На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Отчет о психолого-педагогической практике в школе
Отчет о психолого-педагогической практике в школе
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Отчет о психолого-педагогической практике в школе
Вывод о результатах прохождения практики.
План внеклассного мероприятия:
Диагностика подростков в возрасте 15-16 лет.
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ
Все страницы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ

ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ

Студентки 5 курса
Заочного отделения
Факультета «Социальной работы,
педагогики и психологии»
Специальности «Психология»

Гончаровой Юлии Сергеевны
Я – Гончарова Юлия Сергеевна проходила практику в МОУ Средняя общеобразовательная школа №4г. Курчатова под руководством Космалюк В.В., руководителя «Служба Практической Психологии» г. Курчатова в качестве педагога-психолога.
Работа педагога-психолога заключается в оказании психологической помощи всем обратившимся детям и учителям (возраст обращающихся людей от 6 до 67 лет), а так же в помощи классным руководителям в проведении классных часов, в подборе и проведении различных методик, разрешении внутришкольных конфликтов и проведении массовых мониторингов на различные темы (наркомания, курение, проф. ориентация и др.).
В задачи педагога-психолога входит подробное изучение личности обратившегося: направленность, социальный опыт, интеллект. Также, в случае со школьниками, необходимо определить значимость для учащихся среднего и старшего возраста различных сфер жизни. Психолог должен определить уровень социального опыта (т.е. степень воспитанности) учащихся, уровень притязаний школьника, уровень развития интеллекта(мышление, память, внимание, воображение). В обязанности педагога-психолога общеобразовательного учреждения также входит:

  • Определение мнения учителей общеобразовательных предметов (специальные возможности учеников к отдельным предметам – к языкам, математике, физике, химии, биологии, литературе и т.д.; сильно выраженные общие способности – особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения и др.;
  • Оценка учителей труда – отношение к труду, трудолюбие, физическая и психическая устойчивость, и выдержка в работе, специальные способности в работе (сообразительность, изобретательность и др.), психомоторика (точность, быстрота движений и ориентировка, координация и т.п.);
  • Мнение учителей физической подготовки – физическая подготовка, движения в спорте;
  • Мнение учителей музыки, рисования и черчения – специальные способности;
  • Мнение классного руководителя – моральные качества, внеклассные интересы и склонности, специальные способности (в частности в организаторской деятельности).

Вышеперечисленное помогает оценить индивидуальность личности, ее сильные и слабые стороны – как основы понимания ценностей, формирование интересов и мотивов личности, развитие интеллекта. Выясняются факторы, способствующие или затрудняющие развитие индивидуальности школьника. Намечаются перспективы по совершенствованию индивидуальности ученика.
Так как значительными побудительными силами воздействия на личность является коллектив, то никак нельзя обойтись без изучения уровня развития коллектива (класса), состояния организованности деловых отношений в классе. Психолог должен оценить общее состояние класса и личность каждого отдельно взятого ученика и на основании сделанных выводов дать классному руководителю рекомендации по организации учебной деятельности в своем классе, с кем-то необходимы индивидуальные занятия, которые строятся также на основании общей оценки класса. Также работники «Службы Практической Психологии» проводят лекции на различные темы (профилактика наркомании в детской и подростковой среде, подготовка к ЕГЭ, профилактика курения, правонарушения в детской и подростковой среде, готовность к школе – для подготовительных классов и мн. др.). Лекции читаются как школьникам, так и их родителям и учителям. Специалисты службы помогают учителям в подготовке и проведении родительских собраний на различные темы, в устранении конфликта между учащимися, учителем и учеником (медиация) и т.д.

Педагог-психолог вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.В мои обязанности как студентки-практикантки входила помощь в подготовке и проведении различных методик, коррекционных занятий, консультаций. Помощь в подборе литературы для проведения лекций. Деятельность психологов-педагогов регулируется Комитетом образования администрации г. Курчатова в частности МУ СДПО МК ДПО «Служба Практической Психологии».
В мои обязанности как студентки-практикантки входила помощь в подготовке и проведении различных методик, коррекционных занятий, консультаций. Помощь в подборе литературы для проведения лекций. Деятельность психологов-педагогов регулируется Комитетом образования администрации г. Курчатова в частности МУ СДПО МК ДПО «Служба Практической Психологии». Под руководством специалистов я ознакомилась с планом по профилактике наркомании среди детей и подростков. Провела тесты «Корректурная проба», «Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления», методики по изучению слуховой и зрительной памяти – «10 слов» и «картинки», методики по изучению профессиональной ориентации учащихся старших классов – тест «Холланда, дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)».
Цели производственной практики:

  • Планирование и осуществление самостоятельного и эмпирического исследования.
  • Обобщение полученных результатов с применением методов математической статистики на основе методологической базы исследования.
  • Осуществления работы по психологическому просвещению, профилактики, консультированию в соответствии с задачами исследования.
  • Интерпретации экспериментальных данных исследования и формулировании выводов.

Задачи:

  • Познакомится с целями и задачами практики, сроками ее проведения.
  • Приступая к практике, ознакомится с правилами внутреннего распорядка учреждения (организации) и принятия к исполнению.
  • По итогам практики 21 декабря 2009 г. представить для зачета отчетную документацию:

- дневник, в котором отражены основные этапы работы (по дням)
- отчет, обобщающий результаты практики и содержащий краткую характеристику проделанной работы, а так же в качестве приложения результаты исследования вграфической формы (таблицы, графики, гистограммы, результаты статистической обработки данных)
- заключение.
План – график работы на период 16.11.09 по 21.12.09. производственной практики Гончаровой Ю.С.:

  • Провести 1 внеклассное мероприятие.
  • В рамках внеклассного мероприятия провести два индивидуальных занятия.
  • Подбор методик для индивидуальных занятий.
  • Провести основное исследование.
  • Обработка полученных данных.
  • Подведение итогов производственной практики.

В ходе практики нами осуществлялись следующие действия:

  • Знакомство с персоналом школы и укладом организационной работы.
  • Было проведено внеклассное мероприятие на базе школы № 4 в 9А классе.
  • В ходе внеклассного мероприятия я провела 1 лекцию на тему Проектирование профессионального жизненного пути, «выбор профессии»и 2 индивидуальных занятия. Для индивидуальных занятий были выбраны методики: 1. Модифицированный тест Холланда. 2. Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)». 3. «Корректурная проба». 4. Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления». 6. Методика «10 слов» - слуховая память, картинки-зрительная память. После проведения пилотажного исследования были подчитаны в количественно отношении баллы по каждой методики на каждого человека.


Вывод о результатах прохождения практики.
В ходе проведенной мной работы я углубила свои знания в области психодиагностики, приобрела навык в проведении коррекционных занятий. Приобрела опыт формулирования психологических рекомендаций по результатам проведённой работы, психодиагностической работы с детьми 14-16 лет.
В ходе прохождения практики мною был приобретен опыт индивидуального консультирования, выявления совместно с психологом детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, навык работы с неблагополучными семьями и аддиктивными подростками.
Во время работы мне приходилось работать с различной документацией: индивидуальная карта (приложение 1), форма 5«Диагностическая работа» (приложение 2), форма 6 «Групповая коррекционно-развивающая работа» (приложение 3), форма 7 «Индивидуальная коррекционно-развивающая работа» (приложение 4), форма 8 «Консультации» (приложение 5), «Положение о работе педагога-психолога в общеобразовательном учреждении» и должностная инструкция педагога-психолога (приложение 6), интерпретация диагностических материалов. Самым сложным,по-моему, мнению было заполнение индивидуальной карты (обязательная форма), а самым легким – журнал самозаписи. В приложениях представлены формы, которые мне приходилось заполнять в ходе работы – это обязательные и свободные формы.
Подробный отчет о проведенных мною методиках представлены в таблице «Результаты по диагностической работе» (приложение 7).

Дневник
по производственной практике
студентки 5 курса 2 группы заочного отделения
факультета «Социальная работа. Педагогика и психология».
Специальность «психология»
Гончаровой Юлии Сергеевны

Дата

Вид деятельности

Подпись

16.11.09.

Ознакомление с местом роботы, планом рабочий деятельности в данной организации. Знакомство с рабочим персоналом.

17.11.09.

Подбор методического материала для начало пилотажного исследования по теме выпускной квалификационной работы.

18.11.09.

Изучение в теоретико – методологической литературе профориентационное просвещение подростков

19.11.09.

Изучение методик и тестов для исследования профессионального развития личности у подростков. Подобрали тесты: 1. Модифицированный тест Холланда. 2. Дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)»

20.11.09.

Изучение в теоретико – методологической литературе познавательной сферы у подростков. Изучение методик и тестов для изучение познавательной сферы у подростков. Подобрали тесты: 1. «Корректурная проба»; 2. Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления»; 3. Методика «10 слов» - слуховая память, картинки-зрительная память.

23.11.09

Знакомство с классом 9А, где проводили пилотажное исследование.

24.11.09.

Провели внеклассное мероприятие, в рамках которого я прочитала лекцию на тему Проектирование профессионального жизненного пути, «выбор профессии». Обсудили заинтересовавшие стороны.

25.11.09.

В индивидуальном порядке ответила на вопросы, заинтересовавшие в ходе лекции.

26.11.09.

Провела индивидуальное занятие с «испытуемый 1». В частности тесты «Корректурная проба», «Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления», «10 слов» - слуховая память, картинки-зрительная память.

27.11.09.

Провела индивидуальное занятие с «испытуемый 2». В частности тесты «Корректурная проба», «Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления», «10 слов» - слуховая

30.11.09.

Провела второе индивидуальное занятие с «испытуемый 1», в частности модифицированный тест Холланда., дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)».

1.12.09.

Провела второе индивидуальное занятие с «испытуемый 2», в частности провела модифицированный тест Холланда., дифференциально-диагоностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов)».

2.12.09.

Обработка результатов тестов «Корректурная проба», «Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления», «10 слов» - слуховая память, картинки-зрительная память.

3.12.09.

Обработка результатов модифицированного теста Холланда.. Обработка результатов дифференциально-диагоностического опросника «Я предпочту» (Е.А. Климов)».

4.12.09.

Библиотечный день

7.12.09

Количественная обработка полученных данных.

8.12.09.

Обработка первичных данных

9.12.09.

Статистический анализ полученных данных с помощью методов математической обработки. Ранговая корреляция

10.12.09.

Составление таблиц и графиков

11.12.09.

Составление таблиц и графиков

14.12.09.

Оглашение испытуемому 1 результатов тестирования.

15.12.09.

Оглашение испытуемому 2 результатов тестирования.

16.12.09.

Подготовка документации. Подведение итогов. Составление, оформление и написание дневника.

17.12.09.

Составление отчета. Написание и оформление отчета.

18.12.09.

Написание и оформление отчета.

19.12.09.

Составление и написание заключения.

20.12.09.

Проверка всех документов и их корректировка

21.12.09.

Подписание документов и проставление печатей.


План внеклассного мероприятия:

  • Прочитать лекцию на тему Проектирование профессионального жизненного пути, «выбор профессии»
  • Обсудить заинтересовавшие стороны и узнать мнение учеников.

