На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Межличностное взаимодействие - Межличностное взаимодействие как общение
Межличностное взаимодействие - Межличностное взаимодействие как общение
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология
Индекс материала
Межличностное взаимодействие
Межличностное взаимодействие как общение
Все страницы

 

Тема 2. Межличностное взаимодействие как общение

Учебные вопросы темы
1. Категория общение в отечественной социальной психологии.
2. Виды межличностного общения.
3. Специфические особенности межличностной коммуникации.
4. Уровни передачи информации (вербальный и невербальный).


Основные понятия по теме
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения.
Межличностное общение - это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.
Общение - это взаимосвязь между людьми в ходе, которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимопонимании, взаимовлиянии, взаимопереживании.


Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Какие ключевые признаки содержатся в определении общения?
2. Перечислите функции общения, попробуйте самостоятельно подобрать примеры, раскрывающие смысл каждой из них.
3. Какие виды межличностного общения Вы знаете? Назовите цель и специфические черты каждого вида.
4. В чем состоит сходство императивного и манипулятивного общения? Чем они принципиально отличаются от диалога?
5. Охарактеризуйте гуманистический тип межличностного общения.
6. Назовите особенности межличностной коммуникации.
7. Какую роль в процессе общения выполняет механизм обратной связи?
8. В чем психологический смысл коммуникативных барьеров?
9. Приведите примеры различных коммуникативных барьеров.
10. Как взаимосвязаны невербальная и вербальная коммуникация?
11. Какие основные функции в межличностном общении выполняет невербальная коммуникация?
12. Перечислите важнейшие невербальные средства передачи информации партнеру по общению.


Вопросы для размышления и обсуждения
Используя книгу Е. Мелибруды «Я - Ты - Мы» (М. : Прогресс, 1986) и статью М. Хазановой в книге «Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации», проанализируйте проблему выражения чувств партнерами по общению и ответьте на вопросы:
1. Нужно ли скрывать от партнера по общению свои истинные чувства? Почему?
2. Какие существуют способы выражения чувств? Отметьте наиболее эффективные. Почему именно они?
3. Каковы принципы эффективной передачи обратной связи и критических замечаний партнеру по общению?


Практические задания
1. Семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектами друг друга при взаимодействии. Как Вы думаете, почему?
2. Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров при взаимодействии: родителей с детьми, педагога с учениками, руководителя с подчиненным. Как могут меняться данные приемы, если субъект меняет позицию коммуникатора на реципиента и наоборот?
3. Информация бывает двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она стимулирует к какому-либо действию. Стимуляция подразделяется на активизацию (побуждение), интердикцию (запрет) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение форм поведения). Констатирующая проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.


Приведите примеры различных типов информации.
4. Какой из аргументов к личности коммуникатора, на Ваш взгляд, более убедительный и почему?
1) Это говорила моя тетя.
2) Я узнал это от нашего начальника.
3) Это говорил немецкий профессор.
4) Да, каждый умный человек так говорит.
5) Писали в интернете.
6) Было по первому каналу.


Диагностические методики


Определение навыков эффективного общения


Цель: познакомиться с навыками эффективного общения, определить уровень развития навыков эффективного слушания.
Слушать, слышать, понимать. Умение слушать - важная составляющая коммуникативной стороны общения, повышающая эффективность общения. Неумелое слушание приводит к потере части передаваемой информации, искажает смысл этой информации. Ниже приводится тест для самопроверки навыков слушания.


Методика «Умеем ли мы слушать» (А. В. Батаршев)


Инструкция. Отметьте крестиком номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у Вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.
4. Разговор с таким партнером, который не смотрит в лицо во время беседы, часто вызывает чувство пустой траты времени, так как создается впечатление, что он не слушает меня.
5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимает его больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.
7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.
8. Что бы я ни высказывал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9. Собеседник постоянно пытается отвергнуть меня.
10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т. п., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой. Слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет различные истории, шуточки и анекдоты.
22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.
24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».


Обработка результатов тестирования
Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа.
Если она колеблется в пределах от 70 до 100 % (18 и более утверждений) - вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
Если она колеблется в пределах от 40 до 70 % (10-17 утверждений) - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, и Вам еще не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
Если отмеченные ситуации колеблются в пределах от 10 до 40 % (4-9 утверждений) - Вас можно считать хорошим собеседником, но иногда Вы отказываете партнеру в полном понимании. Постарайтесь вежливо его высказывания повторить, дайте ему раскрыть свою мысль полностью. Приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверенны, что общаться с Вами будет еще приятнее.
Если Вы набрали от 0 до 10 % (до трех высказываний) — Вы отличный собеседник, Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.


