На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Отчет о психолого-педагогической практике в школе - Диагностика подростков в возрасте 15-16 лет.
Отчет о психолого-педагогической практике в школе - Диагностика подростков в возрасте 15-16 лет.
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Отчет о психолого-педагогической практике в школе
Вывод о результатах прохождения практики.
План внеклассного мероприятия:
Диагностика подростков в возрасте 15-16 лет.
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ
Все страницы

Диагностика подростков в возрасте 15-16 лет.

  • МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ТЕСТ ХОЛЛАНДА.

(приложение 8)
Данная методика позволяет соотнести предпочтения учащегося с тем или иным видом профессиональной среды. Таких видов шесть: реалистический или практический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный или стандартный, предприимчивый, артистический.
Учащимся предлагается 42 пары профессий, причем из каждой пары учащийся обязан выбрать одну: наиболее желательную или наименее «противную».
Методика является одновременно диагностической и активизирующей: прилагающийся к ней словарь профессий расширяет представления учащихся о профессиональном мире, дает им возможность почувствовать, как в рамках одной и той же профессии возможно существование разных типов профессиональной среды (например, профессия «юрист» объединяет адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта, инспектора уголовного розыска, судью).
Одним из достоинств методики является чрезвычайная простота обработки, что позволяет немедленно продолжить разговор с учащимся о его профессиональных целях и предпочтениях уже с позиции получившихся результатов. Бланки опросника с ответами представлены в приложении 8.
Интерес представляют коды профессий, набравшие наибольшее количество плюсов. Предпочтительный «профессиональный тип» или «тип профессиональной среды» является совокупностью двух-трех типов, набравших наибольшее количество плюсов.
Интерпретация результатов:
Профессиональные типы.
1. Реалистический или практический
Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат деятельности.
В интеллектуальной сфере, в большей степени, преобладают математические способности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.
Чаще всего люди этого типа выбирают профессию механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано, скорее, с приемом и переработкой информации.
2. Интеллектуальный
Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.
Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.
Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль.
3. Социальный
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способный к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.
В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.
4. Конвенциальный или стандартный
Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы.
Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтение четко определенной деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный профессиональный тип. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами.
5. Предприимчивый
Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.
Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии товароведа, директора, журналиста, телерепортера и другие, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей.
Тип всегда неудовлетворенного человека.
6. Артистический
Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью.
Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности.
Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.
Выводы:
Испытуемый 1 (приложение 8):
Сумма плюсов по 3 типу значительно превышает остальные значения (11 к 8), что означает что данный ученик относится к социальному профессиональному типу. Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способный к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.
В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.
Испытуемый 2 (приложение 8):
Сумма положительных ответов по 2-му и 3-му типу почти одинаковая – 9 и 8. Поэтому можно сказать что испытуемый 2 относится к интеллектуальному и социальному типу профессии.
Интеллектуальный
Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.
Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.
Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль.
Социальный
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способный к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.
В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

«Я ПРЕДПОЧТУ» (Е.А.Климов)
(приложение 13)
В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда:
1. Человек – природа.
2. Человек – техника.
3. Человек – человек.
4. Человек – знаковая система.
5. Человек – художественный образ.
Перед испытуемым ставится задача – дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак (+). Если определенно нравится – два плюса (+ +), а если очень нравится – три плюса (+ + +). Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус (-), если определенно не нравится – два минуса (- -), а если очень не нравится – три минуса (- - -).
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».
Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.
Интерпретация результатов
После того, как испытуемый ответил на вопросы и заполнил лист ответовиспытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:

«Человек-природа»
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются попрошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

«Человек-техника»
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

  • технические объекты (машины, механизмы);

материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • хорошая координация движений;
  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать внимание;

наблюдательность.
«Человек-знаковая система»
Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

  • тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
  • цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
  • чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
  • звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

  • хорошая оперативная и механическая память;
  • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
  • хорошее распределение и переключение внимания;
  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • усидчивость, терпение;
  • логическое мышление.

«Человек-художественный образ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

  • художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
  • воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
  • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • художественные способности; развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

«Человек-человек»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек - человек» являются:

  • люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
  • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • доброжелательность, отзывчивость;
  • выдержка;
  • умение сдерживать эмоции;
  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • умение убеждать людей;
  • аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • знание психологии людей.

Выводы (бланки с ответами см. в приложении 13):
Испытуемый 1:
По результатам опроса испытуемый 1 набрал одинаковое количество положительных ответов по 2 типам профессии: Человек-Природа и Человек-Художественный образ.
«Человек-природа»
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

  • животные, условия их роста, жизни;
  • растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • поскольку результаты деятельности выявляются попрошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

«Человек-художественный образ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

  • художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
  • воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
  • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • художественные способности; развитое зрительное восприятие;
  • наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Испытуемый 2:
По результатам опроса испытуемый 2 набрал наибольшее количество положительных ответов (6) по типу профессии Человек – Техника.