Содержание лекции
Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) – «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдельных последствий принятого решения» и в «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдельными жизненными целями .
Дж. Сьюпер, считает, в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»).
По мнению Е.А. Климова, выбор профессии – это во-первых: отдельный выбор трудового, жизненного пути, состоящий из некой цепочки взаимосвязанных шагов «эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений, наконец, формулировка того или иного решения»; во-вторых – «не нужно думать, что это единственный выбор на весь трудовой, жизненный путь, а лучше… об интересах, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор не будет роковым, если приложить ум и волю».
Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Е.А. Климов выделяет восемь важнейших типов обстоятельств:
1.Позиция старших членов семьи. Семья является той системой, которая оказывает в среднем очень сильное влияние на профессиональное самоопределение подростка (и не только в форме прямых воздействий – требований родителей или лиц, их заменяющих, но и в роли реального фактора, косвенно, но закономерно определяющего идеала, устремления, ценностные ориентиры детей).
2.Позиция сверстников, «значимых других» из круга вне семейного общения.
3.Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога.
4.Сложившиеся к данному моменту личные, профессиональные планы (ЛПП) учащегося.
5.Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности. Субъективность проявляется в самостоятельности и осознанном построении перспектив своего развития в определенной трудовой деятельности и во всей жизни в целом, которая как бы составляет контекст для конкретного труда и развития человека в этом труде.
6.Уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания – важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми.
7.Информированность. В связи с этим обстоятельством важно обратить внимание на доброкачественность (правдивость, полноту, ясность) той информации, которая оказывается основанием для принятия решения, учащимся, касающегося его профессионального будущего.
8.Склонности к тем или иным видам деятельности. Склонности обычно сочетают в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям деятельности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Идеальным «казусом» был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу.
Таким образом, обстоятельство, влияющее на проектирование жизненного трудового пути, является сформировавшийся у учащихся личный профессиональный план (ЛПП).
Н.С. Пряжников предлагает модифицированный вариант построения личного профессионального плана (ЛПП) (по Е.А. Климову) дополненный ценностно-нравственными компонентами самоопределения:
1.Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2.Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).
3.Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации.
4.Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).
5.Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).
6.Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
7.Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства (макроинформационная основа самоопределения).
8.Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.
9.Знание путей и способов преодоления внешних препятствий.
10.Представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих подготовке намеченных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения).
11.Знание путей и способов преодоление внутренних недостатков (и оптимального использования достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору и будущей профессиональной деятельности.
12.Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
13.Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка) намеченных планов по принципу «обратной связи».
Психологические «пространства» профессионального самоопределения
Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые нередко не всегда сами могут осознавать «что» и «из чего» они вообще выбирают.
Иногда профконсультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном информировании о имеющихся «пространствах» самоопределения, что создает основные ориентиры самоопределяющегося человека, которые могут лечь в основу его размышлений о своем профессиональном настоящем и будущем. Но сначала необходимо представить основные понятия, которые так или иначе, связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение – это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).
Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии. При этом жизненные сценарии – это «программа поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение человека в важных аспектах его жизни» сценарии охватывают всю жизнь человека в подробностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.
Э. Берн обозначил основные типы сценариев: «никогда не делаю»; «делаю всегда»; «ни разу не делал раньше»; «не буду делать (сделаю потом); «делаю вновь и вновь»; «буду делать до тех пор, пока невозможно будет сделать». На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей: победители, не победители и неудачники. Э.Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными «играми», из которых нередко состоит жизнь многих людей. Игры: «Бесприданница», «Сизиф», «Меня не испугаешь», «Кому я нужен», «Если не так, то иначе!» и т.д.
При этом Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают, при этом понимать, по Э.Берну, - это «выйти из-под власти сценариев». Можно добавить, что понимать – значит научиться строить перспективы своего профессионального и личностного развития самому.
М.В. Розин, в своей статье «Психология судьбы, программирование или творчество?» отмечает, что нельзя связывать построение жизни с бессознательным влиянием, как было это предложено Э. Берном. Сам М.В. Розин считает, что «сценарий выстроен, сочинен человеком в течение всей жизни».
«Создание сценария – поэтического способа осмысления жизни – это проявление творческого начала человека. Только, когда сценарий создан, человек может почувствовать себя свободным и счастливым». При этом построение жизни, как поэмы предполагает выделение и реализацию следующих основных моментов:
1. Образ героя (образ себя как героя поэмы).
2. Сюжет.
3. Трагедийность (переживания, без которых жизнь становится неинтересной и лишенной смысла).
4. Неожиданные повороты (еще более разнообразящие жизнь и делающие ее неповторимой).
Для дальнейшего рассмотрения «пространств» самоопределения можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессиональные стереотипы, жизненные сценарии и т.п. Необходимо заметить, что психологические пространства самоопределения могут быть как субъективными (представленные в сознании человека), так и общепринятыми, объективными (как реально существующие возможности выбора, осознаваемые различными людьми).
Проблема профессионального консультирования состоит в том, чтобы сделать предметом совместного с клиентом обсуждения и субъективные пространства, выделяемые и желаемые самим клиентом, и реально существующие пространства профессиональных выборов, которые клиент поначалу может и не осознавать.