Методика «Ведущая репрезентативная система»


У каждого человека есть своя ведущая репрезентативная система, с помощью которой он получает наибольшее количество информации, ориентируется в окружающем мире, проявляет свое отношение к происходящему в мыслях, словах, чувствах, поступках. Общение происходит успешно, если собеседники могут согласовывать свои репрезентативные системы, вести общение на «одном языке».
Данная методика позволяет более четко определить, какая репрезентативная система является для Вас ведущей.
Инструкция. Для каждого из утверждений поставьте определенный ранг, например, цифру — ранг 1 перед предложением, которое, как Вы считаете, лучше всего описывает Вас (больше всего Вам подходит), затем ранг 2 — перед предложением, которое подходит Вам более всего после первого, и так до четырех.

Вопрос
Ответ/ранг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Я скорее всего скажу:
I - важные решения - это дело чувств;
II - важные решения зависят от моего настроения;
III - важные решения зависят от моей точки зрения;
IV - важные решения - это дело логики и ума.
2. Тот скорее окажет влияние на меня:
I - у кого приятный голос;
II - кто хорошо выглядит;
III - кто говорит разумные мысли;
IV - кто оставляет у меня хорошие чувства.
3. Если я хочу узнать, как Вы поживаете:
I - я посмотрю на Вашу внешность;
II - я проверю, что Вы чувствуете;
III - я прислушаюсь к звукам Вашего голоса;
IV - я обращу внимание на то, что Вы говорите.
4. Для меня легко:
I - модулировать полноту звуков в стереосистеме;
II - сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;
III - выбрать суперкомфортабельную мебель ;
IV - найти богатые комбинации красок.
5. I - Мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;
II - мои уши всегда настроены на звуки в окружающей действительности;
III - я хорошо чувствую одежду, облегающую мое тело;
IV - когда я смотрю на комнату, я описываю ее в ярких красках.
6. Если люди хотят узнать, как я поживаю:
I - им следует узнать о моих чувствах;
II - им следует посмотреть, как я одет;
III - им следует послушать, что я говорю;
IV - им следует прислушаться к интонациям моего голоса.
7. Я предпочитаю:
I - услышать факты, о которых Вы знаете;
II - увидеть картины, которые Вы нарисовали;
III - узнать о Ваших чувствах;
IV - послушать интонации Вашего голоса, звуки происходящих событий.
8. I - Когда я вижу что-то, я верю этому;
II - когда я слышу факты, я верю им;
III - я верю, когда чувствую что-то;
IV - в зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет.
9. I - Обычно я хорошо чувствую настроение своей семьи;
II - я могу нарисовать лица, одежду, маленькие видимые детали, касающиеся моей семьи;
III - я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов;
IV - я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи.
10. I - Я учусь понимать какие-то вещи;
II - я учусь делать какие-то вещи;
III - я учусь слушать новое;
IV - я учусь видеть новые возможности.
11. Когда я думаю о принятии важного решения, я скорее:
I - приду к выводу, что важные решения принимаются с помощью чувств;
II - приду к выводу, что важные решения принимаются в зависимости от моего настроения;
III - приму те, которые я вижу наиболее отчетливо;
IV - приму их с помощью логики и разума.
12. I - Мне легко вспомнить, как звучит голос моего друга;
II - мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;
III - хорошая мысль - вспомнить, что говорил мой друг;
IV - мне легко вспомнить, как я чувствую своего друга.
Обработка результатов
1-й шаг

Вопрос
Ответ/ранг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

К

А

В

А

Д

К

Д

В

К

Д

К

А

II

А

В

К

Д

А

В

В

Д

В

К

А

В

III

В

Д

А

К

К

Д

К

К

Д

А

В

Д

IV

Д

К

Д

В

В

А

А

А

А

В

Д

К


А - аудиальная репрезентативная система,
В - визуальная репрезентативная система,
К - кинестетическая репрезентативная система,
Д - «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».


2-й шаг

Репрезентативная система/ Вопросы/ранги ответов

В

К

А

Д

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

Всего: сумма

 

 

 

 

Итого: ведущая репрезентативная система

 

 

 

 



Всего: сумма
Итого: ведущая репрезентативная система

Та репрезентативная система, которая наберет наименьшую сумму рангов, будет являться наиболее важной, ведущей системой для человека. Та репрезентативная система, которая наберет наибольшую сумму рангов (часто была на 3-м, 4-м месте по значимости), является слабо выраженной и мало значимой для человека.