«Человек-техника»
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

  • технические объекты (машины, механизмы);

материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления.Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • хорошая координация движений;
  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • умение переключать и концентрировать внимание;

наблюдательность.

  • ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
  • «Корректурная проба».

(приложение 9)
Испытуемому предлагается в течение 5 минут просмотреть буквы, в каждой строчке зачеркнуть букву «А», а букву «О» - подчеркнуть. Каждую минуту делать отметки по команде «Стоп». Исследуется продуктивность и устойчивость внимания.
Расчет производится по формуле:

Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания испытуемого;
N – Количество изображенных букв, просмотренных испытуемым во время работы;
t – Время работы;
n – Количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые (подчеркнутые) буквы.
Показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в интервале от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

  • баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
  • балла – показатель Sнаходится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл– показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов – все точки графика не выходят за пределы одной зоны.
8-9 баллов – все точки расположены в двух зонах.
6-7 – все точки графика располагаются в трех зонах.
4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах.
3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – продуктивность очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Выводы:
Испытуемый 1 (16 лет) (бланк диагностики в приложении 9):
Считаем продуктивность внимания в каждую минуту и составляем график:
1-ая минута
=2,06
2-ая минута
=2,32
3-я минута
=2,72
4-ая минута
=2,62
Оставшееся время
=2,1

Общий балл
=2,41
что соответствует 10 баллам. Следовательно, делаем вывод, что продуктивность внимания у «испытуемый 1» очень высокая, соответственно графику и устойчивость внимания так же очень высокая.
Испытуемый 2 (15 лет):
Считаем продуктивность внимания в каждую минуту и составляем график:
1-ая минута
=1,14
2-ая минута
=1,43
3-я минута
=1,3
4-ая минута
=1,22
5-я минута
=1,2
6-я минута
=1,29
7-я минута
=2,2
Оставшееся время
=1,13

Общий балл
=1,39
что соответствует 3 баллам. Следовательно, делаем вывод, что продуктивность внимания у «испытуемый 1» низкая, соответственно графику и устойчивость внимания так же низкая.

  1. Методика «10 слов» по Лурия.

(приложение 10)
Для запоминания предлагается набор слов: дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол. Испытуемые должны повторить столько слов, сколько запомнили в любом порядке. Затем слова зачитываются еще раз, и они опять должны повторить их (те, которые уже называли и те, которые в прошлый раз пропустили). Порядок слов не важен. После 6-кратного повторения инструктор предлагает назвать слова через 1 час еще раз. На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в протоколе в строчке попытки ставится «+». Если испытуемый называет лишнее слово, оно фиксируется в дополнительной графе.
Спустя час испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе.
В норме – с каждым воспроизведением количество названных слов увеличивается; при наличии отклонений – воспроизведение падает, происходит застревание на лишних словах. Большое количество лишних слов свидетельствует о расторможенности сознания.
Оценка результатов (взрослые – старше 14 лет):
8-10 баллов – высокий уровень.
6-7 – средний.
5 и выше - низкий
Количество слов, воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Выводы (протоколы диагностики в приложении 10):
Испытуемый 1 (16 лет): 10 баллов – высокий уровень, уровень долговременной памяти так же высокий.
Испытуемый 2 (15 лет): 10 баллов – высокий уровень, уровень долговременной памяти так же высокий.

  1. Диагностика зрительной памяти «Память на образы»

(приложение 11)
Цель: обследование образной памяти (методика может использоваться для профориентации).
Материал: таблица с образами.
Инструкция: «Вам будет представлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. После того, как я уберу таблицу, Вы должны будете зарисовать, записать, или выразить словесно те образы, которые запомнили».
Оценка результатов.
Результаты оцениваются по следующей таблице:


оценка
(в баллах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

кол-во воспроизведенных образов

 

1-2

 

3

 

4

 

5

 

6-7

 

8-9

 

10-12

 

13-15

 

16-18

Нормой считается не менее 5-6 баллов.
Выводы (протоколы с ответами см. в приложении 11):
Испытуемый 1 (16 лет):8 баллов – высокий уровень образной памяти.
Испытуемый 2 (15 лет):9 баллов – очень высокий уровень образной памяти.

  1. Методика «Логико-количественные отношения». Шкала: логика мышления (приложение 12)

Испытуемому предлагается решить 20 задач за 10 минут. В каждой задаче необходимо определить, какая величина больше или, соответственно меньше другой. Результат записывается под чертой в виде соотношения между величинами А и В.