Таким образом, на профессиональное самоопределение учащегося влияет не только осознание себя как «субъекта труда», но и знание об «объекте труда» и характеристиках самой профессии. Для того, чтобы самоопределяющийся человек не потерялся в мире профессий, одной из задач профориентации является информирование школьников об имеющихся «пространствах» самоопределения, которые могут лечь в основу его размышлений о своем профессиональном будущем.
Разнообразие мира профессий. Классификации профессий
Специальность, квалификация, должность, труд, профессия – это синонимы? Что сейчас актуально выбрать?
В процессе профессионального самоопределения важно отдавать себе отчет в том какие продукты, изделия производят разные профессионалы, с какими целями, условиями, орудиями связана их деятельность.
Продукты профессионального труда, а также орудия и средства труда могут быть не только вещественными, но и процессуальными. Область существования продуктов и условия работы различны и разнородны: внешний мир (культуры, физический, природный) или внутренний мир человека. Среди целей важно различать и те, которые заданы человеку из вне и внутренние, которые приняты и регулируют его деятельность
С.П. Струмилин (20-е годы XX столетия) предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:
1. Автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручкой мельницы и т.д.);
2. Полуавтоматический, привычный труд (например, машинистка, телеграфист);
3. Шаблонно-исполнительский труд – по указке (например, работа на станке, работа конторщика, счетовода);
4. Самостоятельный труд в пределах задания (работа инженера, учителя, врача, журналиста);
5. Свободный творческий труд (работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля).
За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):
1. реалистический тип (техника, мужские профессии);
2. интеллектуальный тип;
3. социальный, конвенционный (знаковая система, требующие структурированности);
4. предпринимательский;
5. артистический.
Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде.
Литовский автор Л.А. Йовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям: ценности общения; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность, материальная (экономическая) активность.
В России наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым (Дифференциально-диагностический опросник – ДДО, Рогов Психологические тесты – М,96), где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.
Все профессии соотносятся с пятью основными группами:
1. «Человек – природа» (П) представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. «Человек – техника и неживая природа» (Т) работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
3. «Человек – человек» (Ч) предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
4. «Человек – знаковая система» (З) естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
5. «Человек – художественный образ» (Х) явления, факты художественного отражения действительности. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д. ? 24,с.264 ?.
Азбука трудоустройства ("Единственная" - №10, 2006, с. 108-112.)
Агентства (обращайся) Связующее звено между тобой и работодателем. Кадровые агентства можно разделить на организации по трудоустройству и рекрутинговые. Первые занимаются в основном подбором низкоквалифицированной рабочей силы. Как правило, за найденные вакансии агентству платит соискатель. Рекрутинговые могут существенно облегчить поиск работы специалистам, руководителям среднего и высшего звена. От соискателя требуется лишь заполнить анкету и ждать приглашения на собеседование. Оплачивает услуги агентства обычно работодатель.
Вопросы (задавай) От правильных ответов на вопросы во время собеседования зависит, возьмут тебя на работу или нет. Поэтому тебе нужно предугадать вопросы работодателя и с помощью ответов создать о себе представление, которое соответствует его мнению об идеальном сотруднике.
Важно не только отвечать, но и спрашивать. Ведь собеседование - это подготовка к взаимовыгодной сделке. Обсуди планы компании, распорядок рабочего дня, твои обязанности и права, возможности карьерного роста, обучения, зарплату и компенсационный пакет. О зарплате лучше говорить в последнюю очередь.
Дресс-код (создай имидж) По мнению психологов, человеку требуется всего 30 секунд, чтобы составить общее представление о собеседнике. Одежда, прическа, макияж, аксессуары будут играть важную роль при приеме на работу. Поэтому продумай свой внешний вид до мелочей. Предварительно выясни корпоративный стиль компании и оденься соответственно. Одежда должна отвечать и той должности, на которую ты претендуешь. К примеру, будущему секретарю не стоит надевать костюм, который стоит минимум пять предполагаемых зарплат. Если претендуешь на пост руководителя, удели внимание деталям. Дорогие часы, обувь, украшения - важная часть имиджа. Если ты представительница творческой профессии, прояви немного креативности.
Интервью (главное уверенность) Самая распространенная форма собеседования. И самая ответственная. Для серьезной должности интервью может состоять из нескольких этапов. Завершающий - беседа с руководителем компании, В процессе беседы тебя всячески проверяют на прочность - пытаются выявить твои сильные и слабые стороны, твои реакции на сложные ситуации. Поэтому излучай доброжелательность и уверенность. Доброжелательность проявляется в улыбке, уверенность - в жестах, мимике, осанке. Она должна чувствоваться с первых минут интервью. Выбери наилучшую позицию - сядь, повернувшись корпусом к собеседнику и чуть подавшись вперед. Не скрещивай ноги или руки - эти позы выражают закрытость и недоверие. Когда разговор закончится, поднимись первой и вежливо попрощайся.
Ловушки собеседования (Научись избегать) Ловушки имеются в арсенале каждого рекрутера. Одна из самых распространенных - ловушка «словесного детектора лжи». Тебя могут попросить пересказать несколько раз свое резюме или рассказать о работе на предыдущем месте, чтобы убедиться в совпадении фактов. Лучший способ ее избежать - быть честной. Еще одна ловушка - «провокационная пауза». После ответа на твой вопрос, интервьюер начинает упорно молчать. Сохраняй спокойствие. Излишняя суетливость - признак неуверенности в себе. В основном ловушки скрыты в вопросах. Всегда думай, зачем тебе их задают.
Мониторинг (изучай рынок) Перед тем как отправиться на собеседование, ты должна собрать максимальное количество информации о компании, в которой хочешь работать. Поинтересуйся, чем она занимается. Поищи о ней сведения в интернете, Проанализируй рынок, на котором работает компания, и на собеседовании предложи свои варианты увеличения прибыли. Если твои предложения будут основаны на реальных фактах, ты скорее всего в ближайшее время станешь сотрудником фирмы.
Настрой (будь оптимисткой) Ты так долго искала нужную вакансию, и (наконец-то!) через несколько дней у тебя собеседование. Оно решит судьбу: быть или не быть тебе на новой должности. Конечно, настрой, как перед экзаменом. Страх не пройти отбор мешает расслабиться, вести себя естественно во время беседы. Это происходит из-за неизвестности - ты не знаешь, как поведет себя работодатель. Спрогнозируй заранее действия интервьюера. Как вариант - используй метод визуализации. Мысленно проиграй в деталях сценарий собеседования: как ты уверенно заходишь, что говоришь. Можешь отрепетировать его вопросы и свои ответы перед зеркалом. Представь, что тебя уже взяли, - так ты запрограммируешь себя на успех.
Поиск работы (больше источников) Кто ищет, тот всегда найдет. Причем тем быстрее, чем больше будет использовано источников информации. Попробуй позвонить в нужные тебе компании. Возможно, в одной из них в это время ищут сотрудников и твой звонок будет как нельзя кстати. Расскажи друзьям и знакомым о том, что ты ищешь новую работу. Не исключено, что у них есть нужные тебе контакты. Также в твоем распоряжении огромная база газет и интернет-изданий. Там же можешь оставить свое резюме.
Рекомендации и резюме (подойди нестандартно) Резюме - твоя визитная карточка. От того, насколько убедительным оно будет, зависит, пригласят ли тебя на собеседование. Резюме должно быть кратким, четко структурированным, давать полное представление о твоем профессионализме, помещаться на одной стороне листа формата А4. Перед тем как отправлять резюме, уточни, на каком языке оно должно быть написано. Также у тебя могут попросить рекомендательное письмо от работодателя с последнего места работы. Некоторые компании не рассматривают резюме без такого письма. В нем надо указать, почему ты хочешь получить эту должность.
О чем говорит ваше резюме? (Елена Бык 30 декабря 2006 Деловой мир)
На сегодняшний день не только важно быть специалистом в своей сфере, но и уметь правильно и грамотно излагать информацию о себе в резюме, поскольку предварительный отбор на ту или иную должность начинается именно с резюме. Иными словами, для того чтобы встреча с работодателем состоялась, Вам необходимо заинтересовать его Вашим резюме.
При составлении резюме большое влияние играют именно верно подобранные слова, употребленные, так сказать, к месту и в тему, слова, которые бы четко описывали Ваш опыт, Ваши обязанности.
Грамотно составить резюме – это совсем несложно! Обратите внимание на следующие моменты:
Для того чтобы произвести хорошее впечатление на потенциального работодателя, рекомендуется использовать в самом начале резюме, когда Вы даете общую оценку своей карьеры, слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Все работодатели, в основном, обращают внимание на определенные личные качества, такие как: коммуникационные способности, организационные качества, владение иностранными языками, инициативность, гибкость, умение работать в команде и умение справляться со стрессовыми ситуациями. По этой причине при трудоустройстве на ту или иную должность, укажите непременно в резюме данные качества (необязательно все, но наиболее подходящие к той должности, на которую претендуете) и продемонстрируйте их по возможности при личной встрече с работодателем. Так, когда будете приводить пример этих качеств на практике, рекомендуется использовать такие глаголы как «достиг, развил, инициировал, выступил с предложением, организовал, получил, выполнил, возглавил, достиг, мотивировал».
При описании Вашего опыта работы, обязанностей, которые выполняли, используйте глаголы действия(проанализировал, выполнил, внес свой вклад, создал, продемонстрировал, разработал, запустил, достиг), не описывайте подробно все Ваши обязанности и не вдавайтесь в детали. У рекрутера должны остаться некоторые вопросы после прочтения Вашего резюме, которые он хотел бы дополнительно задать Вам лично при встрече.
Пишите ясно и понятно (резюме не должно быть витиеватых фраз с определенным подтекстом), пишите в прошедшем времени(если только речь не идет о работе, которую вы выполняете в настоящее время). Ни в коем случае не начинайте предложение с «я».
Подкрепляйте ваши слова краткими примерами.
Подчеркивайте именно те навыки, которые необходимы для трудоустройства именно на ту должность, на которую Вы претендуете (иными словами, пишите лишь по существу).
Ваше резюме должно легко читаться, самая важная информация может быть выделена (пробелами, курсивом либо жирным шрифтом, новым абзацем). Текст не должен сливаться.
В резюме не должно быть ошибок!!! Помните о том, что резюме – это Ваше лицо!
Стиль мышления (учитывай различия) Постарайся узнать, кто будет проводить собеседование - мужчина или женщина. У них разный стиль мышления. Мужчины чаще всего рационалисты - ориентируются на результат. Тебя будут оценивать по строго определенным параметрам: владеет необходимыми навыками, имеет опыт работы, экстраверт, командный игрок и не конфликтен... Чтобы произвести приятное впечатление, отвечай на вопросы четко, позицию аргументируй. Женщины-работодатели в основном полагаются на интуицию. Они обращают внимание на то, как собеседник говорит, как он выглядит, и принимают решение на основании общего впечатления. С ними очень важно наладить эмоциональный контакт. Для рационалиста главное - ЧТО ты говоришь, а для интуита - КАК ты это делаешь.
Тестирование (подготовка) На собеседовании тебя могут попросить пройти психологические тесты. На книжном рынке можно найти множество книг с тестами по приему на работу. Это дает возможность подготовиться к предстоящей беседе основательно. Проштудируй их заранее - ты будешь знать, какой результат дадут твои ответы, и, если захочешь, сможешь скорректировать его.
Центры занятости (используй информацию) При поиске работы не игнорируй и государственную службу занятости. Там ты можешь получить информацию о вакансиях, о переобучении, вариантах трудоустройства, сезонных работах. Поддержка безработным существует в каждом городе. Причем вся информация в центрах предоставляется бесплатно. В Киевском городском центре занятости и Киевском молодежном центре труда можно просмотреть ба: данных вакансий по городу, а также проконсультироваться у юриста по во г росам трудоустройства Там же можно пройти раз личные курсы по переквалификации. Для постановки на учет с дальнейшие устройством на работ) через госструктуры нужно обратиться в районное отделение центра с документами: паспортом, трудовой книжкой и документом об образовании.
Язык иностранный (совершенствуй) Знание языка автоматически ставит тебя на ступеньку выше по сравнению с другими соискателями. В резюме укажи все языки, которые знаешь, и степень владения ими. Но учти, работодатель обязательно проверит твои знания иностранного, и, скорее всего, уже на собеседовании. Некоторые должности предполагают обязательное знание языка. Поэтому начинай повышать уровень владения иностранным заранее.
В поисках идеала
Для того чтобы найти идеальную работу, нужно ясно представлять, какой она должна быть. Для этого ответь на следующие вопросы:
-► В какой сфере я хочу работать?
-► Мне больше нравится руководить или подчиняться?
-► Мне хочется работать в большом коллективе, маленькой фирме или самостоятельно?
-► Какой график работы мне по душе: полная занятость, частичная, свободный график?
-► Чего я хочу от работы - стабильности, карьерного роста или творческой реализации?
-► На что я буду тратить заработанные деньги?
Избегай ошибок!
Общее впечатление о тебе складывается из мелочей. Один неверный жест или поступок может его испортить. При устройстве на работу не стоит:
-► Опаздывать на интервью.
-► Уклоняться от ответов на вопросы.
-► Стесняться говорить о зарплате или говорить о ней в первую очередь.
-► Произносить «Я не знаю».
-► Критиковать предыдущую работу и работодателя.
-► Слишком много говорить.
-► Показывать свою неуверенность.
-► Заигрывать с интервьюером (даже очень симпатичным).


Диагностика подростков в возрасте 15-16 лет.

  • МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ТЕСТ ХОЛЛАНДА.

(приложение 8)
Данная методика позволяет соотнести предпочтения учащегося с тем или иным видом профессиональной среды. Таких видов шесть: реалистический или практический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный или стандартный, предприимчивый, артистический.
Учащимся предлагается 42 пары профессий, причем из каждой пары учащийся обязан выбрать одну: наиболее желательную или наименее «противную».
Методика является одновременно диагностической и активизирующей: прилагающийся к ней словарь профессий расширяет представления учащихся о профессиональном мире, дает им возможность почувствовать, как в рамках одной и той же профессии возможно существование разных типов профессиональной среды (например, профессия «юрист» объединяет адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта, инспектора уголовного розыска, судью).
Одним из достоинств методики является чрезвычайная простота обработки, что позволяет немедленно продолжить разговор с учащимся о его профессиональных целях и предпочтениях уже с позиции получившихся результатов. Бланки опросника с ответами представлены в приложении 8.
Интерес представляют коды профессий, набравшие наибольшее количество плюсов. Предпочтительный «профессиональный тип» или «тип профессиональной среды» является совокупностью двух-трех типов, набравших наибольшее количество плюсов.
Интерпретация результатов:
Профессиональные типы.
1. Реалистический или практический
Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат деятельности.
В интеллектуальной сфере, в большей степени, преобладают математические способности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.
Чаще всего люди этого типа выбирают профессию механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано, скорее, с приемом и переработкой информации.
2. Интеллектуальный
Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.
Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.
Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль.
3. Социальный
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способный к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.
В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.
4. Конвенциальный или стандартный
Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы.
Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтение четко определенной деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный профессиональный тип. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами.
5. Предприимчивый
Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.
Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии товароведа, директора, журналиста, телерепортера и другие, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей.
Тип всегда неудовлетворенного человека.
6. Артистический
Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью.
Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности.
Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.
Выводы:
Испытуемый 1 (приложение 8):
Сумма плюсов по 3 типу значительно превышает остальные значения (11 к 8), что означает что данный ученик относится к социальному профессиональному типу. Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способный к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.
В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.
Испытуемый 2 (приложение 8):
Сумма положительных ответов по 2-му и 3-му типу почти одинаковая – 9 и 8. Поэтому можно сказать что испытуемый 2 относится к интеллектуальному и социальному типу профессии.
Интеллектуальный
Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.
Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.
Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль.
Социальный
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способный к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.
В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

«Я ПРЕДПОЧТУ» (Е.А.Климов)
(приложение 13)
В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда:
1. Человек – природа.
2. Человек – техника.
3. Человек – человек.
4. Человек – знаковая система.
5. Человек – художественный образ.
Перед испытуемым ставится задача – дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак (+). Если определенно нравится – два плюса (+ +), а если очень нравится – три плюса (+ + +). Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус (-), если определенно не нравится – два минуса (- -), а если очень не нравится – три минуса (- - -).
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».
Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.
Интерпретация результатов
После того, как испытуемый ответил на вопросы и заполнил лист ответовиспытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:

«Человек-природа»
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются попрошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

«Человек-техника»
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

  • технические объекты (машины, механизмы);

материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • хорошая координация движений;
  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать внимание;

наблюдательность.
«Человек-знаковая система»
Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

  • тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
  • цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
  • чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
  • звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

  • хорошая оперативная и механическая память;
  • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
  • хорошее распределение и переключение внимания;
  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • усидчивость, терпение;
  • логическое мышление.

«Человек-художественный образ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

  • художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
  • воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
  • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • художественные способности; развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

«Человек-человек»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек - человек» являются:

  • люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
  • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • доброжелательность, отзывчивость;
  • выдержка;
  • умение сдерживать эмоции;
  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • умение убеждать людей;
  • аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • знание психологии людей.

Выводы (бланки с ответами см. в приложении 13):
Испытуемый 1:
По результатам опроса испытуемый 1 набрал одинаковое количество положительных ответов по 2 типам профессии: Человек-Природа и Человек-Художественный образ.
«Человек-природа»
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются попрошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

«Человек-художественный образ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

  • художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
  • воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
  • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • художественные способности; развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Испытуемый 2:
По результатам опроса испытуемый 2 набрал наибольшее количество положительных ответов (6) по типу профессии Человек – Техника.

«Человек-техника»
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

  • технические объекты (машины, механизмы);

материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • хорошая координация движений;
  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать внимание;

наблюдательность.

  • ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
  • «Корректурная проба».

(приложение 9)
Испытуемому предлагается в течение 5 минут просмотреть буквы, в каждой строчке зачеркнуть букву «А», а букву «О» - подчеркнуть. Каждую минуту делать отметки по команде «Стоп». Исследуется продуктивность и устойчивость внимания.
Расчет производится по формуле:

Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания испытуемого;
N – Количество изображенных букв, просмотренных испытуемым во время работы;
t – Время работы;
n – Количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые (подчеркнутые) буквы.
Показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в интервале от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

  • баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
  • балла – показатель Sнаходится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл– показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов – все точки графика не выходят за пределы одной зоны.
8-9 баллов – все точки расположены в двух зонах.
6-7 – все точки графика располагаются в трех зонах.
4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах.
3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – продуктивность очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Выводы:
Испытуемый 1 (16 лет) (бланк диагностики в приложении 9):
Считаем продуктивность внимания в каждую минуту и составляем график:
1-ая минута
=2,06
2-ая минута
=2,32
3-я минута
=2,72
4-ая минута
=2,62
Оставшееся время
=2,1

Общий балл
=2,41
что соответствует 10 баллам. Следовательно, делаем вывод, что продуктивность внимания у «испытуемый 1» очень высокая, соответственно графику и устойчивость внимания так же очень высокая.
Испытуемый 2 (15 лет):
Считаем продуктивность внимания в каждую минуту и составляем график:
1-ая минута
=1,14
2-ая минута
=1,43
3-я минута
=1,3
4-ая минута
=1,22
5-я минута
=1,2
6-я минута
=1,29
7-я минута
=2,2
Оставшееся время
=1,13

Общий балл
=1,39
что соответствует 3 баллам. Следовательно, делаем вывод, что продуктивность внимания у «испытуемый 1» низкая, соответственно графику и устойчивость внимания так же низкая.

  1. Методика «10 слов» по Лурия.

(приложение 10)
Для запоминания предлагается набор слов: дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол. Испытуемые должны повторить столько слов, сколько запомнили в любом порядке. Затем слова зачитываются еще раз, и они опять должны повторить их (те, которые уже называли и те, которые в прошлый раз пропустили). Порядок слов не важен. После 6-кратного повторения инструктор предлагает назвать слова через 1 час еще раз. На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в протоколе в строчке попытки ставится «+». Если испытуемый называет лишнее слово, оно фиксируется в дополнительной графе.
Спустя час испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе.
В норме – с каждым воспроизведением количество названных слов увеличивается; при наличии отклонений – воспроизведение падает, происходит застревание на лишних словах. Большое количество лишних слов свидетельствует о расторможенности сознания.
Оценка результатов (взрослые – старше 14 лет):
8-10 баллов – высокий уровень.
6-7 – средний.
5 и выше - низкий
Количество слов, воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Выводы (протоколы диагностики в приложении 10):
Испытуемый 1 (16 лет): 10 баллов – высокий уровень, уровень долговременной памяти так же высокий.
Испытуемый 2 (15 лет): 10 баллов – высокий уровень, уровень долговременной памяти так же высокий.

  1. Диагностика зрительной памяти «Память на образы»

(приложение 11)
Цель: обследование образной памяти (методика может использоваться для профориентации).
Материал: таблица с образами.
Инструкция: «Вам будет представлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. После того, как я уберу таблицу, Вы должны будете зарисовать, записать, или выразить словесно те образы, которые запомнили».
Оценка результатов.
Результаты оцениваются по следующей таблице:


оценка
(в баллах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

кол-во воспроизведенных образов

 

1-2

 

3

 

4

 

5

 

6-7

 

8-9

 

10-12

 

13-15

 

16-18

Нормой считается не менее 5-6 баллов.
Выводы (протоколы с ответами см. в приложении 11):
Испытуемый 1 (16 лет):8 баллов – высокий уровень образной памяти.
Испытуемый 2 (15 лет):9 баллов – очень высокий уровень образной памяти.

  1. Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления (приложение 12)

Испытуемому предлагается решить 20 задач за 10 минут. В каждой задаче необходимо определить, какая величина больше или, соответственно меньше другой. Результат записывается под чертой в виде соотношения между величинами А и В.

Ответы на задания.

  1. В>А

6. В>А

  1. В>А

16. А>В

  1. А>В

7. А>В

  1. А>В

17. В>А

3. В>А

8.А>В

  1. В>А

18. В>А

4.А>В

  1. В>А
  1. А>В

19. А>В

5.А>В

  1. А>В
  1. В>А

20.В>А

Оценка результатов:
За каждую правильно решенную задачу испытуемый получает по 0,5 балла. Максимальная сумма баллов, которую может набрать один испытуемый за решение всех 20 задач, равна 10. Если результат оказался равным целому числу баллов с половиной, то он округляется до ближайшего большего числа. Например, результат 8,5 баллов в итоге округляется до 9,0 баллов.
Выводы об уровне результатов:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 – очень низкий.
Выводы(бланки ответов в приложении 12):
Испытуемый 1 (16 лет):8 баллов – высокий уровень
Испытуемый 2 (15 лет):6 баллов – средний уровень.

Исследование внимания

внимание3
внимание


S=0,5*N-2,8n : t
N-количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;
t-время работы;
n-количество ошибок, допущенных за время работы.

Вывод:

Переключение внимания (таблица Шульте-Горбова).
K=2T1:T2
T1-среднее время по Шульте
T2-по Шульте-Горбова

Вывод:

дом

парта

белый

хорошо

груша

мел

сильный

чашка

свеча

стол

 

 

 

 

 

 

 

Исследование динамических особенностей процесса запоминания ряда слов

внимание2

Заключение

 

Динамичность процесса заучивания-
Продуктивность процесса заучивания-

«ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ»
ЛУРИЯ
Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Материал: протокол с 10 короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никаких связей.

Инструкция:
А) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните в любом порядке».
Б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова и Вы опять должны повторить их (те, которые Вы уже называли и те, которые Вы в прошлый раз пропустили). Порядок слов не важен».
Далее опыт продолжается без инструкции. Перед следующим прочтением инструктор говорит: «Еще раз».
После 6-кратного повторения инструктор говорит: «Через 1 час Вы эти слова назовете еще раз».
На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в протоколе в строчке попытки ставится «+». Если испытуемый называет лишнее слово, оно фиксируется в дополнительной графе.
Спустя час испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе.

Интерпретация результатов.
По протоколу составляется график, который называется «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
В норме – с каждым воспроизведением количество названных слов увеличивается; при наличии отклонений – воспроизведение падает, происходит застревание на лишних словах. Большое количество лишних слов свидетельствует о расторможенности сознания.
При обследовании взрослых к третьей попытке испытуемый воспроизводит правильно 9-10 слов. Кривая может указывать на ослабление внимания, на утомляемость.
Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизводит 8-9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше. Это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности.
Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму плато ( ), свидетельствует об эмоциональной вялости.
Количество слов, воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Методика «Заучивание 10 слов».
ПРОТОКОЛ.
Ф.И.О.___________________________________________________________
Возраст________________ Дата прохождения__________________________

дом

парта

белый

хорошо

груша

мел

сильный

чашка

свеча

стол

 

1

2

3

4

5

6

7 (через час)

Кривая запоминания:

Кол-во слов


10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

№ попытки

Вывод:________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__

ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ.

Цель: обследование образной памяти (методика может использоваться для профориентации).

Материал: таблица с образами.

Инструкция: «Вам будет представлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. После того, как я уберу таблицу, Вы должны будете зарисовать, записать или выразить словесно те образы, которые запомнили».

Оценка результатов.

Результаты оцениваются по следующей таблице:

оценка
(в баллах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

кол-во воспроизве-денных образов

 

1-2

 

3

 

4

 

5

 

6-7

 

8-9

 

10-12

 

13-15

 

16-18

Нормой считается не менее 5-6 баллов.

ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА.

Цель: оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Материал: таблица с 12 двузначными числами.

Инструкция: «Вам будет представлена таблица с числами. Ваша задачи состоит в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд Вы должны будете записать или перечислить устно с указанием местоположения числа всеете числа, которые вы запомнили».