Тест В. Ф. Ряховского для оценки общего уровня общительности


Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Рядом с каждым вопросом напишите один из трех вариантов ответа: «да», «нет» или «иногда» (в колонке «Ответ»). Отвечайте быстро, долго не задумываясь над вопросом.

Вопросы

Ответ

Балл

1. Вам предстоит ординарная встреча или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

 

 

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

 

 

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

 

 

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

 

 

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

 

 

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

 

 

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

 

 

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

 

 

9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

 

 

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

 

 

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

 

 

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

 

 

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

 

 

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

 

 

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

 

 

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

 

 

 

Е =

Обработка и оценка результатов.

Каждому ответу присваивается следующий балл: «Да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.
Проставьте баллы в соответствующей колонке, просуммируйте их и по классификатору определите, к какой категории людей Вы относитесь.
Классификатор к тесту .
30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 балла. Вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность «бьет» из Вас «ключом». Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или не вольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа — не для Вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Из предложенных вариантов ответов выберите правильные.
1. Общение - это...
а) процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов;
б) процесс установления и развития контактов между людьми;
в) взаимосвязь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании;
г) все ответы верны.
2. К механизмам социальной перцепции относятся...
а) эмпатия; в) проекция;
б) идентификация; г) рационализация.
3. К типовым схемам первого впечатления относятся...
а) фактор превосходства;
б) фактор привлекательности;
в) фактор групповой сплоченности;
г) фактор социальной желательности.
4. Отметьте функции социальной перцепции:
а) познание себя;
б) познание партнеров по общению;
в) установление эмоциональных отношений;
г) все ответы верны.
5. К эффектам социальной перцепции относятся...
а) эффект первичности; в) эффект края;
б) эффект недавности; г) эффект Зейгарник.
6. К функциям общения относятся...
а) формирующая;
б) организации межличностных отношений;
в) подтверждающая;
г) все ответы верны.
7. Какой способ познания другого человека предполагает отождествление себя с ним, уподобление себя ему?
а) рефлексия; в) идентификация;
б) эмпатия; г) аттракция.
8. Какой механизм предполагает осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению?
а) рефлексия; в) идентификация;
б) эмпатия; г) аттракция.
9. Какой механизм социальной перцепции означает стремление эмоционально откликнуться на проблемы партнера...
а) рефлексия; в) идентификация;
б) эмпатия; г) аттракция.
10. Идентификация в социальной психологии...
а) является одним из способов понимания другого человека;
б) выражается в уподоблении себя другому человеку;
в) является одним из механизмов усвоения опыта;
г) все ответы верны.
11. Перцептивная сторона общения - это...
а) передача информации;
б) взаимодействие в процессе общения;
в) восприятие и понимание партнерами друг друга;
г) приписывание причин поведения людей.
12. Коммуникативная сторона общения - это...
а) восприятие и понимание людьми друг друга;
б) взаимодействие людей;
в) процесс обмена информацией между общающимися;
г) приписывание причин поведения людей.
13. Отметьте, что не является невербальной коммуникацией:
а) мимика; в) контакт глаз;
б) жесты; г) речь.
14. К невербальным видам коммуникации относятся...
а) оптико-кинетическая система знаков;
б) паралингвистическая система знаков;
в) экстралингвистическая система знаков;
г) все ответы верны.
15. Качество голоса: тембр, высота, тональность, интонация относятся...
а) к проксимике;
б) к паралингвистической системе знаков;
в) к оптико-кинестетической системе знаков;
г) все ответы не верны.
16. Жесты и мимика, которые отражают эмоциональные реакции человека, относятся...
а) к проксимике;
б) к паралингвистической системе знаков;
в) к оптико-кинестетической системе знаков;
г) все ответы не верны.
17. Устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы, называется...
а) стереотип; в) установка;
б) предубеждение; г) все ответы не верны.
18. Стиль межличностного общения, предполагающий воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений, называется...
а) гуманистический; в) монологический;
б) ритуальный; г) манипулятивный.
19. Равноправная форма межличностного общения, имеющая целью познание, самопознание и самораскрытие партнеров по общению, называется...
а) гуманистическая; в) монологическая;
б) ритуальная; г) манипулятивная.
20. Посредством какого стиля общения человек подтверждает свое существование в качестве члена той или иной важной для него группы?
а) манипулятивного; в) ритуального;
б) гуманистического; г) императивного.
21. В качестве основополагающих принципов гуманистического общения К. Роджерс выделяет следующие:.
а) безоценочное восприятие личности партнера;
б) конгруэнтность партнеров по общению;
39
в) персонифицированный характер общения;
г) все ответы верны
22. Как называется эффект восприятия, который характеризуется необоснованным перенесением впечатления о внешних особенностях человека на личностные характеристики?
а) эффект первичности; в) эффект ореола;
б) эффект стереотипизации; г) эффект физиогномической редукции.
23. Направленность восприятия, осуществляемая под влиянием первых элементов доступной информации, получила название:
а) эффекта первичности; в) эффекта новизны;
б) эффекта ореола; г) эффекта вживания в роль.
24. В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных эмоций включает...
а) солидарность, снятие напряжения, согласие;
б) предложение, указание, мнение, ориентацию других;
в) просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;
г) несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма.
25. Какие 2 типа личности выделил Э. Шостром?
а) актуализатор и манипулятор; в) «хулиган» и «славный парень»;
б) «судья» и «защитник»; г) «диктатор» и «тряпка».
26. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты, - это основная идея...
а) теории обмена Дж. Хоманса;
б) теорий символического интеракционизма;
в) психоаналитической теории;
г) теории управления впечатлениями И. Г оффмана.
27. Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают, утверждает...
а) теория обмена Дж. Хоманса;
б) теории символического интеракционизма;
в) психоаналитическая теория;
г) теория управления впечатлениями И. Гоффмана.
40
28. Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления, утверждает...
а) теория обмена Дж. Хоманса;
б) символический интеракционизм;
в) психоаналитическая теория;
г) теория управления впечатлениями И. Г оффмана.
29. Транзактный анализ включает в себя следующие виды анализа:.
а) структурный анализ; в) анализ игр;
б) анализ сценария; г) все ответы верны.
30. Какое состояние «Я», согласно транзактному анализу, формируется в детстве и содержит установки и поведение, перенятое от родителей?
а) ребенка; в) родителя;
б) взрослое; г) идеальное.
31. Э. Берн выделяет следующие типы транзакций:.
а) дополнительные; в) пересекающиеся;
б) прямые; г) открытые.
32. Взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, одинаково понимают ситуацию, и оправдывают ожидания друг друга, называется.
а) открытое; в) скрытое;
б) пересекающееся; г) дополнительное.


ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. - Мозырь : Содействие, 2006. - 108 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. - М. : Владос Пресс, 2002. - 264 с.
4. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. - М. : Эксмо Пресс, 2001. - 576 с.
5. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений / С. В. Духновский. - СПб. : Речь, 2010. - 141 с.
6. Крысько, В. Г. Социальная психология : учеб. / В. Г. Крысько. - М. : Владос Пресс, 2002. - 448 с.
7. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Изд-во «Питер», 2004. - 512 с.
8. Социальная психология : учеб. пособие / под. ред. А. Л. Журавлева. - М. : ПЕРСЭ, 2002. - 351 с.
9. Социальная психология / под ред. А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 543 с.
10. Социальная психология. Хрестоматия / составители : Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 475 с.


Дополнительная литература
11. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. - 288 с.
12. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
13. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомадрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
14. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / пер. с англ. / Э. Берн. - М. : Лист-Нью, 1997. - 336 с.
15. Горянина, В. А. Психология общения / В. А. Горянина. - М. : Издат. Центр «Академия», 2004. - 416 с.
16. Крысько, В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии / В. Г. Крысько. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 208 с.
17. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб. : Изд-во «Питер», 2001. - 544 с.
18. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. - СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 1999. - 301 с.
19. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. В. Рогов. - М. : Владос, 2002. - 336 с.
20. Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция А. Л. Свентицкого. - СПб. : Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.
21. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб. : Изд-во «Питер», 1999. - 272 с.
22. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани; пер. с англ. - Ростов - н/Д : Феникс, 1998. - 344 с.
23. Шихирев, П. М. Современная социальная психология / П. М. Шихирев. - М. : ИП РАН; КСП, 1999. - 448 с.

Источник: Корсак Н. В.
Социальная психология. Межличностное взаимодействие :
практическое пособие / Н. В. Корсак, И. В. Сильченко ; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. - Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2021. - 43 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.