Ответы на задания.

  1. В>А

6. В>А

  1. В>А

16. А>В

  1. А>В

7. А>В

  1. А>В

17. В>А

3. В>А

8.А>В

  1. В>А

18. В>А

4.А>В

  1. В>А
  1. А>В

19. А>В

5.А>В

  1. А>В
  1. В>А

20.В>А

Оценка результатов:
За каждую правильно решенную задачу испытуемый получает по 0,5 балла. Максимальная сумма баллов, которую может набрать один испытуемый за решение всех 20 задач, равна 10. Если результат оказался равным целому числу баллов с половиной, то он округляется до ближайшего большего числа. Например, результат 8,5 баллов в итоге округляется до 9,0 баллов.
Выводы об уровне результатов:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 – очень низкий.
Выводы(бланки ответов в приложении 12):
Испытуемый 1 (16 лет):8 баллов – высокий уровень
Испытуемый 2 (15 лет):6 баллов – средний уровень.

Исследование внимания

внимание3
внимание


S=0,5*N-2,8n : t
N-количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;
t-время работы;
n-количество ошибок, допущенных за время работы.

Вывод:

Переключение внимания (таблица Шульте-Горбова).
K=2T1:T2
T1-среднее время по Шульте
T2-по Шульте-Горбова

Вывод:

дом

парта

белый

хорошо

груша

мел

сильный

чашка

свеча

стол

 

 

 

 

 

 

 

Исследование динамических особенностей процесса запоминания ряда слов

внимание2

Заключение

 

Динамичность процесса заучивания-
Продуктивность процесса заучивания-

«ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ»
ЛУРИЯ
Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Материал: протокол с 10 короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никаких связей.

Инструкция:
А) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните в любом порядке».
Б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова и Вы опять должны повторить их (те, которые Вы уже называли и те, которые Вы в прошлый раз пропустили). Порядок слов не важен».
Далее опыт продолжается без инструкции. Перед следующим прочтением инструктор говорит: «Еще раз».
После 6-кратного повторения инструктор говорит: «Через 1 час Вы эти слова назовете еще раз».
На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в протоколе в строчке попытки ставится «+». Если испытуемый называет лишнее слово, оно фиксируется в дополнительной графе.
Спустя час испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе.

Интерпретация результатов.
По протоколу составляется график, который называется «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
В норме – с каждым воспроизведением количество названных слов увеличивается; при наличии отклонений – воспроизведение падает, происходит застревание на лишних словах. Большое количество лишних слов свидетельствует о расторможенности сознания.
При обследовании взрослых к третьей попытке испытуемый воспроизводит правильно 9-10 слов. Кривая может указывать на ослабление внимания, на утомляемость.
Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизводит 8-9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше. Это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности.
Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму плато ( ), свидетельствует об эмоциональной вялости.
Количество слов, воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Методика «Заучивание 10 слов».
ПРОТОКОЛ.
Ф.И.О.___________________________________________________________
Возраст________________ Дата прохождения__________________________

дом

парта

белый

хорошо

груша

мел

сильный

чашка

свеча

стол

 

1

2

3

4

5

6

7 (через час)

Кривая запоминания:

Кол-во слов


10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

№ попытки

Вывод:________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__

ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ.

Цель: обследование образной памяти (методика может использоваться для профориентации).

Материал: таблица с образами.

Инструкция: «Вам будет представлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. После того, как я уберу таблицу, Вы должны будете зарисовать, записать или выразить словесно те образы, которые запомнили».

Оценка результатов.

Результаты оцениваются по следующей таблице:

оценка
(в баллах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

кол-во воспроизве-денных образов

 

1-2

 

3

 

4

 

5

 

6-7

 

8-9

 

10-12

 

13-15

 

16-18

Нормой считается не менее 5-6 баллов.

ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА.

Цель: оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Материал: таблица с 12 двузначными числами.

Инструкция: «Вам будет представлена таблица с числами. Ваша задачи состоит в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд Вы должны будете записать или перечислить устно с указанием местоположения числа всеете числа, которые вы запомнили».

Оценка результатов.
Подсчитывается количество правильно воспроизведенных чисел. Средний уровень – 6-7 чисел.

Методика «память на числа»
ТАБЛИЦА.

13

91

22

50

20

43

51

87

39

63

10

47

Методика «Память на числа»
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ф.И.О.___________________________________________________________
Возраст_____________________ Дата_________________________________

Вывод:__________________________________________________________________

Методика «Память на образы»
БЛАНК ОТВЕТОВ.
Ф.И.О.____________________________________________________________
Возраст_______________ Дата________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_____________________________



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.