Оценка результатов.
Подсчитывается количество правильно воспроизведенных чисел. Средний уровень – 6-7 чисел.

Методика «память на числа»
ТАБЛИЦА.

13

91

22

50

20

43

51

87

39

63

10

47

Методика «Память на числа»
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ф.И.О.___________________________________________________________
Возраст_____________________ Дата_________________________________

Вывод:__________________________________________________________________

Методика «Память на образы»
БЛАНК ОТВЕТОВ.
Ф.И.О.____________________________________________________________
Возраст_______________ Дата________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_____________________________


Заключение
о прохождении практики студентки 5 курса 2 группы
факультета «Социальная работа. Педагогика и психология» специальность «психология» заочной формы обучения
Гончаровой Юлии Сергеевны.

Юлия Сергеевна Гончарова проходила практику в МОУ СОШ №4 под руководством Космалюк В.В., руководителя МУ СДПО МК ДПО «Служба Практической Психологии» г. Курчатова в период с 16.11.2009 г. по 21.12.2009 г. в качестве педагога-психолога. За время прохождения практики показала себя ответственным, отзывчивым, очень заинтересованным в результатах своей деятельности человеком.
Юлия серьезно отнеслась к проведению диагностических процедур, проявляла интерес к различным методам исследования. Следует так же отметить, что она проводила индивидуальные психокоррекционные занятия и лекционные занятия, проявив себя как активный специалист. Материал для проведения занятий практиканта готовила, тщательно просматривая имеющуюся литературу, консультируясь с руководителем производственной практики психологом-педагогом «Службы Практической Психологии» Космалюк Верой Викторовной.
Юлия Гончарова имеет перспективы стать достаточно квалифицированным специалистом, опыт, приобретённый во время прохождения практики в школе, пригодится ей в работе в качестве психолога.
По итогам прохождения практики заслуживает оценки «отлично».
Руководитель структурного подразделения
МУ СДПО МК ДПО
«Служба Практической Психологии» ____________ / Космалюк В.В./

Директор МОУ СОШ «С углубленным изучением иностранных языков» №4

____________ /Буровникова Т.М./


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Индивидуальная карта.


Ф.И.О./возраст

Проблема

Форма диагностики

Результат

Иванов Сергей, 15 лет

Сложности в обучении

IQ-интеллект

Интеллект средний

 

 

Подробная интерпретация

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальнейшая работа

 

 

 

Название методики

Интерпретация

Результат

  1. Коррекция поведения

 

 

 

Приложение 2
Форма 5. Диагностическая работа (обязательная форма)
______________ месяц


Дата

Название группы или ФИО

Характер диагностики

Сведения о методике

Обследованные

Кол-во ч

 

 

 

 

 

Категория

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистический отчет за ___________________ месяц

 

 

 

 

 

 

 

Человек/часов

 

 

 

 

 

 

Дети

Родители

Спец-ты

Количество

обследованных

человек

и

 

 

 

затраченных

часов

на

диагностическую

 

 

 

работу

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторичное

 

 

 

 

групповое обследование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторичное

 

 

 

 

Приложение 3.
Форма 6. Групповая коррекционно-развивающая работа
(обязательная форма)
_____________________ месяц
Программа (название) _______________________________________________________
Форма работы - тренинг, деловая игра, групповое занятие или другое (нужное подчеркнуть/ указать)


Цель работы (с указанием

 

 

причины)

 

 

Наименование/код
группы и ее состав

 

Даты занятий

Темы занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4
Форма 7. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
(обязательная форма)
________________ месяц

Код обратившегося

Фамилия, имя ребенка/ФИО взрослого

Даты занятий

Программа занятий

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее количество проведенных занятий (т.е. человек/часов)

 

С детьми

 

С родителями

 

Со специалистами

Приложение 5
Форма 8. Консультации
(обязательная форма)
__________________месяц

Дата

Вид

Фамилия

 

Код

Характер

Код

Приме-

 

 

консультируемого

Код

ИнО

консультации,

обр-я

чание

 

 

или группа (класс)

обр-ся

 

основная тематика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистический отчет за __________________ месяц

Индивидуальных

 

Детей

Родителей

 

консультаций

 

Администрации

Специалистов

Групповых

 

Детей

Родителей

 

консультаций

 

Администрации

Специалистов

 

В том числе по проблемам обращения:

 

 

проблема

Инд/Гр

 

 

 

 

 

Детей

Родителей

 

 

 

Администрации

Специалистов

 

 

Детей

Родителей

 

 

 

Администрации

Специалистов

Приложение 7.

Результаты по диагностической работе


Название методики

Количество испытуемых, возраст

Результат

1

Мышление тест «Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления»

2 человека в возрасте 15 – 16 лет

Испытуемый 1 (16 лет):8 баллов – высокий уровень

Испытуемый 2 (15 лет):6 баллов – средний уровень.

2

Внимание «Корректурная проба»

2 человека в возрасте 15-16 лет

Испытуемый 1 (16 лет): 10 баллов – продуктивность и устойчивость внимания очень высокая

Испытуемый 2 (15 лет): 3 балла – продуктивность и устойчивость внимания низкая

3

Память: а) слуховая – «10 слов»;
б) зрительная – «Картинки»

2 человека в возрасте 15 – 16 лет

А) Испытуемый 1 (16 лет): 10 баллов – высокий уровень, уровень долговременной памяти так же высокий.
Испытуемый 2 (15 лет): 10 баллов – высокий уровень, уровень долговременной памяти так же высокий.

Б) Испытуемый 1 (16 лет):8 баллов – высокий уровень образной памяти.
Испытуемый 2 (15 лет):9 баллов – очень высокий уровень образной памяти.

4

Тест Холланда

2 человека в возрасте 15 – 16 лет

Испытуемый 1 (16 лет): относится к социальному профессиональному типу
Испытуемый 2 (15 лет): относится интеллектуальному и социальному типу профессии.

5

Дифферециально-диагностический опросник «Я предпочту»

2 человек в возрасте 15 – 16 лет

Испытуемый 1 (16 лет): тип профессии Человек-Природа и Человек-Художественный образ
Испытуемый 2 (15 лет): тип профессии Человек-Техника

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.