавлева. - М. : ПЕРСЭ, 2002. - 351 с.
9. Социальная психология / под ред. А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 543 с.
10. Социальная психология. Хрестоматия / составители : Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 475 с.
Дополнительная литература
11. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. - 288 с.
12. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
13. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомадрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
14. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / пер. с англ. / Э. Берн. - М. : Лист-Нью, 1997. - 336 с.
15. Горянина, В. А. Психология общения / В. А. Горянина. - М. : Издат. Центр «Академия», 2004. - 416 с.
16. Крысько, В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии / В. Г. Крысько. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 208 с.
17. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб. : Изд-во «Питер», 2001. - 544 с.
18. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. - СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 1999. - 301 с.
19. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. В. Рогов. - М. : Владос, 2002. - 336 с.
20. Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция А. Л. Свентицкого. - СПб. : Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.
21. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб. : Изд-во «Питер», 1999. - 272 с.
22. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани; пер. с англ. - Ростов - н/Д : Феникс, 1998. - 344 с.
23. Шихирев, П. М. Современная социальная психология / П. М. Шихирев. - М. : ИП РАН; КСП, 1999. - 448 с.
Источник: Корсак Н. В.
Социальная психология. Межличностное взаимодействие :
практическое пособие / Н. В. Корсак, И. В. Сильченко ; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. - Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2021. - 43 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |